Понятие о деепричастии и деепричастном обороте
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Соколова Лариса Леонидовна

Здесь представлен первый урок по теме  "Деепричастие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 32.

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.

Здравствуй!

Сегодня мы начнем знакомство еще с одним удивительным явлением морфологии - деепричастием, научимся узнавать деепричастие в тексте, попробуем разобраться, для чего служит деепричастие, что оно обозначает, как «работает» в предложении, а также познакомимся с деепричастным оборотом.

Если причастие совмещало в себе признаки глагола и прилагательного, то деепричастие - признаки глагола и наречия.

Рассмотрим 2 предложения:

Всадник выхватил меч и помчался к оврагу.

 Выхватив меч, всадник помчался к оврагу.

В первом предложении действия совершаются последовательно и очень быстро. Для того чтобы проиллюстрировать это предложение понадобится нарисовать две картинки: 1) всадник выхватывает меч, 2) всадник мчится.

        Рассмотрим второе предложение. Здесь есть основное действие: всадник мчится, и дополнительное: выхватив меч. Если попробовать нарисовать иллюстрацию к этому предложению, то, наверное, жеста с выхватыванием меча на рисунке не будет. Мы изобразим всадника с мечом, мчащегося на коне. Будет примерно так.

 Все дело в том, что деепричастие, как и глагол, обозначает действие, но не основное, а дополнительное. Причем это действие обязательно совершается одним и тем же лицом. Выхватив меч (что сделав?) всадник помчался в оврагу (это деепричастие).

Всадник помчался к оврагу (когда?) выхватив меч (это обстоятельство).

•    Деепричастие (как часть речи) отвечает на вопросы: что делая? и что сделав? И бывают несовершенного и совершенного вида: Выполняя упражнение (что делая? -несовершенный вид), я не сделал ни одной ошибки. Выполнив упражнение (что сделав — совершенный вид), я стал читать любимую книгу.

  • Деепричастие (как член предложения) отвечает на
    вопросы обстоятельства и является в предложении
    обстоятельством.
    Усмехаясь, я посмотрел на соперника.-
    Посмотрел (как?), усмехаясь. Присмотревшись, я увидел
    темные круги под глазами. -- Увидел (когда?)
    присмотревшись (то есть когда присмотрелся).
  • Деепричастие, как и наречие, отвечает на вопросы
    обстоятельства и, как наречие, не изменяется.
  • Деепричастие может иметь при себе зависимые слова.
    Вместе с ними деепричастие образует деепричастный
    оборот:
    Быстренько проглотив пару котлет, кошка
    устроилась у телевизора (главное слово деепричастного
    оборота — проглотив, зависимые слова: быстренько и
    пару котлет).
  • Деепричастный оборот является одним членом
    предложения - обстоятельством и относится к глаголу
    сказуемому.
  • Действие глагола сказуемого и деепричастия
    совершаются одним и тем же лицом (ищи подлежащее).

Историческая справка:

Деепричастие возникло в далекую эпоху от краткого действительного причастия  (ты помнишь, что сейчас таких причастий нет, краткими бывают только страдательные причастия), поэтому и называется так дее - от действовать, делать, а также от действительное, причастие потому что причастно к глаголу и наречию. Этот термин был введен первым автором русской грамматики Мелентием Смотрицким в XVII веке.

Открой учебник и прочитай теоретический материал на странице 73-74.

II. Рассмотрим, как по смыслу соотносится деепричастия со словами других частей речи:

  • Закутанный в тулуп старик вышел на дорогу. - Старик (какой?)
    закутанный в тулуп - причастный оборот. Наше внимание
    приковано к старику.
  • Закутавшись в тулуп, старик вышел на дорогу. - Вышел
    (когда?) - закутавшись в тулуп - деепричастный оборот. Мы
    внимательно следим за действием старика.
  • Старик закутался в тулуп и вышел на дорогу. -- Простое
    предложение с однородными сказуемыми. Оба действия для нас
    равноправны.
  • Когда старик закутался в тулуп, он вышел на дорогу. -
    Сложноподчиненное предложение. Действие развивается
    медленнее.

        По смыслу все эти предложения очень похожи. Различаются

оттенки значения. Прочитай текст упражнения 160. В разговоре

двух писателей есть удивительное наблюдение: деепричастие -

очень динамичная часть речи, дающая возможность как бы

боковым зрением увидеть мельчайшие особенности основного

действия.

III. Выполни упражнение 159, отсканируй и отправь учителю.

VI. А теперь проверь себя, умеешь ли ты отличать деепричастия от

слов других частей речи:

I.         Найди словосочетания с деепричастием:

  1. устроившись на ночлег;
  2. потерявший валенки;
  3. утроенный успех
  4. смахнув со стола крошки;
  5. рассерженный остановкой
  6. рисуя в тетради;
  7. нарисовав рожицу;
  8. нарисованная рожица.

П.        Найди предложения с деепричастиями:

  1. Растерявшись, я остановился.
  2. Я остановился и осмотрелся.
  3. Проглотившая червяка щука задумалась.
  4. Сестренка, наклонив голову, что-то писала в тетради.
  5. Разбежавшись, я перепрыгнул канаву.
  6. Сестра, расстроенная чем-то, долго молчала.
  7. Я принес стакан, не расплескав.
  8. Щегол, насвистывающий незамысловатый мотив,
    сидел на ветке.

III. Найди предложения с деепричастными оборотами:

  1. Пираты, не замеченные в тумане, взяли судно на
    абордаж.
  2. Не замечая кота, птенец беззаботно чирикал.
  3. Кот, атакованный скворцами, чуть не свалился с
    дерева.
  4. Сделал дело - гуляй смело.
  5. Сделав ошибку, постарайся исправить ее.
  6. Человек, насвистывая, пошел к машине.
  7. Парус, белеющий в тумане, привлек внимание поэта.
  8. Заботясь о ближнем, ты делаешь добро себе.
  9. Ответы:

I -1, 4, 6, 7       II- 1, 4, 5, 7        III-2, 5, 8 (в предложении 6 - одиночное деепричастие).

IV. Выполни упражнение 161. Обрати внимание на то, что глагол и деепричастие относятся к одному лицу.

Выполняя упражнение, рассуждай так: Рассматривая картинки, я восхищался мастерством художника. Действующее лицо (подлежащее) —я. Я ( что делал?) рассматривал и восхищался. Предложение составлено правильно.

Читая книгу, у меня сложилось прекрасное впечатление. Действующее лицо - впечатление, оно (что сделало?) сложилось, (и что делало?) читало книгу. Но впечатление не могло читать книгу. Значит, предложение составлено неверно. Нужно исправить: Когда я читал книгу, у меня сложилось о ней прекрасное впечатление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деепричастие и деепричастный оборот». 7 класс .

Цель:1  формирование навыка различения   деепричастия   и личных форм глаголов и причастий,...

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами" к учебнику Б.Б. Бабйчевой и Л.Д. Чесноковой. Для проведения урок...

Урок русского языка в 6 классе Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.

Урок русского языка в 6 классе Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.  Цель урока:- ознакомить  учащихся с Урок русского языка в 6 класселексическим и грамматическим значением деепр...

Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме:  «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями  и деепричастными оборотами»....

"Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте"

Конспект урока русского языка  в 7 классе (адаптированная учебная программа для детей с ЗПР) по теме "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" . Урок построен с...