Тематическое планирование 11 класс, русский язык по программе Н. Г. Гольцовой
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему
Для реализации целей и задач рабочей программы используется учебник русского языка для 11 класса общеобразовательных учреждений. Автор: Н. Г. Гольцова, М.: Русское слово, 2010 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yaz._11_kl.docx | 86.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
«Согласовано» Руководитель МО ___________Черных Н.В. Протокол № ___ от «____»____________ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 16 г. Губкина __________ Горшкова Е.А.. «____»___________ 2014 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 16 г.Губкина Гаврилова Р.П. Приказ № ___ от «___»________2014 г. |
Тематическое планирование
Мокроусовой Надежды Алексеевны
высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Русский язык»
11 «А» класс
Базовый уровень
2014-2015 учебный год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Примечание |
11 класс | |||
6 | Синтаксис и пунктуация | 27 | |
6.1 | Словосочетание | 2 | |
6.2 | Предложение | 25 | |
6.2.1 | Простое предложение | 13 | |
6.2.2 | Сложное предложение | 7 | |
6.2.3 | Предложения с чужой речью | 2 | |
6.2.4 | Употребление знаков препинания | 3 | |
7 | Культура речи | 3 | |
8 | Стилистика | 3 | |
9 | Из истории русского языкознания | 1 | |
Итого: 34 часа |
Для реализации целей и задач рабочей программы используется учебник русского языка для 11 класса общеобразовательных учреждений. Автор: Н. Г. Гольцова, М.: Русское слово, 2010 г.
№ в теме | Тема урока | Прогнозируемый результат | Оборудование | Подг. к итоговой аттестате. | Дата по плану | Дата по факту | |||||
1 полугодие | |||||||||||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | |||||||||||
Словосочетание | |||||||||||
1 | 1 | Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Классификация словосочетаний. | Знать основные понятия синтаксиса и пунктуации. Уметь классифицировать словосочетания. | презентация | Задание1 | 05.09.14 | 05.09.14 | ||||
2 | 2 | Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. | Формирование навыков определения грамматической основы | видеоурок | Задание2 | 12.09.14 | 12.09.14 | ||||
Предложение | |||||||||||
Простое предложение | |||||||||||
3 | 1 | Понятие о предложении. Простое предложение. Административная контрольная работа. | Знать основные признаки предложения Уметь производить синтаксический анализ предложений Уметь работать с экзаменационными тестами | презентация | Задание 3 | 19.09.14 | 19.09.14 | ||||
4 | 2 | Постановка тире в простом предложении. | Знать признаки предложения, постановки тире в простом предложении Уметь производить синтаксический анализ предложений | презентация | Задание 4 | 26.09.14 | 26.09.14 | ||||
5 | 3 | Р/р. Сочинение по тексту в формате ЕГЭ (часть С). | Научиться писать сочинение по прочитанному тексту. | 03.10.14 | 03.10.14 | ||||||
6 | 4 | Работа над ошибками. Простое осложненное предложение. | Формирование навыков определения грамматической основы | презентация | Задание 4 | 10.10.14 | 10.10.14 | ||||
7 | 5 | Практикум. Предложения с однородными членами. | Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях, осложненных однородными членами, закрепить навыки пунктуационного анализа предложений | Задание 4 | 17.10.14 | 17.10.14 | |||||
8 | 6 | Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. | Уметь находить в тексте обособленные члены предложения Уметь находить в тексте определения | презентация | Задание 4 | 24.10.14 | 24.10.14 | ||||
9 | 7 | Обособленные обстоятельства. | Уметь находить в тексте обособленные обстоятельства | презентация | Задание 4,5 | 07.11.14 | |||||
10 | 8 | Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | Уметь находить в тексте приложения Уметь находить в тексте обособленные дополнения | Презентация видеоурок | Задание 4,6 | 14.11.14 | |||||
11 | 9 | Р/р. Сочинение по тексту в формате ЕГЭ (часть С). | Научиться писать сочинение по прочитанному тексту | 21.11.14 | |||||||
12 | 10 | Работа над ошибками. Знаки препинания при сравнительном обороте и обращениях. | Уметь находить в тексте обстоятельства | презентация | Задание 6,7 | 28.11.14 | |||||
13 | 11 | Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях, при вставных конструкциях. | Научиться отличать вводные слова от членов предложения. Отработка навыков выделения обращения знаками препинания. | презентация | Задание 6,8 | 05.12.14 | |||||
14 | 12 | Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. | презентация | Задание 6,9 | 12.12.14 | ||||||
15 | 13 | Контрольный тест по теме «Простое предложение». | 19.12.14 | ||||||||
Сложное предложение | |||||||||||
16 | 1 | Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Уметь ставить знаки препинания в союзном сложном предложении | презентация | Задание 6,10 | 26.12.14 | |||||
2 полугодие | |||||||||||
17 | 2 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | Уметь ставить знаки препинания в союзном сложном предложении | Презентация видеоурок | Заданиеь4, 6,11 | 16.01.15 | |||||
