Тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ-2015
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Шапиянова Галия Уахасовна

4 варианта тестов соответствуют новым КИМам  по русскому языку. Можно использовать на дополнительных занятиях по подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_1.doc77.5 КБ
Microsoft Office document icon variant_2.doc98.5 КБ
Microsoft Office document icon variant_3.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon variant_4.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Часть 1.

Ответами к заданиям 1-24  являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других  дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

                       Прочитайте текст  и выполните задания 1-3.

(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2…. для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

1.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1. Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
  2. Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
  3. Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
  4. Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требуют жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

Ответ:_________________________ 

2.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска во втором

предложении?

 вот  

 поэтому

 именно

 однако    

 также

 

Ответ:_______________________

 

3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНТРОЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Контроль  м.

1. Наблюдение с целью проверки; проверка.

К. за качеством работы. К. над производством. Взять под контроль.

2. Учреждение, проверяющее чью-л. деятельность.

Государственный к.

3. собир. Контролеры.

Выставить к.   Пошел к.

Ответ:_______________________________________________________

4.

В одном из приведённых ниже слов верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

1) кровоточИт

2) бАлуется

3) одОлжит

4) гнАлась

Ответ:____________________________ 

5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. ИСПРАВЬТЕ  ОШИБКУ и запишите слово правильно.

 

1) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.

2) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.

3) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.

4) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на гору.

Ответ: ____________________________________________________  

6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) более просто

2) пара чулков

3) положи на полку

4) к шестидесяти семи годам

Ответ: _________________________________________________

7.

 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А.Украшая зал к празднику,                           1.Нарушение норм управления.

организаторами было развешено                        

больше ста воздушных шаров.

Б. Каждый из помещиков уговаривает        2.Не сочетаются как однородные члены                            

   Павла Ивановича поехать к себе.                 имя существительное и инфинитив

В.Люблю музыку и кататься            .             3. Нарушение образования формы            

 на коньках                                                           числительного                    

Г.Отважный смотритель, рискуя                   4. Ошибочное образование форм местоимения.

 жизнью,  бросился наперерез

понёсшегося вскачь коня

 Д.Высота волн может достигать                    5..Неправильное построение предложения

   высоты до двести метров.                             с  деепричастным оборотом                                  

 Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

8.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

с...бака

пом...рились

расст…лалась

выск...чка

Ответ: ___________________________________________________  

 9.

Определите ряд, в котором в обоих словах  пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 бе...дарный, бе...чувственный

 в...южный, раз...ярённый

 пр...слониться, пр...сниться

 пр...родина, под...брать

Ответ:_________________________________________________________

10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  Е.  

 

 накапл…вать

буш...вала

смекал…стый

задумч...во

Ответ:___________________________________________________  

11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  И.

 

 привередл...вый

 ключ...вой (момент)

 задума…шься

 продл...вать

Ответ:___________________________________________________  

12.

Определите предложение, в котором НЕ со словами пишется  РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) продолжительные экспедиции проводились с целью сбора статистических сведений о населении.

Ей всё (не) ймётся.

Машина медленно развертывалась на площади, которую обступили ещё  (не) достроенные, скромной архитектуры, здания

У Светланы было (не) красивое, но удивительно выразительное лицо.

Екатерине Петровне (не) где  было разместить жильца.

Ответ:____________________________________________________

13.        

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 Сравнение «Дорожных жалоб» и элегии «Брожу ли я...» Пушкина показывает,

(НА) СКОЛЬКО (ПО) РАЗНОМУ поэт может интерпретировать одну и ту же тему.

 (В) ТЕЧЕНИЕ тех двух часов, что друзья шли по городу, им (НА) ВСТРЕЧУ не

попался ни один из его жителей.

 Миноносец «Буйный», стреляя по неприятелю, дал полный ход (В) ПЕРЕД, (В)

ДОГОНКУ за вражеской эскадрой.

 Он расплатился (СО) МНОЙ франками, которые (В) ПОСЛЕДСТВИИ я сдал в

кассу.

Ответ: _____________________________________________________

14.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Необыкнове(1)о изменилось её лицо под гримом: оно стало как будто незнакомым,

черты его проявились резче и красивей, глаза были подведе(2)ы тёмной краской и,

неестестве(3)о громадные, ярко блестели от внутре(4)его волнения.

Ответ:______________________________________________________

15.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить  ОДНУ запятую.

1.Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью

2.Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.

3. Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы

4.Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.

5. Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество..

Ответ:________________________________________________

16.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2)

бич и (3) несильно размахнувшись (4) ударил арестованного по плечам.

Ответ:_______________________________________________

17.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Разновременность развития Полоцкой и Смоленской земель была обусловлена (1)

вероятно (2) экономическими причинами, и (3) можно думать (4) что немаловажное

значение среди них имело географическое положение этих земель и связанная с

ним их заселённость.

Ответ:____________________________________________________

 18.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

В подарок от друга Владимир получил восточный кинжал (1) ручка (2) которого (3)

была сделана из слоновой кости.

Ответ:_______________________________________________

19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Стояла прекрасная погода (1) и (2) хотя октябрь был в самом разгаре (3) на деревьях

по-прежнему трепетала зелёная листва (4) а солнце грело по- летнему.

Ответ___________________________________________________________:

          Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском

училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах

искусства он становился требовательным и строгим.

(3) - Ну какая же это верба, юноша? - говорил он, просматривая работу ученика. - (4)Не

знаете - посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как

свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не

выдумывайте природу!

