1.Организационный момент 2.Актуализация знаний
3.Объясн. новой темы
4.Формиров ЗУНов
5.Закрепление ЗУНов
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание. |
Беседа
Работа с учебником
Сопоставительный анализ
Работа с текстом
Упражнение
| Приветствие. Прочитайте стихотворение О.Э.Мандельштама.
Ответьте на вопрос: “Понравилось ли Вам стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало”? – Можно ли буквально воспринять то, о чем говорится в этом стихотворении? – С помощью чего автору удалось достичь подобного эффекта выразительности? Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи и т. п. Выразительность речи достигается разными способами и средствами: Основная задача сегодняшнего урока – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы. – Сформулируйте тему занятия самостоятельно. – Откройте тетради, запишите дату, тему урока и эпиграф в тетрадь. “В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. Слов немного, но они так точны, что обозначают все”. Н. В. Гоголь – Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя? – Найдите примеры тропов в тексте стихотворения О.Э.Мандельштама, выпишите их в тетрадь. – Определите их функцию в стихотворении. Внимательно прочитайте теоретический материал на с.13, сделайте краткий конспект в тетради. – Есть ли в статье учебника новая для вас информация, какая? Слово в контексте художественного произведения часто может восприниматься иначе, иногда в полном противоречии со своим обычным лексическим значением, при этом даже нарушая привычную логику речи. Тогда и возникает понятие тропа. Но отношение к использованию в речи изобразительно-выразительных средств, в частности, тропов, далеко не однозначно. По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.) Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева: Он мог бы сеять, плотничать, ковать, Но вот не вышло – жизнь дала осечку… (Слайд.) Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”. Проблемный вопрос: Придают ли изобразительно-выразительные средства, в частности тропы, особое звучание художественной речи? – Сравните два текста, объединенные одной темой “Итоги прожитой жизни”. Сделайте вывод о содержании прочитанного.
– Какай из текстов Вам понравился больше? Почему? – Какие языковые отличия Вы нашли в текстах? – У кого из авторов получились стихи, а кого “рифмованные строчки”? Почему? – В каком стихотворении есть подтекст? О чем он говорит? – С помощью каких языковых средств создается образность во втором стихотворении? Найдите примеры в тексте. – Запишите кратко ответ в тетрадь, аргументируя свое мнение. – Прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Заполните таблицу: Образные средства | Пример из текста | Метафора | Бахрома снегов | Эпитет | Черного, полного мглою (ущелья) | Олицетворение | Обнявшись с другой… речкой | Сравнение | Как змея своею чешуею, серебряной нитью |
– Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод. – Опираясь на свои наблюдения, ответьте на вопрос: Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи? Продолжите свои наблюдения над ролью тропов в художественном тексте: – упр. 5,с.14 Дополнительное задание: Выпишите выделенные слова с подходящими им по смыслу в два столбика: 1). Словосочетания. 2).Грамматические основы. Обоснуйте (устно) свой выбор. – упр.6, с.14 Дополнительное задание: Ответьте на вопрос: “Что послужило основанием для переноса значения в приведенных примерах”? В каких жанрах литературы и УНТ часто используются эти образы? - Какие изобразительно-выразительные средства языка относятся к лексическим?
- Приведите примеры использования тропов в речи.
- Какова их роль в текстах художественных произведений?
- С какой новой для вас информацией вы познакомились на уроке, какой вывод для себя сделали?
Домашнее задание: повторить §3, упр.7,8,9 (по заданию). | Мне холодно. Прозрачная весна В зеленый пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые, Но никакие звезды не убьют Морской волны тяжелый изумруд.
Многие слова русского языка могут выступать в качестве тропов.
1.В трудном ритме прошли года… Я обрел свое имя! Я друзьями горжусь всегда, Рад бы быть вместе с ними! Все тогда на земле своей Дружно делали дело Для своих войсковых частей И – в разумных пределах! Горд – мне также выпала честь Быть на службе в те годы! У меня, значит, право есть Позабыть все невзгоды! 2.А я вам говорю, что нет Напрасно прожитых мною лет, Ненужно пройденных путей, Впустую слышанных вестей. Нет невоспринятых миров, Нет мимо розданных даров, Любви напрасной тоже нет – Любви обманутой, больной, – Ее нетленно чистый свет Всегда во мне, всегда со мной. И никогда не поздно снова Начать всю жизнь, начать весь путь, И так, чтоб в прошлом бы – ни слова, Ни стона бы не зачеркнуть.
Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.
| Организовать класс
Раскрыть существенные признаки изучаемых явлений
Применение на практике полученных знаний
Уточнение и углубление понимания роли тропов в тексте
Выяснить степень осознанности нового материала |