Имя прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Повторение. Имя прилагательное.

Тип урока: урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: классифицировать, группировать, делать обобщения.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, оказывать необходимую помощь

и осуществлять взаимо- и самоконтроль, строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Предметные:

6/4ЛР: обобщить и расширить сведения о прилагательном как части речи, повторить орфограммы, связанные с  изучением темы «Имя прилагательное».

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к уроку?

Работа над эпиграфом урока.

Самое важное - не то большое, до чего додумались другие,

но то маленькое, к чему пришёл ты сам.

Харуки Мураками.

-Ребята, как вы понимаете значение этого высказывания?

(Каждый из нас должен прийти к каким-то маленьким или большим выводам к концу этого урока).

В тетрадях записать число, для темы оставить одну строчку.

Пятое мая.

Классная работа.

II. Актуализация изученного с формулированием темы и задач урока.

На доске представлены ключевые слова урока: часть речи, признак, …

Определение темы урока.

–   О какой части речи сегодня пойдет речь?

-Каким будет проблемный вопрос урока? (Вспомнить, что это за часть речи? Какие орфограммы связаны с этой темой?)

-- Запишем тему урока на той строчке, которую мы оставили.

Повторение. Имя прилагательное.

-- Давайте определим цели нашего урока. Что мы сегодня повторим? Опирайтесь на ключевые слова.

Цели урока:

  1. вспомнить, обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном;
  2.  закрепить умения определять разряды прилагательных; правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.


–    Почему эта часть речи так называется? (это слово к чему-то прилагается, присоединяется).
–   К каким же словам присоединяются прилагательные?
–    Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного. Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его: какой он?

-- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
–   Как изменяется имя прилагательное?
–    Как определить род, число и падеж прилагательного?     (определить  род, число и падеж  существительного, с которым связано имя прилагательное; как ниточка за иголочкой, так прилагательное за существительным).

Познавательные УУД

1. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать их в процессе учебной деятельности.

 2. Анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель (задачи) урока.

IV. Работа над текстом. Развитие правописных умений.

Прочитайте текст.

 Жила - была одна старая колдунья. Проживала она в королевском замке под самой крышей, ходила в ситцевом платье. Она часто смотрела из своего окошечка вниз, на двор, и, помешивая серебряной ложкой колдовское зелье в чугунном котелке, рассуждала вслух:

- Ох уж мне это сказочное королевство! Ни одной приятной физиономии!

Вот придворная рыжая дама. Вечно лезет со своей медной шевелюрой, куда не следует, всюду свой утиный нос суёт! И пусть она вся увешается с ног до головы золотыми серьгами и кольцами, пусть носит лисьи и песцовые шубы, на её внешности это не отразится. (Кстати, чуть не забыла бросить в котёл змеиное жало и лягушачьи лапки!)

          А маршал её величества! Красавец тоже мне! Рост низкий, каменное лицо и оловянный взгляд! Со своей слоновьей грацией все фарфоровые вазы в замке перебил! Зато в бою его цыплячья храбрость напоказ! (Ох, кажется, в это зелье нужно добавлять воронью печень!)

          И всё-таки я живу среди них! Всё потому, что у меня ангельское терпение и золотое сердце!

-Определите тему текста. О чем в нем говорится?

- Определите идею текста.

-Как бы вы озаглавили это текст?

-Какие интересные слова встретились вам? (физиномия (с оттенком пренебрежения, разг.) – лицо; шевелюра – волосы на голове человека, осмысляемые или воспринимаемые зрительно как единый объект в противоположность волосяному покрову тела ).

-Перепишите, пожалуйста, с экрана предложенные мной имена прилагательные из этого текста.

(Старая, королевском, серебряной, колдовское, чугунном, приятной, рыжая, золотыми, змеиное, лягушачьи, каменное. слоновьей, фарфоровые, воронья).

-По какому принципу можно разделить все эти слова? (по разрядам)

-Назовите разряды имен прилагательных.

КАЧЕСТВЕННЫЕ – обладают таким качеством, которое может быть в большей или меньшей степени. Приведем примеры из текста: старая, приятная, рыжая, каменный.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ – соотносятся с каким-либо материалом, временем года, суток. Словосочетания с такими прилагательными можно заменить на синонимичные с неодушевленными существительными. Серебряной, чугунном, золотые, фарфоровые.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ – кому-то принадлежат, притягиваются. Словосочетания с такими прилагательными тоже легко переделываются в синонимичные, только с одушевленными существительными. Заячьи лапы – лапы зайца.  Королевский, змеиное, лягушачьи, воронья.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, рефлексивным) и аудирования (выборочным, детальным).

Коммуникативные УУД

1. Задавать вопросы, работать в группе, паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

ТОУУ

V. Самостоятельная работа по рядам.

А теперь взгляните на эти группы слов. По какому принципу я их разделила?

(орфограммы в именах прилагательных).

1 ряд – вспоминает и готовит для выступления правило 1 группы слов.

2 ряд – правило 2 группы.

3 ряд – правило 3 группы.

1 группа: каменное лицо, серебряный, оловянный.

2 группа: ангельское, королевский, низкий.

3 группа: ситцевое, песцовые.

-о-, -е- после шипящих и Ц в суффиксах ИП

О (под ударением)

Е (без ударения)

ежовый

песцовый

пищевой

ключевой

Запомни: дешёвый

После ответа каждого ряда (вспоминается правило) выполняются упражнения по электронному учебнику.

1 задание – буквенный диктант (письменно в тетрадях).

(Н и НН в прилагательных)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

нн

н

нн

нн

н

н

нн

н

  1. торжественный
  2. ледяной
  3. туманный
  4. ветреный
  5. законный
  6. организационный
  7. лебединый
  8. кожаный
  9. стеклянный
  10. соколиный

Минутка релаксации. (На фоне музыки-слова). Представьте, что вы находитесь на берегу Черного моря. Сегодня оно спокойное и тихое и, как будто нет ничего более ласкового, чем его легкие волны. Вода отражает теплые солнечные лучи и слепит, не привыкшие к яркому свету, глаза. Теплый песок приятно греет ноги, а кожа покрывается золотистым загаром.

Сколько имен прилагательных из моего текста вы запомнили?

2 задание.  Электронный учебник. Класс – Экзамен – Задание 06.7. Правописание прилагательных с суффиксами -СК- и -К-. Обобщение.

Работа выполняется письменно в тетрадях. Один учащийся у доски (за компьютером).

3 задание. Электронный учебник. Класс – Экзамен – Задание 11.1. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Один ученик работает у доски.

ТОУУ 

Самостоятельно выполнять работу, производить самоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения.

Коммуникативные УУД

1. Работать в группе, паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

VI. Итог урока.

Рефлексия. Электронный учебник – кабинет учителя – ИП – вопросы из раздела «Эл. задания» – задание 01.6. Понятие о прилагательном. Вариант 1.

- О чем мы сегодня говорили?

-Сумели мы решить все поставленные перед нами задачи?

-Напишите, над какой темой лично вы должны еще поработать.

-Оцените свою работу на рабочих листочках.

Учитель комментирует работу учащихся на уроке, выставляет отметки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Повторить тему «НЕ с прилагательными». Подготовить задание для языковой разминки по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Тест по теме "Имя прилагательное. Разряды прилагательных"

Тест разработан по изученному материалу о разрядах прилагательных для учащихся 6 классов ...

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:•      Морфологические признаки прилагательного•...

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса (Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных)

Разноуровневая проверочная работа для учащихся 6 класса(Н,НН в суффиксах прилагательных, К, СК в суффиксах прилагательных),...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...