(8) Потом подходил к другому этюду и вздыхал:

(9) - Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (ІЗ)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы, хоть вы и смотрели на природу, главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её - у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.

(20) Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на

натуру» - с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21) В 1871 году, ещё

до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на Волге, в Костроме.

(23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В центре - высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними - по пригоркам, по оврагам - лепится серая от времени, деревянная Кострома - настоящая

большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий

звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так

свободно дышится!

(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (30)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом

избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с

чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца

художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге,

присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (33)Возвращаясь в дом, он

печально вздыхал, жалуясь хозяйке:

(34)-Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько...

(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, - неожиданно, сразу. (37)Однажды утром

разбудили художника неугомонные птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся,

как ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов

настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не

замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам

голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами

заблестели первые лужицы. (44)Но главное - птицы!

(45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в

прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже,

кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(46)Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка.

(47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.

(48) - Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.

(51) - Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! - отозвался он, взволнованный.(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.(5 6)Почему же так долго не мог взяться художник - признанный мастер пейзажа - за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, - первое дуновение весны.

(По О.М. Туберовской*.)

Туберовская Ольга Михайловна (род. в 1940 г.) - советский писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин».

20.

О чём говорит высказывание героя: «Верьте только своим глазам, а не

выдумывайте природу!»?  Укажите номер ответа.

1) С точки зрения художника, живописный пейзаж должен изображать природу как можно более правдиво.

2) Саврасов ставил наблюдательность художника гораздо выше эмоциональной чуткости, способности чувствовать красоту природы.

3) По мнению Саврасова, только реалистическая живопись заслуживает внимания.

4) По убеждению Саврасова, настоящий художник должен выражать в картинах образы своей фантазии.

Ответ: ___________________________________________________

21.        

Какое из утверждений является ошибочным? Укажите номера ответов.

1) Предложения 24-25 содержат описание.

2) В предложениях 37-39 представлено повествование.

3) В предложениях 54-55 представлено рассуждение.

4) Предложение 17 раскрывает суждение, высказанное в предложении 16 текста.

Ответ:__________________________________________________

 

22.

Из предложений  9-12 выпишите контекстные антонимы.

Ответ:_________________________________________

23.

Среди предложений 1118 найдите такое, которое связано с предыдущими

при помощи сочинительного союза. Напишите номер этого

предложения.

Ответ:___________________________________________________________

 

                               

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.

Эмоционально говоря о настоящей живописи, искусствовед О.М. Туберовская прибегает  к использованию такого лексического средства выразительности, как (А)____________

(« как свои пять пальцев», « с глазу на глаз» в  предложениях  6,20 ), а использование  такой фигуры речи, как (Б) ______________(предложение 17) придаёт монологу рассказчика  выразительную  силу. Такие  тропы, как (В) _______________________( «печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви»,« весело играют весной на берёзе серёжки»  в предложениях 13- 14)  и (Г)______________(«хмурое небо», «голые берёзы» предложение 30) усиливают эмоциональное воздействие на читателя.

Список терминов:

  1. метафора
  2. инверсия
  3. многосоюзие
  4. фразеологизм
  5. риторические вопросы
  6. парцелляция
  7. олицетворение
  8. ряды однородных членов
  9. эпитет

Ответ:

А

Б

В

Г

 

                                            Часть 2

 25.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

                                                                 Часть 1.

Ответами к заданиям 1-24  являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других  дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

                       Прочитайте текст  и выполните задания 1-3.

(1)Морские волны сбегаются к берегу с разных сторон, вблизи береговой линии трутся о дно. (2)В этот момент разные части волн ведут себя по-разному, потому что сказывается разница глубин: где море глубже, волна движется быстрее, где мельче — медленнее. (3)…. набегающий гребень волны замедляет свой бег, а спешащая вслед ему подошва волны движется быстрее. 

1.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1. Части морских волн — гребень и подошва — вблизи берега ведут себя по-разному.
  2. На скорость движения разных частей волн влияет глубина моря.
  3. Там, где море глубже, волна движется медленнее, а где мельче — быстрее.
  4. Подошва волны движется быстрее из-за близости береговой линии.

 Ответ:_________________________________________

2.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем

предложении?

например

только    

вот почему

именно

Ответ:_________________________________________________

3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГРЕБЕНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГРЕБЕНЬ  -бня, м.

   
1. Высокая, обычно с украшениями гребенка для
поддерживания прически, а также (устар.) вообще гребенка (в 1 знач.).
2. То же, что гребенка (во 2 знач.) (спец.). Прядильный г.
3. Вырост на голове некоторых птиц, пресмыкающихся. Петушиный г.
4. Верхняя точка, верх. Г. горы.  Г. атмосферного давления.

 

Ответ:_____________________________________________________

4.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

1) балОванный

2) мусоропрОвод

3) чЕрпать

4) дозвонЯтся

Ответ:_______________________________________________

5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. ИСПРАВЬТЕ  ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом

серьёзного заболевания.

2) В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных

веществ, необходимых растениям.

3) Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в

зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

4) К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся химическое

загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений.

Ответ:_____________________________________________________  

6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) о пятистах сорока рублях

2) копчёные окороки

3) поезжай домой

4) менее интересно

Ответ:______________________________________

7.

 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Пока  подытоживовались итоги конкурса,             1. Неправильное построение                                                                                               организаторы провели интересную экскурсию.             предложения с причастным оборотом.

Б.В сочинении я хотел сказать о значении  театра        2.Нарушение норм управления.

