Лексические выразительные средства. Тропы.
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему

Шагизаманова Розалия Римовна

данный конспект предназначен для повторения основных видов изобразительно-выразительных средств языка и подготовке к сдаче ЕГЭ. Также оно будет способствовать совершенствованию языкового чутья; дальнейшему развитию навыков работы с текстом художественного произведения;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_konspekt.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема занятия: Лексические выразительные средства. Тропы.
  2. Класс: 11
  3. Цели и задачи  занятия:

1)повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; подготовка к сдаче ЕГЭ.2) 2)продолжение работы по совершенствованию языкового чутья; дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;

3)закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

  1. Тип урока:
  2. Форма урока: традиционная
  3. Методы и приёмы: беседа, работа с учебником, упражнение, анализ, работа с текстом, упражнение
  4. Наглядность и технические средства обучения: раздаточный материал
  5. Использованная литература:

Гольцова Н.Г., И.В. Шамшин, Мищерина М.А. “Русский язык. Учебник для 10–11 классов”, М., 2008

Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. “Русский язык. 10–11 классы, книга для учителя”, М. 2005

Зинина Е.А. “Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста”, М., 2007

Меркин Г.С. “Выразительные средства художественной речи”, М.,2002

Симакова Е.СВ. “Выразительность русской речи. Подготовка к ЕГЭ”, М., 2008

Служевская Т.Л. “Уроки русской словесности”, С-Пб., 1997

  1. План урока:
  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Объяснение новой темы
  4. Формирование ЗУНов
  5. Закрепление ЗУНов
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание

ДМ

МО

Содержание учебного материала

ДЗ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Объясн.

новой темы

4.Формиров ЗУНов

5.Закрепление ЗУНов

6.Подведение итогов.

7.Домашнее задание.

Беседа

Работа с учебником

Сопоставительный анализ

Работа с текстом

Упражнение

Приветствие.

 

Прочитайте стихотворение О.Э.Мандельштама.

Ответьте на вопрос: “Понравилось ли Вам стихотворение? Какие чувства оно у вас вызвало”?

– Можно ли буквально воспринять то, о чем говорится в этом стихотворении?

– С помощью чего автору удалось достичь подобного эффекта выразительности?

Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи и т. п.

Выразительность речи достигается разными способами и средствами:

Основная задача сегодняшнего урока – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы.

– Сформулируйте тему занятия самостоятельно.

– Откройте тетради, запишите дату, тему урока и эпиграф в тетрадь.

“В каждом слове бездна пространства;
каждое слово необъятно, как поэт. 
Слов немного, но они так точны, 
что обозначают все”.
Н. В. Гоголь

– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?

– Найдите примеры тропов в тексте стихотворения О.Э.Мандельштама, выпишите их в тетрадь.

– Определите их функцию в стихотворении.

Внимательно прочитайте теоретический материал на с.13, сделайте краткий конспект в тетради.

– Есть ли в статье учебника новая для вас информация, какая?

Слово в контексте художественного произведения часто может восприниматься иначе, иногда в полном противоречии со своим обычным лексическим значением, при этом даже нарушая привычную логику речи. Тогда и возникает понятие тропа.

Но отношение к использованию в речи изобразительно-выразительных средств, в частности, тропов, далеко не однозначно.

По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.)

Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:

Он мог бы сеять, плотничать, ковать,
Но вот не вышло – жизнь дала осечку… 
(Слайд.)

Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”.

Проблемный вопрос:

Придают ли изобразительно-выразительные средства, в частности тропы, особое звучание художественной речи?

– Сравните два текста, объединенные одной темой “Итоги прожитой жизни”. Сделайте вывод о содержании прочитанного.

– Какай из текстов Вам понравился больше? Почему?

– Какие языковые отличия Вы нашли в текстах?

– У кого из авторов получились стихи, а кого “рифмованные строчки”? Почему?

– В каком стихотворении есть подтекст? О чем он говорит?

– С помощью каких языковых средств создается образность во втором стихотворении? Найдите примеры в тексте.

– Запишите кратко ответ в тетрадь, аргументируя свое мнение.

– Прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

Заполните таблицу:

Образные средства

Пример из текста

Метафора

Бахрома снегов

Эпитет

Черного, полного мглою (ущелья)

Олицетворение

Обнявшись с другой… речкой

Сравнение

Как змея своею чешуею, серебряной нитью

– Попробуйте мысленно исключить тропы из текста отрывка. Что изменилось? Сделайте вывод.

– Опираясь на свои наблюдения, ответьте на вопрос:

Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?

 Продолжите свои наблюдения над ролью тропов в художественном тексте:

– упр. 5,с.14

Дополнительное задание: Выпишите выделенные слова с подходящими им по смыслу в два столбика: 1). Словосочетания. 2).Грамматические основы. Обоснуйте (устно) свой выбор.

– упр.6, с.14

Дополнительное задание: Ответьте на вопрос: “Что послужило основанием для переноса значения в приведенных примерах”? В каких жанрах литературы и УНТ часто используются эти образы?

  1. Какие изобразительно-выразительные средства языка относятся к лексическим?
  2. Приведите примеры использования тропов в речи.
  3. Какова их роль в текстах художественных произведений?
  4. С какой новой для вас информацией вы познакомились на уроке, какой вывод для себя сделали?

 Домашнее задание: повторить §3, упр.7,8,9 (по заданию).

Мне холодно. Прозрачная весна
В зеленый пух Петрополь одевает,
Но, как медуза, невская волна
Мне отвращенье легкое внушает.
По набережной северной реки
Автомобилей мчатся светляки,
Летят стрекозы и жуки стальные, 
Мерцают звезд булавки золотые,
Но никакие звезды не убьют
Морской волны тяжелый изумруд.

Многие слова русского языка могут выступать в качестве тропов.

1.В трудном ритме прошли года…
Я обрел свое имя!
Я друзьями горжусь всегда,
Рад бы быть вместе с ними!

Все тогда на земле своей
Дружно делали дело
Для своих войсковых частей
И – в разумных пределах!
Горд – мне также выпала честь
Быть на службе в те годы!
У меня, значит, право есть
Позабыть все невзгоды!

2.А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мною лет,
Ненужно пройденных путей,
Впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
Нет мимо розданных даров, 
Любви напрасной тоже нет –
Любви обманутой, больной, –
Ее нетленно чистый свет
Всегда во мне, всегда со мной.
И никогда не поздно снова
Начать всю жизнь, начать весь путь,
И так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
Ни стона бы не зачеркнуть.

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

Организовать класс

Раскрыть существенные признаки изучаемых явлений

Применение на практике полученных знаний

Уточнение и углубление понимания роли тропов в тексте

Выяснить степень осознанности нового материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Методический материал к урокам литературы и русского языка...

Лексические образные средства. Тропы.

Урок русского языка в 10 классе....

Справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры

Справочник "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры" помогут Вам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ,  также при анализе лирического произведения и комплексном а...

Изобразительно-выразительные средства текста. Лексические средства

Материал подготовлен специально для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ. Поэтапно готовит  к выполнению экзаменационных заданий....

Изобразительно-выразительные средства текста. Тропы

Материал подготовлен специально для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ. Поэтапно готовит  к выполнению экзаменационных заданий....