«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств»
статья по русскому языку на тему
Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию учебно–воспитательного процесса в школе. Научные исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».
Воспитательная система школы построена на формировании гуманистических межличностных отношений через полезную творческую деятельность. Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая отвечала бы требованиям современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_russkogo_yazyka_kak_sredstvo_vospitaniya_nravstvennykh_kachestv.docx | 84.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Условия возникновения и становления опыта.
- Актуальность и перспективность.
- Теоретическая база.
- Новизна.
- Технология.
- Трудоемкость применения.
- Приложение.
- Литература.
Условия возникновения и становления опыта
Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию учебно–воспитательного процесса в школе. Научные исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».
Воспитательная система школы построена на формировании гуманистических межличностных отношений через полезную творческую деятельность. Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая отвечала бы требованиям современного общества.
Выбранная мною проблема «Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств» помогает решать задачи воспитания, поставленные перед школой..
Приобретение школьниками специальных знаний по предметам еще не гарантирует их всесторонней воспитанности. Не случайно учителей упрекают в том, что, развивая интеллектуальные качества учащихся, они мало воздействуют на культуру их чувств, считая ее чем-то производным от интеллектуального роста. Между тем именно развитие эмоциональной сферы растущего человека - одно из важнейших условий осуществления процесса нравственного и эстетического воспитания.
Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Русский язык не является среди них исключением. Вспомним слова Ф.И.Буслаева, который говорил: «Нет ни одного … предмета, в котором бы так тесно и гармонически совокуплялось преподавание с воспитанием, как в обучении отечественному языку».
Особенность этого предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны на протяжении всей жизни.
В Упоровской средней школе, где я работаю, есть все необходимые условия для качественного обучения и воспитания детей на современном уровне. Кабинет русского языка оснащен необходимым наглядным материалом, таблицами, техническими средствами обучения.
Основные противоречия и задачи в процессе
обучения и воспитания
Противоречия | Проблемы и задачи |
Между сегодняшней жизнью школьников и необходимой подготовки его к взрослой жизни. | Формирование мировоззренческих ориентаций через развитие личностного потенциала школьника. |
Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. | Конструирование содержания образования, ориентированного на творческую деятельность учащихся в процессе учения на уроках русского языка. |
Между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворить эти требования ( т.е. между уникальностью каждой личности, ее стремлением быть услышанной и понятой и авторитарной методикой обучения и ее набором педагогических штампов). | Создание комфортной атмосферы занятий, позволяющей выявить творческие способности личности, способствовать их развитию и проявлению; отслеживать личный результат в процессе обучения. |
Актуальность и перспективность
К проблеме воспитания на уроках русского языка обращались многие специалисты (М.Т.Баранов, Г.К.Лидман – Орлова, Т.А.Ладыженская и др.)
В современной дидактике и практике обучения проблема воспитания нравственных качеств не теряет своей значимости и актуальности, а ее решение представляет большую ценность. Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, это потребность жизни. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.
Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства.
Актуальность опыта состоит в том, что в настоящее время в обществе назрел духовный кризис. Малообразованные, но духовно богатые люди менее опасны для общества, чем высокообразованные, но с обедненным духовным миром.
Теоретическая база
Использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития. Такая работа рассматривалась в трудах методистов, учитывающих воспитательные возможности текста.
Процессы обучения, воспитания и образования неразрывно связаны, взаимопроникают и накладываются друг на друга. В.А.Сухомлинский пришел к весьма важному выводу: человек может располагать знаниями, уметь работать, но быть недостаточно воспитанным, неполноценным гражданином. При этом он считал, что, « чем шире круг теоретических знаний, которыми овладевает молодое поколение, чем более всеобщий характер приобретает высокий уровень его образованности, тем острее, очевиднее становиться необходимость специфической воспитательной работы»¹.
Выдающийся польский педагог Януш Корчак напоминает о необходимости возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему. Призыв Януша Корчака надо понимать как тончайшее понимание и чувствование детского познания мира – познания умом и сердцем. Нужно помнить, что ученик – это прежде всего живой человек, вступающий в мир познания, творчества, человеческих взаимоотношений.
Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащихся. От того, как дети познают мир, какие убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни.
А.Д. Дейкина на примере уроков русского языка различного типа рассматривает некоторые аспекты проблемы обучения и воспитания. Она считает, что умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения, а « важнейший капитал нации», по словам Н.Г.Чернышевского, - « нравственные качества народа». А.Д. Дейкина показывает, как, привлекая специально подобранные тексты, в которых речь идет о доброте, человечности, милосердии, совести, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию. «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное», - писал В.Г.Белинский.
Содержание работы, направленной на патриотическое воспитание учащихся, и основные методические пути его раскрытия рассмотрены М.Т.Барановым, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Ильиной, Т.А.Ладыженской, которые считают, что в систему формирования патриотического чувства учащихся большое значение имеют уроки русского языка и русской речи.
Совершенствование речи школьников тесно связано с развитием их личности. ______________________________________________________________ 1 В.А.Сухомлинский. Павлышская средняя школа.- М., 1979
Новизна
Новизна опыта состоит в стремлении построить урок так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием. Основное внимание уделяется работе со связным текстом, несущим воспитательный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка. На основе текста предлагаю задания, обучающие и развивающие учеников.
Новизна опыта выражается в следующих положениях:
- Строить педагогический процесс – педагогику обучения и воспитания – совместно со взрослеющими школьниками ( реализация личностно – ориентированного подхода);
- Пробуждать живой интерес к окружающим , способствовать накоплению положительного опыта эмоциональных впечатлений;
- Расширять круг общения детей, предлагая те формы работы, при которых приобретается жизненный опыт и опыт активной деятельности;
- Воспитывать на уроках русского языка словом, любая истина (философская, нравственная) может быть осознана посредством слова и высказана с его помощью, чтобы стать убеждением, а значит, частью взглядов личности;
- В учебном процессе нельзя использовать морально устаревшую форму, нужно искать новые пути, способствующие активному воспитанию истинного гражданина – гуманиста ( реализация воспитательной системы школы).
