Урок развития речи в 5 классе "Почувствуйте вкус слова "ДОБРОТА"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Арбатская ( Бортюк ) Людмила Валерьевна

Урок разработан по технологии педагогической мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochuvstvuyte_vkus_slova_dobrota.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Почувствуйте   вкус    слова ДОБРОТА»

( урок развития речи 5 класса)

Цели:

  1. Обучающая: повторение разделов языкознания при помощи анализа слова.
  2. Развивающая: развитие навыков составления текста по опорным словам; умение выразить словами свои чувства и ассоциации, развитие навыка работы со словарём.
  3. Воспитывающая:
  • Пробудить интерес к родному языку;
  • Пробудить добрые чувства
  • показать, как великие люди относились к этому явлению.

Дети сидят группами по 4 человека.

Материал к уроку: толковый словарь, альбомные листы, карандаши, листы для каждого.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ (5 минут) Здравствуйте! Декада гуманитарных наук завершается и  у нас сегодня необычный урок. Мы будем исследовать одно – единственное слово. А вот какое это слово, вам предстоит угадать, прочитав высказывания великих людей. На партах лежат листы, переверните их и давайте вместе выразительно прочитаем.

Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. В.Гюго

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. Ф.Бэкон

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. Ж. Руссо

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Торо Г.

Против всего можно устоять, но не против доброты .  Ж.Руссо

Вы правильно определили, что предметом нашего сегодняшнего разговора будет привычное слово ДОБРОТА (прикрепить на доску на магнит)

  • А как мы определим, что в человеке живет доброта? ( искренне совершает добрые дела)
  • Кто больше всего нуждается в нашей доброте? (близкие люди, старые люди, дети)
  • Как вы думаете, почему В.Гюго сравнил доброту с солнцем во внутреннем мире человека?

Ответы начинаем словами: «Я считаю..», «Я думаю,..», «Мне хочется дополнить» (НА ДОСКЕ)

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧИ УРОКА ( 3 минуты)

А тема урока звучит так: «Почувствуйте вкус слова ДОБРОТА» (на магниты на доску оставшиеся слова)  

  • Какое словосочетание в этой фразе кажется вам необычным?
  • Скажите, чтобы понять вкус чего-либо, что надо сделать?

Правильно, это и будет нашей задачей – «раскусить» слово ДОБРОТА, посмотреть на него с разных сторон – и с научной, и с «душевной». Работать бы будем с вами не в тетрадях, а на листах. А создавать нам доброе настроение будет помогать вот это солнышко (игрушка)

3.Научный этап: (10 минут)

  • Проникаем в тайну  лексического значения слова ДОБРОТА (находим в словарях, выписываем)
  • Пробуем подобрать однокоренные слова. Записываем у доски, кто подобрал.
  • Определяем, в роли каких членов предложения может выступить это слово. Смотрим на афоризмы великих людей. Разбираем, где какой член предложения. Объясняем знаки. Запишите любой понравившийся вам афоризм, подчеркните слово ДОБРОТА как член предложения.

4. ФИЗМИНУТКА  (2 минуты) Аккуратно бросаем символ урока – солнышко - и говорим человеку добрые слова.  «Саша, мне в тебе нравится..»  

Приятно было услышать доброе в свой адрес ? А сказать приятное легко? Значит, надо учиться доброте.

5. И переходим ко 2 ЭТАП-ТВОРЧЕСКИЙ (15 минут)

  • Сейчас вам нужно включить воображение, ассоциации, эмоции ( 3 минуты)

Представьте, что слово «ДОБРОТА» - это магнит. Подумайте, и запишите, какие слова оно может к себе притянуть. Например, у меня сразу притягивается слово «мама»

1 минута на выполнение .  Музыка поможет вам настроиться на добрую волну. ( Музыка)  

  • Проверка.

  • И последнее задание – самое сложное. Напишите небольшой текст  о доброте. Постарайтесь использовать те слова, которые у вас записаны на листах. Может, это будет текст о добрых цветах, может, о маме или о весне. (музыка)  У вас 5 минут.
  • ПРОВЕРКА(смайлики)

  • Мы так хорошо поработали со словом ДОБРОТА. А теперь давайте попробуем его нарисовать. У вас 5 минут.  Развешиваем на доску. (ПОКА РИСУЮТ, ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ДОРОГОЮ ДОБРА»)

Итак, какой же можно сделать вывод о слове ДОБРОТА? Какой у него вкус?

Рефлексия ( 1 минута)

Какое у вас было настроение, когда вы выполняли эти задания?

Какие задания или моменты урока вам показались самыми интересными? А какие самыми трудными?

Какую бы поставили себе оценку? Почему?

Домашнее задание (1 минута)

  • сделать сегодня для своих родных доброе дело.
  • Подобрать и выучить 5 пословиц или афоризмов о доброте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»

Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...