Лексикология и фразеология
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Повторительно- обобщительный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksikologiya_i_frazeologiya6_kl.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему
«Лексикология и фразеология» в 6 классе
Тип урока: повторительно – обобщающий урок.
Форма обучения: урок – игра «Счастливый случай».
Цели урока:
Обучающая: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексикология и фразеология»,
Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям, доброжелательного отношения к одноклассникам и взаимопомощи.
Ход урока
- Организационный момент.
- Слово капитанам команд.
Связный ответ по теме «Лексикология и фразеология» по плану, который есть у учащихся в тетрадях.
- Что такое лексикология?
- Однозначные и многозначные слова.
- Омонимы, синонимы, антонимы.
- Общеупотребительные и необщеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова.
- Исконно русские и заимствованные слова.
- Устаревшие слова и неологизмы.
- Фразеологизмы.
- Один за всех, и все за одного.
Учитель называет тему: «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде).
Примерные вопросы командам:
- Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе.
- Во фразеологизмах « ни пяди не отдать», « косая сажень в плечах» найдите устаревшие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов предложение, запишите его и разберите по членам предложения.
- Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебника истории).
- В приведённом отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А.С. Пушкин использует их в своём произведении? Назовите это произведение поэта.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
4.«Счастливый случай».
Учитель называет темы: «Заимствованные слова» и «Профессиональные слова». Учащиеся сами выбирают тему и по одному вопросу. Если повезёт, то можно заработать вместо одного балла два, так как в этих двух темах ответы на некоторые вопросы совпадают.
1.Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.
Литера, -ы, ж. Спец. 1. Буква. 2. Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типографском наборе).
Вам повезло, так как слово литера есть в теме «Заимствованные слова»: оно латинского происхождения.
2.Что означает слово пенальти? Составьте словарную статью для словаря иностранных слов.
Пенальти (англ. букв. « наказание», « штраф») – одиннадцатиметровый штрафной уда по воротам противника в футболе.
А вот этой команде не повезло, так как слово «пенальти» общеупотребительное и его нет в теме «Профессиональные слова».
5.Ты – мне, я – тебе.
Команды заранее готовят задание команде – сопернице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С. И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь – это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении – ответе на вопрос.
6.Тёмная лошадка.
Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришёл к ним в гости.
Знайка шёл гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
-Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я – Незнайка. Мне так понравилось у вас, что я решил ещё раз побывать в гостях на уроке – игре «Счастливый случай». Когда Знайка провожал меня к вам, он сказал: «Смотри, Незнайка, не сядь там в калошу!». Я всю дорогу думал: «Причём тут калоша? У меня её и нет даже». А как вы думаете: почему Знайка так скал мне на прощание?
-- А вот ещё один вопрос меня мучает. Поднимался я к вам на второй этаж, услышал, как Галина Николаевна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя, Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму?! Может, вы знаете, ребята?
-- А ещё я приготовил для вас шуточные рисунки. Какие фразеологизмы я попытался проиллюстрировать?
--А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни И. А. Крылова. Многие афоризмы из его басен часто используются в нашей речи. Он просил меня передать вам эти конверты, в которых задания командам. Из каких басен И.А. Крылова взяты эти афоризмы, что они означают и когда употребляются в речи?
1. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
2.Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
3.Слона то я и не приметил.
4. Медвежья услуга.
5. Услужливый дурак опаснее врага.
6. А Васька слушает да ест.
7. Тришкин кафтан.
8. А вы, друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.
9.Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.
10. Демьянова уха.
-- Мне понравилось у вас, ребята! Можно остаться у вас в гостях до конца урока и работать с вами?
7. Заморочки из бочки.
-- Чем различаются по своему значению слова абонент – абонемент?
--У какого бора никогда нет листвы и хвои?
-- Всякий ли пар способен подниматься кверху?
-- Не вставая с места, покажите, как у газеты могу т появиться ноги.
-- Что нужно разбить: яйцо, стекло, лёд, чтобы получились выбитки?
--Опасны ли хабубы в пустыне? Если опасны, то почему?
--Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной?
--Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?
8. Гонка за лидером.
