Программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

рабочая программа по русскому языку к учебнику Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_.5_kl.docx82.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по   русскому языку

 для 5 класса

( М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)

2014 - 2015 учебный год

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ушакова Елена Анатольевна

Карасук 2014г.

                                                               Рабочая программа по     русскому языку

 для 5 класса

(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)

Пояснительная записка

Рабочая  программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и согласно учебному плану МБОУ ООШ №4 Карасукского района, Новосибирской области на 2014 – 2015  учебный год,  примерной программы образовательных учреждений по русскому языку  5 – 7 классы, к учебному комплексу для  - 7 классов под редакцией т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А Тростенцова 2006 – 11 год А. Ладыженской,  («Просвещение -2012г.). c Программа соответствует уровню стандарта образования 2004 года.

Место предмета в учебном плане

В Федеральном компоненте в базисном плане для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» отводится 210 часов в год из расчета 6 часов в неделю.  Из них на развитие речи -  41 час, контрольных работ – 10 часов.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия  ситуации в сфере общения.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

        Содержание учебного курса        

Язык - важнейшее средство общения (4ч+1ч)

I. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.

II. Функциональные разновидности языка. 

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (30ч+2 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28ч +3ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (9ч + 4 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (20ч + 6 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (56ч +15 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1ч)

Имя существительное (15 ч + 6 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (8+ 3ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (17 ч +6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (14+3 ч).

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ

Развитие речи

Язык – важнейшее средство общения

5

1

1

Повторение изученного в 1-4  классах

32

2

2

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

31

1

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

1

3

Лексика. Культура речи.

13

-

4

Морфемика. Орфография. Культура речи.

26

1

6

Морфология. Орфография. Культура речи.

71

3

15

Повторение и систематизация изученного

17

1

3

ИТОГО

210

10

41

Календарно-тематический  план (русский язык – 5 класс)

       

дата

Количество часов

урока

Тема раздела

Тема учебного занятия

Материал учебника (словарные слова)

Основные понятия по теме

Умения и навыки

1

Язык – важнейшее средство общения

Язык – важнейшее средство общения.Наука о русском языке

Язык, разделы РЯ

Основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи.

Выделять главное в высказывании.

2

Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

П.1,2

Устное и письменное общение,

Отличия устной речи от письменной. Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека.

Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества

3

Язык и его единицы

С. 7 -8

форзац

Познакомиться с учебником, уметь им пользоваться на уроке и дома

4

р/р

р/р Стили речи

П.5

Научный,

Разговорный,

художественный

Знать признаки 3 стилей речи и уметь их распознавать в речи

5

Повторение изученного в начальной школе

Входная контрольная работа

Входной контроль

Уметь применять знания, полученные в начальной школе

6

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

П. 6. с/с транскрипция

Транскрипция

Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов.

Различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их.

7

Орфограмма.

П.7. с/с орфограмма

Орфограмма

Понятие орфограммы, опознавательные признаки орфограммы.

Находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

8

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

П.8.

Проверяемая, непроверяемая гласная..

Определение однокоренных слов.

Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные.

9

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова.

П.8

Сильные и слабые позиции согласных.

Проверять согласные, находящиеся в слабой позиции.

10-11

1.Правописание проверяемых  согласных в корне слова.

2.Правописание непроверяемых

согласных в корне слова

П.9 косьба, молотьба, просьба, вести, везти,  футбол, хоккей, матч, спортсмен, баскетбол, вокзал, рюкзак

Проверяемая и непроверяемая согласная

Правило написания согласных в корне слова

Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное.

12

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

П.10,

Правило написания непроизносимых согласных в корне слова.. Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное

13

Буквы и, у, а после шипящих.

П.11.С/\с брошюра, жюри, парашют.

Исключения

Правописание букв и, у, а после шипящих.

Безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы.

14

Разделительные Ъ и Ь.

П.12.

Правописание Ъ, Ь.

Опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, объяснять причину несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь для смягчения предшествующей согласной.

15

Раздельное написание предлогов с другими словами.

П.13.

Дефис

Правило раздельного написания предлога с другими словами.

Отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами.

16-17

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах» Анализ диктанта. Работа над ошибками

Уметь применять полученные знания на практике.

18

р/р

Р.р. Текст.

П. 14

текст

Основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст.

19

р/р

Р.р. Обучающее изложение «Случай на охоте»

Пользоваться понятиями текста, темы текста, абзаца  и знать их определяющие функции.

Передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию.

20

Части речи.

П.15. С\с вдруг, вперед, назад, вскоре, справа, слева, направо, налево, вправо, влево, вверху, внизу

Самостоятельные и служебные части речи , междометия.

Определение частей речи, последовательность их распознавания.

Различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры.

21

Глагол.

П.16.

Глагол, время, лицо. род,

Определение глагола как части речи, правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа.

Находить глагол в предложении, определять его морфологические признаки, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов, Ь в глаголах 2 лица.

22

-ться и – тся в глаголах

П.17. .

Правописание

 -ться и – тся в глаголах

Правильно ставить вопросы к глаголу на – тся, понимать, от какого условия зависит выбор Ь, устно объяснять выбор написания.

23

р/р

Р.р. Тема текста.

П.18.

Тема: широкая, узкая. Заголовок, план.

Знать понятия: широкая и узкая тема, коммуникативная установка.

Соотносить тему и содержания высказывания, определять границы темы.

24

Личные окончания глаголов.

П.19

Глаголы исключения, спряжение.

Спряжения глаголов, алгоритм правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Определять спряжение глагола и выбирать правильно гласную в личных окончаниях. глаголов…

25

Не с глаголами

П.19

Знать и применять правило «Не с глаголами»

26

Самостоятельная работа по теме «Глагол»

Уметь применять знания на практике

27

Имя существительное.

П.20.

Падеж, род, число, склонение,

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Безошибочно делать выбор орфограммы.

28

Буквы Е-И в окончаниях существительных

П.20

Падеж, род, склонение

Знать правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных и применять правило на практике

29

Ь после шипящих на конце существительных

П.20

Знать о написании ь на конце существительных 3 склонения

30

Имя прилагательное.

П.21.

Имя прилагательное как части речи. Морфологические признаки имени прилагательного.

Задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончание прилагательных, определяя их род, число, падеж.

31-32

р/р

Подготовка и написание сочинения по картине А.Пластова «Летом»

Формулировать тему, создавать свой текст по картине, последовательно излагать мысли, составлять план

33

Местоимение

П. 22.  С\с вдвоем, втроем

Лицо

Местоимение как часть речи, морфологические признаки личных  местоимений.

Опознавать в тексте личные местоимения, употреблять их с предлогами в письменной и устной речи.

34

р/р

Р.р. Основная мысль текста «Порядочный человек».

П. 23 контрольные вопросы.

Основная мысль. тема

Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль».

Определять основную мысль текста, 33соблюдать абзацы, составлять простой план.

35

Обобщение по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Слов. слова

Знать правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаниях.

Грамотно писать, определять изученные части речи, соотносить звук и букву.

36

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Применять изученные правила  на практике.

37

Анализ диктанта по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Составить словарь ошибок

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Выполнять работу над ошибками.

38

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики.

П.24. С\с синтаксис

Синтаксис, грамматика

Пунктуация, знаки препинания

Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса.

Видеть границы в предложениях, выделять словосочетания, находить грамматическую основу.

Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения.

Различать знаки препинания и определять их функцию в предложении.

39

Пунктуация

П.25, пунктуация

Знать систему знаков препинания и правила их постановки

40

Словосочетание. Строение словосочетаний.

П.26. С\с рапорт, салют, издалека, изредка

Словосочетание, главное и зависимое слово.