   в моей жизни и почему я увлёкся им.

В. Вопреки прогноза установилась ясная погода.       3.Ошибочное использование

                                                                                              глагольного суффикса.

Г. Это произведение Василия Быкова я                       4. Неправильное построение предложения прочитал летом, посвященное                                        с деепричастным оборотом

Великой  Отечественной войне.

Д. Получив диплом о среднем профессио-                    5.Ошибочное построение предложения

нальном образовании,Щербакова сразу направили         с однородными членами.

 работать в Ростов.

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

8.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

арб... траж

бл... стательный

б... тонный

дек... рированный

Ответ: ________________________________________________________

9.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 воз...меть (действие) ,  меж...гровая (тренировка)

 бе...застенчивый, ...дешний

 ра...положиться, ра…будить

 пр...обретение, пр...вращение

Ответ:_________________________________________________

10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  Е.  

 

 глин...стый

 опостыл...вший

 опрометч...вый

 въедл…вый

Ответ:___________________________________________________________

11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  И.

 

дол...вой

заманч...во

ноч...вать

прост...нький

Ответ:_______________________________________________________

12.

Определите предложение, в котором НЕ со словами пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не) замеченные учеником ошибки были исправлены красным карандашом.

 На соревнованиях по пятиборью Антон показал далеко (не) лучший результат.

 К нему и птица (не) летит, и тигр (не) йдёт..

Несмотря на простоватую внешность, докладчик оказался человеком отнюдь

(не) глупым.

Игорь очень подвёл всех нас, (не) сдержав своего слова.

Ответ:__________________________________________________________

13.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 (ПО) НАЧАЛУ шутка показалась Антону безобидной, теперь же он понял, (НА)

СКОЛЬКО ошибся.

 (НЕ) СМОТРЯ на холодное и дождливое лето, Миша (ПО) ПРЕЖНЕМУ каждые

выходные проводил в деревне.

 ЧТО (БЫ) привлечь к себе внимание гостей, маленький Тимошка насыпал (В)

ПУСТУЮ жестяную банку камней и стал трясти ею над головой.

 Все (ПО) РАЗНОМУ поняли смысл фильма, но (НИ) КТО не ушёл из кинотеатра

разочарованным.

Ответ: ___________________________________________________

14.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Белые грибы, которые собра(1)ы в листве(2)ых лесах южного Подмосковья, вкусны

не только в супе, но и в тушё(3)ом виде, а особенно — жаре(4)ые на подсолнечном

масле с луком.

 Ответ: _________________________________________________________

15.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить  ОДНУ запятую.

1.Огонек в башне светился ровным красноватым светом.

2. Жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.

3. Море вечно и неумолчно шумит и плещется.

4. Буран крутит швыряет снегом и высвистывает и заливается жутким воем.

5.И старшие и мы сами страшно испугались и пришли в смятение

Ответ:___________________________________________________

16.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Маргарита сидела (1) заткнув пальцами уши (2) и глядела на (3) дремавшую на

каминной полке (4) сову.

Ответ:__________________________________________________________

17.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Район Старой Ладоги, где скандинавы появились (1) по свидетельству

историков (2) в середине VIII века, известен тяжёлыми почвами,

обработка которых орудиями без железных наконечников была (3) в высшей

степени (4) затруднительна.

Ответ:______________________________________________________________

 18.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Жителям оставалось надеяться только на трёх смельчаков (1) в руках (2) которых (3)

теперь была судьба всего города.

Ответ:_____________________________________________________________

19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя

они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи

было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера.

Ответ:_____________________________________________________________

                          Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском

училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах

искусства он становился требовательным и строгим.

(3) - Ну какая же это верба, юноша? - говорил он, просматривая работу ученика. -

(4) Не знаете - посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6) Надо знать

природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!

(8) Потом подходил к другому этюду и вздыхал:

(9) - Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это

живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально

склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы хоть и смотрели на природу, да главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её - у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.

(20) Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на

натуру» - с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками.

(21) В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на

Волге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В

центре - высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком,

пряниками. (25)А за ними - по пригоркам, по оврагам - лепится серая от времени,

деревянная Кострома - настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в

гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь

после Москвы, и так легко, так свободно дышится!

(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (ЗО)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом

избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с

чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца

художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге,

присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (ЗЗ)Возвращаясь в дом, он

печально вздыхал, жалуясь хозяйке:

(34)-Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далёконько...

(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, - неожиданно, сразу. (37)Однажды утром

разбудили художника громкие птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как

ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не

замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам

голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное - птицы!(45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(46) Шаги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка.

(47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.

(48)- Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.

(51)- Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! - отозвался он, взволнованный.

(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на

подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые

первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.

(5 6)Почему же так долго не мог взяться художник - признанный мастер пейзажа - за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, - первое дуновение весны.

(По О.М. Туберовской*.)

Туберовская Ольга Михайловна (род. в 1940 г.) - советский писатель, искусствовед, автор книги «В гостях у картин».

20.

О чём говорит высказывание героя: «Это рисунок для ботанического атласа, а не

живопись»? Укажите номер ответа.

1) С точки зрения Саврасова, рисунок ученика точен, но лишён художественности.

2) Саврасов считает, что на своём рисунке ученик недостаточно правдиво изобразил природу.

3) По мнению Саврасова, изобразительное искусство не должно служить практическим задачам, в частности иллюстрированию научной литературы.

