Повторение темы "Причастие и деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Причастие и деепричастие" с использованием компьютерной презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_temy_prichastie_i_deeprichastie.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.11.13
открытый урок по русскому языку в 7б классе
Тема: Повторение темы«Причастие и деепричастие».
Цели:
Образовательные:
- повторить обобщить сведения о причастии и деепричастии;
- упражнять в различении причастных и деепричастных оборотов и выделении их на письме;
- повторить правописание не с различными частями речи.
Развивающие:
- развивать речь учащихся;
- развивать мышление и память, коммуникативные навыки общения;
- развивать умение конструировать предложения с причастными и деепричастными оборотами.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Оборудование: таблицы, схемы, раздаточный материал (тесты, бланки ответов), записи на доске, проектор, компьютер, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный (обобщение знаний, творческое применение знаний, контроль знаний).
Ход урока.
I. Орг.момент. (1мин.)
Сообщение темы и целей урока. ( Тема записана на доске)
-Сегодня мы повторим изученные орфограммы в разделах «Причастие и деепричастие»; будем
составлять предложения, используя причастные и деепричастные обороты; поупражняемся в морфологическом разборе причастий и деепричастий.
II.Актуализация знаний учащихся. ( 10 мин.)
Беседа об изученном.
Мы с вами живем в прекрасном месте, на берегу великой русской реки Волги, в окружении Жигулевских гор. Посмотрите на запись на доске (Слайд 1)
Жигули - жемчужина России. Самарская лука - географическое название местности, образованное изгибом Волги и Жигулевскими горами. Среди растений и животных, встречающихся здесь, имеются очень редкие. Странствуя по Жигулевским горам, можно совсем неожиданно наткнуться на лося или кабана. Есть растения, сохранившиеся от доледникового периода. На территории, ограниченной лукой, находится уникальный природный Жигулевский заповедник. |
-Найдите в тексте причастия и деепричастие. (Ученики находят, задают вопросы.)
III. Фронтальный опрос.
-Что обозначает причастие? На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает деепричастие? На какие вопросы отвечает?
-Какой член предложения поясняют причастия? Какой – деепричастия?
-Каким членом предложения являются причастия? Каким – деепричастия?
-Спишите текст.
-Объясните постановку знаков препинания в этих предложениях. (Ребята выходят к доске, графически объясняют знаки препинания при причастном и деепричастном оборотах. Учитель оценивает ответы.)
IV. Проверка домашнего задания. (3 мин.)
- Найти в дом. упр. № 409 предложение с причастным и деепричастным оборотами. Начертить схему этого предложения на доске.
Один человек чертит схему предложения на доске. (Слайд 2)
Привыкнув к ухаживавшим за ними людям, бобры не страшились выходить днем из построенных для них деревянных хаток.
I.__.___.___.__ I,____________ ___________ __.__.__.__.I I.__.__.__.__. .
-Почему причастный оборот не обособляется?
-Сделать устно морфологический разбор деепричастия.
Привыкнув- деепр. (что сделав?)
Н.ф.привыкнуть
Сов. вид., неизм.
Не страшись привыкнув
V. Выборочный диктант. (3 мин.)
Выписать в два столбика: в 1-й словосочетания несовершенного вида, во 2-й-совершенного вида. (Ребята выходят к доске по цепочке , выбирают, в какой столбик будут писать слово и почему, объясняют встречающиеся орфограммы.)
Расплетая косы Положив документы
Увлекая за собой Постелив постель
Легко скользя Увидев мать
Постепенно замирая Не заметив ошибки
Разгораясь на солнце Продумав маршрут
VI. Различение причастных и деепричастных оборотов. (3 мин.)
На доске две группы предложений. (Слайд 3)
В тетрадях нужно записать только правильный вариант ответа.
Тест.
1.Найти предложения с причастным оборотом.
А. Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.
Б. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднялись в горы.
В. Летающая над костром бабочка была необычайно красива.
Г. Поднявшись с кровати, он быстро подошел к окну.
2.Найти предложение с деепричастным оборотом.
А. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.
Б. Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.
В. Потрескивая, горел костер.
Г. Молнии, полосовавшие небо, освещали окрестность.
Работа в парах.
-Поменяйтесь тетрадями, проверьте, поставьте оценку. У вас должна получиться такая таблица(Слайд 4):
1 | БВ |
2 | А |
Один человек у доски выполняет проверку, подчеркивая обороты, объясняя знаки препинания.
-Почему в задании №1 предложении В нет запятых? (Причастный оборот стоит перед определяемым словом)
VII. Физминутка. (2 мин.)
Ребята встают. Я кидаю мяч и называю глагол. 1-й ученик, поймавший мяч, образует причастие и кидает соседу, тот должен образовать деепричастие и вернуть мяч учителю. Оценка работы у доски учителем.
VIII. Закрепление изученного. (4 мин.)
Записать под диктовку у доски.
Один ученик у доски записывает, выполняя задания учителя.
Река, сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила вниз.
1. Расставить знаки;
2. Объяснить запятую перед союзом и;
- Подчеркнуть причастный и деепричастный оборот;
4. Строение какого слова соответствует схеме :приставка,корень,суффикс,окончание?