Основные признаки словосочетаний, строение словосочетаний, способы выражения главного и зависимого слова.

Определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний.

41

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

П.26, стремиться, беседовать, посетить

Грамматическая связь

Знать способы выражения грамматической связи в словосочетании

42

Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.

П.26, 27

Схема словосочетания

Составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по схеме.

Основные признаки словосочетаний.

Разбирать словосочетания, отличать словосочетания от предложения.

43

Предложение.

П.28.  

Предложение, главные члены пр., интонация конца предлож, знаки препин. В конце предлож.: ., !,?., грамматическая основа

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других  языковых единиц.

Находить грамматическую основу предложения, конструировать предложения по заданным типам  грамматическим основ.

44

Виды предложений по цели высказывания.

П.29.  

виды предложений, повествовательные, вопросительные,  побудительные

Определение предложений по цели высказывания.

Характеризовать предложения по цели высказывания.

45

Виды предложений по эмоциональной окраске

П.30.С\с восклицательное

Восклицательные предложения

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения.

46

Члены предложения. Подлежащее

П.31,32

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее

Знать способы определения подлежащего

47

р/р

РР Сжатое изложение «Старый пень»

изложение

Подробный план, основная мысль

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделить в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.

48

Сказуемое.

П.33. .

Сказуемое

Знать способы определения сказуемого, основные способы его выражения

Выделять графически грамматическую основу предложения

49

Тире между подлежащим и сказуемым.

П.34.   Способы выражения подлежащего и сказуемого

тире

Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире  между подлежащим и сказуемым.

Опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать интонационно правильно данные предложения.

50

Распространенные и нераспространенные предложения.

П.35.

Распространенные и нераспространенные предложения

Различия между распространенными и нераспространенными предложениями.

Различать распространенные и нераспространенные предложения, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.

51

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

П.36, 37

Второстепенные члены  Дополнение

Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме.

Находить дополнение в тексте, отличать прямое дополнение от подлежащего.

52

Определение.

П.38.

Определение.

Способы  выражения определения, графическое выделение на письме.

Находить определение в тексте, использовать в речи.

53

Обстоятельство.

П. 39. С\с отовсюду

Обстоятельство, обстоятельство места, времени, образа действия.

Способы  выражения обстоятельства, графическое выделение на письме.

Находить обстоятельства в тексте, использовать в речи.

54

Предложения с однородными членами.

П.40. С\с компьютер,

Однородные члены предложения

Признаки однородных членов.

Находить однородные члены.

55

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

П.41.

Знаки препинания , обобщающее слово

Алгоритм расстановки знаков препинания в пред

Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, подбирать примеры на изученное правило.

56

Предложения с обращениями.

П.42.

Обращение

Понятие обращения, его роль в речи.

Составлять предложения с обращениями, различать обращение и подлежащее.

57

р/р

Р.р. Письмо.

П.43.

Письмо. адресат

История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем.

Составлять текст письма в зависимости от его назначения.

58

Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.

П.44. 45  

Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.

59

р/р

Р\р Обучающее сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова Ф.П.

Сочинение по картине

Уметь раскрывать основную мысль текста

60

Простые и сложные предложения

П.46.

Сложное предложение

Понятия простых и сложных предложений.

Отличать простые предложения от сложных, находить в них грамматические основы.

61

Знаки препинания в сложном предложении.

П. 46.

Сложное предложение.

Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.

62

Синтаксический разбор сложного предложения.

П.47.

Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения.

Выполнять синтаксический разбор сложного предложения.

63

Прямая речь

П. 48.

Прямая речь, слова автора. Знаки препинания при прямой речи.

Понятие прямой речи.

Произносить интонационно правильно предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

64

Прямая и косвенная речь.

П48

Косвенная речь, прямая речь

Понятие косвенной речи, правило различения прямой и косвенной речи.

Различат прямую и косвенную речь в тексте, знаки препинания в косвенной речи.

