Доклад "Приёмы технологии "Развитие критического мышления"
статья по русскому языку (9 класс) на тему
В материале доклада говорится о приёмах технологии критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_tekhnologii.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«МКОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»
Приемы технологии
«Развитие критического мышления»
на уроках литературы.
Учитель русского языка и литературы
Ежовкина Е.П
В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обуче¬ния выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследо¬вания, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включаю¬щие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выпол¬нения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления инди¬видуальных читательских, исследова¬тельских и творческих способностей, удовлетворения образовательных по¬требностей и интересов школьников.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Базовая модель технологии
1 этап - Вызов:
- актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
- побуждение ученика к активной деятельности
- 2 этап – Осмысление:
- • активное получение новой информации;
- • осмысление новой информации;
- • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
- • отслеживание процесса познания и собственного понимания
3 этап – Рефлексия:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление еще непознанного;
- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Прием Инсерт (активное чтение с маркировкой)
В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях. Этот приём можно использовать при работе с текстом. Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.
Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.
«V» (то, что уже известно)
знак «-» (то, что противоречит представлению)
знак «+» (то, что является интересным и неожиданным)
«?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
Приём «Сводная таблица»
помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Толстые и тонкие вопросы
для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы).
Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответыТаблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;
на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
при рефлексии - демонстрация пройденного.
"Чтение с остановками"
Материалом для использования приема служит повествовательный текст. Непременное условие для использования - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия – вызов - на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы, кластер, эссе, синквейн.
Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
после каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"
На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, ЭССЕ, синквейн
Примерные вопросы
- По названию предположите, о чем будет рассказ?
- Какие события могут произойти в описанной
- обстановке?
- ▪Какие ассоциации вызывают у вас
- имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
- ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
- неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
- бы закончили его?
- Что будет с героем после событий рассказа?
Существуют определённые правила написания синквейна:
1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
«Верные и неверные утверждения" или «Верите ли вы"
Дерево предсказаний"
- ствол дерева - тема
- ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено)
- "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
- А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
- Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Эссе
- Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы
РАФТ
- Р(оль)
- А(удитория)
- Ф(орма)
- Т(ема)
Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.
Таблица «Двойной дневник».
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) | Комментарий. (Что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?) |
Приём "Кубик" или «Ромашка»
Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
- 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
- 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
- 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
- 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
- 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
- 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи:
– учить видеть, слышать и чувствовать текст;
– пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
– формировать эстетический вкус;
– развивать образное мышление, создать условия для творчества;
– учить общению, формировать коммуникативную личность.
Определяя специфику аналитической и продуктивной деятельности школьников при обращении к художественному тексту, следует иметь ввиду, что, хотя речь и идет о процессе обучение, это деятельность творческая, и ее структура соответствует структуре любого творческого процесса.
Чтение способствует развитию словесно-логической и образно-эмоциональной памяти.
Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованием программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути.
Ещё Гёте считал: «Мыслить-судить, наслаждаясь текстом, и наслаждаться, рассуждая».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
В данном уроке использована технология медленного чтения....
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка
Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...