Ведущая педагогическая идея – идея И.С.Якиманской, которая заключается в том, что ученик становится не объектом обучения, а его субъектом.
Технология
Основная цель моей работы – создание необходимых условий для формирования индивидуальных особенностей личности.
Технология формирования индивидуальных особенностей личности при изучении русского языка опирается на следующие принципы:
- единство обучения, воспитания и развития;
- научность, системность и доступность;
- сознательность и творческая активность учащихся;
- наглядность;
- прочность усвоения знаний и развитие нравственных качеств учащихся;
- коллективность характера обучения и учет индивидуальных особенностей личности.
В процессе профессиональной деятельности использую элементы традиционной объяснительно – иллюстративной технологии обучения, технологии дифференцированного обучения, личностно – ориентированной технологии.
Достижение основной цели вижу в следующем:
- пробуждение интереса учащихся к учебному предмету;
- выработка нравственных идеалов, нравственной основы поведения;
- формирование патриотического чувства.
1. Успех в решении воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к нашему предмету. Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать, воспитывает сознательное отношение к труду. Если учащиеся любят уроки русского языка, испытывают желание полнее и глубже изучить родной язык, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной.
Проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка является одной из серьезных и актуальных современной методике прежде всего потому, что отношение учащихся к предмету русского языка в известной мере отражает и их отношение к родному языку.
Родной язык – неотъемлемая часть понятия «Родина». Знание родного языка, любовь к родному языку есть одно из проявлений патриотических чувств, любви к родной стране.
Язык непременно вбирает в себя и бережно хранит несметные сокровища исторического опыта народа, следы жизни каждого поколения, голос родной природы. Чтобы глубоко изучить прошлое страны, чтобы постичь самобытный и неповторимый характер народа, надо изучить его язык.
Сознавая, какое воспитательное и образовательное значение имеет русский язык, стремлюсь пробудить интерес и любовь к родному языку, используя при этом разнообразные формы и способы работы на классных и внеклассных занятиях.
На уроках школьники заучивают наизусть некоторые изречения русских писателей о родном языке. Часть этих высказываний помещена в школьных учебниках в разделе «О русском языке». Некоторые высказывания включены в тексты тренировочных упражнений, украшают кабинет русского языка.
Закрепляю и развиваю общие представления о языке как средстве общения при изучении других разделов курса. Например, при изучении состава слова предлагаю следующий художественный текст, который своим содержанием позволяет подчеркнуть, как возвышает человека в мире живой природы обретенный им в ходе развития дар речи. В этом случае обычная работа с языковым материалом оказывается направленной наряду с решением текущих программных задач и на пробуждение у учащихся умения увидеть и ощутить сложность и совершенство родного языка, умения преодолеть упрощенное отношение к слову, открыть для себя его силу, восхититься имеющейся у человека способности говорить ( см. приложение №1).
Работа над приведенным текстом сопровождается вопросами:
- Почему слово «здравствуйте» названо чудесным?
- Какими еще эпитетами оно охарактеризовано в тексте.
- Почему об обитателях леса писатель сказал: « бедные птички и зверушки»?
- Кто в рассказе выступает самым счастливым?
Вопросы помогают учащимся осознать, что слово, человеческая речь объединяет все живое, дает счастье общения и взаимопонимания. Дети чутко воспринимают и красоту языка отрывка, и гуманный его смысл, и гимн « языку человеческому». Необходимый эмоциональный настрой в работе над этим текстом создается сразу, облегчая мне задачу показать социальную функцию языка, его значение для человеческого общества. А отсюда возможен и вывод: каждый человек должен любить свой язык, гордиться им, глубоко его изучать и беречь.
Истинная любовь к родному языку проявляется в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, образности и выразительности своей речи, стремлении к гармоническому единству смысла и формы в своих высказываниях, что главным образом достигается умелым отбором языковых средств. Образность и точность речи во многом зависит от умения соотнести определенное языковое явление с тем значением, которое оно получает в данном контексте или придает высказыванию в конкретной речевой ситуации. Постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых фактов языка не только прививает интерес к языковому анализу, но и оказывает сильное положительное влияние на качество усвоения учебного материала.
Особенно широко смысловая характеристика используется в школе при анализе лексической стороны языка. Особый интерес вызывает у школьников анализ таких примеров, в которых обыгрываются разные значения слова или двух похожих по звучанию слов, что служит очень выразительным средством создания комического эффекта.
В 5 классе при изучении темы «Лексическое значение слова» читаю небольшой текст (см. приложение №2), а затем предлагаю ряд слов, из которых школьники выписывают то, которое подходит к тексту по смыслу, устно объясняя свой выбор. После прослушивания учащиеся выполняют следующие задания:
- Выпишите слово, подходящее по смыслу к тексту: верность, щедрость, доброта, лживость, жадность.
- О какой черте характера Генки говорится в тексте?
При объяснении смысла нового слова использую другие формы работы. Так, источником нравственного опыта всегда служили народные сказки, пословицы, поговорки.
Рассмотрим фрагмент урока с использованием пословицы. Учащимся раздаются карточки со словами: честность, правдивость, искренность, лживость, нечестность, неискренность.
На доске записана пословица: Кто один раз солжёт, тому в другой раз не повезёт.
Вопросы и задания:
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
- Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
- Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
Честность нечестность
Правдивость лживость
Искренность неискренность
- Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
- Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
- Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи, применяя знания на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например:
Жадность
Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,
необыкновенная жадность, жадность к деньгам .
Предложения: Нет у человека худшего врага, чем его жадность;
Богатому жадность не дает покоя.