65

Диалог.

П.49. здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста

диалог

Понятие диалога.

Оформлять диалог на письме, знаки препинания при диалоге, составлять и правильно читать диалог.

66

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация»

П.24-49 Контрольные вопросы

Знать, что изучает синтаксис и пунктуация. Алгоритмы пунктуационных правил.

Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

67-68

Контрольный диктант  по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ диктанта. Работа над ошибками

 Применять знания  по изученным темам. Отработать навык, полученный на уроке.

69

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

Фонетика – наука о звуках. Гласные звуки.

П.50, 51 С\с фонетика, фонетический разбор

фонетика

Предмет изучения орфоэпии и фонетики.

Различать гласные и согласные звуки, способы их образования, различать звук и букву.

70

Согласные звуки.

П.52.

Согласные звуки

Особенности образования согласных звуков.

Выделять в слове звуки речи, правильно произносить согласные звуки, использовать элементы транскрипции.

71

Изменение звуков в потоке речи.

П.53

Чередование звуков

Изменение звуков в потоке речи.

Различать сильную и слабую позицию гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам .

72

Согласные твердые и мягкие.

П.54

Твердые и мягкие согласные

Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции.

Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.

73

р/р

Р.р. Повествование.

П.55

Повествование

Особенности повествования как типа речи, его композиция.

Строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера.

74

Согласные звонкие и глухие.

П.56.

Звонкие и глухие согласные

Различия между звонкими и глухими согласными.

Различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи.

75

Графика. Алфавит.

П. 57, 58 С\с графика, каллиграфия, алфавит

Графика, алфавит

Понятие и назначение алфавита.

Правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности.

76

р/р

Р.р. Описание предмета.

П.59. С\с современный, портфель

Особенности описания как типа речи, его композиция.

Строить текст описания, составлять план текста повествовательного характера.

77

Обозначение мягкости согласного с помощью Ь

П.60.

Мягкость согласного

Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь.

Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме.

78

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

П.61.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова.

79

Обозначение сочетания двух звуков буквами Е,Ё,Ю,Я

П.61

Знать двойную роль букв Е,Ё,Ю,Я

80

Фонетический разбор слова.

П.63

Алгоритм фонетического разбора слова.

Выполнять фонетический разбор слова.

81

Повторение по теме «Фонетика»

натюрморт

Умение обобщать материал по  изученной теметеме

82-83

Контрольная работа по теме «Фонетика». Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

П.50 - 63

Знать изученные по  темам правила

Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов.

84

Лексика. Культура речи

Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение.

П. 64. С\с лексика,

Лексика, лексическое значение, толковый словарь

Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Виды толковых словарей.

Различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем.

85

Однозначные и многозначные слова.

П.65.  

Однозначные и многозначные слова

Понятия однозначных и многозначных  слов.

Выбирать значение многозначного слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

86

Прямое и переносное значение слов.

П.66.

Прямое и переносное значение

Понятия прямого и переносного значения слов, метафоры.

Различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в художественном тексте олицетворения и метафоры.

87

Омонимы.

П.67

омонимы

Отличия омонимов от многозначных слов.

Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи.

88

Синонимы.

П.68

синонимы

Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой  неоднородности.

Подбирать синонимы к слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи.

89-90

р/р

р/р Подготовка и написание сочинения по картине Ию Грабаря «Февралдьская лазурь»

91

Антонимы.

П.69

Антонимы

Понятие антонимов, их стилистическая роль.

Пользоваться словарем антонимов, подбирать антонимы к слову, употреблять антонимы в речи.

92

Повторение по теме «Лексика» Подготовка к контрольной работе  за полугодие

П.64-69

Знать изученный по темам материал

93-94

Контрольная работа за полугодие по темам «Синтаксис. Фонетика. Лексика « Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

П.64-69

Уметь применять правила на практике

95-96

р/р

Р.р. Подготовка и написание обучающего изложения-описания «Первый снег».

