МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ.
методическая разработка по русскому языку по теме
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы обусловлена тем, что в наш век информационного взрыва людям, желающим достичь заметных результатов в какой-то области, присущ некий рационализм: нежелание тратить время и силы на то, что не пригодится в будущей деятельности. Это большое заблуждение: ведь умение писать сочинение - это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку. В любом виде деятельности возросло и будет возрастать творческое начало.
Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях, изобретениях... Задача учителя русского языка заключается в том, чтобы не только обеспечить усвоение учащимися определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.
Методически грамотно выстроенные уроки развития речи ПОЗВОЛЯТ ученику ПОНЯТЬ, ЧТО от него требуется и КАК добиться того, чтобы не только рассказать о своих мыслях и чувствах, но и написать; ПОМОГУТ ПОВЕРИТЬ, что работа над сочинением - вовсе не скучная и тягостная школьная повинность, неизвестно зачем придуманная учителем; НАСТРОЯТ на то, что сочинение - это РАДОСТЬ, радость, которую он должен добыть своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ. | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ
РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В ШКОЛЕ.
Громова Светлана Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №2» г. Ржев
« А у нас стряслась беда: сочиненье снова»,- поется в шуточной песенке. И действительно, как часто приходится видеть неподдельный ужас в глазах старшеклассников, когда, по их мнению, подобно стихийному бедствию, на класс обрушивается сочинение. Каждый спасается, как может. Пессимисты срочно заболевают, оптимисты надеются за один вечер прочесть то, что не
прочли за месяц. Иные не прочь и списать... Причем этим неблаговидным делом занимаются порой умные, толковые ребята. Рассуждают они примерно так : " Я не собираюсь быть ни писателем, ни критиком.. Зачем мне мучиться над сочинением ? Моё призвание иное».
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы обусловлена тем, что в наш век информационного взрыва людям, желающим достичь заметных результатов в какой-то области, присущ некий рационализм: нежелание тратить время и силы на то, что не пригодится в будущей деятельности. Это большое заблуждение: ведь умение писать сочинение - это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку. В любом виде деятельности возросло и будет возрастать творческое начало.
Современный человек должен уметь сделать доклад или написать статью о своих исследованиях, изобретениях... Задача учителя русского языка заключается в том, чтобы не только обеспечить усвоение учащимися определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.
Методически грамотно выстроенные уроки развития речи ПОЗВОЛЯТ ученику ПОНЯТЬ, ЧТО от него требуется и КАК добиться того, чтобы не только рассказать о своих мыслях и чувствах, но и написать; ПОМОГУТ ПОВЕРИТЬ, что работа над сочинением - вовсе не скучная и тягостная школьная повинность, неизвестно зачем придуманная учителем; НАСТРОЯТ на то, что сочинение - это РАДОСТЬ, радость, которую он должен добыть своими руками.
Вышесказанное обусловило структуру работы:
- вступление, содержащее подход к теме;
- основная часть, включающая в себя теоретические положения по вопросу методики обучения сочинениям в средней школе и знакомящая с практическими наработками учителя в данном направлении;
- заключение, подводящее итог размышлениям и наблюдениям.
В С Т У П Л Е Н И Е .
Речь отдельного человека – один из важнейших показателей уровня его общей культуры , общей грамотности в самом широком смысле слова.
«Речевые навыки школьника – это широкий круг навыков , связан-
ных с пользованием устным и письменным словом, - умение пост-
роить односложный и развёрнутый ответ на вопрос , устно и пись-
менно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме
или подробно), написать сочинение (на литературную и нелитера-
турную тему,так называемое сочинение на «свободную» тему,со-
чинения-миниатюры и т.п.), вести переписку,составлять планы», -
так определил значимость работы по развитию речи школьника А.В.ТЕКУЧЁВ .
СОЧИНЕНИЕ – один из видов работы по развитию речи в школе
и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.
Работы Власенкова А.И.,Текучёва А.В.,Ладыженской Т.А.,Орло-
ва Б.А.,Морозова Н.П.,Крундышева А.А.,Капиноса В.И.,Сергее-
вой Н.Н.,Соловейчик М.С.,Дейкиной А.Д.,Лидман-Орловой Г.К., Никитиной Е.И.,Алексеевой Т.В. помогут учителю творчески по-
дойти к решению следующих вопросов методики развития речи :
-ЧЕМУ и КАК учить работе над сочинением ,
-СОЧИНЕНИЯ,ИХ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ,
-МЕТОДИКА сочинений.
На вышеозначенные труды мы и будем опираться в теоретичес-
кой части работы. Но прежде необходимо определиться с по-
нятием «школьное сочинение».
Известный дореволюционный методист А.Д.АЛФЁРОВ писал,
что сочинения – это не только «упражнения в форме и стиле»,что
«упражнения,преследующие только задачи стиля,-то же, что одни
гаммы да эксерсисы для музыки…Для обучения языку нужна ес -
тественная и осмысленная работа над выражением собственной
мысли».
А.В.Никольский справедливо отмечает , что «школьное сочинение»
есть процесс и результат работы над темой , предложенной препода-
вателем, ученика и самого преподавателя». В этом определении
подчеркивается важная для методики мысль о том ,что работа уче-
ника зависит от руководства ею со стороны учителя.
Успех обучения сочинениям во многом зависит от общего плана ра-
боты над связной речью. Видные методисты (Ф.И.Буслаев, А.Д.Ал-
феров, К.Б.Бархин,Н.С.Державин и др.) отмечают, что для ученика составляет существенную трудность правильно осмыслить тему ,
отобрать необходимые факты и мысли для освещения темы,распо-
ложить их в нужном порядке ,облечь эти факты, мысли, образы в нужные слова,не повторяясь,связывая предыдущее с последующим.
Трудность представляет и процесс поиска необходимого материала в окружающей обстановке ,в искусстве .Вот этому и следует учить школьников ,если мы хотим научить их писать сочинения.
Вместе с тем не следует забывать о пробуждении интереса к сочи-
нениям .Этому может помочь своеобразная тематика сочинений или
своеобразная их форма.
Разумно подобранная тематика сочинений является одним из
средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения,эстетических и нравственных
взглядов.
Ф.Вигдорова пишет : «Воспитывать-это значит рассказывать лю-
дям правду о жизни и о них самих.Воспитывать-это значит помочь
развиться всему,что в них богато и причудливо .Было бы слишком лёгким делом вкладывать детям уже готовые души или готовые разумы.
Воспитывать – это значит открывать детям глаза на мир – огром -
ный,прекрасный и многообразный.Учить видеть и слышать.И если
человек научится видеть и слышать ,он никогда не скажет пустого,рыбьего слова. Всё в нём воспротивится стандарту,поверх-
ностному,пустому штампу».
Работа над сочинением предоставляет учителю большие возмож -
ности «открыть детям глаза на мир»,развить их душу, чувство,разум.
Вышесказанное определило ЦЕЛЬ данной работы – ДОКАЗАТЕЛЬ-
СТВО ПОЛОЖЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ПРИ МЕТОДИЧЕСКИ ГРА –
МОТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РАБОТЕ
НАД СОЧИНЕНИЕМ,ЭТОТ ВИД РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯ-
ЗНОЙ РЕЧИ ЗАНИМАЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВАЖНОЕ МЕСТО.
В нём с наибольшей силой и выразительностью отражается внутрен-
ний мир ученика, по нему можно проследить развитие школьника,
формирование его мировоззрения, отношение к жизни.Сочинение даёт возможность судить о знании учеником фактического материа-
ла,об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении
мыслей. С помощью сочинений происходит осмысление изучаемо-
го, совершенствуется стиль ,выразительность и композиция связных высказываний.
