Доклад "Приёмы технологии "Развитие критического мышления"
статья по русскому языку (9 класс) на тему

В материале доклада говорится о  приёмах технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_tekhnologii.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

«МКОУ «СОШ №1 р.п. Самойловка»

Приемы технологии

 «Развитие критического мышления»

на уроках литературы.

Учитель русского языка и литературы

Ежовкина Е.П

               В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.  Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».  В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где как высшая единица обуче¬ния выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследо¬вания, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включаю¬щие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выпол¬нения работы и т. п. Подобные уроки создают условия для проявления инди¬видуальных читательских, исследова¬тельских и творческих способностей, удовлетворения образовательных по¬требностей и интересов школьников.

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Базовая модель технологии

1 этап - Вызов:

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  •  обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
  • побуждение ученика к активной деятельности
  • 2 этап – Осмысление:
  • • активное получение новой информации;
  • • осмысление новой информации;
  • • соотнесение новой информации с собственными знаниями;
  • • отслеживание процесса познания и собственного понимания

3 этап – Рефлексия:

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  •  выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление еще непознанного;
  •  анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
  •  поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Прием   Инсерт   (активное чтение с маркировкой)

В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях. Этот приём можно использовать при работе с текстом.  Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.

Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию.

  «V» (то, что уже известно)

знак «-» (то, что противоречит представлению)

знак «+» (то, что является интересным и неожиданным)

«?» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Приём «Сводная таблица»
помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Толстые и тонкие вопросы
для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы).
Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответыТаблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления - способ  активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при рефлексии - демонстрация пройденного.

"Чтение с остановками"

Материалом для использования приема служит повествовательный текст. Непременное условие для использования  - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия – вызов - на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы, кластер, эссе, синквейн.

Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

после каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, ЭССЕ, синквейн

Примерные вопросы

  • По названию предположите, о чем будет рассказ?
  •  Какие события могут произойти в описанной
  • обстановке?
  • ▪Какие ассоциации вызывают у вас
  • имена, фамилии героев?
  •  Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие
  • ощущения у вас возникли?
  •  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было
  • неожиданным?
  •  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы
  • бы закончили его?
  • Что будет с героем после событий рассказа?

Существуют определённые правила написания синквейна:

 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

«Верные и неверные утверждения"                     или «Верите ли вы"

Дерево предсказаний"

  • ствол дерева - тема
  • ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено)
  • "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • А – явные, которые  достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • Б  - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Эссе

  • Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы

РАФТ

  • Р(оль)
  • А(удитория)
  • Ф(орма)
  • Т(ема)

Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.

Таблица «Двойной дневник».

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий. (Что заставило записать именно

эту фразу? Какие мысли,

вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?)

Приём "Кубик"  или  «Ромашка»

Суть данного приема:  Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

  • 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
  • 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)
  • 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
  • 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)
  • 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)
  • 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи:

 – учить видеть, слышать и чувствовать текст;

 – пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

 – формировать эстетический вкус;

 – развивать образное мышление, создать условия для творчества;

 – учить общению, формировать коммуникативную личность.

 Определяя специфику аналитической и продуктивной деятельности школьников при обращении к художественному тексту, следует иметь ввиду, что, хотя речь и идет о процессе обучение, это деятельность творческая, и ее структура соответствует структуре любого творческого  процесса.

 Чтение способствует развитию словесно-логической и образно-эмоциональной памяти.

Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованием программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, чтобы нашли какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути.

 Ещё Гёте считал: «Мыслить-судить, наслаждаясь текстом, и наслаждаться, рассуждая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...