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план

97

Морфемика. Орфография. Культура речи

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Изменение и образование слов.

П.70.

П.71.  

Морфема, морфемика.

Форма слова, однокоренные слова

Основные морфемы слова.

Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов.

98

Окончание.

П. 72. С\с диван, балкон, кабинет, телевизор, телефон.

окончание

Понятие окончания как части слова и его функции.

Определять грамматическое значение окончаний в разных формах существительного, прилагательного, глагола.

99

Основа слова.

П.73 С\с фиолетовый, лиловый

 

Основа слова

Понятие основы слова, ее значение в структуре слова.

Способы словоизменения (склонение, спряжение).

100

Корень слова.

П.74

Корень слова

Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне.

Находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами.

101-102

р/р

Р.р. Рассуждение.

Р.р. Сочинение-рассуждение «Какой школьный предмет мне нравится и почему?»

П.75. с\с маршрут, правильный, велосипед, велогонки

П.75

рассуждение

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Находить и создавать структурные элементы рассуждения.

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод.

103

Суффикс

П.76 С\с пианино, гитара, конфета,  корзина, костюм.

Суффикс

Роль суффикса в образовании новых слов.

Выделять суффикс в слове. Образовывать новые слова с помощью известных суффиксов.

104

Приставка.

П.77 С\с грамотный, паркет.

Приставка

Приставка как словообразовательная морфема.

Выделять приставку в слове. Определять ее значение, отличать приставку от предлога.

105

Чередование звуков

П.78  

Чередование звуков

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.

Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания.

106

Беглые гласные.

П.79. С\с ремень, чехол

Беглая гласная, нулевой звук, форма слова

Беглые гласные как варианты чередования.

Выделять морфемы, где есть беглые гласные.

107

Варианты морфем.

П.80

Беглая гласная, нулевой звук, форма слова, варианты морфем

В результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов.

Находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные. Определять чередования в морфемах.

108

Морфемный разбор слова

П.81.  

Алгоритм морфемного разбора слова.

Уметь выполнять морфемный разбор слова.

109-110

р/р

р/р Подготовка и написание изложения «Последний лист орешника»

Уметь излагать текст от 3 лица

111

Правописание гласных и согласных в приставках.

П.82

Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо.

Находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки.

112

Закрепление темы «Правописание гласных и согласных в приставках» Буквы з и с на конце приставок .

П. 83. С\с безвкусный, рассвет, расцвет, расписание.

Условия выбора буквы в приставках.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

113

Закрепление темы «Буквы з и с на конце приставок».

П.83, здесь, здание, здоровье

Условия выбора буквы в приставках.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

114

Буквы о-а в корнях лаг-лож.

П.84.

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

115

Буквы о-а в корнях раст-рос.

П.85, росток, отрасль

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

116

Буквы ё-о после шипящих в корне.

П.86. С\с шофер, шоссе, шоколад, шов, шомпол, шорох, капющон, крыжовник

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

117

Буквы ы и и после ц.

П.87, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цыплёнок, цыц

Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме

118,

119

р/р

Р.р. Подготовка к  сочинению-описанию по картине  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Р.р.Написание  сочинения-описания по картине  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Работа с репродукцией, составление плана, черновой вариант,

Упр.  457

С\с богатый, обильный, щедрый

Сочинение описание, план

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

120

Обобщение материала по теме «Морфемика»

Контрольные вопросы.

П.82-87

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике.

121

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

П.82-87

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике.

122

Анализ  диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».Работа над ошибками

П.82-87

Знать орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

123

Морфология. Орфография. Культура речи.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

П.88.

Морфология, самостоятельные и служебные ч/р

Самостоятельные и служебные части речи. Их значение в русском языке. Понятия морфологии, грамматики, грамматического значения слова.

Различать служебные части речи от самостоятельных.