18 | 3 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Уметь находить в тексте сложноподчиненные предложения, определять виды придаточных. Уметь ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | презентация | Задание4,6,12 | 23.01.15 | |||||
19 | 4 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | презентация | Задание 9,13 | 30.01.15 | |||||
20 | 5 | Период. Знаки препинания в периоде. | Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Уметь ставить знаки препинания в многочленных сложных предложениях, построенных как период. | презентация | Задание 9,14 | 06.02.15 | |||||
21 | 6 | Практикум. Синонимия разных типов сложного предложения. | Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | презентация | Задание9,15 | 13.02.15 | |||||
22 | 7 | Р/р. Сочинение по тексту в формате ЕГЭ (часть С). | Научиться писать сочинение по прочитанному тексту. | 20.02.15 | |||||||
Предложения с чужой речью | |||||||||||
23 | 1 | Работа над ошибками. Способы передачи чужой речи. | Знать пунктуационное оформление диалога. | презентация | Задание 9,16 | 27.02.15 | |||||
24 | 2 | Практикум. Знаки препинания при цитатах. | Знать пунктуационное оформление цитат. | презентация | 06.03.15 | ||||||
Употребление знаков препинания | |||||||||||
25 | 1 | Сочетание знаков препинания. | Уметь интонационно правильно читать текст, учитывая авторскую пунктуацию | презентация | Задание 9,17 | 13.03.15 | |||||
26 | 2 | Авторская пунктуация. | Уметь интонационно правильно читать текст, учитывая авторскую пунктуацию | презентация | Задание 4,9,18 | 20.03.15 | |||||
27 | 3 | Повторение и обобщение изученного материала по теме «Предложение». | Вспомнить и закрепить на практике основные правила по разделу «Синтаксис и пунктуация» | презентация | Задание4,9,19 | 03.04.15 | |||||
КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||||||||||
28 | 1 | Язык и речь. Норма литературного языка. | Знать нормы литературного языка. Уметь находить грамматические ошибки в тексте. | презентация | Задание 4,9,20 | 10.04.15 | |||||
29 | 2 | Р/р. Сочинение по тексту в формате ЕГЭ (часть С). | Научиться писать сочинение по прочитанному тексту | презентация | 17.04.15 | ||||||
30 | 3 | Работа над ошибками. Ораторская речь и такт. | Вспомнить и закрепить на практике основные правила по разделу «Синтаксис и пунктуация» | Задание 4,6,9,21 | 24.04.15 | ||||||
31 | 1 | Стилистика как раздел науки о языке. Стиль. Текст. | Углубить и развить знания по культуре речи. Уметь классифицировать речевые ошибки и устранять их в тексте | презентация | Задание22 | 08.05 | |||||
32 | 2 | Контрольный тест по теме «Повторение изученного материала за курс 11 класса». | Уметь работать с экзаменационными тестами | 15.05 | |||||||
33 | 3 | Анализ результатов контрольного теста. Подготовка к экзамену. | Уметь работать с экзаменационными тестами | Задание23 | 22.05 | ||||||
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ | |||||||||||
34 | 1 | Урок-семинар «Из истории русского языкознания». | Уметь работать с экзаменационными тестами | презентация | Задание24 | 22.05 | |||||
№ п/п | Вид контрольной работы | 11 класс | |||||||||
1. | Контрольное тестирование | 2 | |||||||||
2. | Контрольное сочинение | 4 |
Контрольное тестирование №1
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
(1)В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. (2)Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в (…) местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. (3)…Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях. |
1 |
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.
2) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.
3) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.
4) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.
5) В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом.
Ответ: ___________________________.
2 |
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
тех необычных
этих разных
некоторых
Ответ: ___________________________
3 |
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
область , -и, мн. -и, -ей, ж.
1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.
2). Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.
Начальство из области (из областного центра; разг.).
3). чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.
Область вечнозеленых растений. Озерная область.
4). чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.
Боли в области печени. В грудной области.
5). перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область
науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). - В
области чего, предлог с род. п. - в чем-н., в сфере чего-н. Специалист в
области математики. Работать в области народного образования.
Ответ: ___________________________.
4 |
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
грАжданство давнИшний
позвонИм жалюзИ
рвалА
Ответ: ___________________________.
