язык и языкознание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
урок в 5 классе в соответствии с ФГОС, к учебнику Рыбченковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
язык и языкознание | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 1-2
Тема: ЯЗЫК И ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные – понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
Метапредметные - регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью; познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Предметные – осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Оборудование для учителя: учебник, экран, проектор, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.
Вид урока: урок-исследование.
Технологии: технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения
Ход урока.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Виды работ учащихся | Средства | |
бумажные | электронные | ||||||
1. | Организационный момент. Постановка учебной задачи | Здравствуйте, девочки и мальчики. Теперь вы пятиклассники и я вас поздравляю. Давайте знакомиться. Давайте начнем с вами наш первый урок. Чтение предисловия к учебнику. Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике Запись эпиграфа к уроку в тетрадях: Ты волен и плавен, Как Волга и Ладога, Как наши равнины, широк и велик, Живой, как родник, Многоцветный , как радуга, Звучащий, как музыка, русский язык. (К. Алтайский) - Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога? - Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами? - Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен? - Почему же язык сравнивается с музыкой? Выводы: благодаря языку мы можем описать движение, цвет, звук, объем; благодаря языку мы общаемся друг с другом. | Учащиеся эмоционально настраиваются на урок. Учащиеся работают в тетрадях - Волга – река-кормилица, символ самой России. Ладога – олицетворение суровости, неприступности, величавости Размышление учащихся Учащиеся в тетрадях записывают выводы | Коллективная Коллективная Коллективная | Беседа Беседа по материалу учебника (с. 3) Беседа | Учебник | Презентация №1 |
2. | Актуализация знаний и умений | Запись в тетради: Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения. Рассмотреть с учащимися Упражнение 2 (устно) Упражнение 4 (устно) | Учащиеся ищут в материалах данного параграфа подтверждение записанной мысли | Коллективная | Беседа | Презентация №1 | |
3. | Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах | Запись текста в тетради: Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В полдень еще припекает солнце. Полиняли краски летней природы. - Можно ли передать содержание текста в виде схемы? - А в виде рисунка? - Что будет изображено на рисунке? | Приложение 1 | ||||
Физкультминутка | |||||||
7. | Рефлексия | Была ли решена поставленная задача? | Коллективная | Беседа | |||
8. | Домашнее задание | Подготовить рассказ о том, что такое языкознание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В полдень еще припекает солнце. Полиняли краски летней природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Трудности в разделах языкознания"
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.Трудности в разделах языкознания»...
Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"
Данный урок представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...
Конспект занятия по языкознанию для учащихся 6 гуманитарного класса на тему "Греческий язык - основа современного русского литературного языка"
Конспект вводного занятия по греческому языку для учащихся 6 гуманитарного класса....
Язык и языкознание
Урок русского языка в 5 классе...
Язык и языкознание
5 класс...
Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"
Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"...
Техкарта урока №1 в 5 классе "Введение. Язык и языкознание"
Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.Урок пост...