124

Имя существительное как часть речи.

П.88

Имя существительное

Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Узнавать существительное среди других частей речи.

125

р/р

Р.р. Доказательства в рассуждении

П.89

Доказательства, рассудения

Тема и структура сочинения-рассуждения.

Проводить аргументы и факты в качестве доказательства вести доказательство «от обратного». Использовать союзы и вводные слова для связи частей текста-рассуждения.

126

р/р

Сочинение «Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему»

127

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

П 90С\с Отечество, Отчизна, Родина

Одушевленные и неодушевленные

Связь категории одушевленности – неодушевленности с понятиями живого и неживого.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

128

Имена существительные собственные и нарицательные.

П.91 с/с Великая Отечественная война

Собственные, нарицательные

Деление существительных на собственные и нарицательные.

Правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные. Учитывая значение слова.

129

Морфологический разбор имени существительного.

П.100

Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Выполнять морфологический разбор имени существительного.

130

Род имен существительных.

П.92

Род, склонение

Принадлежность слова к одному из трех родов.

Определять род имени существительного.

131

Имена существительные, которые имеют форму только множественного  числа.

П. 93 С\с ворота, чернила

Форма множественного числа

Имена существительные, которые имеют форму только множественного  числа.

Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы.

132

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

П.96 С\с молодежь, каучук, фарфор, цемент, щавель, свекла, хлопок

Единственное число имени сущ

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени.

133-134

р/р

р/р Подготовка и написание сжатого изложения «Перо и чернильница»

Сжатое изложение

Уметь выбирать нужный материал

135

Три склонения имен существительных.

П. 95

Начальная форма, склонение

Уметь определять склонение имен существительных.

136

Падеж имен существительных

П.96

 Падеж, падежные формы

Знать падеж имен существительных и падежные окончания.

Владеть способом действия при выборе буквы в окончании

137

Закрепление темы «Падеж имен существительных»

П.96

Падеж имен собственных

Три склонения имен существительных.

Способ определения склонения имен существительных.

138

Правописание гласных в падежных окончаниях  существительных в единственном числе

П. 97С\с республика

Падежные окончания имен сущ.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Владеть способом действия при выборе  нужной буквы в окончании

139

Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»

П.97

Уметь пользоваться  нужной орфограммой на практике

140

Существительные на –ия, -ие, -ий.

П.97

Окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах.

Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.

141

Обобщение материала по теме «Е и И в окончаниях имён существительных»

П.97

Уметь закрепить навык написания окончания у существительных

142 - 143

р/р

р/р Подготовка и написание изложения с изменением лица «Три берёзки»

П.97

Изменение лица

Уметь пользоваться памяткой «Как писать изложение»

144

Множественное число имен существительных.

П98 С\с инженеры, офицеры

Форма множественного числа

Особенности написания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Уметь правильно писать и употреблять имена существительные множественного числа

145

Закрепление темы «Множественное число имён существительных»

П.98 апельсин, мандарин

Знать особенности множественного числа имён существительных

146

Правописание о-е после

 шипящих и ц в окончаниях существительных

П. 99

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Применять правило при выборе

 орфограммы, безошибочно писать слова.

147

Закрепление темы «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

П.99

Способ действия при выборе написаний о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно

148

Повторение по теме «Имя существительное».

Контрольные вопросы, п.88-99

Знать правила по изученным темам

Пользоваться теоретическими знаниями на практике.

149

Контрольный диктант по  теме «Имя существительное»

П.88-99

Знать орфограммы   по изученным темам

Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

150

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

П.88-99

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

151

Имя прилагательное как часть речи

П.101

Имя прилагательное

Знать синтаксическую роль и морфологические признаки прилагательных

152

Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи»

П.101

Уметь находить прилагательное в речи, уметь распространять предложение прилагательными

153-154

р/р

р/р Подготовка и написание изложения- описания «Кошка Ю-Ю»

Работа с текстом.

