Нестандартные формы обучения как условие активизации учебной деятельности
опыты и эксперименты по русскому языку по теме
Работая в школе больше 32 лет, я пришла к выводу, что можно быть учителем только в том случае, если сам постоянно учишься, стараешься идти в ногу со временем, пытаешься сделать свои уроки интересными, отвечающими современным запросам школьников.
Последние несколько лет работала над темой «Нестандартные формы обучения как условие активизации учебной деятельности». Я выбрала эту тему потому, что учащиеся часто воспринимают русский язык как свод орфографических и пунктуационных правил, а интерес к литературе из года в год падает.
Нестандартные возможности современного урока позволяют воспитывать у учащихся подлинную любовь к литературе, развивать их ум и чувства, способность понимать нравственные и эстетические ценности, учат правильно и лаконично формулировать свои мысли, высказывать собственное мнение, любить и знать родной язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_formy_obucheniya_kak_uslovie_aktivizatsii_uchebnoy_deyatelnosti.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме «Нестандартные формы обучения как условие активизации учебной деятельности»
Актуальность темы
Работая в школе больше 32 лет, я пришла к выводу, что можно быть учителем только в том случае, если сам постоянно учишься, стараешься идти в ногу со временем, пытаешься сделать свои уроки интересными, отвечающими современным запросам школьников.
Последние несколько лет работала над темой «Нестандартные формы обучения как условие активизации учебной деятельности». Я выбрала эту тему потому, что учащиеся часто воспринимают русский язык как свод орфографических и пунктуационных правил, а интерес к литературе из года в год падает.
Нестандартные возможности современного урока позволяют воспитывать у учащихся подлинную любовь к литературе, развивать их ум и чувства, способность понимать нравственные и эстетические ценности, учат правильно и лаконично формулировать свои мысли, высказывать собственное мнение, любить и знать родной язык
Научное обоснование
Практика современной школы показывает, что без развития познавательной активности учащихся не может быть хороших результатов работы. На мой взгляд, познавательную деятельность детей невозможно активизировать без внедрения новых форм и методов преподавания.
Среди множества педагогических технологий, предложенных в современной литературе, мне близки технология встречных усилий, технология проектной деятельности и игровые технологии.
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов (и я с ними согласна), главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. В достижении этого показателя могут помочь применяемые мною вышеуказанные технологии.
В русле поиска современных подходов к обучению, на мой взгляд, заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося.
Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий – эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект – субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – этот тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание не только должно внушить уважение и любовь к труду, оно должно еще дать… и привычку к труду». Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.
При использовании данной технологии ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и учащегося.
Также в своей работе использую метод проектов. В основу этого метода положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Организуя учебно – исследовательскую работу, я преследую определённые цели: а) сформировать у учащихся исследовательские умения; б) повысить мотивацию к изучению предмета; в) содействовать развитию личности ученика, помочь ему в самоопределении.
Я думаю, что данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю-словеснику сделать процесс обучения русскому языку и литературе ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно
Не могу не сказать и об игровых технологиях, которые я стараюсь разумно применять в своей работе.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
Цели и задачи опыта
В постановке цели я исхожу из определения, которое даёт С.И.Ожегов:
«Цель-это прогноз ожидаемого результата».
Цели опыта:
-воспитание интереса к русскому языку и литературе, сознательного отношения к языку как явлению культуры;
-формирование прочных, осознанных знаний, развитие творческих способностей путём использования различных методов и приёмов.
Задачи опыта:
-внедрение нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время;
-оптимальное сочетание традиционных и нестандартных форм и методов в организации учебно-воспитательного процесса.
Формы, методы, приёмы, технология работы
Каждый раз, задумываясь о беспокойной должности учителя, о новых задачах, поставленных перед нами, я убеждаюсь в том, что учитель 21 века должен настойчиво, умело, систематически осуществлять комплексный подход к организации сложного процесса обучения и воспитания.
Прежде всего, в своей работе я искала такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность детей. Я пришла к выводу, что наиболее эффективным является применение нестандартных форм и методов как на уроке, так и во внеурочной деятельности
При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения. Совместная работа школьников предполагает, что при освоении учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад.
В ходе диалогового обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, эффективно общаться. Для этого используется такая активная форма, как дебаты (например, «Заимствования — хорошо это или плохо?»). План проведения дебатов строится на принципе выдвижения тезиса и обсуждения двух противоположных мнений по этому вопросу. Представители одной команды по каждому из разбираемых вопросов высказывают одну точку зрения, а представители другой команды по этим же вопросам — прямо противоположную.