А. За одну минуту объяснить значение как можно большего количества фразеологизмов:
Яблоку негде упасть
Вывести на чистую воду
Делать из мухи слона
За тридевять земель
Зарубить на носу
Засучив рукава
Иметь голову на плечах
В двух словах
В двух шагах
Одного поля ягода
Водить за нос
Бить баклуши
Сломя голову
Себе на уме
Клевать носом
Как рыба в воде
Семь пятниц на неделе
Оказаться между двух огней
В три ручья
Стричь всех под одну гребёнку
Убить двух зайцев
На всех парусах
Садиться не в свои сани
Взять голыми руками
Раз, два и обчёлся
Со всех ног
Без году неделя
Как свои пять пальцев
Скрепя сердце
Ни свет ни заря
Быть на седьмом небе
Ломать голову
Как снег на голову
Как в воду канул
Болеть душой
В два счёта
Задирать нос
Вставлять палки в колёса
Два сапога – пара
Сидеть сложа руки
Повесить нос
Кривить душой
Спустя рукава
От корки до корки
Вызывать огонь на себя
Заблудиться в трёх соснах
На все четыре стороны
Гнаться за двумя зайцами
Кусать себе локти
Брать себя в руки
С три короба
Не покладая рук
Рукой подать
В час по чайной ложке
Стреляный воробей
Душа в душу
Б. Словарный диктант: заполнить кроссворд.
1. Эластичный материал, получаемый путём вулканизации каучука ( резина).
2. Сильно удивлять, производить сильное впечатление (поражать).
3. Зеленовато-голубой цвет (аквамарин).
4. Член КПРФ (коммунист).
5. Краски, разводимые на воде (акварель).
6. Человек одинакового возраста с кем-нибудь (ровесник).
7. Летнее открытое помещение в жилом доме в виде постройки с крышей на столбах (терраса).
8. Старый заслуженный работник (ветеран).
9. Преобразование, изменение, переустройство чего-либо (реформа).
10. Группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей (караван).
11. Синоним к слову «багровый» (кровавый).
12. Тёмно-красный (бордовый).
13. Заявить о своём несогласии (возразить).
14. Газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты (атмосфера).
15. Воспроизводить, оттискивая с типографского набора, размножать с помощью специальных аппаратов (печатать).
16. Ограда по краю лестницы (перила).
В. Тестирование.
1. Укажите заимствованное слово:
а) стена,
б) белокурый,
в) ветеран,
г) стул.
2. Укажите устаревшее слово:
а) приказчик,
б) бумага,
в) писатель,
г) отрывок.
3. Укажите профессиональное слово:
а) книга,
б) изобретение,
в) печать,
г) зубило.
4. Укажите диалектное слово:
а) морковь,
б) овощи,
в) свёкла,
г) бурак.
5. Укажите неологизм:
а) соревнование,
б) луноход,
в) аппарат,
г) корабль.
6. Укажите фразеологизм:
а) Петя плохо работает,
б) на уроке Петя работал спустя рукава,
в) Петя не выполнил задания,
г) Петя бездельничал.
7. Укажите раздел, изучающий лексику:
а) лексикология,
б) синтаксис,
в) фразеология,
г) фонетика.
8. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом чёрствый?
а) свежий костюм,
б) свежий воротник,
в) свежий журнал,
г) свежий хлеб.
9. В каком предложении слово можно заменить фразеологизмом от корки до корки?
а) Таня чувствует себя на катке хорошо.
б) Ученик прочитал книгу до конца.
в) Змей Горыныч унёс царевну далеко.
г) Оля сильно покраснела.
10. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?
а) перен.
б) обл.
в) спец.
г) устар.
8. Подведение итогов урока-игры, награждение команды-победительницы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе по теме: "Лексикология и фразеология"
Повторительно-обобщающий урок...
Презентация "Лексикология и фразеология"
Презентация "Лексикология и фразеология (повторение)" (6-9 кл.)...
Проверочная работа по теме "Лексикология и фразеология"
Задания для итогового контроля по теме "Лексикология и фразеология"...
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология»
Контрольный тест по теме «Лексикология и фразеология» 10класс...
Контрольная работа по теме "Лексикология и фразеология"
Материал для проведения контрольной работы по теме "Лексика и фразеология"...
Урок - соревнование по теме «Повторение, обобщение сведений по лексикологии и фразеологии » (VI класс)
Данный урок позволяет повторить и обобщить изученный материал по лексикологии и фразеологии в игровой форме....
Контрольная работа по теме "Лексикология и фразеология" в 6 классе
Контрольная работа в 6 классе по теме "Лексикология и фразеология" позволит проверить знания, уменя и навыки обучающихся по одному из самых интересных разделов языкознания....