Урок по развитию речи в 6 классе (русский язык.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

Данный урок по развитию речи с использованием приемов РКМЧП ("чтение с остановками"," ведение трехчастного дневника") посвящен подготовке учащихся 5-6 классов к подробному изложению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_razvitiyu_rechi_v_6_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи в 6 классе с использованием приемов РКМЧП.

Тема урока:  Подробное изложение. Текст «Встреча с кашалотом»(6класс).

Цели

Методы и приемы

УУД

Образовательная: обучение учащихся запоминанию текста  и   подробному его изложению.

Развивающая: развитие критического мышления, речи, памяти.

Воспитательная: воспитание личностных качеств: толерантности, инициативности, ответственности.

1.Анализ заголовка.

2.Прогнозирование.

3.Чтение с остановками.

4.Мозговой штурм.

5.Трехчастный дневник.

6.Рефлексия.

Развитие логического мышления.

Умение выделять главное, активно воспринимать текст.

Умение систематизировать.

Коммуникативные умения.

Рефлексивные умения.

Ход урока:

1 этап-активизация каждого ученика.

     1.-В названии содержится слово встреча.( Название текста читается не полностью). Какие ассоциации возникают у вас с этим словом , запишите в тетрадях.

азговор, узнавание, беседа ).

-Задайте вопросы.

-Кто встречается и с кем?

-Где происходит встреча?

-Что необычного в этом?

     2.-Что отражено в названии текста? (Тема)

     3.На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву:(корабль, пролив, не врезаться во льды, , удар, качнуло )

Индивидуальная работа, прослушивание и обсуждение нескольких вариантов работ.

2 этап– осмысление текста.

-Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия?

    Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло…

Заполнение дневника:

Кто? Что?

Ключевые слова

Толкование

Рассказ от первого лица

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Капитан опытный. Почему тогда произошел удар?

Встреча с айсбергом?

-Что произошло дальше? (Прослушивание версий).

 Ключевые слова на доске: как кувалда, чудовище.

-Кто это?

 Прослушайте 2 часть.

    Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был …

Ключевое выражение на доске: фонтан пара.

-Кашалот? Опишите его, используя знания из области зоологии (работа в паре). Прослушивание ответов.

Прослушайте3 часть текста.

    Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

-Правильно ли вы описали кашалота?

Заполнение дневника

Кто? Что?

Ключевые слова

Толкование

Рассказ от первого лица

Чудовище

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар.

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара.

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

-Почему кашалот плыл за кораблем? Ваши предположения ?

(Работа в паре, группе). Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.

    Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.
Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
- Оправдались ли ваши предположения?

Заполнение дневника.

Кто? Что?

Ключевые слова

Толкование

Рассказ от первого лица

Чудовище

Молодой кит, автор

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара

Судно похоже на кита, отстал от стада, ищет маму

Капитан опытный, почему тогда произошел удар?

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

-Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

-Прослушайте текст еще раз , напишите изложение близкое к тексту.

Работа с черновым и чистовым вариантами.

 

3 этап - рефлексия. Заполнение листа.

Вопрос

Да

Нет

1.Понравилось ли вам анализировать текст с остановками?

2.Помогло ли в запоминании текста заполнение дневника?

3.Активно ли вы работали в группе?

Приложение

    Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло…    Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

    Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете я разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

    Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения. Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
                                                                                                                         (По Г.Снегиреву).

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

Урок по развитию речи, 8 класс

Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

Урок по развитию речи, 5 класс.

Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....

Заседание клуба Знатоков "чужой речи". 8 класс. Русский язык.

Урок русского языка в 8 классе. Обобщающее повторение по теме "Чужая речь"(2 часа) проводится в форме заседания клуба Знатоков "чужой речи" . Урок построен на основе принципа "Обучение в сотрудни...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Таблица "Особенности стилей речи" (6 класс, русский язык)

Работу с таблицей "Особенности стилей речи" на уроке русского языка в 6 классе (по учебнику Е.А.Быстровой) лучше всего проводить в конце изучения темы "Стили речи". Это поможет обобщить знания и самос...

Рабочие программы по развитию речи, литературе и русскому языку в 7 классе

Рабочие программы  по развитию речи, литературе и русскому языку  в 7 классе...


 

Комментарии

Гусева Анжелика Петровна

Очень подробный конспект. Спасибо огромное!!! Мне очень помог в работе!