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Предлагаю детям темы для творческой работы с таким расчетом, чтобы в них раскрывалось что-то свое, проявилась самобытная, подчас остроумная манера передавать свои впечатления. Интересной считается та работа, в которой есть личностное, неподражаемое, самобытное восприятие окружающей жизни. Выполняя такие задания, учащиеся полны вдохновения и любопытства. Все хотят читать свои работы, думая, что они самые интересные. В этот момент проявляется чудесное состояние поиска, желание понять окружающий мир, выразить себя в словесных картинах.
Перечисленные работы развивают воображение ребят, которое служит познанию мира и его творческому преобразованию, без которого невозможно решение и практических, жизненных задач.
2. Пробуждение интереса к предмету, умение общаться, развитие самостоятельного мышления, воображения способствуют нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основы поведения. С этой целью использую ряд текстов, несущих информацию и исподволь влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Учащимся предлагаю рассказы писателя А. Приставкина (см. приложение №3) о жизни детей, которых война лишила родителей, иных на время, других - навсегда. Каждый из этих текстов читаю как материал для изложения, но без авторской концовки, с тем, чтобы дети придумали конец истории, как они его увидели и поняли из самого рассказа. По окончании работы читаю концовку рассказа, и дети получают возможность сопоставить ее со своей. Здесь более всего и проявляется воспитательная идея урока. Для детей это возможность узнать жизнь шире и заглянуть в нее поглубже.
В рассказах А.Приставкина даны в доступном для детей изложении разные нравственные позиции. Перед детьми вырисовывается не только та или иная нравственная ситуация, но и цельный характер мальчика, их ровесника, несущего в себе глубокое чувство благодарности к человеку, отогревшему его (Товарищ Гонцова), стыда за неправильный поступок, совершаемый из благих намерений («Козье молоко»), гордости за честно заработанное («Рабочая порция»).
Вместе с этим важно показать детям сегодняшнего времени, в сколь трудное время проявлялись характеры детей военной поры и каковы были их стойкость, их готовность переносить жизненные испытания вместе со взрослыми.. поэтому предлагаю детям сочинение на нравственную тему: «Каким я вижу героя рассказов писателя А.Приставкина?»
Сочинение позволит детям получить цельное представление о нравственной основе поступков мальчика, а также окружающих его людей. Наряду с рассказами, содержащими положительный нравственный опыт, о предлагаю для обсуждения и размышления такие рассказы, в которых на первый план выступает отрицательное в поведении героя. Примером такого рассказа является текст для изложения Н.Федорова «Курточка» (7кл)
Порядок работы:
- Чтение рассказа;
- его обсуждение;
- написание на конкретном материале прочитанного рассказа сочинения-рассуждения на тему: «Почему друзья обиделись на Витю и кто из них прав: Витины друзья или Витя?» (см. приложение №4)
Школьники не всегда умеют правильно отнестись к мнению товарищей, не дорожат дружбой, легко меняют друзей. Рассказ отражает одну из типичных школьных ситуаций, а значит, в ней следует разобраться.
Разговор о нравственной основе поступков получает продолжение в 8-9 классах. В качестве примера приведу работу над рассказом А. Цессарского «Мужество», по которому обычно провожу сжатое изложение (см. приложение №5)
Текст приемлем прежде всего со стороны нравственной позиции мальчика, не принимающего уже в своем ученическом настоящем (а не в будущем, когда станет взрослым рабочим человеком) обмана, не соглашающегося на него, даже если это грозит увольнением с завода.
Порядок работы над текстом обычный: постановка задачи, чтение текста, определение его основной мысли, беседа по содержанию, выделение опорных слов, вторичное чтение текста, написание сжатого изложения. В зависимости от уровня подготовки учащихся ключевые слова (они выделены в тексте) я записываю на доске.
Нравственный поступок мальчика найдет отражение в душе его сверстников. Вопрос школьникам: «Как, по–вашему, сложится дальнейшая судьба мальчика?» - не только выявит отношение к поступку ровесника, в их ответах как бы смоделируется, верят ли они сами в победу справедливых и честных над несправедливыми и нечестными.
3. Если в 7-8 классах беседы о нравственном идеале эффективнее всего проводить на текстах, описывающих героические поступки людей, то в 9 классе, когда учащиеся достаточно подробно знакомы с историей своей страны, изучают родную литературу с древнейших времен, им будет интересно познакомиться с рассуждениями о патриотизме, национальном идеале и национальном характере, высказать (в устной или письменной форме) свои мысли об этом.
В процессе патриотического воспитания на уроках русского языка, учитывая специфику нашего предмета, использую следующие методы:
- попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений;
- фронтальная беседа, раскрывающая патриотический смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинение;
- словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом, упорными занятиями известных успехов или преодолевающих учебные трудности, собравших интересный патриотический материал для уроков русского языка;
- написание публицистических сочинений о любви к Родине, русскому народу.
Работа над всеми сторонами патриотического чувства проводится в каждом из классов. Однако объем работы над каждой стороной патриотического чувства в том, или ином классе различны и зависит от общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку. На уроках провожу словарно-семантическую работу над публицистической лексикой. Отбираются слова, раскрывается значение их употребления в словосочетаниях и предложениях. Такую работу можно организую со словами и словосочетаниями: Российский флаг, Российский герб, гимн России, Красная площадь, гражданин, паспорт, Конституция Российской Федерации.
Таким образом, на уроках русского языка учащиеся овладевают общественно–политической лексикой (усваивается семантика, сочетаемость и сфера употребления слов).
Неоценимыми средства воспитания любви к Родине являются уроки развития связной речи – подготовка, проведение, анализ сочинений, изложений на темы общественно-политического характера. Эта работа способствует формированию обобщенного представления о патриотизме.
Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Моя задача – развить в человеке важную грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине.
Стихи для детей разных авторов позволяют привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком. Приведу пример работы с таким текстом на уроке повторения в начале года:
Зачитываю стихотворение В. Берестова «Май», ребята определяют главную мысль, высказанную поэтом.
