Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Жерноклеева Любовь Ильинична

Различные формы работ на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Суходол

муниципального района Сергиевский Самарской области.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках

русского языка.

                                                                              Учитель: Жерноклеева Л.И.

 «Именно творческая деятельность делает ребенка существом,                      обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое  настоящее».               

                                                                                    Л.С.Выготский

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Задатки творческих способностей присущи каждому ребёнку. Важно их раскрыть и развить, чтобы выпускник не только овладел материалом школьных программ, но и сумел творчески применить его в различных жизненных ситуациях, найти решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.  

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс

Основной задачей на уроках русского языка я считаю - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Детей необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.

Основные приёмы развития творческих способностей:

написание сочинений, изложений;

рецензирование сочинений;

игры "Экзамен", "Лингвистические угадайки" и др.;

творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.

творческие задания на дом;

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

 Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

     На  уроках развития речи я использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения.

  Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:

1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся 5 класса я предложила написать свои книги, идея моя была встречена с оптимизмом. На первых страницах поместились сказки. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире. В этих книгах появлялись и стихи, басни собственного сочинения.  Вот какую басню сочинил ученик пятого класса Корнилов Владислав.   «ЛЕВ И СОРОКА»

Однажды Лев немножко приболел,

И чтобы выздороветь, ел он мел.

Зашла к нему Мартышка и спросила:

- Куда девалась у тебя былая сила?

Ответил лев: Я приболел.

 Сказал и на скамейку сел.

 -Лекарство я себе уже нашел,

 Поправлюсь, и все будет хорошо.

Лев проводил Мартышку и зашел.  

А по лесу тем временем уж слух пошел.

 Мартышка тут же у соседнего двора

Завидела строителя Бобра

- Ты слышал, братец, болен твой сосед!

- А что с ним? – молвил Бобр ей в ответ.

Мартышка, что-то буркнув, убежала.

А Бобр, не расслышав, думал, что ж она сказала.

 Тут мимо проходил Медведь,

 Бобр говорит ему: Дружище, Лев наш может умереть!

Задумался Медведь: С чего это ты взял?

Бобер в ответ: Он сам Мартышке рассказал!

 А на заборе Сорока серьги примеряла

И разговор их краем уха услыхала.

 Как только Бобр про смерть успел сказать

  Сорока полетела по лесу все это растрещать.

  Те новости до Льва дошли, когда лесные жители

  Проститься с ним пришли.

  А Лев был не из глупого десятка,

  И подозвал Мартышку: Сядь-ка.

  Сорока-то у нас - воровка! Видел сам!

Известно это только нам!

Мартышка не болтать об этом обещала,

Сама тем временем от нетерпения сгорала.

Лев только отошел, Мартышка помчалась!

И эта новость очень быстро разнеслась.

С тех пор и по сей день Лев царем зверей считается,

А та болтливая Сорока лишь как воровка знается.

                  ________________

           Мораль сей басни такова:

           Бывали люди,

           И бывают в любые времена,

           Которые из мухи умеют раздувать слона!

Я стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ.

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.

1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Хочу  обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством  с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

6. Музыкальное сочинение.

1-й вариант - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.

2-й вариант - воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой), сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.

7. Сочинение - продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

Из всех вышеперечисленных видов хотелось бы выделить сочинения - описания природы в разное время года. Этот вид работы очень нравится моим детям. Прежде чем приступить к такому творческому процессу, мы собираем материал, наблюдаем, делаем пометки. Обсуждая написанные сочинения на тему "Золотая пора", учащиеся обращали внимание на построение предложений, на красочное описание осенней природы. Каждому ребенку осень раскрывается по-своему. А при помощи сочинений это время года для всех нас становится богаче и выразительнее. К недостаткам в работах детей можно отнести то, что в некоторых из них отсутствует вывод. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

   В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках русского языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. В воспитательных целях использую материал не только литературно - художественных произведений, но и материал публицистического характера - из газет, детских и юношеских журналов, газет, энциклопедий, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе и товариществе, о честности и гуманности. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.

Известно, что внимание школьников средних классов непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка подчинен воспитанию культуры внимания. С достаточно развитой речью детям можно предложить приём рисования по ходу слушания текста (памятки - зарисовки), этот приём развивает внимание, память, мышление, проявляются предпосылки к творчеству. Ученики, прошедшие обучение изложению по памяткам - зарисовкам, и становятся активными учениками на этапе обучения изложению с элементами сочинения.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

слова памятки каждого предложения записывай;

между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;

окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

из слов составь все предложения;

активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Работая по этому алгоритму, ученики выполняют несколько упражнений на развитие памяти. И мы почувствуем момент, когда можно легко и доступно перейти к обучению изложению с элементами сочинения, рассуждения.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей.

Интересны для ребят игровые задания, направленные па отработку орфоэпических норм, минутки разминки под общим названием «Говорите по-русски правильно». Вот лишь некоторые из них: «Составь текст и озвучь его». Предлагаю учащимся набор слов, которые представляют какие-то трудности в произношении (километр, шинель, помощник, свитер, средство, начал). Задача учащихся: за две, три минуты составить связный текст, используя данные слова, прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Можно назначить экспертов, которые внимательно слушают отвечающего и рецензируют ответ. Оценку получают сразу двое учащихся.

Большое поле игровой деятельности представляет раздел «Лексика и фразеология. Предлагаю детям самим придумать игру и провести ее. Особенно активно игра проходит в 5 - 7 классах («Подбери синонимы», «Угадай профессию», «Закончи фразеологизм», «Прямые и переносные слова»). Не менее интересно проходят уроки с игровыми заданиями, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

В игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве. У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей.

Творческие способности личности на уроках русского языка могут осуществляться в творческой деятельности не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. По результатам исследований американских ученых, домашние задания достигают порой обратного результата: вместо серьезной работы по самообразованию - бесчисленное копирование учебников, поголовное списывание и зубрежка. Вместо пользы- вред, вместо радости - отчаяние. Чтобы избежать этого, следует практиковать нетрадиционные виды домашних заданий по каждой теме: составление словарей, наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов. Наряду с традиционными, привычно скучными упражнениями можно давать задания творческого характера. Это может быть написание сказок, стихотворений, придумывание загадок, кроссвордов.

Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например, сочинение "Как я провел день" учитель просит написать от имени собаки, кота, муравья и т.д., вместо привычного сочинения "Моя комната" предлагает написать сочинение "Моя комната в 2030 году". Интересно и такое задание на дом: по вырезанной из журнала фотографии придумать историю, иллюстрацией к которой могла бы стать эта фотография. На следующем уроке выбирается лучшая работа. Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих способностей учащихся, воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001г.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

 Петрановская Л.В. Творчеству можно научить.// Русский язык, № 12, 2001 г.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.

Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

О различных способах развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Игры и упражнения, повышающие интерес учащихся к изучению русского языка....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....