На реализацию данной цели направлены задачи,касающиеся непо –
средственно методики работы над сочинением :
- обозначение условий успешной работы над сочинением;
- конкретизация целостной системы умений, лежащих в основе
методики обучения сочинениям;
- определение типов сочинений ( по содержанию,по источнику по-
лучения материала, по жанру ,объёму ,месту и способу выполне -
ния , по наличию или отсутствию дополнительных заданий, свя -
занных с ним ) ;
- разработка алгоритма подготовки к сочинению;
- отбор критериев оценки сочинения .
Вторая часть основного блока подкрепляет приведенные в первой
части теоретические положения практическими наработками ( сис –
тема работы по развитию речи и конкретный результат).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
I
МЕТОДИКА СОЧИНЕНИЙ .
Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изло-
жение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить
об этом другим.
А.В.Текучёв даёт такое определение данному типу работы :
«СОЧИНЕНИЕ - ЭТО ОБЩЕЕ НАЗВАНИЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ВИДОВ УПРАЖНЕНИЙ В СВЯЗНОМ ИЗЛОЖЕНИИ КАКОГО-ЛИБО СОДЕРЖАНИЯ ».
Сочинения проводятся во всех классах школы, с третьего по одиннадцатый класс, а некоторые методисты считают сочинени –
ем даже самостоятельные записи двух-трёх нераспространённых предложений учащимися первых-вторых классов.В зависимости от
возраста учащихся и класса сочинения различаются по целям,тема-
тике, сложности,содержанию.
Проводятся сочинения в классе и на дому.Начинать надо с класс –
ных, поскольку на первых порах учащиеся не владеют элементар-
ными навыками написания сочинений и нуждаются в помощи
учителя.Впоследствии можно переходить и к домашним сочинени-
ям, постепенно усложняя их виды.
Сочинения необходимо проводить в определённой системе, от эта-
па к этапу, повышая требования к их содержательности,технике
изложения и грамотности. В конечном счёте система сочинений
должна обеспечить умение рассказывать о чём-либо по плану, в оп-
ределённой последовательности, не нарушая логики в развитии со-
бытий, выделять главные связи между явлениями, формулировать
выводы и доказательства к ним, обобщать.
Всему этому и учат учащихся и на уроках русского языка, и на уроках литературы,а в известной мере и на уроках по другим пред-
метам(истории, географии и др.).Указанные выше цели обучения сочинениям лежат в основе методической системы обучения сочи –
нениям в школе .Эта система должна учитывать методику подгото-
вительной работы к сочинению , тематику (содержание) сочинений,
виды,последовательность их проведения и дальнейшую работу над
сочинениями в школе и дома (анализ содержания, оценку компо-
зиции и языка сочинения ,
исправление ошибок и работа над ними).Работа над сочинением – это одна из тех областей методики,
в которой не может быть единого стандарта, где допускается боль-
шая вариантность в подходе к обучению.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
Работа над сочинением как таковым,изолированная от других видов
деятельности, не приносит успеха.Развитием специальных умений
(определять тему, собирать материал, систематизировать его),облег-
чающих связное выражение мыслей, ещё не обеспечивается высо –
кий уровень сочинений.Одних этих умений мало.Сочинение не только логический и речевой акт, а и форма проявления всех
качеств личности подростка – его наблюдательности, убежде –
ний,вкусов, эстетических чувств.Поэтому,развивая навыки связной речи , надо одновременно формировать и те свойства личности,
которые обеспечивают содержательность сочинений, глубину
мысли, красоту идеалов, самобытность стиля.
Важной предпосылкой успешной работы над сочинением являет-
ся развитие у учащихся способности наблюдать – за природой,жи-
вотными,предметами окружающего мира, за действиями людей в домашнем быту,в школе, за самим собой, наблюдать произведения
искусства .
Не менее важно развивать у учащихся мышление. Развитие логи –
ческого мышления – одно из главных условий выработки навыков
связной речи.Без умения сравнивать,устанавливать последователь-
ность, делать выводы нельзя составить рассказ .
Сочинения оказываются сухими, если у ученика не развита спо –
собность эмоционально воспринимать окружающую его действи –
тельность. Поэтому сочинениям во многих случаях должна пред-
шествовать та или иная деятельность учащихся, их впечатления
от жизни, от собственных поступков,от искусства.
Развитие связной речи неизбежно должно опираться на воспитание вкуса к меткому,выразительному слову, без которого меркнут самые
яркие чувства ,теряют свою силу хорошие мысли , снижается цен –
ность наблюдательности.
Успех работы над сочинением во многом зависит от СИСТЕМЫ РАЗНОГО РОДА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕ-
НИЙ, которые должны пронизывать уроки русского языка. Особую
важность имеют изложения и те элементы в них, которые сближают
их с сочинением : расширение пересказа путём введения в него опи-
сания предметов, животных,человека,введение диалога и других
подробностей. Это развивает у учащихся самостоятельность мысли и стиля,творческое воображение, необходимое для работы над сочинением.Так, например, схема описания летнего дня у И.С.Тургенева(«Бежин луг») может послужить отправным моментом для описания учащимися зимнего дня (сравнить небо,воздух,солнце,общий вид природы,поведение птиц и животных зимой и летом).
Вместе с тем не следует забывать о пробуждении интереса к сочинениям.Этому может помочь своеобразная тематика сочинений.
В школе создан МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ, поэтому учащиеся с большим интересом работают над сочинениями по патриотической
тематике,так как помимо школьной оценки они видят практическую
направленность-лучшие работы учащихся ложатся в основу экскурсий, лекций,выставляются для экспонирования.
Современная методика обучения сочинениям основывается на умст-
венной деятельности учащихся и на тех умениях,которые обеспечи –
вают высокие качества самостоятельно составленого текста.
ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА УМЕНИЙ,ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ.
Впервые данную систему разработала и конкретизировала как в те-
оретическом, так и в практическом плане Т.А.Ладыженская. Позво –
лим себе привести выделенные ею семь умений:
-умение вдумываться в тему,осмысливать её границы;
-умение найти основную мысль составляемого текста (если она не подсказана темой) и подчинить данной мысли всё сочинение;
-умение подобрать материал для связного высказывания (из личного
опыта,из картины,из книг);
-умение композиционно правильно строить тексты разных жанров
(расказ,описание,рассуждение);
-умение систематизировать материал (излагать его,придерживаясь определённого плана);
-умение точно ,ясно и в зависимости от жанра стилистически правильно выражать свои мысли;
-умение исправлять,переделывать,улучшать написанное(элементар –
ное умение редактировать).
Естественно,что названными умениями учащиеся должны овладевать постепенно,последовательно.Для того, чтобы ученики отрабатывали не все умения сразу,а одно за другим, им даются вначале такие темы,для раскрытия которых требуется умение определять границы темы («Как я провёл день»).Затем даются темы,требующие от учащихся умения определять границы темы,тре-
бующие от учащегося умения определять границы темы и раскрывать основную мысль сочинения,подсказанную названием темы («Один из памятных дней моей жизни») .Позже даются темы,
требующие умения собирать материал («Семейные реликвии»).И
наконец , используются темы,нуждающиеся в применении первых
четырёх умений,включая систематизацию материала («С днём рож-
дения,дорогая школа !»).Эта тема требует того,чтобы ученик не только собрал материал, но и привёл его в определённый порядок.
ТИПЫ СОЧИНЕНИЙ.