Фиалки , ландыши для нас
Веселый май в тиши припас.
Но мы их обрывать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
После этого предлагаю задания:
- Спишите стихотворение;
- А теперь сыграем в «Зоркий глаз» ( дети должны увидеть все орфограммы в письме): подчеркните орфограммы и назовите их
- Найдите сказуемые, подчеркните их и укажите время и наклонение глаголов.
При работе с этим текстом ребята не только получают экологическое воспитание, но и повторяют пройденный материал по орфографии и синтаксису.
Подготовленные рядом подобных текстов школьники, полно и доказательно, с большей гражданской ответственностью рассуждают на темы экологии, а в процессе рассуждений складывается та единственно верная на сегодняшний день позиция гражданина, в которой чувство хозяина земли и чувство ответственности за сохранение природы являются главными.
Представления школьников могут дополняться на уроках внеклассного чтения при анализе произведений В. Асафьева, В. Распутина, В. Белова и других писателей, утверждающих, что безразличие и равнодушие к природе – это невежество. Преодолеть такие качества, не дать им проявиться у детей – значит рассказать о живой природе так, чтобы вызвать другие чувства нежности, желание оберегать, помогать.
Тексты, посвященные экологическим проблемам, систематически включаю в уроки русского языка. Довожу до сознания учащихся мысль об их ответственности за судьбу родной природы, родной земли.
Помимо использования на уроках готовых текстов, применяю важный прием: предлагаю учащимся понаблюдать за природой и на уроке поделиться своими впечатлениями. На чем основывается такой прием? На стремлении не только декларировать, но, прежде всего, приобщать к живому, полному красок и звуков миру.
Все может стать объектом внимания – интересно словесное выражение эмоционального отношения к конкретному факту, к природным явлениям. С точки зрения учебного предмета обучающим моментом является то, как применить полученные знания: изложить фактическую сторону, сохранить логическую стройность речи, разнообразить слова. Конечно, это речевая практика, и если она будет достаточно широкой, обогатится лексический запас школьника, будет развиваться способность анализировать устные высказывания.
Трудоемкость опыта
Трудность заключается в том, что учитель русского языка сам не определяет уровень воспитанности своих учеников, исключение составляет коллектив, в котором учитель-предметник является классным руководителем. Кроме того, существующие анкеты по выявлению уровня воспитанности учащихся громоздки, сложны для обработки.
Воспитание на уроках должно осуществляться при постоянном внимании к обучению предмета. Раскрыть учащимся тайны правил и законов, присущих русскому языку, показать его особенности, красоту.
Трудоемкость опыта состоит в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности школьников в учебно–познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом личностно – ориентированного подхода.
Приложение №1.
«Утро подвигалось все больше к рассвету, лес наполнялся птичьими песнями и криками зверьков. Но бедные птички и зверушки, как мучились они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово!
- Тэк – тээк! – чуть слышно постукивает глухарь.
- Шварк – швар! – дикий селезень в воздухе пролетел над речкой.
- Кряк – кряк! – дикая утка на озере.
- Гу-гу-гу! – красная птичка снегирь на березе. Тетерев там где-то бормочет и чуфыркает, белая куропатка хохочет…
Мы, охотники. Давно. С детства своего, слышим эти звуки и знаем их и различаем. Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем утром на рассвете и услышим. Так и скажем им, как людям, это слово: - Здравствуйте!
И как будто они тогда тоже обрадуются, подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыркают, и затэтэткают, и зашваркают, стараясь всеми голосами этими ответить нам: - Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!»
(М.М.Пришвин)
Приложение №2
Генка был попрошайка и жадина. Это – самое главное, чем он отличался от других. Правда, жадность у него была не на все вещи, а только на мелочи: на разные самоделки, патронные гильзы, стеклянные пузырьки, значки, поплавки и прочую дребедень. Он их выпрашивал. Даже не менялся никогда, а только выпрашивал. если меняться, надо что-то отдавать, а это было для Генки горькой мукой.
(В.Крапивин.)
Приложение №3
А.Приставкин «Товарищ Гонцова».
Было так. Во вьюжную сибирскую ночь шел я из больницы к себе в детдом и заблудился. Я проваливался в белый снег, обессилел совсем. Тогда я сел и заплакал, Стало как будто теплей, я заснул. Как меня нашла старая крестьянка, как привела в избу и оттирала, я не помню. Утром она вывела меня на дорогу и показала путь до Зырянки.
- Гонцова моя фамилия, сынок, - сказала она коротко.
Я отошел, помахал ей рукой. Полез в карман и обнаружил там горячую бутылку с молоком.
Через месяц я попытался отыскать добрую женщину, которая меня спасла. Председатель колхоза спросил:
- Из какой деревни?
- Не знаю, но фамилия Гонцова.
- Трудно найти. В нашей Зырянке пятьдесят Гонцовых. В Михневе тридцать четыре семьи, да и а Таловке пятнадцать…Это веренее всего в Михневе, там мне такой случай расск5азывали. Спроси Марию Гонцову, наверное она.
Мария Гонцова оказалась совсем не той женщиной, которую я запомнил.
* * *
Но пока я грелся в теплой избе, она сбегала к соседям и сказала:
- В Таловке она, твоя самая…Варварой зовут. У нее такой случай был. А я нет, никого не спасала.
Она вывела меня на дорогу и показала, как дойти до Таловки.
- Ищите Варвару Гонцову. Наверное, она.
Я отошел, оглянулся, женщина все стояла. Я помахал ей рукой.
Полез в карман. Там я нашел кусок теплого хлеба.
А.Приставкин «Козье молоко».