4) По убеждению Саврасова, художник должен правдиво выражать в картинах детали наблюдаемых предметов и явлений.

Ответ:_______________________________________________________________

21.Какое из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 16-18 представлено рассуждение.

2) Предложение 29 раскрывает суждение, высказанное в предложении 28

текста.

3) Предложения 43-45 содержат описание.

4) В предложениях 46-47 представлено повествование.

Ответ: ________________________________________________________________

22. Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Укажите номера ответов.

1) заблестели (предложение 43)

2) ждал (предложение 57)

3) плывёт (предложение 26)

4) повесить (предложение 19)

Ответ: ___________________________________________________________________

 23.

 Среди предложений 1419 найдите такое, которое связано с предыдущими

при помощи  частицы. Напишите номер этого

предложения.

Ответ:_________________________________________________

 

 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.    

Искреннее неравнодушие  О.М. Туберовской к проблеме истинного искусства проявляется в использовании такого синтаксического средства,как (А)___________________(предложения 41-42),  и такого приёма ,как (Б)__________________________(предложения 10-11). А такие лексические  средства, как(В) ______________( «как ребёнок», «словно вата» в предложениях 38,43 ) и (Г)____________________(«долгожданные гости» предложение 45)  придают размышлению особую живость, достоверность и эмоциональность.  

  Список терминов:

  1. метафора
  2. вопросно-ответная форма изложения
  3. синоним
  4. диалектизмы
  5. риторические вопросы
  6. парцелляция
  7. восклицательные предложения
  8. ряды однородных членов
  9. сравнение

Ответ:

А

Б

В

Г

   

     

                                       

                                                                 Часть 2

 25.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                           



Предварительный просмотр:

                                                               Часть 1.

Ответами к заданиям 1-24  являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других  дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

                       Прочитайте текст  и выполните задания 1-3.

 (1)Своей известностью Галапагосские острова, находящиеся в Тихом океане, в

немалой степени обязаны Чарльзу Дарвину, который в 1835 году посетил

Галапагосы в рамках кругосветного путешествия, совершенного английской

экспедицией на корабле «Бигль».  (2) Каждый из островов архипелага индивидуален по

ландшафту и дикой природе, и, несмотря на суровый климат, на каждом обитают

животные, которые сумели приспособиться к уникальным местным природным

условиям. (3) …. эти чудесные адаптации в свое время поразили молодого

натуралиста Дарвина, а их исследование послужило импульсом к созданию

знаменитой эволюционной теории происхождения видов.

1.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Своей известностью Галапагосы обязаны Ч. Дарвину: исследования уникального животного мира архипелага стали для него стимулом к созданию эволюционной теории происхождения видов.

2) Особенность животного мира Галапагосских островов - уникальные природные условия, к которым местные виды приспособились в процессе эволюции.

3) Несмотря на то, что климат на всем архипелаге довольно суровый, на

Галапагосах всегда обитало много видов интересных животных.

4) Во времена Чарльза Дарвина, который в 1835 году посетил Галапагосские

острова в рамках кругосветного путешествия, этот архипелаг был почти

неизвестным и малоисследованным местом.

Ответ:______________________________________________________

 

2.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем

предложении?

 вероятно  

 только

 именно

 однако    

 несмотря на это

 

Ответ:_______________________

3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТЕПЕНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом  (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.


СТЕПЕНЬ- ж , мн. степени, степеней

  1. Сравнительная величина, сравнительное количество, сравнительное качество чего-нибудь.   С. культуры. Высокая с. мастерства.
  2. В косв.падежах в соединении с прилагательным образует выражения, обозначающие важность, значительность чего-н. или отношение к чему-н., характеризуемые прилагательным.  В высшей с.  В значительной с.
  3. Произведение равных множителей, результат  повторного умножения числа на самого себя.  Возведение в с.  Икс в пятой с.
  4. Форма качественных имён прилагательных и наречий, указывающая на степень качества, выражаемую данным прилагательным или наречием. Сравнительная с. С. сравнения.

Ответ:____________________________________________________

4.

В одном из приведённых ниже слов неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

1) крАны

2) красИвейший

3) дозвонЯтся

4) осведомИшься

Ответ: ___________________________________________

5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. ИСПРАВЬТЕ  ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не

ниже генеральского.

2) Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по

защите интересов наших соотечественников за рубежом.

3) Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является

гарантией высокого урожая.

4) Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.

Ответ:____________________________________________

6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

 1) с тремястами новобранцами

2) жареные тетерева

3) ихние друзья

4) лягте на кушетку

Ответ: ______________________________________

7.

 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А.Раскрашивая картинки,                                     1.Ошибочное образование формы глагола.                            

    у детей развивается моторика рук.

Б. Тургенев приводит героя к постепенному      2.Неправильное образование формы

   осознанию своих ошибок                                местоимения.                                                                                                                        

В. Вы и ваши помощники смогут                        3.Неправильное построение предложения           

 выполнить задание в срок.                                     с  деепричастным оборотом                               

Г. С тысячи девятисот восьмидесяти                  4.Неправильное употребление видовых           шестого года (год Чернобыля) прошло уже       форм глагола.  

много лет. 

Д. Ноздрёв – большой любитель купить            5. Неправильное склонение составных и менять вещи.                                                           порядковых числительных

 

 .


Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

8.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 прик.. .саться

расп…рядился

 подтв...рдить

 к...валерия

Ответ: _____________________________________________

9.

Определите ряд, в котором в обоих словах  пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 з...ночевать, з...ревать

 пр...брежный,  пр...сягать

 и...готовить, во...питание

  из...ян, обез...яна

Ответ: ________________________________________

10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  Е.  