Традиционно различают два основных типа сочинений по их содержанию: СОЧИНЕНИЯ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ И СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ(как обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные,но не по прог-
рамному материалу).Методика работы над сочинениями на литературные темы подробно освещается в учебниках по методике литературы,а вот на разговоре о сочинениях на свободную тему следует задержаться.
Сочинения на свободные темы различаются :
-ПО ИСТОЧНИКУ получения материала для сочинения,
-ПО ЖАНРУ,ОБЪЁМУ и СПОСОБУ выполнения,
-ПО НАЛИЧИЮ или ОТСУТСТВИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ЗАДАНИЙ,связанных с ним.
ПО ИСТОЧНИКУ ПЕРЕЖИВАНИЙ различают сочинения :
1.Из круга личных переживаний учащегося.
2.События,основой которых послужили наблюдения над явлениями
природы,общественной жизни.
3.Сочинения по картине.Это самый распространённый вид школьного сочинения.Перед ним ставятся задачи:научить учащихся
смотреть картину,понимать содержание и видеть её художественные достоинства,переводить виденное на язык слова.
Картина даёт возможность развивать логическое мышление,поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное,видеть детали и определять отношения между частями,описывать всё в нужной последовательности, то есть иметь план.С исползованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов-описаниям по наблюдениям , портретной характеристике , рассуждениям и тому подобным.
4.Небольшие по объему письменные высказывания учащихся
в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу.
Выполняются они , по преимуществу, на уроке в течение 10-15ми-
нут.Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо
стилистический приёмов,изобразительных средств языка,тематичес-
ких словарей,в построении предложений определённой конструкции, а также активизация словаря, навыки делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей,природы и тому подобное. Хороший эффект довольно часто даёт проведении в промежутках между «большими» сочинениями сочинений-миниатюр.Как правило, эти сочинения проверяются в классе после их написания.Анализ сочинений по содержанию,указания на ошибки,сделанные по свежим следам, способствуют закреплению у школьников навыков пользования связной грамотной речью.Кроме того они являются удобный приёмом подготовки учащихся к развёрнутым сочинениям.
Разновидностью сочинений-миниатюр являются сочинения с грамматическим заданием.
5.Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации,отзывы-рецензии(в том числе и в сравнительном плане), портретные характеристики,конспекты.
6.Сочинения – записи прослушанного(лекции, рассказа).
7.Сочинения по аналогии, образцу(подобный рассказ).Часто используются басни.Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок.
ПО ЖАНРУ различаются повествование, описание,рассуждение, портретная характеристика, письмо, деловая речь,опыты самостоятельного литературного творчества учащихся.В «чистом» виде такие сочинения встречаются редко, так как в одном и том же сочинении , как правили, могут быть элементы разных жанров : в повествовании-элементы описания,в описании-элементы рассуждения . Определяется же жанр сочинения по тому,какие компоненты в нём представлены в большей мере.
ПО МЕСТУ, СПОСОБУ ВЫПОЛНЕНИЯ И ОБЪЁМУ сочинения бывают классные и домашние,коллективные и индивидуальные спмостоятельные,развёрнутые и сочинения –миниатюры(сочинения «малых форм»).
Сочинения могут быть С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЯМИ :
сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи ,продолжение рассказа) , с грамматическим заданием.
Назовём некоторые виды сочинений :
1.Ответы на вопросы –самый элементарный и в то же время очень распространённый вид связной речи. Этот вид письменных работ по развитию речи имеет место на уроках по всем предметам. Он может рассматриваться как переходный к сочинению вид работы , под-готовительный этап к нему .Ответы могут быть и краткими , и распространёнными ,на одну тему и на разные , по материалу урока, экскурсии , по картине и т. д.
2. Сочинения по опорным словам . Имеются в виду сочинения на определённую тему , в которые были бы включены слова на то или иное правило ( если целью упражнения ,помимо развития речи , является и закрепление орфографических навыков ).
Школьной практике известно несколько вариантов сочинений этого типа.В качестве примера укажем два из них:
а) сочинения,которые проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова;
б)сочинения,проводимые главным образом с целью развития навыков связной речи.В этом случае опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.
Предварительно учащимся может быть предложено составить устный рассказ на указанную тему с использованием предложенных опорных словосочетаний.Необходимо предупредить учащихся, что в сочинении могут быть использованы не все данные словосочетания,что следует избежать искусственного включения во что бы то ни стало и тех из них , которые по ходу наложения не нужны автору сочинения.В качестве материала (плана) к сочинению даётся ряд слов или предложений.Школьникам предоставляется право самим сформулировать тему сочинения,допускается изменение последовательности изложения сравнительно со схемой (свой вариант схемы). Имеется в виду возможность описания как реальных событий, участниками которых были учащиеся (сочинение из круга личных переживаний) , так и того,что могло бы быть(с элементами фантазии).
3.Сочинения с грамматическим заданием, как и другие виды связной речи, дают возможность широко использовать знания по грамматике, если учащиеся согласно заданию учителя включают в свои сочинения определённые грамматические конструкции.Задания могут касаться или тех правил и конструкций,которыми учащиеся ещё не овладели,а потому допускают ошибки, или новых,наиболее сложных и трудных.
«СРЕДИ РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕМ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ,-считает Е.И.Никитина,-ВСЕГДА МОЖНО НАЙТИ ТАКИЕ,РАБОТАЯ НАД КОТОРЫМИ УЧАЩИЕСЯ НЕВОЛЬНО БУДУТ УПОТРЕБЛЯТЬ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ,НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО,ПРЕДУСМОТРЕНО ЭТО ЗАДАНИЕМ ИЛИ НЕТ».
Подготовку к сочинению с грамматическим заданием необходимо организовать так,чтобы учащиеся «увидели» изучаемые грамматические формы в жизни, тогда они , естественно, к месту употребят их в рассказе об увиденном.Например,готовясь к уроку по закреплению правописания согласных в суффиксах прилагательных, учитель организует экскурсию в один из залов краеведческого музея, где учащиеся увидят старинНую посуду, глиняНые кувшины,деревяННые ковши,турецКие щтуцеры, руСКие винтовки, матроССкие палаши, стрелеЦкий бердыш,солдатСКую и офицерСКую сабли,серебряНую шпагу.Если в расказе об экскурсии будет употреблено большинство подобных прилагательных, то в данном случае сочинение выполнит двоякую функцию: в нём будет дано описание объекта экскурсии , и , кроме того, оно послужит целям закрепления определённых грамматико-орфографических навыков.
Для того чтобы обеспечить большую насыщенность сочинений словами с нужными орфограммами, сама тема должна вести к этому; сначала такие сочинения полезно составлять коллективно (устно).Это даст возможность учителю обратить внимание детей на то,чего они не сумели подметить без помощи учителя ; после этого предложить учащимся оформить сочинение письменно и в нём подчеркнуть изучаемые или повторяемые орфограммы.
С сочинениями могут быть связаны задания самого разнообразного характера – и по морфологии, и по орфографии, и по синтаксису.
Однако далеко не все методисты признают право на существование за сочинениями с грамматическим заданием.Главным мотивом их отрицания служит то соображение,что грамматическое задание,раздваивая внимание учащихся, делает сочинение искусственным, лишённым свободного течения мысли, сковывает творческие возможности учащихся.И в этом суждении много верного.Тем не менее в учебных целях иногда грамматическое задание всё же можно связывать с сочинением. Особенно это уместно делать на том этапе обучения, когда русский язык уже не преподаётся как отдельный предмет, а учащиеся ещё нуждаются в закреплении грамматических заданий и правописных навыков.
Эмоциональность или использование изобразительных средств языка ослабит отрицательное воздействие двуединого задания.
