«Деепричастие и деепричастный оборот». 7 класс .
тест по русскому языку по теме

Гаптелбарова Диляра Магсумовна

Цель:1  формирование навыка различения   деепричастия   и личных форм глаголов и причастий,                                         умения  производить синонимическую  замену  личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения  знаками препинания деепричастного оборота.

           2.Развивать   навыки   правильного письма деепричастий, выделение   деепричастного   оборота на письме.

          3 .Воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, выставка  книг  по  творчеству  М. Цветаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastnyy_oborot.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  русскому  языку

 «Деепричастие  и  деепричастный  оборот».

  7 класс .

Провела  учитель  русского  языка АСОШ №1     Гаптелбарова  Диляра  Магсумовна

 Тема: Деепричастие и деепричастный оборот.

Цель:1  формирование навыка различения   деепричастия   и личных форм глаголов и причастий,                                         умения  производить синонимическую  замену  личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения  знаками препинания деепричастного оборота.

           2.Развивать   навыки   правильного письма деепричастий, выделение   деепричастного   оборота на письме.

          3 .Воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, выставка  книг  по  творчеству  М. Цветаевой.

Ход  урока:

1. Организация начала  урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

-Какую тему мы начали недавно изучать? (Деепричастие)

-Сегодня мы продолжим знакомиться с этой частью речи- деепричастие и деепричастным   оборотом   на  основе поэтических произведений  Марины   Цветаевой. Мы убедимся, что автор тоже часто пользуется деепричастиями.

3. Словарная  работа.

-Словарное слово- этюд. Ударение падает на 2 слог, на гласную букву Ю, опасные буквы Э и Д.

-Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны.

-… узнала из толкового словаря  Ожегова значение этого слова.( Это слово многозначное, имеет   три   значения:

1. Эскиз

2. Небольшое произведение художественной литературы.

3. Небольшое музыкальное произведение.)

- Ребята сразу запишите домашние задание.

1) Написать небольшое сочинение - ЭТЮД об уголке  природы с использованием   деепричастных оборотов.

2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему “Деепричастие”

4.Слово  учителя.(на  экране  портрет  М.Цветаевой )

    - Евгений  Евтушенко  говорил : «Марина  Цветаева – неоплатная  наша  вина , но  и  любовь  наша  навечна. Поэт  может  быть  бездомным , но  стихи – никогда».  

 - Объясните  постановку  запятых  в  этом  предложении.( обратить  внимание  на выставку)

 5.  Сообщение  ученицы.(  показ  слайдов -  Марина  Цветаева)

       Творчество  Марины  Цветаевой  открывается для  нас  сегодня  по – новому.

  Не  устаешь  удивляться ,  насколько  актуальны  проблемы , поднятые  в  ее  стихах  и  прозе. Ее  великолепный  образный  язык  и  неповторимый  образный  строй  навсегда  вошли  в  сокровищницу  русской  и  мировой  литературы.

Каждый год 8 октября  мы отмечаем день рождение прекрасной женщины. Это  прекрасный  повод  перечитать  давно  любимые  строки  и  поговорить  о  Поэте , Гражданине  и Человеке – Марине  Ивановне  Цветаевой.

6.Фронтальный  опрос ( 6  вопросов)(  на  слайдах):

-  А  теперь  мы  вспомним  о  деепричастии. Тестовые  задания  будут  на  экране ,  вам  надо  написать  букву , которая  соответствует  правильному  ответу.

А)1.  Найдите  предложения , в  которых  есть  часть  речи , обозначающая  добавочное  к  основному  действие.

          А)Космонавт  слушает  и  улыбается.

          Б)Приземлившись , он  радостно  осмотрелся  вокруг.

          В)Приземлившиеся  парашютисты  окружили  товарища.

          Г)Птицы  хлопают  крыльями  и  поднимаются  вверх.

          Д) Изогнув  длинные  шеи ,  птицы  поднимаются  вверх.

2.Найдите  предложения ,  в  которых  есть  деепричастие.

          А) Мама  сидела , откинувшись  в  кресле.

           Б) Я  открыл  окно  и  залюбовался  видом.