 отмалч...ватъся

 застенч...вый

 потч...вать

 переплач...ваемый

 

Ответ: ___________________________________

А11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  И.

 сирен…вый

 пристра...вать

 повел...вать

 вкусн..нький

Ответ:__________________________________

12.

Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словами пишется  РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Сейчас уже (ни) кому не узнать правды.

2) Инженер (не) приветливо посмотрел на журналиста.

3) В Пакистане находится самая высокая из ещё (не) покоренных вершин мира.

4) Подарок был хоть и (не) дорогой, но очень полезный.

Ответ: _______________________________________________

13.        

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) (НИ) КТО не мог повторить рекорд легкоатлета Роберта Бимона (В) ТЕЧЕНИЕ

многих лет.

2) (НИ)РАЗУ не собиралось ещё (НА) ПРОТИВ церкви столько людей, как в ту

крещенскую ночь.

3) (НЕ) СМОТРЯ на тёплый день, одет он был в драповое пальто, застегнутое

(НА) ГЛУХО.

4) Ветви дерева были такими кривыми, БУД (ТО)  КТО(ТО) нарочно изгибал их и

не давал расти прямо.

Ответ:___________________________________

14.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В связи с повыше(1)ой опасностью возникновения оползня работы в песча(2)ом

карьере были приостановле(3)ы.

Ответ: ___________________________________

15.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить  ОДНУ запятую.

1.Задувал неприятный ветер и было очень холодно.

2.Яркое летнее солнце едва коснулось линии горизонта  и стало вдруг кроваво-

красным.

3. Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин, и для грузовиков, и для телег.

4. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5. Мама пожелала сыну, идущему на экзамен, ни пуха ни пера.

Ответ:________________________________

16.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Старушка (1) вздыхая (2) и (3) утирая бегущие слезы платочком (4) долго

рассказывала нам о своих деревенских бедах.

Ответ:__________________________________________

17.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

При аварии никто (1) к счастью (2) не пострадал (3) поскольку (4) на стройплощадке

в тот момент не было рабочих.

Ответ:__________________________________________

18.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Жителям оставалось надеяться только на трёх смельчаков (1) в руках (2) которых (3)

теперь была судьба всего города.

Ответ:___________________________________________

19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя

они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи

было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера.

Ответ:_____________________________

          Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Когда я отмечал свой восьмой день рождения, бабушка подарила мне толстую

тетрадь и сказала: (2)«Вот тебе альбом, записывай в него всё, что тебе покажется

умным и хорошим, и пусть каждый из нас напишет тебе что-нибудь на память».

(3)Раньше мне дарили только игрушки, а тут я впервые получил настоящий

«взрослый» подарок. (4)Тетрадь была красивая, с плотными мелованными листами,

в синем сафьяновом переплете, но, несмотря на свою красоту и «взрослость», она

показалась мне тогда абсолютно ненужной вещью. (5)Мне так хотелось оловянных

солдатиков, о которых я давно мечтал! (6)Они даже по ночам мне снились,

новенькие, блестящие, в парадных мундирах, с острыми саблями на боку и

чёрными винтовками за плечами. (7)Как раз таких я видел каждый день в витрине

магазина на соседней улице. (8)И вдруг - альбом. (9)Какая скучища!

(10 )Я молча принял нежданный подарок и, положив его на каминный столик,

занялся своими старыми игрушками. (11)Дедушка, сидевший в это время у камина,

внимательно наблюдал за мной. (12)Конечно, он сразу заметил моё разочарование

и понимающе улыбнулся. (13)Потом подошёл, потрепал меня по щеке, взял мою

сафьяновую тетрадь и написал на первой странице: (14)«Если хочешь счастья, не

думай о лишениях; учись обходиться без лишнего». (15)Да, хорошо ему было

говорить: (16)«Не думай»... (17)А мне, тогда совсем ещё ребёнку, было до слёз

обидно, но пришлось примириться.

(18 )Я тогда и не заметил, как глубоко меня задел этот постылый жизненный совет,

данный мне дедом. (19)Сначала я и слышать о нём не хотел: это была бессовестная

насмешка надо мною и над моими солдатиками. (20)Но позднее... (21)И потом ещё

много спустя...

(22)У меня было так много лишений в жизни. (23)И всегда, когда мне чего-нибудь

остро недоставало или когда приходилось терять что-нибудь любимое, я думал о

сафьяновой тетради и об изречении деда. (24)Я и сейчас называю его «правилом

счастья» или «законом оловянного солдатика».

(25) Кажется, тут замешана и сказка Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»:

храбрый был малый - прошёл через огонь и воду и даже глазом не моргнул.

(26)Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не

хватает, входит в искусство жизни. (27)Если человек хочет стойко сносить лишения,

от него требуется выполнение двух условий. (28)Во-первых, у него должна быть в

жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно

больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (29)Нельзя

терять священное и существенное в жизни, то главное, ради чего мы живем, перед

чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. (30)Но всё несущественное,

повседневное, все мелочи жизни не должны нас ослеплять, связывать,

обессиливать и порабощать. (31)И во-вторых, человеку нужна способность

концентрировать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение не

на том, чего не хватает, чего он лишён, но на том, что ему дано. (32)Кто постоянно

думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью.

(33)Тот же, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему,

будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость

жизни. (34)Диогену довольно было простого луча солнца, чтобы пережить полноту и

радость бытия.