5 |
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок.
Теперь 7 ноября в России - БУДНИЙ день.
Белоруссия, по мнению многих российских политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран.
С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.
Ответ: ___________________________.
6 |
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
молодые БУХГАЛТЕРЫ ЛЯГТЕ на пол
В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минут ИЗ ПОЛТОРА метров материи
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ: ___________________________.
7 |
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Самый способнейший студент обучается 1) нарушение связи между подлежащим и
на нашем факультете. сказуемым
Б) Одному из героев романа, ищущим смысл 2) смешение прямой и косвенной речи.
жизни, открывается путь к внутренней свободе.
В) Читая статью, всегда делаются пометки. 3) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Г) Выставка-просмотр открыто ежедневно. 4) нельзя соединять формы сравнительной и
превосходной степени, простые и составные
формы обеих степеней сравнения.
Д) Базаров говорит Аркадию, что твой 5) нарушение в построении предложения с
отец - человек отставной несогласованным приложением
6) Неверное построение предложений с
деепричастным оборотом
7) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В | Г | Д |
Ответ
8 |
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
опт..мизм ок…зался
г..рящий пр..чудливый
пред..стеречь
Ответ: ___________________________
9 |
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..чудливый, пр..красный
бе..конечный, бе..донный
пр..бабушка, пр..бежка
пре..почтение, в..карабкаться
о..бросить, о..дать
Ответ: ___________________________
10 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
находч..вый достра..вать
фасол..вый насмешл..вый.
наста..вать
Ответ: ___________________________
11 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
расскаж..шь обижа..шь
успоко..нный омыва..мый
откле..ваться
Ответ: ___________________________
12 |
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Известный библиограф П.Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий - лицо (не)вымышленное, а реальное.
Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.
Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести.
Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.
Горький в романе «Мать « рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.
Ответ: ___________________________.
13 |
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.
Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.
Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел
познакомиться с интересными собеседниками.
Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.
Ответ: ___________________________.
14 |
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.
Ответ: ___________________________.
15 |
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.
2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.
3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.
4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки
5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
Ответ: ___________________________.
16 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.
Ответ: ___________________________.
17 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований
в космосе.
Ответ: ___________________________
18 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.
Ответ: ___________________________
19 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.
Ответ: ___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25. |
Наедине с толпой
(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.
(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.
(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2014 в большом городе.
(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».
(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину. …
(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
(По З. Паперному)
20 |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Редкая поездка по столице обходится без метро.
- В общественном транспорте нужно уступать место женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам.
- В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени,
нет условий для демонстрации «хороших манер».
4) Как ведёт себя человек-2014 в большом городе.
5) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.
Ответ: ___________________________.
21 |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4–5 содержат описание.
2) В предложениях 24–26 содержится рассуждение.
3) Предложения 5–10 содержат повествование.
4) Предложения 14–20 содержат элементы описания.
5) В предложении 4 присутствует элемент описания.
Ответ: ___________________________.
22 |
Из предложений 14–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: ___________________________
23 |
Среди предложений 5–12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер
Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке |
24 |
«Для того, чтобы передать динамичность ситуации, автор использует (А) в предложениях 3,8,14,15 _________ . В заголовок вынесено такое средство выразительности, как (Б) ________. Усиливают эффект от прочитанного обращения автора к читателю, а также синтаксическое средство выразительности в предложении 25 (В) _________. Чтобы лучше передать свои эмоции читателю и ассоциации от происходящего, писатель использует в предложении 20 (Г)____________
Список терминов:
1) | развёрнутая метафора |
2) | сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон) |
3) | синтаксический параллелизм |
4) | повтор согласных звуков (аллитерация) |
5) | градация |
6) | неполные предложения (парцелляция) |
7) | сравнение |
8) | риторический вопрос |
А | Б | В | |
Ответ
Контрольное тестирование №1
ЧАСТЬ 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1–3. |
(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны. |
1 |
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.
2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
5) Предметы, которые нас окружают, сделаны из одного или нескольких природных материалов – и это важно.
Ответ: ___________________________.
2 |
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
те удачные
эти необычные
некоторые
Ответ: ___________________________
3 |
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова натуральный. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
натуральный, -ая, -ое; -лен, -льна.
1. полн. ф. Относящийся к области естественных наук (устар.). Натуральная история.
2. Соответствующий природе вещей, действительности. Портрет в натуральную величину.
3. полн. ф. Относящийся к оплате натурой, не деньгами. Натуральный налог. Натуральный обмен.