           В)  Брат  склонил  голову  и  писал  что – то.

          Г)  Разложив  игры , дети  сели  в  кружок.

          Д) Уставшая , она  не  хотела  идти  дальше.

3.Найдите  предложения  с  деепричастным  оборотом.

          А) Витя  мыл  посуду , насвистывая  какую – то  песенку.

          Б) Из  дома  вышел  человек  и  направился  к  машине.

          В) Выйдя  из  дома , человек  направился  к  машине.

          Г) Человек , вышедший  из  дома , направился  к  машине.

         Д) Берега ,  окружающие  озеро , густо  поросли  камышом.    

4.Найдите  словосочетание  с  деепричастием.

          А) Закутанный  в  тулуп;

          Б)проложенный  геологами ;

          В)укрепил  болт ;

          Г) запер  на  замок ;

          Д) вырастив  урожай ;

          Е) раскачивающихся  от  ветра.

5. Найдите  словосочетание  с  деепричастием.

         А) Выкрашенный  краской ;

        Б)выкрасив  краской ;

         В) устроенный  по  проекту ;

         Г) устроившись  на  ночлег ;

        Д) запертый  дома ;

        Е) заперев  дом.

6. Найдите  предложения  с  деепричастным  оборотом.

          А) Блеснула  яркая  молния , и  раздался  удар  грома.

          Б)  Много  тайн  хранят  леса , опаленные  войной.

          В) Озеро , взволнованное  ветром , шумело  у  берегов.

          Г) Георгины , почерневшие  от  мороза , печально свешивали  свои  головки.

         Д) Не  узнав  горя , не  узнаешь  и  радости.

          Е) Мальчик  шел  и  не  разбирал  дороги.

 Б)-Поменяйтесь  друг  с  другом  листочками , проверьте  работу. Сдайте  листочки.  

- А  теперь  по  критериям  оценок ( на  экране ) вы  узнаете , какую  оценку  вы  получили  за  тест.

7. Работа  с  предложениями .( на  слайдах)

А) Сравните  2  предложения :

1. Возвышается  над  площадью серой  и  розовеет  монастырь.

2. Возвышаясь  над  площадью  серой, розовеет  монастырь.( Без  запятой)

 - Назовите  грамматические  основы.

- В  каком  предложении  есть  добавочное  действие ?( Добавочное  действие  выражено  словом  возвышаясь. )

 – А это  законченное  или  незаконченное  действие ? ( Незаконченное)

- Это  деепричастие  одиночное ? ( Нет, это  деепричастный  оборот )

 –Как  вы  думаете  , чего  не  хватает  в  этом  предложении? ( запятой)

 -А  как  вы  узнали , что  это  деепричастный  оборот? ( Деепричастие  имеет  при  себе  зависимые  слова)  

Б) Синтаксический  разбор  второго  предложения.

Возвышаясь  над  площадью  серой ,  розовеет  монастырь.

8. Вопросы  по  теме:

1. Что  называется  деепричастием?( Самостоятельная  часть  речи ,  которая  обозначает  добавочное  действие  при  основном  действии , выраженном  глаголом).

2.Признаки  каких  частей  речи  совмещены  в  деепричастии ? (  Признаки  глагола  и  наречия) .

3.Какова  роль  деепричастия  в  речи ? (  Деепричастие  дорисовывает ,  дописывает  основное  действие ,  дополняет  сказуемое ) .

4.Для  какого  типа  речи  характерно употребление  деепричастий? (  В  текстах  повествовательного  характера  для  передачи  динамичности  в  развитии  действия).

5.Какое  лицо ( или  предмет) совершает  действие , обозначенное  деепричастием? ( То  же , что  и  действие , обозначенное  глаголом.)

6.Какая  синтаксическая  роль  деепричастия  в  предложении? (  Является  обстоятельством , как  и  наречие).

9.  Пунктуация  при  деепричастном  обороте.( на слайдах)

- Давайте  вспомним, как  выделяется  деепричастие и  деепричастный  оборот  на  письме.

- В  чем  разница  между  деепричастным  и  причастным  оборотом? ( Различна  их синтаксическая  роль  в  предложении – деепричастие  относится  к  глаголу  и  характеризует  действие , причастие  относится  к  существительному  и  характеризует  предмет , лицо , производящее  действие.)

