Опыт использования приема "Ромашка Блума" при изучении "Слова о полку Игореве..."
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему
Один из приемов технологии развития критического мышления - прием составления вопросов - "Ромашка Блума". Использование этого приема на уроках литературы позволяет повысить познавательную активность, формировать УУД. Предлагаю пример использования этого приема на уроке изучения "Слова о полку Игореве..". Ученики самостоятельно составляют вопросы к произведению. Предложенный материал учитель может использовать в работе в качестве готовых вопросов для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romashka.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт применения «ромашки Блума» на уроке изучения
«Слова о полку Игореве»
Подготовила: Мельникова Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №22» г.Миасса Челябинской области
Один из популярных приемов развития критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Б. Блумом, - «Ромашка Блума», или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников это вызывает определенные трудности. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
При изучении «Слова о полку Игореве..» я использую прием «ромашка Блума». Этот прием способствует повышению мотивации, познавательной активности, развитию навыков критического мышления, формированию коммуникативных, познавательных УУД. Ученики самостоятельно готовят вопросы по 6 лепесткам. В классе при работе в группах они по очереди задают вопросы и отвечают на них. Наиболее интересные вопросы озвучиваются всему классу.
1.Простые вопросы
- В какой реке Ярославна собиралась омочить «рукав с бобровою опушкою»?
- С кем сравнивается Игорь, когда он бежит из плена?
- К каким силам природы обращается Ярославна?
- Каковы последствия похода князя Игоря?
2. Интерпретационные
- Почему князь Игорь не обращает внимания на затмение, которое предшествовало походу?
- Почему Ярославна в своем плаче обращается к силам природы, а не к Богу?
- Почему русский народ, несмотря на поражение князя Игоря, восхваляет его?
- Почему сон Святослава вещий?
- Какую идейную и художественную роль играет плач Ярославны?
- Какова идея «Слова о полку Игореве..»?
3. Уточняющие вопросы
- Правильно ли я понял, что Боян не является повествователем «Слова…»?
- Правильно ли я понял, что плач Ярославны является лирической составляющей произведения?
- Правильно ли я понял, что половцам удалось победить во 2-й битве, потому что подошли главные силы?
4. Оценочные
- Правильно ли поступил князь Игорь, отправившись в поход?
5. Творческие вопросы
- Если бы Ярославна не взывала к силам природы, удалось бы князю Игорю бежать?
6. Практические
- Как бы ты поступил на месте князя Игоря, увидев затмение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"
папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....
Презентация Слово о полку Игореве
В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....
"Слово о полку Игореве" (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Презентация к уроку литературы....
Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»
Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....
Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"
Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....