Моя сестренка опасно заболела. Она сгорала в жару и иногда плакала: «Ой, мамочка, больно…Больно…»
В такие дни я выпрашивал у детдомовской поварихи большой медный чайник и шел к станции. Там, привязанная к колышку, паслась чья-то коза. Я ставил под нее чайник и пытался доить. Я просил ее: «Козочка, хорошая, добрая козочка, ты дай мне немного молочка… Не для себя, честное слово, сестренка моя болеет…»
Однажды сзади подкралась ко мне старуха и борльно схватила за волосы.
- Ах ты, вор! Детдомовец ты несчастный!
Я вырвался и, потеряв крышку от чайника, прибежал в детдом.
Скоро пришла и старуха. Я видел, как она спрашивала заведующую и прошла в детскую комнату, где та находилась. Заведующая как раз смотрела, как мою сестренку поят молоком.
Потом старуха вышла, и заведующая, выглядывая из двери, спросила:
- Вы ко мне приходили?
« Не сказала», - подумал я и так обрадовался, что забыл спрятаться. Я стоял в коридоре у стенки, и мне хотелось врасти в нее, когда старуха проходила мимо.
* * *
Но она остановилась точно напротив меня и, разглядывая что-то на полу, сказала, словно сама себе:
- Я хорошо запомнила того, кто крадет молоко, и я его не вижу… Иначе бы… - И, помолчав, добавила: - Но если какой хороший мальчик придет и попросит молока, разве я не дам? Ведь каждый знает, что я работаю сторожихой в школе.
И старуха пошла дальше, сильно шаркая об пол валенками, которые она носила даже летом.
А.Приставкин «Рабочая порция».
После уроков нас, детдомовцев, приводили на завод и ставили за станки. Мы делали шины для раненых. Каждый день по четыре часа. Однажды мастер сказал весело:
- Вот вам первая получка! Талон на рабочий завтрак. Только один. Кто хочет первый?
Нас было семь человек, мы стали ссориться. Мастер утешил:
- Талоны будут каждый день. Все по очереди сходите. Только учтите, рабочий день начинается рано и порции по этому талону выдаются до шести утра.
Жребий идти первым упал на меня. Черным утром, которое ничем не отличалось от ночи, няня разбудила меня:
- Эй, вставай! А то всю рабочую порцию проспишь!
Зажав в кулаке талон, я шел по дороге. Меня пробирал холод. Из калиток, из проулков и вообще откуда-то из серой мглы появлялись люди. Они заполняли дорогу и позади меня. Я еще никогда не видел на этой дороге так много людей. И мне хотелось все узнать, рабочие ли они и куда они идут и еще похвалиться: а у меня настоящий рабочий талон!
В большой столовой толкался народ. Люди подходили, отдавали талоны. И им сыпали горячую картошку с мясом. И я подошел. Какая-то женщина торопливо сказала:
- Мальчик, здесь по рабочим карточкам! Не мешайся!
Я протянул талон. Женщина посмотрела на меня с уважением:
- Ты гляди… Рабочий уже!
И она насыпала мне полную тарелку горячей картошки с мясом. Я даже задохнулся от волнения. Целая рабочая порция!
Потом я шел домой…
* * *
И мне казалось, что я стал теперь шире в плечах и выше немного…
А навстречу шли и шли по дороге люди. Они тоже были большие и сильные. И я теперь понимал хорошо – это идут те, у кого в кармане есть талоны на рабочие порции.
Приложение №4
Н.Федоров «Курточка».
Урок физкультуры закончился, и все кинулись в раздевалку.
Подхожу с своей вешалке, начинаю одеваться, смотрю – что такое? Штаны мой, ботинки мои, курточка – не моя. Чужая какая-то курточка: пуговиц не хватает, на груди пятно чернильное. Да и мала – руки из рукавов как грабли торчат. А у меня форма новая, двух недель еще не относил. «Ну и ну» , - думаю.
Тут ко мне друзья подбегают, Петя и Кирилл:
- Витек, чего так долго копаешься? Бежим в столовую.
- Да погодите вы, говорю, - у меня курточка пропала!
Кирилл говорит:
- Как это «пропала», если ты в ней стоишь?
- Да не моя это курточка, разве не видите! Дрянь какая-то старая. Штаны вот мои, ботинки мои, курточка – не моя!
- Не может быть,- говорит Петя. – Пошутил, наверное, кто-нибудь. Или перепутал. Найдем сейчас, не паникуй.
Стали мы ребят расспрашивать, но никто не признается. Все, говорят, свои курточки надели.
- Ничего, Витек,- говорит Петя,- не расстраивайся. Может. Найдется еще.
- Конечно, найдется, - говорит Кирилл, - Главное, не паникуй. Вам-то хорошо, думаю, у вас курточки не подменяли. А мне каково? Обозлился я тут на весь белый свет. Прямо ужас как обозлился. Вот же, думаю, какие люди нехорошие бывают. Уж лучше б просто украли. Так нет, как в насмешку, старье подсунули!
Пришли в столовую. Друзья говорят:
- Ты, Витек, сиди. Мы сами все купим и принесем.
Я сижу. Только есть совсем не хочется. Аппетит от расстройства пропал. А им хоть бы что. У них курточки не подменяли. Возвращаются с пончиками. Довольные.
- Витек, ты чего не ешь? – говорит Кирилл. А у самого полный рот. Никакой культуры.
Да мне что. Мне необязательно. Это тебе нужно есть как следует, сил набираться. А то пропадешь.
- Это почему? – спрашивает Кирилл.
- Да потому, - говорю, - что не сможешь тогда портфель Сидоровой таскать.
Кирилл пончиком подавился. Покраснел, как редиска. Не понравилось.
- Ну и злюка же ты, Крутиков, - говорит Петя. – Не ожидал от тебя.
- А ты бы, - говорю, - Петечка, помолчал. Тебе тоже силы копить нужно. Для рекорда.
- Для какого еще рекорд? – спрашивает Петя.