При обсуждении вопроса о заимствованиях в русском языке члены одной команды отстаивают свою позицию (в русском языке можно обойтись без заимствований) и приводят многочисленные примеры излишнего употребления заимствований. Так, слово консенсус вполне можно заменить на согласие, пати — на вечеринку, а респект — на уважение. Представители другой команды возражают, утверждая, что есть такие сферы жизнедеятельности, где без заимствований обойтись невозможно. Например, в языке пользователей компьютером никнейм (ник) нельзя заменить на слово кличка, а чат — на слово болтовня; невозможно обойтись без французских заимствований в балетной терминологии: па-де-де не заменишь на шаг двоих, а слово пуанты— на кончики, носочки. В ходе дебатов учащиеся приходят к тому, что соглашаются с выводом, который много лет назад сделал В. Г. Белинский: «Что за дело, какое и чье слово, лишь бы оно верно передавало заключенное в нем понятие!»
Используя подобные формы работы, я не только решаю специальные задачи своего предмета, но и формирую коммуникативную компетенцию учащихся.
Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяю и другие формы работы. Так, например, учащиеся составляют «Языковой портрет слова». Для этой работы предлагаю им использовать статьи из разных словарей (толкового, фразеологического, этимологического, двуязычных); затем школьники вспоминают, какие образы связаны у того или иного народа с этим словом. Объединившись в творческие группы, учащиеся составляют текст на основе этих сведений, затем представляют его классу. Формы представления возможны разные. Приведу пример ученической работы.
«Вода! Что значит это слово? В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова написано так: «Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой соединение водорода и кислорода». Достаточно понятное и точное определение. Но разве это все? От льющейся из-под крана струйки, прохладного душа, наполненного бассейна к лужицам, ручейкам, рекам, морям, океанам — такая необъятная цепочка прокручивается в нашем сознании при произнесении этого слова. И это еще не все.
Вспомним народные пословицы, поговорки. Пользуясь словом вода, можно рассказать и о времени, и о характере человека, и о свойстве предмета, и о многом другом, например:
как много воды утекло — прошло много времени; воды не замутит — спокойный человек; воду решетом носить — делать бесполезное дело;
брильянт чистой воды — камень с хорошей прозрачностью; самый настоящий, истинный, доподлинный.
Вот такое короткое слово из двух слогов, а сколько о нем можно сказать!
Вода — это жизнь! Она всем необходима. Без воды все погибнет. И поэтому это слово есть во всех языках нашей планеты.»
Итак, «языковой портрет слова» — это текст, в котором представлена жизнь слова с использованием его лингвистических характеристик. Такая форма работы очень интересна ребятам
На уроках возможны и другие виды деятельности: лингвистические викторины, конкурсы, дискуссии.
Главным условием успешной работы считаю атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Активность класса обеспечивается также нестандартными заданиями, проблемными вопросами. От ребят не требую простого воспроизведения правил, а стараюсь задавать «хитрые» вопросы. Например: Почему для выбора написания ъ или ь необходимо знать состав слова? Почему мы пишем е в словах увидел, увидев, но и в слове увидит? Для написания каких слов (стро..щий, постро..нный, посе..нный, разве..в, раста..т и пр.) нужна опора на спряжение глагола, а в каких случаях надо знать, как пишется неопределенная форма глагола, от которого образовано данное слово? Задания подобного типа обучают способам действия при выборе орфограммы с опорой на полученные теоретические знания, развивают у школьников умение систематизировать, обобщать, логически мыслить.
Готовясь к любому уроку, учитываю нравственную и гражданственную направленность текстов или отдельных предложений.
Вот фрагмент одного из таких уроков.
Объявляя тему «Повторение раздела «Лексика», говорю, что на уроке прозвучит и другая тема — «Искусство быть другим».
На доске записываю предложение: Поэт Булат Окуджава призывал: «Давайте говорить друг другу комплименты».
Учащиеся читают небольшую зарисовку Е.Сувориной (текст на каждой парте) и доказывают, что это текст. А дальше идёт кропотливая работа с текстом.
Приведу некоторые виды заданий на уроке:
— Замените словосочетания cyществительными; определите, в каких стилях речи возможно их употребление (добрый человек — добряк, невежливый человек — невежа, счастливый человек — счастливчик, грубый человек — грубиян, любовь к людям — человеколюбие); подберите к словам синонимы и антонимы: добрый (сердечный, злой) человек, твёрдый (крепкий, мягкий); подберите антонимы к прилагательным: прямодушный, бескорыстный, радушный (человек).