Наибольшие трудности, с которыми сталкивается учащийся при написании сочинений, связаны с отсутствием или плохим проведением ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ к сочинению.Без такой подготовительной работы формирование навыков связной речи идёт почти самотёком, находится под воздействием всякого рода обстоятельств.Ученик в этом случае идёт к цели,не зная, из чего скадывается его работа над сочинением, какие навыки ему потребуются, каких умений у него ещё нет и как их приобрести.Задание учителя оказывается для учащихся непосильным.
Поэтому подготовка к очередному сочинению , проводимая мною , состоит в работе:
а) над словарём, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой.Это могут быть слова из пассивного словаря учащихся,о которых следует напомнить ,а частично и совсем новые для них ,которые вводятся с целью обогащения словаря;
б) над предложением ;
в) над орфографией и пунктуацией.
Одновременно с этим ученикам показывается ,каким образом идёт накопление материала по теме сочинения. этой целью проводятся экскурсии в природу, в музеи ,если нужно обогатить учащихся новыми впечатлениями. Получить материал можно путём чтения статей, стихотворений по теме сочинения ,рассматривания и анализа картин , иллюстраций . Воспоминания о пережитом , организованный рассказ школьников об аналогичных случаях из жизни также могут быть использованы в качестве материала для некоторых видов сочинений.
При подготовке к сочинению учащимся показывается,как нужно использовать и организовывать накопленный материал – отобрать главное,установить последовательность событий(и в соответствии с этим составить план);указать на возможное использование подходящих иллюстраций, на способы доказательства, если речь идёт о сочинении-рассуждении, указать, как делаются выводы.В качестве примера следует разобрать несколько вариантов возможного начала сочинения, его концовки.
Так как использование накопленного материала в большей мере зависит от Ж А Н Р А И С Т И Л Я сочинения, необходимо показать учащимся, в чём же состоит различие между сочинениями – повествованиями, описаниями,рассуждениями и языком сочинения.
Т.В.Алексеева считает : « ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ В ОБЫЧНОЙ , ОБЩЕПРИНЯТОЙ ЕГО ФОРМЕ – ЭТО УЖЕ ЖАНР,ВПОЛНЕ СЛОЖИВШИЙСЯ и УСТОЯВШИЙСЯ».
В таком случае устоявшимся можно считать и следующий АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ :
1.ВЫБОР ТЕМЫ.
Каждое умение рекомендуется отрабатывать особо.Первое из них – умение вдумываться в тему сочинения, определять её границы. Тема – это то, о чём надо рассказать в сочинении, вопрос, который нуждается в раскрытии.
Работа над умением определять границы темы начинается с беседы о теме, анализа сочинения, идеального в отношении тематического единства и цельности, и анализа сочинений, в которых тема произвольно расширена, сужена и которые написаны не на тему.
Далее проводятся упражнения типа редактирования : учащимся даются тексты сочинений с нарушениями тематической целостности и с неверно подобранными заголовками для их названия и предлагается исправить ошибки.Несколько позже учащимся даётся задание самим найти ошибки подобного рода и условно обозначить их.
И наконец, коллективно составляется сочинение на одну из тем.Одновременно в ходе подготовки к сочинению проводится и необходимая словарная работа .
Если сочинение предполагает , что в нём должно отразиться личностное отношение к чему-либо, не рекомендуется коллективно разрабатывать сочинения. При переходе к самостоятельным сочинениям разных видов надо отдавать предпочтение темам,которые больше открывают возможностей для проявления личных вкусов, личного отношения к действительности.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ .
Если тема – то, о чём пишет ученик, то основная мысль, или идея сочинения , -это то , в чём он хочет убедить своим сочинением.Школьников надо учить целесообразно подбирать факты и языковые средства, так чтобы каждая новая деталь в сочинении служила развитию основной мысли.В этом больше всего проявляется самостоятельность ученика, творческое начало в работе над сочинением.
3.СБОР МАТЕРИАЛА.
Умение собирать материал – одно из наиболее сложных умений, на его выработку потребуется немало времени.Оно имеет большое общеобразовательное значение: учащихся нужно научить наблюдать действительность,работать с книгой,читать картину. Сбор материала имеет большое воспитательное значение : соприкасаясь с произведениями живописи, с литературными произведениями, с реальной действительностью, учащиеся должны не только лучше познать неоходимые объекты, но и определить своё отношение к прекрасному в жизни, в искусстве, проявить свои вкусы, интересы,склонности, подготовить свои оценки поступкам,фактам, произведеням, о которых им придётся писать.
4.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
Прежде чем написать сочинение на основе собранных материалов, их надо определённым образом систематизировать.Надо определить,
какие мысли, факты составят начало сочинения, его основную часть и концовку, как будет осуществляться переход от одного элемента к другому.
При планировании важно также продумать те элементы,которые помогут сделать текст сочинения связным : слова и словосочетания, служащие для связи отдельных частей сочинения, абзацев, для перехода от одной мысли к другой.
План должен отражать основную мысль сочинения и быть строго логичным.Логика плана связана бывает с композиционными особенностями различных жанров.
5.РАБОТА НАД ЯЗЫКОМ И СТИЛЕМ.
С умением систематизировать материал тесно связано умение отбирать нужные слова, нужные выразительные средства, умение определять стилистические и жанровые особенности языка сочинения.И систематизация материала , и язык , и стиль служат одной и той же цели – наиболее полному раскрытию основной мысли сочинения.
Работа над сочинением начинается уже при систематизации материала и даже при сборе его.Отбирая материал,предположительно организуя его, составляя наброски, рабочие записи, ученик неизбежно должен фиксировать наиболее яркие, неожиданно приходящие на ум эпитеты, сравнения, метафоры, целые выражения, фразы и начала фраз, служащие переходом от одной мысли к друзой, связующим элементом между сложными синтаксическими целыми.Стилистические достоинства сочинения создаются уместным использованием выразительных средств.
У каждого человека,в том числе и у школьников,есть личный языковой опыт,отличающийся от опыта других, есть свой словарь.
Постоянно добиваясь от учащихся языковой грамотности ,важно также сохранять индивидуальные особенности их речи ,вырабаты-
вать у них свой стиль,индивидуальное чутьё языка.
Необходимыми элементами языковой подготовки является также составление словосочетаний с целью предупреждения ошибок в управлении и согласовании, подбор перифраз в целях предупреждения тавтологии, построение различных типов синтаксических конструкций.
6.РАБОТА НАД ПРАВОПИСАНИЕМ.
Сочинение – вид работы,неразрывно связанный со всеми другими видами занятий по русскому языку: работой над орфоэпией,выразительным чтением, словарной работой, работой над предложением и текстом, над сюжетом и стилем.Творческие работы, и особенно сочинение, являются важным этапом в формировании орфографических и пунктуационных навыков.Однако при подготовке сочинений их не следует выдвигать на первый план.
7.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПИСАННОГО.
Навыки редактирования формируются постепенно.Учеников надо научить прочитывать написанное и вдумываться в содержание своего сочинения. Вначале придется прочитывать свою рукопись несколько раз , прежде чем всё будет оценено , взвешено . Читая первый раз , ученик основное внимание обращает на содержание текста в целом : нет ли отступлений от темы , всё ли подчинено основной мысли , выдержана ли композиционная стройность в сочинении . Второе чтение следует посвятить проверке смысловой и грамматической связи между предложениями и частями сочинения . Наконец ,третье чтение должно быть посвящено исправлению языковых недочётов.
8.ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЙ.
