Понятие о деепричастии и деепричастном обороте
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Здесь представлен первый урок по теме "Деепричастие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_32_ponyatie_o_deeprichastii_i_deeprichastnom_oborote.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 32.
Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.
Здравствуй!
Сегодня мы начнем знакомство еще с одним удивительным явлением морфологии - деепричастием, научимся узнавать деепричастие в тексте, попробуем разобраться, для чего служит деепричастие, что оно обозначает, как «работает» в предложении, а также познакомимся с деепричастным оборотом.
Если причастие совмещало в себе признаки глагола и прилагательного, то деепричастие - признаки глагола и наречия.
Рассмотрим 2 предложения:
Всадник выхватил меч и помчался к оврагу.
Выхватив меч, всадник помчался к оврагу.
В первом предложении действия совершаются последовательно и очень быстро. Для того чтобы проиллюстрировать это предложение понадобится нарисовать две картинки: 1) всадник выхватывает меч, 2) всадник мчится.
Рассмотрим второе предложение. Здесь есть основное действие: всадник мчится, и дополнительное: выхватив меч. Если попробовать нарисовать иллюстрацию к этому предложению, то, наверное, жеста с выхватыванием меча на рисунке не будет. Мы изобразим всадника с мечом, мчащегося на коне. Будет примерно так.
Все дело в том, что деепричастие, как и глагол, обозначает действие, но не основное, а дополнительное. Причем это действие обязательно совершается одним и тем же лицом. Выхватив меч (что сделав?) всадник помчался в оврагу (это деепричастие).
Всадник помчался к оврагу (когда?) выхватив меч (это обстоятельство).
• Деепричастие (как часть речи) отвечает на вопросы: что делая? и что сделав? И бывают несовершенного и совершенного вида: Выполняя упражнение (что делая? -несовершенный вид), я не сделал ни одной ошибки. Выполнив упражнение (что сделав — совершенный вид), я стал читать любимую книгу.
- Деепричастие (как член предложения) отвечает на
вопросы обстоятельства и является в предложении
обстоятельством. Усмехаясь, я посмотрел на соперника.-
Посмотрел (как?), усмехаясь. Присмотревшись, я увидел
темные круги под глазами. -- Увидел (когда?)
присмотревшись (то есть когда присмотрелся). - Деепричастие, как и наречие, отвечает на вопросы
обстоятельства и, как наречие, не изменяется. - Деепричастие может иметь при себе зависимые слова.
Вместе с ними деепричастие образует деепричастный
оборот: Быстренько проглотив пару котлет, кошка
устроилась у телевизора (главное слово деепричастного
оборота — проглотив, зависимые слова: быстренько и
пару котлет). - Деепричастный оборот является одним членом
предложения - обстоятельством и относится к глаголу
сказуемому. - Действие глагола сказуемого и деепричастия
совершаются одним и тем же лицом (ищи подлежащее).
Историческая справка:
Деепричастие возникло в далекую эпоху от краткого действительного причастия (ты помнишь, что сейчас таких причастий нет, краткими бывают только страдательные причастия), поэтому и называется так дее - от действовать, делать, а также от действительное, причастие потому что причастно к глаголу и наречию. Этот термин был введен первым автором русской грамматики Мелентием Смотрицким в XVII веке.
Открой учебник и прочитай теоретический материал на странице 73-74.
II. Рассмотрим, как по смыслу соотносится деепричастия со словами других частей речи:
- Закутанный в тулуп старик вышел на дорогу. - Старик (какой?)
закутанный в тулуп - причастный оборот. Наше внимание
приковано к старику. - Закутавшись в тулуп, старик вышел на дорогу. - Вышел
(когда?) - закутавшись в тулуп - деепричастный оборот. Мы
внимательно следим за действием старика. - Старик закутался в тулуп и вышел на дорогу. -- Простое
предложение с однородными сказуемыми. Оба действия для нас
равноправны. - Когда старик закутался в тулуп, он вышел на дорогу. -
Сложноподчиненное предложение. Действие развивается
медленнее.
По смыслу все эти предложения очень похожи. Различаются
оттенки значения. Прочитай текст упражнения 160. В разговоре
двух писателей есть удивительное наблюдение: деепричастие -
очень динамичная часть речи, дающая возможность как бы
боковым зрением увидеть мельчайшие особенности основного
действия.
III. Выполни упражнение 159, отсканируй и отправь учителю.
VI. А теперь проверь себя, умеешь ли ты отличать деепричастия от
слов других частей речи:
I. Найди словосочетания с деепричастием:
- устроившись на ночлег;
- потерявший валенки;
- утроенный успех
- смахнув со стола крошки;
- рассерженный остановкой
- рисуя в тетради;
- нарисовав рожицу;
- нарисованная рожица.
П. Найди предложения с деепричастиями:
- Растерявшись, я остановился.
- Я остановился и осмотрелся.
- Проглотившая червяка щука задумалась.
- Сестренка, наклонив голову, что-то писала в тетради.
- Разбежавшись, я перепрыгнул канаву.
- Сестра, расстроенная чем-то, долго молчала.
- Я принес стакан, не расплескав.
- Щегол, насвистывающий незамысловатый мотив,
сидел на ветке.
III. Найди предложения с деепричастными оборотами:
- Пираты, не замеченные в тумане, взяли судно на
абордаж. - Не замечая кота, птенец беззаботно чирикал.
- Кот, атакованный скворцами, чуть не свалился с
дерева. - Сделал дело - гуляй смело.
- Сделав ошибку, постарайся исправить ее.
- Человек, насвистывая, пошел к машине.
- Парус, белеющий в тумане, привлек внимание поэта.
- Заботясь о ближнем, ты делаешь добро себе.
- Ответы:
I -1, 4, 6, 7 II- 1, 4, 5, 7 III-2, 5, 8 (в предложении 6 - одиночное деепричастие).
IV. Выполни упражнение 161. Обрати внимание на то, что глагол и деепричастие относятся к одному лицу.
Выполняя упражнение, рассуждай так: Рассматривая картинки, я восхищался мастерством художника. Действующее лицо (подлежащее) —я. Я ( что делал?) рассматривал и восхищался. Предложение составлено правильно.
Читая книгу, у меня сложилось прекрасное впечатление. Действующее лицо - впечатление, оно (что сделало?) сложилось, (и что делало?) читало книгу. Но впечатление не могло читать книгу. Значит, предложение составлено неверно. Нужно исправить: Когда я читал книгу, у меня сложилось о ней прекрасное впечатление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деепричастие и деепричастный оборот». 7 класс .
Цель:1 формирование навыка различения деепричастия и личных форм глаголов и причастий,...
интерактивный тест. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами
Запятые при деепричастиях и деепричастных оборотах...
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами" к учебнику Б.Б. Бабйчевой и Л.Д. Чесноковой. Для проведения урок...
Урок русского языка в 6 классе Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.
Урок русского языка в 6 классе Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Цель урока:- ознакомить учащихся с Урок русского языка в 6 класселексическим и грамматическим значением деепр...
Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами
Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме: «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами»....
"Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте"
Конспект урока русского языка в 7 классе (адаптированная учебная программа для детей с ЗПР) по теме "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" . Урок построен с...
урок в 7 кл по русскому языку«Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Правописание «не» с деепричастиями»
Интегрированный урок при изучении "Деепричастия " в 7 классе....