4. полн. ф. Настоящий, подлинный, природный, не искусственный. Натуральный шелк, мех. Натуральный кофе.
5. Вполне естественный, непритворный. Натуральный смех. Натуральные жесты. * Натуральное хозяйство (спец.) - хозяйство, в котором продукты труда производятся для удовлетворения нужд только самих производителей.
Ответ: ___________________________.
4 |
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
ракУшка принЯться
обеспЕчение пОнявший
облегчИть
Ответ: ___________________________
5 |
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.
История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.
Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.
Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.
Ответ: ___________________________
6 |
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПОЛОТЕНЕЦ ПОЛОЖЬТЕ на полку
С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями опытные ШОФЕРЫ
несколько ГЕКТАРОВ
Ответ: ___________________________
7 |
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 1) неверное построение предложений с
деепричастным оборотом
Б) Большинство возражали против такой оценки 2) нарушение в построении предложения
его творчества. с несогласованным приложением
В) Получив начальное домашнее образование в 3) смешение прямой и косвенной речи.
Москве, этого было достаточно для поступления
в Пажеский корпус.
Г) Я читал роман « Анну Каренину». 4) нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Д) Я знаком с группой ребят, болеющими 5) одновременное употребление полной
за «Динамо». и краткой формы прилагательного в
составном сказуемом
6) неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
7) нарушение в построении предложения с
причастным оборотом
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В | Г | Д |
Ответ
8 |
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
неприк..сновенный сбивч..вый
орнам..нт похв..ла
к..рьерист
Ответ: ___________________________
9 |
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
не..говорчивый, во..делывать
пр..дедушка, пр..бежка
пре..почесть, о..бить
бе..жизненный, в..бодрить
пр..милый, пр..крыть
Ответ: ___________________________
10 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
успока..ваться гор..вать
насла.вать приветл..во
затраг..вать
Ответ: ___________________________
11 |
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
каракул..вый объявля..шь
дремл..шь гоня..шь
вскоч..шь
Ответ: ___________________________
12 |
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен .
Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!
Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.
Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы.
Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.
Ответ: ___________________________
13 |
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)?
(ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?
Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.
(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем.
Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился.
Ответ: ___________________________
14 |
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.
Ответ: ___________________________
15 |
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.
2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?
3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.
4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Ответ: ___________________________
16 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.
Ответ: ___________________________
17 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.
Ответ: ___________________________
18 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".
Ответ: ___________________________
19 |
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.
Ответ: ___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25. |
(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.
(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.
(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.
(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.
(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.
(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. Ф. Искандер
20 |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
|
|
|
|
Ответ: ___________________________
21 |
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 3 содержит описание.
2) В предложениях 7–12 содержится рассуждение.
3) Предложение 5 содержит повествование.
4) Предложения 17–18 содержат элементы рассуждения
5) В предложении 15 присутствует элемент описания.
Ответ: ___________________________.
22 |
Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: ___________________________
23 |
Среди предложений 11–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер
Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке |
24 |
«Чтобы передать наиболее точно свое отношение к полюбившемуся персонажу, заострить внимание читателя, автор использует в предложении 7 такое синтаксическое средство выразительности, как (А) ______. Динамику тексту, эффект беседы с читателем придают художественные средства выразительности в предложениях 9-10 (Б)________, а также в предложении 8 (В)____ . Называя Марину Цветаеву «будущей мятежной поэтессой», автор использует (Г)___________.
Список терминов:
1) | метафора |
2) | сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон) |
3) | однородные члены предложения |
4) | повтор согласных звуков (аллитерация) |
5) | вопросно-ответное единство |
6) | неполные предложения (парцелляция) |
7) | сравнение |
8) | риторический вопрос |
А | Б | В | Г |
Ответ
Контрольное сочинение №1 по тексту
ТЕКСТ 1
Мы живём в такое время, когда между разными странами, нациями ежедневно проис ходят какие-либо конфликты и разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопо нимания и уступчивости. Это касается как целого народа, так и каждого его представителя. Ведь межнациональным конфликтам часто предшествует отсутствие взаимопонимания от дельных людей. Значит, всем нам нужно в первую очередь учиться понимать другого чело века, прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид, помня, что важнейшим за коном жизни является именно умение прощать.
Жизнь человека удивительна и... непредсказуема. В ней всегда найдётся место радо сти и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на лю дей, обидевших нас? Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отом стить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьёмся? Обострения противоречий - только и всего. НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий: об мана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не да ют сосредоточиться на чем-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, пе рестает улыбаться и даже может заболеть. Ведь доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные болезни. А нужно ли это? Нет. Нет. Нет.