Проверки ученических сочинений должна способствовать совершенствованию навыков их написания.В системе работы над связной речью проверка сочинений является важным моментом, объединяющим творческие усилия ученика и учителя.Проверка должна производиться в такой форме и таким образом, чтобы она обеспечила дальнейшую работу ученика над сочинением и облегчала рабочие контакты учителя с учеником.Естественно, что для этого большинство ученических сочинений не следует сразу исправлять, а надо лишь указать их, но таким способом,чтобы ученик понял характер каждой ошибки и смог бы самостоятельно исправить её.
К рецензированию сочинений своих товарищей надо постепенно приучать самих учащихся.Первая такая рецензия состаляется по вопросам учителя.(Соответствует ли содержание теме ?Что можно было бы опустить, а что раскрыть более подробно?) При чтении работы товарища рекомендуется обращать внимание на то, интересно ли сочинение по своему содержанию, легко ли следить за мыслью автора.Подобная проверка и рецензии оцениваются как самостоятельная творческая работа.
Проверяя работы, надо с предельной осторожностью относиться к ученическому творчеству, даже малейшему проявлению самостоятельности, личного подхода при описании и оценке фактов. В сочинениях надо всячески поощрять попытки учащихся отразить живые впечатления, передающие пережитое ими. Надо замечать первые ростки творческой самостоятельности учащихся – в особой манере изложения мыслей , фактов, в своеобразии эпитетов, метафор, сравнений,художественных образов, в том, как автор сочинения создаёт подтекст, как он раскрывает свои убеждения,вкусы,симпатии.
Большую роль в развитии творческой самостоятельности играет работа с черновиками учащихся, предварительный просмотр их, советы,замечания индивидуального характера.Полезны в таком случае сочинения по темам, предоставленным на выбор, по дифференцированным и индивидуалъным темам.
ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ в равной мере распространяется на
СОЧИНЕНИЕ ТИПА ПОВЕСТВОВАНИЯ
СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ
СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ
СОЧИНЕНИЯ ГАЗЕТНЫХ ЖАНРОВ(заметка,статья,очерк)
СОЧИНЕНИЕ – РЕЦЕНЗИЮ
СОЧИНЕНИЕ – ЭССЕ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ.
- Понимание содержания исходного текста.
- Правильность фактического материала.
- Языковой анализ исходного текста.
- Отражение позиции ученика.
- Смысловая цельность и композиционная стройность.
- Точность, богатство, выразительность речи.
- Грамотность.
II
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ .
В теоретической части работы было рассказано о методике обучения сочинениям, об условиях успешной работы над данным видом работы , приведён алгоритм подготовки к нему и приведены критерии его оценки.
Во второй части работы предоставляется система работы по обучению написания сочинений различных жанров , проводимая поэтапно .
РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ В 5 КЛАССЕ.
Цель: организация работы по формированию у школьников определённых умений по написанию сочинений различных жанров и закреплению их.
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
Речь как предмет изучения. | Беседа. Игровые ситуации , при которых возможна выработка условий для того, чтобы язык стал средством общения. |
Знакомство со стилями речи. | Беседа. Упражнения , связанные с сопоста-вительным анализом текстов, задания на определение стиля речи. Сочинения по данному началу. «Рисуем» картину словами . Первый опыт рецензирования сочинений товарищей . |
Общее знакомство с типами речи . | Беседа . Решение познавательных задач речевого характера . Тренировочные упражнения по определению типов речи . Поисковая работа ( найти отрывки , относящиеся к тому или иному типу речи . Сравнения текстов . |
Формирование понятий о тексте . Знакомство с абзацем как частью текста . | Упражнения, которые учат при обдумывании темы будущего сочинения решать вопрос о его стиле , типе речи . Составление и анализ плана сочинения . Определение основной мысли текста . Сочинение по данному началу . |
Изучение типов речи. | Отработка навыков написания сочине-ний: -описание предмета , картины , животного; -повествование на тему: «Как я однажды…»; -рассуждение по предложенной теме . |
Соединение типов речи в тексте . | Упражнения на обдумывание основной мысли текста , отбор материала , его организация , выбор языковых средств . Написание сочинений . |
Совершенствование речевых умений . | Определение понятия слова «сочинение». Составление алгоритма написания сочинения . Сочинения о себе и своей жизни . Опыт написания заметки в школьную стенгазету . |
Изучение тем и использование приведённых выше видов работ позволяют сформировать у пятиклассников следующие умения :
-устанавливать связь между темой, основной мыслью высказывания, стилем и типом речи;
-вычленять в теме микротемы, отбирать конкретное содержание с учётом замысла, а также стиля и типа речи;располагать материал в определённой последовательности;
-проводить основную мысль, обеспечивать её развитие в каждом абзаце и в тексте в целом; осуществлять связь предложений и абзацев;
-строить описание предмета, повествование и рассуждение с учётом стиля высказывания, сознательно выбирать тип речи, соединять в тексте фрагменты разного типового значения.
Формирование названных умений включает и предупреждение ряда распространённых в речи школьников недочётов, например таких, как :
- невыразительность высказывания, т. е. его неопределённость с точки зрения стиля;
- отсутствие необходимого развития мысли в рамках как текста в целом , так и отдельного абзаца ;
- несоответствие зачина абзаца и его основной части, отсутствие связи между абзацами;
- неудачный порядок расположения предложений, а также частей текста;
- неудачный порядок слов в предложении;
- неоправданный повтор слов;
- неумелый отбор признаков предмета при создании описания, недостаточная детализация действий при построении повествования, пропуск необходимых компонентов в тексте – рассуждении;
- неудачный выбор средств для полного раскрытия типового значения текста или его фрагмента, то есть для обозначения признаков в описании предмета, для называния действий в повествовании и так далее.
РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ В 6 КЛАССЕ .
Цель: расширение и углубление знаний по стилистике ,
дифференцирование изучение научно- деловой речи.
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
Повторение изученного о стилях речи в 5 классе. | Беседа на выявление знаний учащихся по следующим вопросам:
Диагностический тренинг на выявление знаний учащихся по данной теме с целью корректировки и ликвидации имеющихся пробелов. |
Знакомство со стилями, составляющими научно-деловую речь. | Составление текстов разных стилей с целью приведения учащихся к пониманию задач научной речи ( сообщит информацию и объяснить причину явления) и деловой речи ( сообщить информацию и дать указания, рекомендации). Тренировочные упражнения на отработку основных признаков научного стиля. Сравнение речевых ситуаций в приведённых текстах, определение их стиля. Частичный стилистический анализ. Сообщения по заданным темам. Редактирование текстов. |
Углубление знаний о тексте.
| Упражнения с доказательством удачности подобранных сочинений по заданной теме (опора в доказательствах на знания о признаках текста). Редактирование текстов. Сочинение по данному началу. Упражнения на определение способа и средства связи предложений. |
Изучение типов речи: -повествование, -описание, -рассуждение. | Беседа на предмет повторения изученного. Упражнения на определение типов речи в заданных фрагментах с доказательством своего вывода. Поисковая работа.(Подбор фрагментов с описанием , повествованием, рассуждением с доказательством правильности своего решения. Составление плана наблюдения и рабочих материалов к написанию сочинения. Знакомство со словом «интерьер», отработка лексики по соответствующей тематике. Сочинения – миниатюры «Сегодняшний день». |
Совершенствование речевых умений, работа над сочинениями различных жанров. | Сочинения о природе: -описание картины; описание состояния окружающей среды; -рассуждение о том, почему нужно бережно относиться к природе; -повествование «Как однажды…»( о случае, произошедшем на прогулке, во время экскурсии, путешествия. Сочинение – описание помещения. |
Проводимые виды работ способствуют закреплению у шестиклассников сложившихся ранее и формированию у них новых речевых умений, таких, как:
-определять замысел высказывания и в соответствии с ним отбирать материал(применительно к новым для учащимся жанрам ); развивать мысль в пределах абзаца и целого текста;
-обеспечивать как смысловую, так и структурную связность предложений в сочинении, выбирать способ и средства связи;
-разграничивать жанры сочинений;
-осознанно пользоваться средствами языка, служащими для передачи того или иного типового значения, выбирать их с учетом жанра сочинения.