(35)Лишения выковывают характер, по-суворовски воспитывают в людях волю к

победе, учат их самоуглублению. (36)Они могут принести человеку истинное

богатство, которое он иначе не постигнет. (37)И я не ропщу на лишения и утраты,

постигшие меня в жизни. (38)Но о моей синей сафьяновой тетради, научившей меня

когда-то «закону оловянного солдатика», я вспоминаю с благодарностью. (39)Эта

удивительная вещь отняла у меня когда-то желанную игрушку, но открыла мне

доступ к истинному богатству.

(По И.А. Ильину)

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - известный религиозный философ,

писатель и публицист

20.

О чём говорит высказывание рассказчика: «Тот же, кто умеет с любовью

вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой

жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость жизни»?

1) Люди, способные ценить и любить то, что им дано, живут счастливой и

полной жизнью.

2) Люди, довольствующиеся малым, в любом обществе во все времена

вызывают уважение и стремление им подражать.

3) Люди, которым достаточно того, что у них есть, никогда не добьются успеха.

4) Люди, умеющие находить радость в простых жизненных мелочах,

встречаются очень редко.

Ответ: ______________________________________________________

21.Какое из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 37-39 перечислены последовательные действия

персонажей.

2) В предложениях 28-31 представлено рассуждение.

3) Предложение 4 включает описание.

4) Предложения 10-13 содержат повествование.

Ответ:______________________________________________________

22. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) по щеке (предложение 13)

2) задел (предложение 18)

3) лишения (предложение 27)

4) говорить (предложение 15)

Ответ: ________________________________________________________

23.

Среди предложений 3-7 найдите такое, которое связано с предыдущими

при помощи модальной частицы. Напишите номер этого

предложения.

Ответ:______________________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.

 Стремясь передать детские воспоминания, связанные с подарком бабушки, И.Ильин

использует  лексическое средство выразительности, как (А)___________________(«ненужная вещь» в предложении 4, «удивительная вещь» в предложении 39) и фигуру речи (Б)__________________________(предложение 8), которые   придают изображённой картине выразительную силу. Такой приём, как (В)_______________________________ («ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать» в предложении 30)  и синтаксическое средство, как (Г)____________________( в предложениях 20, 21)  усиливают эмоциональное воздействие на читателя.

Ответ:

А

Б

В

Г

 Список терминов:

 1.эллипсис

 2.метафора

 3.синтаксический параллелизм

 4.многосоюзие

 5.эпитет

 6. антонимы

 7. синонимы

 8. антитеза

 9. градация        

 Часть 2

 25.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

                                                               Часть 1.

Ответами к заданиям 1-24  являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других  дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

                       Прочитайте текст  и выполните задания 1-3.

(1)В 19 веке торговля китайским чаем сулила купцам немалые прибыли, однако на

перевозку товара из Китая в Европу судами затрачивалось около года, за который

чай отсыревал и в результате терял свои вкусовые качества. (2)Для более быстрой

доставки чая из Китая в Европу в 30-х годах были сконструированы клиперы -

быстроходные суда до 3000 тонн водоизмещения, сильно вытянутой формы, с

огромной площадью парусов, ловивших даже малейший ветер, и острыми,

«режущими воду» (от английского clip) обводами корпуса.  (3)…«Гончие псы океана», как

называли клиперы на Британских островах, позволяли доставить чай из Шанхая в

Ливерпуль в три раза быстрее, то есть за 4 месяца, в течение которых чай не успевал

отсыреть, и доминировали в чайной торговле вплоть до 70-х годов 19 века, когда

парусные суда были вытеснены с моря кораблями на паровой тяге.

1.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Клиперы, сконструированные в 30-х годах 19 века, обладали вытянутым

корпусом и огромной площадью парусов, что позволяло им преодолевать

расстояние между Шанхаем и Ливерпулем всего за 4 месяца, тогда как другим

судам требовалось около года на преодоление аналогичного пути.

2) Крайне выгодная торговля китайским чаем осуществлялась вплоть до 70-х

годов 19 века на специальных быстроходных судах - клиперах, называемых за их

скорость на Британских островах «гончими псами океана», однако в 70-х годах

клиперы были вытеснены судами на паровой тяге.

3) Клиперы, специально сконструированные для доставки чая, торговля

которым была крайне выгодна в 19 веке, преодолевали путь из Китая в Европу в три

раза быстрее простых кораблей, что позволяло сохранить вкусовые качества товара,

утрачиваемые при доставке обычными судами.

4) Клиперы, используемые в 19 веке для доставки чая, преодолевали

расстояние от Шанхая до Ливерпуля всего за 4 месяца, однако в процессе доставке

чай отсыревал и терял свои вкусовые качества, и в 70-х годах для доставки чая стали

использовать более быстроходные суда на паровой тяге.

Ответ: _________________________________________________

 

2.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем

предложении?

 вот  

 поэтому

 впоследствии

 лишь  

 таким образом

 Ответ:_______________________  

3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИБЫЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Прибыль, -и, ж.
1. Сумма, на к-рую доход, выручка превышает затраты на
экономическую деятельность, на производство товара. Валовая п. (часть
валового дохода, остающаяся за вычетом всех производственных расходов).
Чистая п. (часть валовой прибыли, остающаяся после всех финансовых расчетов
и отчислений).
2. Обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной
деятельности предприятий.
3. Перен. Польза, выгода (разг.). Какая мне в этом п.?
4. Прибавление, увеличение, приращение чего-н.П. населения. П.
воды в реках. II прил. прибыльный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.).