— Каково лексическое значение слов сочувствие, сострадание? (Обращается внимание на значение приставки со — «вместе».) Подберите к ним синонимы (жалость, сожаление, участие, соболезнование.)
— А способны ли мы сочувствовать, сострадать?
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Памятник доброму человеку».
Давая такие задания, готовлю учащихся и к новой форме сдачи экзаменов в 9 классе, и к выпускному ЕГЭ.
Для развития творческих способностей использую уроки – мастерские.
Творческие мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, а добывает их сам.
Согласитесь, что традиционные уроки, как правило, - это наставление, насаждение учительского «я», а на мастерской ребята сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Так рождаются ученические исследования. Так рождается вера в возможность открытия, надежда на успех. Наиболее запоминающимся для учащихся стал урок- мастерская творческого письма «Дождь».
Большой интерес вызывает сейчас изучение ономастикона родного края. Вместе с коллегой-учительницей и учащимися из разных классов организовали исследовательскую работу «Имена собственные как памятники истории культуры и языков народов Северного Кавказа. Из опыта изучения ономастикона Северного Кавказа, Ставрополья, Будённовска, родных сёл Архиповское и Добровольное». Результаты были представлены на краевые чтения, посвящённые Дням славянской письменности.
Изучая в 7 классе тему «Наречие», мы решили поработать над проектом «Музей наречий»
С помощью метода «мозгового штурма» выяснили, что наречия - древняя часть речи, этимология многих наречных слов очень туманна. Написания их совершенно не поддаются какому-либо одному правилу, но их можно сгруппировать по определенным признакам, что поможет запомнить их правильное написание. Мы также выяснили, какими справочниками и словарями будем пользоваться. Сначала хотели создать свое учебное пособие по наречиям, но в ходе обсуждения появилась идея создать музей наречий, и мы приступили к этому проекту. Решили сделать два «зала»: «Древние наречия» и «Самые употребляемые наречия». Но когда стали собирать материал, то в классификации появлялись все новые разделы, а соответственно и «залы»: «Первые наречия и их потомки». «Вымершие наречия», «Древние наречия», «Странные наречия», «Современные наречия» «Зал кривых зеркал».
Работа увлекла ребят, материал был собран очень интересный. Например, в зале « Первые наречия и их потомки» разместились сведения о первых наречиях, которые появились где-то в IV-I тысячелетии до нашей эры.
Во втором зале мы познакомились с «вымершими» наречиями. Наверное, как вымерли в далеком прошлом мамонты, а на их место пришли слоны, так вымерли и эти наречия, и их заменили другие. Например, чохом — легкомысленно, толико - столько, присно - вечно, погано - плохо, паче — более, одесную — справа, койне — общо, квело - слабо, зыбко - неустойчиво, втуне - напрасно, вотще - напрасно, вкупе - вместе, нощно - ночью, денно - днем, вельми - очень, ошую - слева, всуе - напрасно, вечор - вчера вечером, зело - очень.
Переходя из зала в зал, мы узнавали много нового и интересного.
Результат работы - справочник по происхождению и написанию наречий. Работа завершена, но...
Прошло время, и ребята обратились ко мне с предложением создать компьютерную презентацию этого музея. Работа сейчас ведётся.
Много было сделано по организации учебно-исследовательской работы не только по русскому языку, но и по литературе.
Несколько лет подряд учащиеся выбирали реферат как форму сдачи экзамена. В кабинете накоплен большой материал по самым разным темам.
Использование игровых технологий покажу на примере небольшого фрагмента урока «В гостях у имени Числительного» (урок-обобщение, 6 класс)
-Каждое новое сведение, каждое правило - это своего рода остановка в большом городе, имя которому - Числительное.
- А кто назовет страну на карте Русского языка, где можно отыскать этот город?
- Конечно, это страна - Морфология. Сегодня мы покидаем г. Числительное, поэтому нам нужно попрощаться с нашими добрыми друзьями, орфограммами, запомнить их «лица», чтобы потом узнавать их в любом городе, будь то г. Суще - ствительное, г. Прилагательное, г. Глагол и др.
Поэтому на каждой улице, где живут наши добрые друзья, мы сделаем остановку. Итак, в путь!
I. Остановка «Визитная карточка имени числительного».
- Кто откроет карточку?