В ходе обучения предупреждаются такие распространённые в сочинениях школьников погрешности, как:
- недостаточная выразительность речи, т.е. её стилистическая неопределённость;
- отсутствие в сочинении основной мысли и её развития: отсутствие описательных фрагментов, помогающих полнее реализовать замысел, или их неумелое расположение в тексте, неоправданное однообразие средств связи предложений;
- неумелая передача средствами языка того или иного типового значения, бедность лексики и синтаксических конструкций.
-
РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ В 7 КЛАССЕ.
Цель : совершенствование умений учащихся отбирать содержание высказывания ( сочинения) и языковые средства в зависимости от стиля речи .
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
Изучение стилей речи : -повторение изученного; -знакомство с публицистическим стилем. | Упражнения на совершенствование умения отбирать содержание высказывания и языковые средства в зависимости от стиля речи. Первые опыты написания «публичных выступлений» – заметка в школьную стенгазету. |
Углубление знаний о тексте. | Упражнения, развивающие умения отбирать материал в зависимости от замысла сочинения. Упражнения для работы над порядком слов в предложении , над порядком предложений в тексте. Упражнения по развитию монологической речи(найти в тексте «данное» и «новое», роль контекста в их членении). Игровые упражнения : «Расскажи, что делается кругом». |
Изучение типов речи (повторение изученного + знакомство с новым - оценка действительности). | Упражнения на выделение в текстах предложений со значениям оценки действительности. Беседа о различных ситуациях , в которых появляется необходимость говорить и писать о людях, об их действиях, поступках, характеризовать их внутренние качества, внешний облик, состояние. Упражнения на представление заданных ситуаций с характеристикой стиля и типа речи, принадлежащих им. |
Совершенствование умений в работе над сочинениями о людях. | Написание сочинений, включающих характеристики, описание внешности человека, его состояния: « Мой друг», «Мои родители», «Портреты дорогих людей», «Наша семья», « Я», Работа над рукописным журналом «Люди вокруг нас», Написание статьи в школьную стенгазету о случае , участником которого вы были когда-либо « Так поступают…» Поисковая работа по темам : « Его имя носит улица города», « Мой знаменитый земляк» с последующим написанием по ней сочинения. Сочинения по картине с целью описания внешности человека, подчёркивания его настроения, состояния. Работа над миниатюрами с целью показать внешность кого-нибудь из родных, друзей : А) в минуту радости, огорчения, гнева и т.п.; Б) за каким – нибудь занятием, работой. (Чтобы сочинение было законченным, во вступлении необходимо кратко сказать о том, чем вызвано состояние героя иди чем он занят). |
Виды работ по вышеозначенным темам формируют и совершенствуют следующие умения учащихся:
-создавать высказывания публицистического стиля;
-отбирать материал в зависимости от основной мысли;
-строить сочинения – описания состояния человека, внося в него элементы оценки действительности;
-развивать мысль,выраженную в предложении со значением оценки чего-либо;
-правильно располагать «данное» и «новое» в спокойной монологической речи и в сочинении для более ясного выражения типового значения;
-пользоваться обратным порядком слов для усиления эмоциональности речи.
Формирование перечисленных умений сочеталось с предупреждением распространенных в речи школьников недочётов, таких как :
-неумение чётко определить свой замысел и реализовать его;
-недостаточная выразительность высказываний разных стилей и типов речи;
-неудачный порядок слов в предложениях;
-неуместный повтор слов при описании состояния человека.
РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ В 8 КЛАССЕ.
Цель : отработка умений составлять планы к творческим работам ; писать изложения и сочинения на свободную тему , по картине , отзывы и рецензии ; умения видеть образные средства языка и использовать их в своей речи .
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
Повторение знаний о тексте. Понятие микротема и микротекст. | Упражнения на определение признаков текста в заданных отрывках и аргументацию ответов, составление планов текста, в том числе и развёрнутых. |
Бессоюзие и многосоюзие. | Наблюдение Б и М в представленных текстах. Отработка навыка использования Б и М при написании сочинений-миниатюр. |
Словесное рисование. | Описание словами иллюстраций к стихотворениям, басням. Описание картины. Сочинение по картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею». |
Сопоставление противоположных понятий. | Работа с пословицами, построенными на «антитезе». Сочинение – миниатюра, раскрывающее смысл пословицы. |
Сравнение. Языковые средства сравнения (лексические, морфологическим, синтаксические). | Тренировочные упражнения по отработке употребления сравнений в письменной речи. |
Цепная и параллельная связь предложений в тексте. | Тренировочные упражнения на отработку умения связывать предложения в тексте. |
Бессоюзие и многосоюзие. Роль союзов в тексте. | Тренировочные упражнения по стилистике с целью грамотного использования союзов в сочинениях разных жанров. |
Заглавие как средство связи предложений в тексте. | Тренировочные упражнения на выработку умения подбирать яркий заголовок, точно отражающий тему текста. |
Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Знакомство с понятием «инверсия» «риторический вопрос» «анафора». | Написание письма, приглашения, поздравления с целью избежать стёртых, трафаретных фраз; развить умение найти нужные слова для конкретного случая, используя наиболее логичный для этого порядок слов. |
Знакомство с новыми жанрами сочинения : - киносценарий | Упражнения по подготовке к написанию рецензии на кинофильм либо спектакль. Разработка алгоритма работы над киносценарием, на основе художественного произведения. «Проба пера» в написании киносценария. |
-рассуждение на литературную тему | Классное сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». |
-рассуждение – сравнение | Сочинение по комедии Гоголя «Ревизор». |
-психологический портрет | Отработка лексики, необходимой для описания лица, волос, глаз, бровей, лба, губ человека; его взгляда, голоса, улыбки. Сочинение-миниатюра по личным впечатлениям на «рабочую тему» «Психологическая зарисовка». Домашнее сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», предполагающее психологическую характеристику героя. Сочинение по картине Серова «Девочка с персиками». |
Представленные виды работ систематизируют изученное в 5-7 классах,формулируют и совершенствуют следующие умения учащихся :
-использовать различные языковые единицы в работе над сочинениями;
-грамотно строить предложения разных структур и уместно применять их в речи;
-владеть современным речевым этикетом;
-составить письменное высказывание на предложенную тему;
-делать сравнительный и сопоставительный анализ литературных произведений;
-уметь выражать собственное мнение;
-составить психологическую характеристику человека.
Формирование умений сочеталось с предупреждением недочётов :
-недостаточная выразительность сочинений разных жанров;
-неудачный порядок слов в предложении;
-неуместный повтор слов в работе над сочинением;
-бедность лексики в письменных работах.
РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОЧИНЕНИЯМ
РАЗНЫХ ЖАНРОВ В 9 КЛАСЕ.
Цель : совершенствование умений составлять планы к сочинениям, писать сочинения на свободную тему, по картине, отзывы и рецензии ; обучение умению видеть образные средства языка и использовать их в своей речи.