Описание

Уметь включать прилагательные в изложение, сохранять тип речи- описание

155

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

П.102

Падежные окончания

Уметь согласовывать имена прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, правильно писать окончания имён прилагательных

156

Буквы О - Ё после шипящих в окончаниях прилагательных

П.102

Знать условия выбора букв

157

р/р

р/р Описание животного

П.103

Уметь находить основную мысль описания животного

158

р/р

р/р Сочинение – описание животного « Мой друг»

П.103

Уметь подбирать нужные прилагательные для описания животного

159

Прилагательные полные и краткие

П.104

Полные и краткие прилагательные

Знать грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль, уметь отличать полные прилагательные от кратких

160

Закрепление темы «Прилагательные полные и краткие»

П.104

Уметь применять знания на практике

161

Морфологический разбор имени прилагательного

П.105

Знать алгоритм морфологического разбора имени прилагательного

162

Повторение по теме «Имя прилагательное»

П.101-105, контрольные вопросы

Знать морфологические признаки прилагательных, опознавать их в тексте, правильно употреблять в речи

163

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

П.101-105

Уметь применять полученные знания на практике

164

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

П.101-105

Уметь видеть однотипные ошибки

165

Глагол как часть речи

П. 106

Глагол, морфологические, грамматические признаки глагола

Знать морфологические и грамматические признаки глагола

166

 НЕ с глаголами

П.107, ненавидеть, недоумевать, негодовать

Знать правильное написание НЕ с глаголами. Уметь пользоваться изученным правилом на практике

167

р/р

Р.р. Рассказ «Портрет»

П. 109

рассказ

Композиционные элементы повествования, рассказ по сюжетным картинкам.

Использовать в рассказе диалог и прямую речь.

168

Неопределенная форма глагола.

П.109

Неопределенная форма, начальная форма

Определение неопределенной формы глагола.

Различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме.

169

Правописание тся и ться в глаголах

П.110 С\с гимнастика, баскетбол, соревноваться, состязаться

Условие выбора написания тся и ться в глаголах.

Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола.

170

Виды глагола. Несовершенный вид

П. 111

Совершенный и несовершенный вид

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида.

171

Совершенный вид

П.111

Знать отличия одного вида от другого, уметь подбирать глаголы одного вида

172

Буквы е-и в корнях с чередованиями.

П.112

Чередование

Виды чередований, условия выбора орфограммы.

Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи.

173

Закрепление темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

П.112

Уметь применять правило на практике

174-175

р/р

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе.

Р.р. Рассказ о себе «Как я однажды…».

П.114.  подготовить рассказ о себе «Как я однажды…» Работа над орфографией и пунктуацией

рассказ

Тип речи - повествование, особенности рассказа.

Использовать глаголы разного вида в тексте. создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой.

176

Время глагола.

П. 114

Категория времени

Вид и время глагола, особенности образования временных форм.

Определять вид и время глагола.

177

Прошедшее время.

П. 115 Орфоэпические нормы

Прошедшее время

Способы образования и изменения глагола прошедшего времени.

Распознавать глаголы прошедшего времени, правильно использовать их в речи.

178

Настоящее время.

П. 116Орфоэпические нормы

Настоящее время

Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени.

Распознавать глаголы настоящего времени, правильно использовать их в речи.

179

Будущее время. Простая форма

П. 117 С\с космонавт, мечта, стадион, арена, спартакиада

Будущее время

Способы образования и изменения глагола будущего времени.

Распознавать глаголы будущего времени, правильно использовать их в речи.

180

Будущее время. Составная форма

Простая и составная форма

Уметь образовывать простую и составную форму будущего времени

181

Тестирование по теме «Глагол».

 Вопросы с вариантами ответов

Знать изученные правила по теме.

Пользоваться изученными правилами по теме на практике.

182

Спряжение глагола.

П. 119 орфоэпические нормы

спряжение

Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов.