Учащиеся дают определение числительному, приводят примеры.
- Ребята, в гостях у числительного находятся близкие родственники. Узнаете ли вы их? Они просят вас поиграть в «Третий лишний».
- Тройка, тридцать, один. («Тройка» - существительное, нельзя записать цифрой.)
- Два, утроить, пятерня. («Два» - числительное, можно записать и цифрой, и словом.)
- Двойной, двенадцать, двадцать. («Двойной» - прилагательное, нельзя записать цифрой.)
- Пятьдесят, пятерня, двойка. («Пятьдесят» - числительное, остальные - существительные.)
- Запишите слова, исключая «третье лишнее». Объясните их написание.
II. Остановка «Найдите дом».
- Ребята, посмотрите, здесь какая-то сумятица посреди дороги. Разберитесь, в чём дело!
5,55, 16, 17,30,31,45,90.
- Как вы помогли числительным найти свой дом?
Учащиеся распределяют числительные в два столбика: простые, составные. Записывают их словами, объясняя правописание.
Так от остановки к остановке ребята повторяют всю тему.
В настоящее время существует много интересных пособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроках русского языка и литературы.
Игровую деятельность как элемент урока применяю на любом этапе-от проверки домашнего задания до закрепления и обобщения.
Проверка домашнего задания. Не секрет, что обычно этот момент урока наиболее традиционен. Чтобы преодолеть унылую традицию, на этом этапе ввожу элемент игры. Игры должны носить треннинговый или контролирующий характер.
Наиболее эффективными считаю игры по фонетике и орфографии. «Фонетическая разминка» наряду с орфографической вошла в привычку. Дети очень любят такие игры, как «Найди пару», «Орфографическое лото», «Откуда слово к нам пришло?» и другие.
Если же домашнее задание посвящено морфологии, то увлекательной формой его проверки может стать разгадывание кроссворда.
На этапе объяснения нового материала провожу обучающие игры, а вот при закреплении и повторении, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.
Так, например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке», использую игру «Чьё словообразовательное гнездо больше?»
Основной составляющей при работе со старшеклассниками являются интеллектуальные игры.
Работа по предмету выходит за рамки урока. Традиционно в нашей школе проводятся Недели русского языка и литературы. Много самых разных мероприятий проводится в рамках Недели. Это и литературные игры («Умники и умницы», «Литературный ринг», «Что? Где? Когда?» и другие), и устные журналы по русскому языку(« Что в имени тебе моём?», «Искусство владения словом», «Что нужно знать о словарях»), и викторины
Много лет руковожу драматическим кружком в школе, где ребята занимаются с большим удовольствием.
Таким образом, используя активные формы работы в урочной и внеурочной деятельности, я стараюсь помогать ученикам овладевать новыми знаниями и конкретными умениями, помогаю учиться оценивать себя, осмыслять мир и себя в этом мире.
Новизна
Использование нестандартных форм работы на всех этапах урока и во внеурочной деятельности позволяет существенно повысить качество знаний и развить интерес учащихся к изучению русского языка и литературы.
Результативность опыта
Рационально используя в учебно-воспитательном процессе нестандартные формы и методы обучения, добилась положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. При 100% обученности растёт качество знаний: по русскому языку с 42% до 45%, по литературе с 64% до 72%.Совершенствуются творческие способности учащихся, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность, формируются навыки грамотного письма. Выросло число учащихся, участвующих в различных конкурсах и олимпиадах.
Мною разработана система уроков с использованием нестандартных форм и методов, совместно с учащимися подготовлены тематические презентации по русскому языку и литературе
Работа по использованию нестандартных форм и методов обучения показала, что они способствуют развитию интереса детей к русскому языку и литературе, помогают мне более верно судить о знаниях и умениях школьников, а также являются эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения
Эффективность урока - это его результативность.Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....
Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и использование приемов компьютерной техники адаптированной к условиям коррекционного обучения
Эффективность урока - это его результативность. Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков....
Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии.
Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики: как сделать так, чтоб ребенок захотел учиться? В современных условиях сама социальная динамика ди...
Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"
Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...
Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по прикладному творчеству
Игра - любимое занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Игра доставляет радость, развивает память, расширяет кругозор детей, активизирует познавательную деятельность учащихся на зан...
Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»
Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....
«Групповое обучение как способ активизации учебной деятельности на уроках физкультуры».
Аннотация: В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между преподавателем и учащихся с целью приобщения их к определенным знаниям, навыкам, умениям и...