Опыт использования приема "Ромашка Блума" при изучении "Слова о полку Игореве..."
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Один из приемов технологии развития критического мышления - прием составления вопросов - "Ромашка Блума". Использование этого приема на уроках литературы позволяет повысить познавательную активность, формировать УУД. Предлагаю пример использования этого приема на уроке изучения "Слова о полку Игореве..". Ученики самостоятельно составляют вопросы к произведению. Предложенный материал учитель может использовать в работе в качестве готовых вопросов для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romashka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт применения «ромашки Блума» на уроке изучения

«Слова о полку Игореве»

Подготовила: Мельникова Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №22» г.Миасса Челябинской области

Один из популярных приемов развития критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Б. Блумом, - «Ромашка Блума», или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным.

Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников это вызывает определенные трудности. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить». Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

При изучении «Слова о полку Игореве..» я использую прием «ромашка Блума». Этот прием способствует повышению мотивации, познавательной активности, развитию навыков критического мышления, формированию коммуникативных, познавательных  УУД. Ученики самостоятельно готовят вопросы по 6 лепесткам. В классе при работе в группах они по очереди задают вопросы и отвечают на них. Наиболее интересные вопросы озвучиваются всему классу.

1.Простые вопросы

  • В какой реке Ярославна собиралась омочить «рукав с бобровою опушкою»?
  • С кем сравнивается Игорь, когда он бежит из плена?
  • К каким силам природы обращается Ярославна?
  • Каковы последствия похода князя Игоря?

2. Интерпретационные

  • Почему князь Игорь не обращает внимания на затмение, которое предшествовало походу?
  • Почему Ярославна в своем плаче обращается к силам природы, а не к Богу?
  • Почему русский народ, несмотря на поражение князя Игоря, восхваляет его?
  • Почему сон Святослава вещий?
  • Какую идейную и художественную роль играет плач Ярославны?
  • Какова идея «Слова о полку Игореве..»?

3. Уточняющие вопросы

  • Правильно ли я понял, что Боян не является повествователем «Слова…»?
  • Правильно ли я понял, что плач Ярославны является лирической составляющей произведения?
  • Правильно ли я понял, что половцам удалось победить во 2-й битве, потому что подошли главные силы?

4. Оценочные

  • Правильно ли поступил князь Игорь, отправившись в поход?

5. Творческие вопросы

  • Если бы Ярославна не взывала к силам природы, удалось бы князю Игорю бежать?

6. Практические

  • Как бы ты поступил на месте князя Игоря, увидев затмение?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....

Презентация Слово о полку Игореве

В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....