- То есть как для какого?! У нас же сейчас диктовка. В прошлый ты девять ошибок. Теперь все ждут от тебя круглой цифры – не меньше десяти. А тогда ты хорошо поработал. Мне особенно понравилось, как ты слово «шоколад» написал – через два «а». ты наверное, словом «шакал» проверял?
- Тут друзья, не сговариваясь. Встали и за другой стол ушли. Обиделись.
Ну , думаю, и пусть. И без вас проживу.
После уроков пришел домой в полном расстройстве. Курточку на пол бросил и на диван завалился. Переживаю. Долго лежал. Устал. Смотрю с ненавистью на подмененную курточку. А на рукаве у наших школьных курточек эмблема такая клеенчатая. С раскрытой книжкой. Вижу, на книжке этой шариковой ручкой корявенько так написано: Витя Крутиков.
Значит, утром спросонья да в спешке я старую курточку надел! Прошлогоднюю! Даже есть от радости захотелось, но я себя пересилил. Надо же друзьям сообщить. Пусть тоже порадуются.
- Петька! – кричу в трубку. – У меня курточка-то нашлась! Приходи ко мне.
А Петька мне по телефону отвечает:
- Не хочу.
Ну и ладно, думаю. Не хочешь радоваться, не надо. Позвоню Кириллу. Вот настоящий друг.
- Кирюха! Представляешь, курточка нашлась! А новая-то в шкафу! Смехота, верно?
Но Кирилл не смеется. И тоже трубку бросил.
Вот те на, думаю. У меня радость, а они, видите ли, трубки бросают.
Друзья называются.
Приложение №5.
А. Цессарский «Мужество»
Игорек — самостоятельный парень. Отец у него умер давно. Мать много работает.
Вот и сейчас Игорьку нужно решить трудную задачу: сказать Кузьме Михалычу, что он о нем думает, или промолчать?
Сказать страшно—Кузьма Михалыч выгонит из бригады. И вообще страшно увидеть в этот момент его лицо!
Когда полгода назад начальник цеха впервые привел Игорька к этому огромному усатому человеку с умными глазами, Игорьку он сразу понравился. Таким именно он и представлял себе настоящего мастера. Таким мечтал стать, когда еще только решил идти работать на завод.
Тогда, при первой встрече, Кузьма Михалыч смерил его взглядом, посопел в усы недовольно:
- Подросток! Возиться!
- Начальник цеха промямлил:
— Ну, Михалыч! Передовая бригада... Лучший мастер. Кто, кроме тебя, научит? Справишься, а?.. Игорьку стало обидно:
— Подумаешь, подросток! Я все буду делать. Наравне.
— Ладно. Беру. До первого отказу.
Игорь думает о том, что завтра он должен отказаться. В первый раз. И, значит, в последний. Кузьма Михалыч словами не сорит.
Что скажет мать? Он так гордился, что сам зарабатывает деньги. Ей одной трудно.
Как теперь сказать ей? А может, не стоит ему вмешиваться'? Пусть все идет как идет. Ведь лично у него-то все в порядке. Кузьма Михалыч им доволен. И он — подросток, а те — взрослые. План они выполняют... План! В нем все дело. И разве это правильно, если взрослые говорят одно, а делают другое? И разве может быть одна правда для взрослых, а другая для детей? И если ты видишь неправду, разве ты имеешь право молчать?
Он скажет. Его выгонят из бригады. А вечером мать узнает и от-вернется...
Приходит мать. Игорек сразу замечает, она не в духе: даже не взглянула в зеркало. И пошла возиться по дому. Видно, устала. Она, когда устанет, берется тяжелую работу вначале сделать.
И сын решает сегодня ничего не рассказывать. Завтра. Когда все кончится. Заодно.
Утром цех встречает Игорька потоками солнца, тихим гулом утренних разговоров, молчанием станков. Издалека он видит высоченную фигуру мастера, который первым, как всегда, обходит участок бригады. Кузьма Михалыч примечает Игорька, кивает строго, по-деловому, как равному. У Игорька сжимается сердце. До конца смены остается час, тот самый час, о котором Игорек весь день старался не думать.
Еще в первые дни Игорек все просил мастера не отправлять его на час раньше, дать ему дорабатывать со всеми. В этот последний час он был, что называется, на подхвате: убирал стружку, бегал в ОТК, в инструменталку. Игорек стал ловить на себе дружелюбные взгляды рабочих. С ним уже вели деловые разговоры. Постепенно он вошел в заводскую жизнь. И тогда понял, что происходило у них в бригаде в этот последний час. И это было страшно.
Вот по проходу медленно идет начальник цеха. Кузьма Михалыч выпрямляется и встречает его спокойным взглядом.
— Ну так как же, Кузьма Михалыч? — произносит наконец начальник и при этом щурится, точно от солнца.— Придумал что-нибудь?
— Чего же придумать.
— Досадно! В других цехах нашли резервы,— начальник вздыхает и расстроенный идет к себе в конторку.
Игорьку кажется, что кто-то душит его, что он сейчас закричит, завопит: неправда-а\ Этот пожилой, солидный, уважаемый человек лжет! Весь этот час бригада будет возиться со старыми деталями, которые кто-то тайком приносит для ремонта и тут же расплачивается с бригадиром наличными. Завод выпускает холодильники, бригада делает для них самую сложную деталь.
Кузьма Михалыч неторопливо идет к станку и весело подмигивает Игорьку:
— Сегодня будешь мне помогать.
И вдруг лицо мальчика покрывается красными пятнами.
— Не хочу! — говорит он громко.
— Ты, может, считаешь, я ворую? Все честно.
Игорек вскидывает голову и со стыдом видит жалкую улыбку на лице бригадира.
— Как же честно... Когда все цеха на нас... А мы...
— Хватит! Завтра же в бригаде духу твоего не будет, ученичок!