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
Композиционные формы сочинений: - описание по воображению и памяти ; | Устное сочинение по картине Левитана «Большая вода». Подбор музыкальных произведений к картинам Левитана. Сочинение-миниатюра с описанием образов, навеянных музыкой П.И.Чайковского. Работа над лексикой, необходимой при описании состояния природы (облака, луч солнца,тучи,звук,тишина),музыкального произведения (мелодия, звук),человека. Работа со словарём синонимов (эпитеты). Знакомство с искусствоведческими статьями. Игра «Заочная экскурсия по залам Эрмитажа» с использованием кинофильма. Сочинение по заочной экскурсии. |
-описание по картине (психологический портрет); | Сочинение по картине Рембранта «Возвращение блудного сына». Сообщения о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Сочинение «Чему улыбается Джоконда». |
- рассказ ; | Чтение рассказов Чехова и определение идеи, структуры рассказа (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Разработка алгоритма работы над рассказом. Написать рассказ по одной из пословиц. |
- воспитание о книге; | Беседа. Домашнее сочинение о любимой книге по составленному в классе плану. |
- рецензия на книгу. | Знакомство с толкованием слова «рецензия». Составление алгоритма написания рецензии. Редактирование рецензий, предложенных учителем. Написание рецензии на одно из произведений научно-популярной литературы. |
Знакомство с понятиями «градация», «аннотация» и её компоненты. | Тренировочные упражнения на опработку данных понятий. |
Портретный очерк. | Работа с лексикой,характеризующей ум, характер, душу, походку, поступки человека, круг его увлечений, профессию, отношение к окружающим. Заготовка материалов к очерку(психологическому портрету). Сочинение-миниатюра о герое будущего очерка «За работой», «За любимым занятием», «Главное дело жизни». Написание очерка о старейших учителях школы для школьного музея. |
Стили речи (обобщение и углубление изученного) : -разговорный ; -научный; -официально-деловой; -публицистический; -художественный. | Лабораторная работа по составлению словаря особенностей разговорной речи жителей города. Упражнения по написанию по памяти научных определений с последующей проверкой себя по учебнику, комментирование их строения. Написание автобиографии. Сочинение-рассуждение о милосердии. Сочинение на свободную тему « Я люблю…» |
Девятый класс – это период систематизации полученных учащимися знаний с 5 по 9 класс. Проводимые виды работы расширяют и совершенствуют умения учащихся :
- собирать и систематизировать материалы к сочинению на определённую тему с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- создавать тексты разных типов и стилей речи и использование в них соответствующих языковых средств;
- совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочёты и исправлять их.
Формирование умений сочетается с предупреждением возможных недочётов, выявляемых в ходе выполнения письменных работ (сочинения разных жанров).
РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОЧИНЕНИЯМ
РАЗНЫХ ЖАНРОВ В 10-11 КЛАССАХ.
Сложность работы в данном направлении состоит в малом количестве часов , отводимых на уроки русского языка.Поэтому работа в данном направлении ведётся в тесном единении с уроками литературы и продолжаются на факультативе (который впоследствии может перерасти в элективный курс )
«В ПОИСКАХ СВОЕГО ЖАНРА».
Учить в 10-11 классе писать сочинение – непосильный труд. Всё это должно быть сделано и делается гораздо раньше.
Если прежде (в 5-9 классах) учитель не боялся ставить планку высоко, а ученики стремились ее «взять» , потому что чувствовали поддержку учителя, то в 10-11 классе взрослые дети уже «оттачивают перо» , отчётливо сознавая, что работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует взгляды и вкусы, даёт возможность высказать то, что тревожит или волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя.Эта работа позволяет выразить свою личность , свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.Это и является целью моей работы по обучению сочинениям разных жанров в 10-11 классах.
ТЕМА | ВИДЫ РАБОТЫ |
1.Повторение изученного за курс девятилетней школы : а) текст и его строение; б) Основные виды переработки текста:
-конспект,реферат, - аннотация. В)Оценка текста. Рецензирование. Г) Стили речи: -публицистический, -научный, -деловой, -разговорный, -художественный.
|
Тренировочные упражнения диагностического(с целью выявления знаний , умений и навыков учащихся), корректирующего и развивающего характера. Рецензирование и взаиморецензирование работ одноклассников. Работа с лексикой,характерной для того или иного стиля. |
2.Расширение и углубление имеющихся понятий. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И ЕГО ЖАНРЫ: -путевой очерк, -портретный очерк, проблемный очерк. СОЧИНЕНИЕ –ЭССЕ. | Упражнения на выработку навыков составления плана, сбора материала и написания сочинений данных жанров. |
3.Обобщение и систематизация приобретённых знаний. | Работа по написанию сочинений в жанрах путевого , портретного и проблемного очерков; сочинения –эссе. Написание сочинений по личным впечатлениям и с опорой на жизненный опыт и литературные произведения. «ПРОБА ПЕРА» – участие в школьных,городских и областных конкурсах сочинений. |
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС « В ПОИСКАХ СВОЕГО ЖАНРА»,
Проводимый по 0,5 часа в 10 и 11 классах призван помочь избежать наиболее распространённых ошибок в работе старшеклассников над сочинениями разных жанров, психологически настроить учащихся учащихся на успешную работу.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ :
10 класс
-Как сделать свою речь связной.
-«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».(Ф.Бекон)
-Экскурсы от литературы к жизни.
-«Правильный черновик».
-Критерии выбора темы.
-Магическая сила названия.
-Эпиграф и его роль в сочинении.
-Умейте слушать себя.
-Самой главное в сочинении.
-О пользе красной строки.
-Сколько надо цитат?
-Любимый жанр сочинения.
-Характерные ошибки сочинений.
-Порядок проверки написанного.
-Анализ сделанных ошибок.
11 класс
-Как работать с теоретико-литературным материалом.
-В поисках «своего» жанра.
-Стилевое единство сочинения.
-Учимся писать сочинение – анализ лирического произведения.
-Анализ эпизода .(Опыт написания сочинения).
-Сочинение – эталон.
-Трудный жанр рецензии.
-Сочинение, требующее раскрыть личное отношение к произведению, его герою.
-Сочинение на свободную тему.Видимая лёгкость и действительная сложность таких работ.
-Жизненный и литературный материал в сочинениях на свободную тему.
-Пишем сочинение на уроке,дома,на вступительном экзамене.
-Сочинения научного и художественного типа .
-Сочинения в стихах.
-Совершенствование написанного.
Работа по систематизации ,углублению и расширению имеющихся и полученных знаний на уроках русского языка и факультативных занятиях в 10-11 классах призвана совершенствовать умения учащихся:
-создавать различные по стилю и жанру сочинения –эссе, путевые,портретные и проблемные очерки;
-находить изобразительно-выразительные средства, успешно ими пользоваться, создавать с их помощью зримые образы, картины, пейзажи, овладевать искусством построения сочинений различных жанров.
Приведённые виды работы направлены на предупреждение возможных недочётов в сочинениях и коррекцию возникших.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
« Мнится, писать – легкое дело, пишут два перста, а болит всё тело»,- говорили в Древней Руси.
Писать сочинение – дело не лёгкое и не простое, хотя увлекательное и интересное, когда обладаешь прочным багажом знаний. Умение писать сочинение вырабатывается постепенно; накапливаются знания, повышается общая культура, грамотность, совершенствуется умение излагать свои мысли, воспитывается личность. Научить писать сочинения разных жанров –задача учителя. Мудрые говорили, что научить нельзя – можно только научиться.Значит задача учителя гораздо шире и трудней – построить уроки так, чтобы ученик захотел научиться, посмотрел , как это делают другие, и… попробовал сам сделать так же … или лучше.
