Задания для повторения и обобщения темы "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Матюшкина Мария Евгеньевна
Данный дидактический материал создан с целью помочь учителю подготовиться к заключительным урокам по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе. Упражнения могут быть использованы в качестве заданий для контрольных и проверочных работ, а также помогут ученикам вспомнить изученный материал на уроках повторения в конце года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_povtoreniya_i_obobshcheniya_tem1.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для повторения и обобщения темы "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе

1. Спиши текст, расставив пропущенные буквы и знаки препинания. Найди предложение, осложнённое рядом однородных подлежащих, и нарисуйте его схему.

Дер…во одно из прекрас…нейших и полезных созданий пр…роды. Дер…во д..ёт нам брёвна доски для постройки жилищ… . Ст…лы, стул…я скамейки кр…вати лодки к…рабли делают из дер…ва. На дерев…ях выр…стают яблоки груши сливы вишни.

2. Спиши предложения. Подчеркни в них главные и второстепенные члены.

а) Утро наступило. Лизавета Ивановна встала, вынула из комода ключ, вручила его Герману и дала ему подробное наставление. Он спустился вниз по витой лестнице и вошёл опять в спальню графини. Лизавета Ивановна погасила < … > свечу. (А. С. Пушкин)

б) Под ёлкой лежит снег. Целый сугроб! В лесу холод. На нижних ветках ёлки сидит зяблик. Он в голубой шапочке. У него оранжевые щёки. (По Ю Ковалю)

3. Запиши предложения так, чтобы они из повествовательных превратились в побудительные.

Образец: Мы принесли доски.- Принесите доски, пожалуйста.

Сын растёт смелым и сильным.

Ученики совершают благородные поступки.

Лошадке надо поесть.

Брат купил булочку и поделился ею со мной.

Спортсмен отжался десять раз.

4. Спиши, расставив пропущенные буквы и знаки препинания. Найди предложение с прямой речью и запиши его, поменяв местами чужую (прямую) речь и слова автора.

Мой гор..д это моя мал… родина.

Грус…но покидать родной гор…д но я уезжаю.

Я не видел ничего интерес…ного ни новых д…мов, ни ярких витрин, ни клумб с пёстрыми цв…тами.

Мыши бегают пищат шуршат.

Я наклонился к ямк… и увидел в…лчат.

Реж…м дня черепахи полная противоположность нашему.

Добрый день! кричу я вслед прохожим.

Знаю что каникулы скоро начнут…ся.

Розы астры лилии эти цв…ты очень люб…т моя мама.

5. Из двух простых предложений составь сложное, используя союзы, данные в скобках.

Листья кувшинок покрыты воском. Они не смачиваются водой. (поэтому)

Я слышу. Мама проснулась. (что)

Хоббитам хотелось есть. Они разожгли костёр для приготовления ужина. (и)

Мы переправились через реку. С грохотом перекатывались камни. (которая)

Мужик съел три калача. Голод не унимался. (а)

Погода исправилась. Мы не решились отправиться в поход. (но)

Иван внимательно посмотрел на меня. Потом он промолчал. (однако)

6. Спиши, подчеркивая главные члены предложения. Укажи, чем выражены подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Долгий осенний закат догорал.

Вешний* день год кормит.

Москва богата людьми.

Я тебе не товарищ.

Один в поле не воин.

Хозяин весел, и гости радостны.

Лентяй на шалопай - два брата.

Голова - всему начало.

Жить - Родине служить.

Красный - мой любимый цвет.

* Вешний- весенний (устар., поэтич.)

7. Запиши предложения, меняя синтаксическую конструкцию в соответствии со схемой.

"Ты  восхищаешься красотой и величием Волги",- проговорил Семён Николаевич. ( "П",- а.)

а) "А!"- а.

б) А: "П."

в) А: "П?"

8. Запиши предложения, исправляя ошибки в постановке знаков препинания.

Помогите мне братцы выбраться из сугроба!

Дай, товарищ руку мне!

"Где сейчас моя Роза? " с грустью подумал Маленький принц.

Друзья посещают кружок моделирования, и детскую библиотеку.

Он - мой любимый учитель.

Мы бродили вдоль берега реки а мама варила для нас ароматную уху.

Для гербария Аня засушила листья разных деревьев - липы, дуба, клёна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие «Поиски клада» Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Данный урок позволяет :·        Систематизировать и обобщить знания  по фонетике, лексике, морфологии, словообразованию. ·...

Задания для повторения и обобщения темы "Синтаксис и пунктуация" в 6 классе

Данный дидактический материал создан с целью помочь учителю подготовиться к заключительным урокам по теме "Синтаксис и пунктуация" в 6 классе. Упражнения могут быть использованы в качестве заданий для...

Упражнения по русскому языку для повторения и обобщения изученного в 5 классе

Данные задания составлены с целью помочь учителю подобрать дидактический материал  для уроков повторения в конце учебного года. Десять вариантов упражнений помогут вспомнить ученику темы, изученн...

Урок повторения и обобщения в 7-м классе по теме "Многочлены"

Урок повторения и обобщения в 7-м классе по теме "Многочлены" Цели: Образовательные: • повторение и обобщение знаний, • закрепление и отработка навыков по теме “Многочлены”; Воспитательные: ...

Урок повторения и обобщения в 7-м классе по теме "Многочлены"

Урок повторения и обобщения в 7-м классе по теме "Многочлены" Цели: Образовательные: • повторение и обобщение знаний, • закрепление и отработка навыков по теме “Многочлены”; Воспитательные: •...

Повторение и обобщение по теме: "Основные классы неорганических соединений"

Повторение и обобщение по теме: "Основные классы неорганических соединений"...