Игорек думал, что самое страшное — объясниться с бригадиром. Но когда вечером приходит мать, тут у него сердце совсем останавливается, и он говорит:
— Не будет получки. Ничего не будет.
Тогда он рассказывает все одним духом. Что она скажет? Осудит?
— Ты у меня молодец, сын! — говорит она.— А знаешь, он побоится тебя уволить, вот увидишь!
И заливается своим беззвучным смехом, который всегда наполняет его счастьем.
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Комплексная работа с текстом на уроке повторения в VII классе.
Цели урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить; закрепить навыки правописания окончаний глаголов; отработать постановку знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами; формировать речевые навыки и умения учащихся; развивать чувство прекрасного, любви к родной природе.
Тип урока: комплексная работа с текстом.
Оборудование: плакат с формулировкой темы урока; тексты рассказа; магнитофон; кассеты с записями перезвона колоколов и пения птиц, звуков весеннего леса; репродукции и фотографии с изображением весенней природы.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О звуках.)
- О каких звуках нам предстоит поговорить? (О звуках весны.)
- Где же их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)
- Посмотрите в окно и прислушайтесь... Что вы услышали? (услышали, как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешептываются между собой.)
- А вот что вы можете услышать ранним утром, выйдя на улицу. (Включается запись перезвона колоколов и пения птиц.)
- Что вы услышали? ( Звон колоколов и голоса птиц. Колокола - вестники начала нового светлого дня, а птицы - вестники прихода весны.)
- Какое чувство вы испытали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, легкости.)
- Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным! А как слышат весну писатели, поэты? И, самое интересное, - как они рассказывают об этом?
2. Сообщение целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом И. Соколова - Микитова, который так и называется: «Звуки весны»,поработаем с этим текстом, а потом вы сами напишите сочинение-миниатюру.
3. Небольшое сообщение об авторе рассказа.
У Ивана Сергеевича Соколова - Микитова много рассказов: о приходе весны, о птицах и зверях, о природе. И это не удивительно, потому что он родился В Смоленской области в семье лесничего. Рано узнал лес, полюбил, изучил его. Позже много путешествовал , плавал на кораблях матросом, бывал на экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой, с уважением относиться к людям. Давайте вместе прочитаем рассказ Соколова-Микитова «Звуки весны».
4. Работа с текстом.
Чтение рассказа (учителем).
Звуки весны.
Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную папочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь папочке невидимого дирижера, одна за другой гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички - зорянки.
Тихий, знакомый слышится звук: «Хоррр, хоррр, цвну! Хоррр, хоррр, цвиу!» Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик. Из тысячи звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря,
В самый торжественный час появляется солнце, звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях, повсюду заливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (Соколов - Ми китов).
- О чем вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться весной в предрассветный час.)
- О чем рассказывается в тексте?
- Что отражено в его заглавии? (Тема текста ),
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуете свое мнение. (К художественному: в тексте словами нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который все это видит и слышит.)
- А к какому типу мы отнесем этот текст? (Это описание.)
- Какие изобразительно - выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры.)
- С чем автор сравнивает наступление утра?
- А вы знаете, что такое симфония?
Симфония, -и, ж.1. Большое музыкальное произведение для
оркестра,
Симфония Чайковского, 2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь (книжЛ Симфония звуков.)
- Услышали ли вы симфонию утра?
- С помощью чего автор достиг того, что мы смогли эту симфонию услышать? (Автор использовал музыкальные термины, изобразительно-выразительные средства, глаголы, звукоподражание)
- Прочитайте, как начинается симфония.
- Голоса каких птиц звучат в симфонии утра9 (Запись на доске слева.)
- А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра, (запись на доске справа.)
- Выведите личные окончания глаголов. Объясните их правописание. (Ученик комментирует правописание окончаний глаголов.)
- К какому времени относятся формы этих глаголов? (Эго формы настоящего времени.)
- Чего достигает автор, используя эту форму глаголов? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий.)
- Найдите глаголы, которые употребляются в переносном значении. (Тянет - поет, трубят - курлычут, заливаются - поют.)
- Какую роль в тексте играют деепричастия? (Они показывают, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом.)
- Что представляют собой деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми от него словами.)
- Выпишите из текста предложение, которое начинается словами: Нарастая и замирая...
- Выделите известные вам орфограммы в словах этого предложения. (Задание выполняется на доске, ученик объясняет подчеркнутые им орфограммы.)
- Произведите синтаксический разбор и составьте схему этого предложения. (Задание выполняется на доске.)
- А теперь вы сами попробуйте создать небольшое описание.
5. Написание сочинения -миниатюры.
Перед нами лежат репродукции картин, на которых изображены весенние пейзажи. Представьте себе, что ваша картина
ожила. Кто-то из вас очутился в лесу, кто-то - в поле, кто-то - у реки.
Напишите сочинение - миниатюру о том, какие звуки вы там услышали. (Задание выполняется, пока играет музыка «Звуки весеннего леса».)
После того, как отзвучит мелодия, читаем несколько работ.
- Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.
6. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
- Сегодня, когда после занятий выйдете из школы, не спешите, остановитесь, прислушайтесь, постарайтесь ощутить не только звуки, но и запахи... Чем пахнет весна? А дома напишите сочинение-миниатюру "'Запахи весны".
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Буквы о и а в конце наречий.
Цель: 1. формирование навыка написания букв а и о в конце наречий;
2 . развивать умения самостоятельно находить в словах изученную
орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;
развитие и обогащение речи учащихся;
3 .воспитание нравственных качеств, культуры общения.
Тип: изучение нового материала.
Оборудование: худ. текст, тренировочные упражнения, учебник.
Ход урока:
- Организационный момент ( число, тема, цели урока)
2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Работа с текстом «Где живет совесть?»
а) Чтение текста
б) О чем вас заставил задуматься этот текст?
в) О чем рассказывается в тексте?