Каждая обида - это своеобразное испытание человека на прочность. Если человек су меет простить, значит, он смог выдержать это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. Как жаль, что это мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, ко гда уже становится гораздо труднее исправить свои ошибки.
Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждём прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Ведь именно научившись прощать, мы сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.
(По Т. Бикташеву)
Контрольное сочинение №2.
Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов. Эта надобность имеет и личностную форму в виде потребности каждого от дельного человека в неприкасаемой духовной территории. Духовная территория - это его внутренний мир, его душа, в которую он не хочет никого из посторонних впускать. То есть каждый человек, особенно в юности и старости, нуждается в периодах одиночества.
Вокруг каждого человека имеется как бы невидимый, круг, очерчивающий его духов ную территорию. Этот круг у разных людей, конечно, неодинаковый: у одних (например, у экстравертов) он, должно быть, не столь велик, как у других (например, у интровертов), хотя возможны и какие-то отклонения, связанные с возрастом и личностными особенностями. Это круг, внутри которого мы чувствуем себя комфортно, в котором наше существование напол нено внутренним смыслом. Это круг нашего уединения, нашего размышления о себе, это наше личное время, наши потаенные планы и мечты. Одним словом, это - важнейшее усло вие личностного и психического развития.
Точно так же и народы нуждаются не только в общении, сотрудничестве с другими народами, без которого в современных условиях, конечно, ни одно государство не может жить и развиваться, но и в духовной территории. То есть каждый народ хочет жить по-своему, по своим идеалам и традициям. И он болезненно переживает, когда другие вмеши ваются в его жизнь, нарушают его обычаи и устои, когда другие пытаются диктовать ему свои законы и порядки.
Многие конфликты и недоразумения между людьми и между народами происходят из-за того, что ущемлена потребность в духовной территории. Особенно тогда, когда какой-то социальной группе, какому-то народу или его части кажется, что нарушена их духовная территория, что пытаются изменить их традиции, их верования. Нарушение пространствен ной и духовной территории, которое сплошь и рядом встречается в жизни людей и народов, является одной из причин возникновения конфликтов, личностных и национальных.
(По Л. Фридману)
Контрольное сочинение №3
Телефильм по литературному произведению, ну, скажем, по лермонтовскому «Герою нашего времени» или «Мёртвым душам» Гоголя. Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. Посмотрит юноша или девушка - (а хоть бы и взрослый, пожилой чело век, который почему-то «Героя нашего времени» не читал), и читать сам роман как бы уже нет надобности. Зачем читать, когда уже всё ясно.
Не будем говорить о том преимуществе книги, что она стоит на полке, её можно взять в любой момент, раскрыть, сесть с ней в кресло. Можно отвести глаз от текста, задуматься, осмыслить прочитанное, потом читать дальше.
Не будем говорить о том преимуществе книги, что, читая её, погружаешься в стихию языка. Русского языка вообще и языка данного писателя, в частности. А ведь это - наслаж дение. Одно дело (если использовать это грубое сравнение) - принудительное питание через зонд (телевидение), а другое дело - неторопливая, с наслаждением, еда.
И всё же главное преимущество книги перед телефильмом по художественному про изведению - в другом. Дело в том, что при чтении книги у читающего человека невольно включается воображение. Действие романа (рассказа, повести) перед его мысленным взором разворачивается в картинах, он видит обстановку, видит лица персонажей, он видит их живыми, как бы в кино. Преимущество перед кино в том, что читатель при этом сам «режиссирует» свой «фильм», кинорежиссер со стороны не навязывает ему внешнего облика персо нажей и действия этих персонажей. То есть чтение книги есть процесс более активный и творческий, более активно-творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.
(По В. Солоухину)
Контрольное сочинение №4
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина рос кошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с досто инством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его по стигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач. то. может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает даже у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок ни кто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме го раздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять чело век, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем про сто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
(По Д.С.Лихачеву)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
календарно-тематическое планирование по русскому языку для 11 класса по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой на 2012-2013 учебный год
План составлен по учебнику под редакцией Н.Г.Гольцовой. 34 учебные недели, 2 урока в неделю - 68 часов...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе по учебнику Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной ( 2 часа в неделю)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 10 класса (к учебнику Гольцовой Н.Г.)
Настоящая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы», (Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина) – М .: «Русское...
Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс, Н. Г. Гольцова)
Рабочая программа + ктп по русскому языку, 11 класс, по учебнику Н. Г. Гольцовой...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Программа Н.Г. Гольцовой
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы Н.Г. Гольцовой в соответствии с требованиями. Рассчитано на 70 часов. Базовый уровень...