Определять спряжение глаголов по алгоритму.

183

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

П.119 С\ с вагон, платформа, канал

Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

184

Закрепление темы «Как определить спряжение глагола»

П.119

Пользовать алгоритмом определения спряжения глагола

185

Морфологический разбор глагола.

П. 120

Алгоритм морфологического разбора глагола.

Выполнять морфологический разбор глагола.

186

р/р

р/р Сжатое изложение «Шоколадный торт»

Уметь отбирать нужный материал

187

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

П.121. С\с фотоаппарат. Бинокль

Лицо глагола

Правописание глаголов во втором лице единственного числа.

Употреблять глаголы второго лица единственного числа в устной и письменной речи.

188

Употребление времен.

П.122

Времена глагола

Правило  об употреблении времен  глаголов в речи.

Правильно использовать времена глаголов в речи.

189 - 190

р/р

Р\р  Подготовка и написание сочинения по рисунку «Не взяли на рыбалку»

Знать композиционную схему описания картины, создавать сочинение данного типа

191

Обобщение материала по теме «Глагол».

П.106 – 122, контрольные вопросы

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов.

Пользоваться изученными правилами на практике.

192 - 193

Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта. Работа над ошибками

П.106 - 122

Применять знания  по  изученным темам на практике

194

Повторение и систематизация изученного

Повторение изученного в 5 классе. Разделы науки о языке.

П.123

Разделы РЯ

Основные понятия лингвистики.

Определять изученные части речи.

195

Орфограммы в приставках и корнях слов.

П.124

Условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне.

Различать орфограммы и правильно употреблять слова в речи.

196 - 197

Орфограммы в окончаниях слов (сущ, прилаг, глаг)

П.125

Орфография и морфология. Части речи, части слова.

Опознавать части речи, находить в них орфограммы в окончаниях, применять изученные правила на письме.

198

Употребление букв Ъ и Ь

П.126

Знать употребление Ъ и Ь        

199

Знаки препинания в простом  предложении.

П.127

Правила расстановки знаков препинания при обращении, в предложениях с однородными членами предложения.

Правильно ставить знаки препинания в тексте.

200

Знаки препинания в сложном предложении

П.127

Знать правила постановки пунктуационных знаков в сложном предложении

201

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П.127

Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи

202

Обобщение по теме « Повторение изученного в 5 классе».

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка 5 класса.

Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

203

Подготовка к итоговой контрольной работе за год

Итоговая работа

Знать орфограммы и пунктограммы за курс 5 класса

204

Итоговая контрольная работа за год

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе.

Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

205

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

 Составление словарика ошибок, словарная работа

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

206 -207

р/р

.Р/р Подготовка  и написание итогового сочинения «Куда бы я хотел поехать летом?»

Определение темы, составление сложного плана

Сложный план

Отрабатывать навык написания сочинения. составлять сложный план, соответствующий данной структуре .

208

р/р

Анализ сочинения. Работа над ошибками

Отрабатывать полученные навыки

209

Обобщение и систематизация изученного материала за 5 класс

Уметь обобщать изученный материал

210

Подведение итогов года

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

          «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка  (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

          Устный опрос является одним из основных способов учета  знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из  изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;
  2. На правила, которые не включены в школьную программу;
  3. На еще не изученные правила;
  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и  и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»          1. Содержание работы полностью соответствует теме.

                        2. Фактические ошибки отсутствуют.

                              3. Содержание излагается последовательно.

                              4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых                    

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

                              5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»  1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

                               2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

                               3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

                               4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

                               5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность:  допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»           1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

                               2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

                               3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

                               4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

                               5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при  отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2»            1. Работа не соответствует теме.

                                2. Допущено много фактических неточностей.

                                3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

                                4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

                                5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»            В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания:

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2,   2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 ,   4 – 6 – 4,   4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения  об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».  

Оценка обучающих работ:

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

         Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

         Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...