(Слайд 5)
Один ученик выполняет у доски.
Дополнительное задание для сильных учеников: сделать морфологический разбор причастия.
Сжатая- прич. (какая?)
Н.ф.: сжатый
Образовано от глагола сжать
Невозвр., страд., сов.вид., прош.. вр.
В полной форме, ед. числе, жен. роде, в им.падеже
Река (какая?) сжатая
IX. Диагностика усвоения изученных орфограмм. (3 мин.)
Определить, чем является не в данных словах: частица, часть корня или приставка(Слайд 6):
(Не)преодолимая преграда
Шалаш (не) построен
Глядел (не) доумевая
Даже (не) шелохнулся
(Не)освещенный солнцем
(Не) узнав горя, (не) узнаешь и радости.
(Не)прекращающийся дождь
Самопроверка. (Слайд 7)
X. Конструирование предложений.(6 мин.)
1. Переделать предложение с деепричастным оборотом в предложение с причастным оборотом.
Предложение записано на доске. Ученики находят деепричастный оборот, подчеркивают его, переделывают предложение, записывают новый вариант, подчеркивают причастный оборот. (Слайд 8)
Стремясь выполнить задание к сроку, строители работали без устали. (Строители, стремясь выполнить задание к сроку, работали без устали.)
2. Предложения с причастным оборотом переделать в предложение с деепричастным оборотом: (Слайд 9)
Снег, падавший на землю, покрывал ее пушистым ковром.
(Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром.)
3. РР Составьте предложения по схемам. (Слайд 10)
-Посмотрите на схему. Какое это предложение простое или сложное?
-Чем оно осложнено?
-Какие члены предложения есть в нем?
-Составьте предложения. (Ученики предлагают свои варианты. Лучшее предложение записывается.)
Проверка. Подчеркнуть все члены предложения. Сравнить со схемой.
1. __________, I I , ___________ .___. __.___.__.
Дополнительное задание для сильных учеников :
2. ______________ _____________ , I .__ .___ .___.___ I .
XI. Самостоятельная работа. (3 мин.)
Ребята выполняют задание по вариантам, записывают правильный ответ в таблицу. (Слайд 11)
Вариант №1.
1.Найти предложение(я) с причастным оборотом. Расставить знаки препинания.
А. Заря лениво обходя кругом обсыпает ветки новым серебром.
Б. Усеянное звездами небо манило к себе.
В. Много тайн хранят леса опаленные войной.
Г. Я забыл о ружье залюбовавшись необыкновенным зрелищем.
2.Найти предложение(я) с деепричастным оборотом. Расставить знаки.
А. Когда начал дуть сильный ветер пуща вновь ожила.
Б. Флотилия не замеченная неприятелем приступила к высадке.
В. Выйдя из дома человек направился к машине.
Г. Мама сидела с книгой откинувшись в кресле.
Проверка (Слайд 12)
1 | Б, В |
2 | В, Г |
Вариант №2
1.Найти предложение с причастным оборотом. Расставить знаки препинания.
А. Мальчик шел не разбирая дороги.
Б. Ямщик закутанный в тулуп дремал на облучке.
В. Я открыл окно и залюбовался видом города.
Г. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
2.Найти предложение с деепричастным оборотом. Расставить знаки.
А. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Б. Стол выкрашенный белой краской долго не высыхал.
В. Преследуя неприятеля партизаны вошли в деревню.
Г. Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.
1 | Б |
2 | В |
Работы собираются и оцениваются учителем.
XII.Итог урока. Выставление оценок.
-Для чего необходимы причастные и деепричастные обороты в речи? (Делают речь более живой, динамичной)
-Молодцы.Спасибо за урок. (Слайд 13)
XIII. Домашнее задание с комментированием: упр.216, сделать морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий. (1мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Говори!" в 6 классе.(Повторение по теме "Деепричастие")
Уроки под девизом "Говори!" предоставляют возможность говорить о том, что волнует детей, интересует (параллельно с необходимыми рассказами на грамматические темы). Это прекрасная школа ораторского иск...
Урок обобщающего повторения по теме "Деепричастие"
Урок обобщающего повторения по теме "Деепричастие" в 7 классе...
План-конспект урока по теме"Повторение по теме "Деепричастие" в 7 классе
Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Деепричастие", поэтапная подготовка к ЕГЭ по русскому языку, так как считаю, что подготовку к ЕГЭ нужно начинать с 5 кл...
Разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Повторение. Причастие и деепричастие."
Разработка урока повторения по теме "Причастие и деепричастие". Прилагается презентация....
Повторение по теме "Деепричастие"
Презентация для подготовки учащихся 7 класса к региональному экзамену, содержит задания по деепричастию...
урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии
урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...
Презентация к уроку по русскому языку в 6 классе "Повторение. Причастие и деепричастие."
Вид совершенный и несовершенный, время настоящее, признак предмет по действию, будущее и прошедшее, род и падеж. Действительное и страдательное. Возвратность. Зависимое слово, основной гла...