10. Задание  классу.( на  слайдах)

1.  Распределите  предложения  по  колонкам : в  левую  - поместите  предложения  с  деепричастиями , в  правую- с  другими  частями  речи.

          А) Взглянув  на  звезды , и  мне  звезда  зажглась.

            Б)  Разбросанным  в  пыли  по  магазинам , моим  стихам  настанет  свой  черед.

            В) И  улыбаться  всем  глазам , не  опуская  глаз.

             Г) Я  подымаюсь  по  белой  дороге.

            Д) Не  опираясь  на  смуглую  руку , я  говорила.

- Все  эти  предложения  из  стихотворений  Марины  Цветаевой.( проверка : с  места  1  ученик  читает  весь  левый  столбик,  2  ученик – правый  столбик)

-  Назовите  глагольные  признаки  деепричастия .( 1  ученик  устно)

11.Групповая  работа.(  по  карточкам + таблицы  на  слайдах)  

-  Будем  работать  по  рядам. Каждому  ряду  будет  дано  задание.

1  ряд :  Надо  образовать  от  глаголов  деепричастия  и  выделить  суффиксы  деепричастий:

Поднимаются  -  поднимаясь ;

Изогнуться – изогнувшись;

пригревают  -  пригревая ;

проснулись  -  проснувшись ;

описывала – описывая ;

раздумывал – раздумывая. ( проверка : 1  ученик  за  доской)

2  ряд :  Замените  1  глагол  в  предложении  деепричастием.  После замены  глагола  у  вас  получится  строчка  из  стихотворения  М. Цветаевой.

Я  лоб  уронила  в  руки  и  думаю , глядела  в  ночь.

Я  лоб  уронила  в  руки  и  думаю ,  глядя  в  ночь.

-Предложение ,  которое  у  вас  получилось  после  замены  разберите  .( проверка :1 ученик  за  доской.)

3  ряд : Надо  определить  у  деепричастий  законченное  или  незаконченное  действие :

        Шурша;

                        шипя ;

                        хлопнув ;

                        раскинув ;

                        поднявшись ;

                        потрескивая .

(  проверка: 1  ученик  с  места)

12.  Вывод .

Выполнив  упражнения , можно  еще  раз  отметить , что  деепричастие  дорисовывает  , дополняет  основное  действие.  

13. Задание  классу. ( на  слайдах)

А)-  Определите  вид  деепричастий:

          1. И , перевесившись  через  заборные  колья , вижу  просторы.

         2. И, всхлипывая , затихнуть  нет  стл.

         3. Днепром   разламывая  лед…

         4. Врасплох ,  не  готовясь …

         5. Замораживая  закаты…

         6.Голову  сжав , слушать  надо…(  проверка :  с места  по  цепочке).

Б)   Разбор  по  составу деепричастия: перевесившись.  

В)- Назовите  признаки  наречия  у  деепричастия?  

14.Итог  урока(Стихотворение  М.Цветаевой  сопровождается  музыкой  и  показом  слайдов)

Моим  стихам ,написанным  так  рано ,

Что и  не  знала , что  я – поэт,

Сорвавшимся , как  брызги  из  фонтана,

 Как  искры  из  ракет,

Ворвавшимся ,  как  маленькие  черти ,

В  святилище , где  сон  и  фимиам ,

Моим  стихам  о  юности и  смерти,

-  Нечитанным  стихам!-

Разбросанным  в  пыли  по  магазинам

( Где  их  никто  не  брал  и  не  берет!),

Моим  стихам  , как  драгоценным  винам,

 Настанет  свой  черед.

     -  Читая  строки  М. Цветаевой , еще  раз  убеждаешься , что  ее  жизнь  продолжают  ее  стихи , продолжает  жить  в  нашем  сознании  как  замечательное  явление  духа  поэзия  Цветаевой.

      - А  что  вы  скажете  о  деепричастии ?

  -  Какова  роль  деепричастий  и  деепричастных  оборотов  в  речи?  

15.Оценивание  учащихся .

-  Урок  окончен.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....