Ответ:___________________________________________

4.

В одном из приведённых ниже слов верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

Выпишите это слово.

1) мозАичный

2) занЯл

3) дОнельзя

4) закУпорит

Ответ  :________________________________

5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. ИСПРАВЬТЕ  ОШИБКУ и запишите слово правильно.

1) Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

2) Заметив ОПАСЛИВЫЙ взгляд собеседника, я на минуту задумался.

3) В первый же день Иван легко ОСВОИЛ новый музыкальный инстру-

мент.

4) Плесень – распространённое ГРИБНОЕ заболевание озимых

посевов.

Ответ: _______________________________

6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

 1) пара джинсов

2) более светлый

3) запретящий игры

4) более полутораста зрителей

Ответ:_____________________________________

7.

 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Поселившись в столице,                          1. Недопустимое употребление собирательного

 братом была продана старая квартира          числительного.

 в Саратове.

Б. Жизненный путь героя был                           2.Неправильное употребление  

    тяжёл и трагичный.                                    количественного числительного.                

             

В.Двое студенток подошли к                      3.Неправильное построение предложения                                                                       

 нам на остановке автобуса.                          с  деепричастным оборотом 

                               

Г.Призыв к забастовке был поддержан       4. Одновременное употребление в составном сказуемом  больше сотни шахтёров.                                   полной и краткой форм прилагательного.

Д. Боюсь, что я ощущу неловкость.            5.Ошибочное образование формы глагола.   

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д




8.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  в...трина

 заг…ревшийся

 бл...стательный

 ог…рчение

Ответ: ________________________________________________

9.

Определите ряд, в котором в обоих словах  пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по...крался, о…торжение

раз...грать, сверх...мперия

 п...едестал, ин...екция

 пр...частный, пр...певаючи

Ответ:_____________________________________________  

10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  Е.  

миндал...вый

прикле...л

догадл…вый

ненавязч...вый

 

Ответ:____________________________________

А11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква  И.

 установл.. .нный

 уклонич...вый

 потч...вать

 оранж…вый

Ответ:_____________________________________________

12.

Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словами пишется  РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Я знал Павла (не) первый год.

2) Слова журналиста (ни) кто не воспринял всерьез.

3) Работа была выполнена (не) профессионально.

4) Михаил был импульсивным юношей и часто совершал (не) обдуманные

поступки.        

Ответ:_____________________________________________________  

13.        

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1) Человеческий организм более чем (НА) ПОЛОВИНУ состоит из воды, и (ПО)

ЭТОМУ нам необходимо регулярно пополнять её запасы.

2) (В) НАЧАЛЕ фильма зрителей ждёт драматическая история разлучён¬ной

пары, но (ЗА) ТЕМ герои вновь воссоединятся.

3) ЧТО(БЫ) успешно справиться с заданием, нужно (ПО) НАСТОЯЩЕМУ хорошо

ориентироваться в материале.

4) Писатель за год объездил (ПОЛ) АЗИИ, не оставаясь (ПО) ДОЛГУ ни в одной

стране.

Ответ: _________________________________________

14.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Партия новых станков была закупле(1)а полотня(2)ой фабрикой по сниже(3)ой цене.

Ответ:_____________________________

 15.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить  ОДНУ запятую.

1. От него не было ни слуху ни духу.

2. Через наш большой лес проводят шоссе с отдельными путями для легковых машин и для грузовиков, для телег и для пешеходов.

3. Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц. 

4. Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения.   

5. Вечером завыл в трубу ветер и  будоражил лес угрожающим посвистом.

Ответ:_______________________________________________

16.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Василий (1) что-то объяснявший молодому стажеру (2) наконец заметил нас и (3)

широко улыбнувшись (4) помахал рукой.

Ответ:____________________________________________

17.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Средства на реконструкцию музея (1) между тем (2) были уже изысканы, и работы

по восстановлению (3) кажется (4) должны были вот-вот начаться.

Ответ:_____________________________________________  

18.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Минутный приступ нерешительности (1) в течение которого (2) альпинист

размышлял о возвращении на базу (3) уступил место приливу сил (4) и желанию

добиться цели во что бы то ни стало.

Ответ:________________________________________________

19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в  предложении должны стоять запятые.

Рецензия на фильм принадлежала известному кинокритику (1) и в ней говорилось

(2) что (3) если бы главную роль исполняла более опытная актриса (4) то картина

непременно получила бы престижную премию.

 Ответ:________________________________________________

                               

          Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Когда я отмечал свой восьмой день рождения, бабушка подарила мне толстую

тетрадь и сказала: (2)«Вот тебе альбом, записывай в него всё, что тебе покажется

умным и хорошим, и пусть каждый из нас напишет тебе что-нибудь на память».

(3)Раньше мне дарили только игрушки, а тут я впервые получил настоящий

«взрослый» подарок. (4)Тетрадь была красивая, с плотными мелованными листами,

в синем сафьяновом переплете, но, несмотря на свою красоту и «взрослость», она

показалась мне тогда абсолютно ненужной вещью. (5)Мне так хотелось оловянных

солдатиков, о которых я давно мечтал! (6)Они даже по ночам мне снились,

новенькие, блестящие, в парадных мундирах, с острыми саблями на боку и

чёрными винтовками за плечами. (7)Как раз таких я видел каждый день в витрине

магазина на соседней улице. (8)И вдруг - альбом. (9)Какая скучища!