г) К какому стилю речи можно отнести этот текст?
д) К какому типу речи?
е) Как вы думаете, почему слово «совесть» здесь написано с большой
буквы?
ё) Объясните значение выражений: недосуг призреть, попусту наушничать.
Учитель: В этом тексте автор затрагивает наболевшую тему для нашего
общества, многие люди потеряли совесть. В их душах появилась злоба, ненависть друг к другу, обман, лицемерие. Автор нас призывает задуматься над тем, где же живет наша совесть. Часто ли она нас мучает?
После работы с этим рассказом я думаю, что каждый будет поступать
по законам совести.
ж) Определите разряды наречий в 1 абзаце?
з) Укажите способ образования наречий
по – свойски, кое – как, куда – нибудь, по – новому
и) Найдите в тексте предложения, соответствующее данной схеме:
[ …, |~~~| ], (с. с. которым …) ,
й) Выделите известные вам орфограммы в слове «оплеванная».
- Этап усвоения новых знаний.
- Слово учителя.
Сегодня мы рассмотрим правописание наречий, образованных от прилагательных с помощью приставок и суффиксов - о , - а .
На доске записаны прилагательные. Давайте образуем от данных слов наречия, определим способ образования и от чего зависит правописание таких наречий.
в, левый - с, левый -
на, чистый – до, чистый -
за, светлый - из, давний –
Выполнив задание, делается вывод:
а) наречия образовались от прилагательных при помощи ¬ и ^
б) правописание на конце наречия зависит от приставки,
если в наречиях приставки из,- до,- с, - == а
в, - на, - за, == о
Учитель: Наречия с приставками в -, на-, за - и из - , до- , с - по своему происхождению застывшие формы винительного и родительного падежей кратких прилагательных, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется, например, слово окно: вин. – в окно, на окно, за окно, но род. – с окна, из окна, до окна.
- Чтение § 13, стр. 73-74
- Этап закрепления изученного материала.
- Работа у доски . Объяснить правописание наречий.
Сначал…, изредк…, влев…, налев…, слев…, насух…, наглух…, издавн…,снов…
-с подчеркнутыми словами составьте простые предложения на тему «Дружба».
2.Образуйте от данных прилагательных наречия с суффиксами –а , -о.
Бессердечный-… нечестный-…
Неуважительный-… преданный-…
- с получившимися наречиями составьте словосочетания.
3.Работа с учебником.
Выполнение упражнения 183 по заданию.
- Итог урока. Оценки.
- Домашнее задание
§ 13, упражнение 182- всем, занимающимся на 4 и 5 написать сочинение- миниатюру «О совести».
Отношение | Показатели воспитанности | Признаки проявления воспитанности | |||
Ярко проявляются | Проявляются | Слабо проявляются | Не проявляются | ||
К обществу | Долг и ответственность | Выполняет общественные поручения охотно, ответственно и с желанием, требует такого же отношения от других | Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других | Неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны учителей и товарищей | Уклоняется от общественных поручений, безответственен. |
Бережливость | Бережет школьное имущество, призывает к этому и других | Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи | Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей | Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований | |
Дисциплинированность | Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств и от других | Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других | Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей | И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия | |
К труду | Ответственное отношение к учению | Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарища | Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят | Учится не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей | Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо |
Отношение к общественно полезному труду (трудолюбие) | Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других. | Понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает | Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей | Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля | |
К людям | •Коллективизм и товарищество | Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива | Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела. | Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно. | Необщительный, эгоистичный |
Доброта и отзывчивость | Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей. | Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует. | Помогает другим, если поручает учитель или коллектив. | Недоброжелателен, груб с товарищами | |
Честность и правди- вость. | Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добровольно признается в своих проступках и того же требует от других | Верен своему слову, правдив с учителями и товарищами, признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других | Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами | Часто неискренен, обманывает учителей, старших | |
К себе | Простота и скромность | Прост и скромен, одобряет эти качества у других | Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди | Прост и скромен в присутствии старших и педагогов | Держится высокомерно, пренеб-режительно относится к товарищам |
К культуре | Культур ный уровень | Много читает. Охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с другими. | Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к музыке, живописи. Но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает других. | Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает по совету или настоянию взрослых: педагогов родителей | Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры Не проявляет интереса к культуре и искусству. |
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся
№ п/п | Фамилия, имя | Ответственность | Бережливость | Дисциплиниро- ванность | Ответственное отношение к учению | Отношение к труду | Коллективизм и товарищество | Доброта и отзывчивость | Честность | Простота и скромность | Культурный уровень | Уровень воспитанности |
1 | ||||||||||||
2 |
При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:
Я - ярко проявляется (5 баллов);
П - проявляется (4 балла);
СП – слабо проявляется (3 балла);
НП – не проявляется (2 балла). Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).
5 - 4,5 балла - высокий уровень
4,5 – 3,9 балла - хороший уровень
3,8 – 2,9 балла - средний уровень
2,8 – 2 балла - низкий уровень
Литература
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1982
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.. 1973
- Сухомлинский В.А. Павлшская средняя школа . М.,1979
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972
- Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект.1981
- Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 4-8 классах : Сборник статей из опыта учителей и методистов. Пособие для учителей / сост. М.Т.Баранов. М..1979
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.. 1990
- Ковалев А.Г.Воспитание нравственных чувств у школьников.Л.,1961
- Бученков П.А. О воспитании учащихся на уроках русского языка.- «Ряш»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"
С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА КАК ОДНО ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ
В статье освещена система работы учителя-словесника по использованию краеведческого материала с целью воспитания нравственных качеств учащихся...
Мастер-класс «Подготовка и проведение устных журналов по русскому языку – важнейшее средство воспитания духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся»
Материал включает описание опыта систематической работы по созданию устных тематических журналов по русскому языку в 5-9 классах. Ппрезентация содержит информацию об отдельных страницах устных ж...
" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"
Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...