Это вовсе не трудно – « разбудить» ученика, заставить поверить в себя, в свои способности и возможности; поверить и понять, что работа над сочинением – вовсе не скучная и тягостная повинность, неизвестно зачем придуманная учителями… Не трудно, когда в тебе (в учителе) горит искра святой веры в ученика, в его возможности, когда проходят такие нестандартные уроки как «МАСТЕРСКАЯ ПИСЬМА», девизом которой стали слова : «ВСЕ СПОСОБНЫ».
Эта форма опробована мною в разных по возрасту классах и принесла хорошие результаты. Даже те дети, которые категоричны в своих суждениях : « Я не хочу и не люблю писать!», пишут на подобных занятиях с увлечением. На этом уроке нет тетрадей, а лишь чистые листы бумаги, цветные карандаши, маркеры…
Любой человек обладает великим даром совершенствоваться. Все способны сами спроить своё знание, воображать, выдумывать, подключая для этого работу всех органов чувств. Это влечёт за собой стремление к поиску истины, потому что воображение – один из механизмов познания, активизирующий внутренние стимулы человека, задевающие сознание и интуицию.
Любая мысль – к открытью дверца.
Любое чувство – к мысли путь,
Мы все способны – в это верьте
За горизонты заглянуть!
В нашей маленькой ( З42 ученика ) школе , где все друг друга знают, нет большого количества «сверходарённых» детей из обеспеченных семей. В большинстве своём это дети из малообеспеченных семей, не имеющих возможностей дополнять полученные на уроке знания занятиями на частных уроках у репетиторов. Их багаж – природная наблюдательность, сметливость, пытливый ум (либо полное отсутствие этих составляющих) помноженная на стремление учителей «одарить» главным сокровищем и извечной ценностью – ЗНАНИЕМ. То, что дети увидят, услышат на уроке, чем учитель сумеет увлечь и что сможет развить, станет первоосновой их и от того , насколько привиты будут им умения и отработаны навыки, порой зависит их дальнейшая судьба.
«…работа со словом – всегда литература, в каком бы жанре ни велась,- и всегда искусство»,- считала М.Шагинян. Трудно с этим не согласиться. Когда мои дети станут взрослыми, им придётся писать разного рода аналитические отчёты о работе (производственной, а, (как знать!) быть может, и научной), заметки и статьи в газеты, деловые и личные письма, признания в любви… И тут не обойтись без опыта работы на сочинением ! Поэтому такую большую роль я отвожу на уроках русского языка обучению сочинениям разных жанров. «МАСТЕРСКАЯ ПИСЬМА» позволяет мне снять «зажим» с моих учеников, психологически настроить их, заставляет поверить в свои силы : «НЕ БОЙСЯ, ЕСЛИ ТЫ СКАЖЕШЬ ЧТО-НИБУДЬ НЕ ТО !» и
Организованным общением-
Вдвоём, в четвёрках, в группах тех,
Где создаётся с увлечением,
Проект, чтоб вывесить для всех.
Откорректируй, что мыслил,
Что ощущал ты «ОТ» и «ДО».
Не бойся , как обычно, если
Ты скажешь что – нибудь не то.
Говоря о результативности работы можно составить графики, привести всевозможные диаграммы с « ростом ученических умений и навыков», но обучение написанию сочинений - труд особого толка, поэтому я позволю себе привести те «показатели», которые обычно остаются за чертой с красивыми цифрами. Это показатели роста ДУШИ.
Ученик ГРИГОРЬЕВ СЕРГЕЙ. Никогда не отличался большим стремлением к познанию. Много болел, рос без отца, мать надрывалась на двух работах, чтобы накормить, одеть-обуть, чтоб «не хуже других». Учился с «двойки на тройку», но сочинения писал с удовольствием. Начало тому – «Мастерская письма».
Вот его первый опыт ( правда , стихотворный, так как дано задание: нарисовать первое, что придёт в голову, подобрать к ней слова, нужные для описания нарисованного, после этого поменяться с соседом и добавить к его картине и подборке слов свои выражения, слова, цитаты из известных произведений):
Пусть небо будет чистым,
Пусть воздух серебрист…
Я думая, я мыслю,
Как сделать лучше мир…
Природа есть ,
И пусть она всегда такая будет,
Как создал бог,
И родила таких нас мать!
Казалось бы , какие это стихи – сырая и вязкая глина, но в них –чистая ребячья душа. Сергей преодолел свой страх перед словом, он не побоялся и сочинения уже не казались ему такими уж и страшными. Это было в шестом классе. За долгие и такие короткие четыре года ( 6,7,8,9 кл.) было много написано им сочинений разных жанров , и , что для меня очень дорого, за содержание сочинения он никогда не получал неудовлетворительных отметок, а вот диктанта нас с ним порой подводили…
И вот девятиклассник Григорьев Сергей поразил своих учителей на праздничном концерте, посвящённом 60-летию освобождения родного города , своими стихами:
Город мой,
Город в зелени цветов.
Город мой…
Шум гитары средь дворов…
Сегодня я
Пишу стихи для тебя!
Мой милый город,
Я не могу прожить без тебя и дня.
Милый Ржев мой,
Я , твой вечный хулиган,
Знай, я предан
Твоим волжским берегам.
Меня можно упрекнуть в том, что всё это хорошо, но где конкретные результаты по сочинениям различных жанров?
И на этот вопрос у меня есть простой ответ: когда твоя ученица, опубликовав свои стихи в журнале «Русская провинция», говорит тебе «спасибо» за то, что не только грамоте учила , но и привила любовь к слову, умение находить нужные слова, которые рождают неповторимый поэтический узор:
Собираясь дойти до Бога,
Ничего не беру с собой.
Подо мною пылит дорога,
Да звенит в вышине Любовь.
Было время, она спускалась
В шелестящий осенний лес,
Под обрывом река плескалась…
Словно слёзы живых небес,
Тёплый дождь нам капал
На лица,
И цвели цветы в ноябре.
Я надежду, как будто птицу,
Отпущу … и стану добрей.
А под осень яблоком спелым
Упаду в сырую траву...
Эх, неси меня, конь мой белый,
Тешь мне душу, пока живу !
Милый глянет из-под ладони,
Как я ловко держусь в седле,
И улыбки, что губы тронет,
Нет любимее на Земле.
Надпись на листке со стихотворением : «Светлане Алексеевне в подарок». Разве это не результат, ведь мы с Юлей Кольцовой , с Сергеем Григорьевым знаем, что всему начало – ТАМ, на уроках русского языка, тех уроках по обучению сочинениям различных жанров.
Год от года растёт количество достойных работ для представления на различных конкурсах. Вот результаты за последние годы :
2001 год – Бурцева Светлана, ученица 8 класса , награждена ГРАМОТОЙ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ за оригинальное решение темы сочинения, посвященного 730-й годовщине со дня рождения МИХАИЛА ТВЕРСКОГО.
2002 год – Салтыкова Кристина, ученица 8 класса награждена ПОЧЁТНОЙ ГРАМОТОЙ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ как дипломант конкурса сочинений,посвящённого проведению Крестного хода по реке Волга.
2003 год –Чайкин Тимофей , ученик 9 класса , награждён ГРАМОТОЙ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ как занявший 3 место в номинации «Лучшее сочинение» областного конкурса сочинений и рисунков на патриотические темы и истории возникновения и развития Христианства на Руси.
-Бурцева Светлана, ученица 9 класса заняла 3 место на городском конкурсе сочинений, посвященном 60-летию освобождения города Ржева.
2004 год – Бурцева Светлана и Чайкин Тимофей , ученики 10 класса, награждены дипломами Ржевского городского центра занятости за участие в городском конкурсе сочинений на тему «Жить – Родине служить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...