(10 )Я молча принял нежданный подарок и, положив его на каминный столик,

занялся своими старыми игрушками. (11)Дедушка, сидевший в это время у камина,

внимательно наблюдал за мной. (12)Конечно, он сразу заметил моё разочарование

и понимающе улыбнулся. (13)Потом подошёл, потрепал меня по щеке, взял мою

сафьяновую тетрадь и написал на первой странице: (14)«Если хочешь счастья, не

думай о лишениях; учись обходиться без лишнего». (15)Да, хорошо ему было

говорить: (16)«Не думай»... (17)А мне, тогда совсем ещё ребёнку, было до слёз

обидно, но пришлось примириться.

(18 )Я тогда и не заметил, как глубоко меня задел этот постылый жизненный совет,

данный мне дедом. (19)Сначала я и слышать о нём не хотел: это была бессовестная

насмешка надо мною и над моими солдатиками. (20)Но позднее... (21 )И потом ещё

много спустя...

(22)У меня было так много лишений в жизни. (23)И всегда, когда мне чего-нибудь

остро недоставало или когда приходилось терять что-нибудь любимое, я думал о

сафьяновой тетради и об изречении деда. (24)Я и сейчас называю его «правилом

счастья» или «законом оловянного солдатика». (25)Кажется, тут замешана и сказка

Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»: храбрый был малый - прошёл через

огонь и воду и даже глазом не моргнул.

(26) Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не

хватает, входит в искусство жизни. (27)Если человек хочет стойко сносить лишения,

от него требуется выполнение двух условий. (28)Во-первых, у него должна быть в

жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно

больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. (29)Нельзя

терять священное и существенное в жизни, то главное, ради чего мы живем, перед

чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. (30)Но всё несущественное,

повседневное, все мелочи жизни не должны нас ослеплять, связывать,

обессиливать и порабощать. (31)И во-вторых, человеку нужна способность

концентрировать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение не

на том, чего не хватает, чего он лишён, но на том, что ему дано. (32)Кто постоянно

думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью.

(33)Тот же, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему,

будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину, красоту и радость

жизни. (34)Диогену довольно было простого луча солнца, чтобы пережить полноту и

радость бытия.

(35)Благодаря лишениям выковывается характер, по-суворовски воспитывается в людях воля к победе, лишения учат самоуглублению. (36)Они могут принести человеку истинное богатство, которое он иначе не постигнет. (37)И я не ропщу на лишения и утраты, постигшие меня в жизни. (38)Но о моей синей сафьяновой тетради, научившей меня когда-то «закону оловянного солдатика», я вспоминаю с благодарностью. (39)Эта удивительная вещь отняла у меня когда-то желанную игрушку, но открыла мне доступ к истинному богатству.

(По И.А. Ильину )

Иван Александрович Ильин (1883-1954) - известный религиозный философ,

писатель и публицист

20.

О чём говорит высказывание рассказчика: «Кто постоянно думает о

недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью»?

1) Люди, которым не хватает денег, всегда завидуют богатым и ненавидят их.

2) Люди, всё время думающие о том, чего им не хватает, не могут чувствовать

себя довольными своей жизнью.

3) Люди, которым всегда чего-то не хватает, смогут получить от жизни больше

других.

4) Следует опасаться голодных, завистливых и злых людей.

Ответ:_______________________________________________________

21.Какое из утверждений является ошибочным?

1) Содержание предложений 20 и 21 противопоставлено суждению,

    высказанному в предложении 19.

2) В предложениях 32-34 представлено рассуждение.

3) Предложение 6 содержит описательный фрагмент.

4) Предложения 35-36 содержат повествование.

Ответ:________________________________________________________

22. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) заметил (предложение 12)

2) способность (предложение 26)

3) высшая (предложение 28)

4) бледнеет (предложение 29)

Ответ:_________________________________________________________

23.

Среди предложений 4-8 найдите такое, которое связано с предыдущими

при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:________________________________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24.

 Такое  лексическое  средство, как (А) _____________________(«альбом», «настоящий «взрослый» подарок», «ненужная вещь» в предложениях 2,3,4 ), и такое синтаксическое средство, как(Б) __________________________(предложение 9) делают воспоминания И. Ильина живыми, эмоциональными, запоминающимися. Использование (В)  ________________________________ ( предложения 10,12)  и (Г)_______________(«постылый совет», «бессовестная насмешка») помогают автору представить читателю развёрнутую картину детской обиды.

Список терминов:

  1. синонимы
  2. эпитет
  3. многосоюзие
  4. фразеологизм
  5. восклицательное предложение
  6. парцелляция
  7. олицетворение
  8. ряды однородных членов
  9. прямая речь

Ответ:

А

Б

В

Г

 

Часть 2

 25.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на

читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

содержаться тесты различной направленности...

Тесты по русскому языку для подготовки к ОГЭ. Простое и сложное предложение.

Тесты можно использовать при подготовке учащихся 8-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ....

Тесты по русскому языку для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Орфографические нормы.

Тесты можно использовать для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ (8-11 классы)...

Тесты по русскому языку для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Пунктуационные нормы.

Тесты можно использовать для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ (8 - 11 классы)...

Тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Орфоэпические нормы.

Тесты можно использовать для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (8 - 11 классы)...

Тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Лексические и грамматические нормы.

Тесты можно использовать для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ учащихся 8 - 11 классов....

Тесты по русскому языку для подготовки к ОГЭ. Стилистические нормы.

Тесты в 4-х вариантах можно использовать для подготовки к экзаменам учащихся 8 - 11 классов...