язык и языкознание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

урок в 5 классе в соответствии с ФГОС, к учебнику Рыбченковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл язык и языкознание21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1-2                                                                                                        

Тема: ЯЗЫК И ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

        Планируемые образовательные результаты:

        Личностные – понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

        Метапредметные - регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания;  выполнять учебное задание в соответствии с целью; познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;

коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания;  согласовывать позиции и находить общее решение.

        Предметные – осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Оборудование для учителя: учебник, экран, проектор, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран, проектор, презентация.

Тип урока:  урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.

Вид урока: урок-исследование.

Технологии:  технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения

 Ход урока.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Виды работ учащихся

Средства

бумажные

электронные

1.

Организационный момент. Постановка учебной задачи

Здравствуйте, девочки и мальчики. Теперь вы пятиклассники и я вас поздравляю. Давайте знакомиться.

Давайте начнем с вами наш первый урок.

Чтение предисловия к учебнику. Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный , как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык. (К. Алтайский)

- Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

- Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

- Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

- Почему же язык сравнивается с музыкой?

Выводы: благодаря языку мы можем описать движение, цвет, звук, объем; благодаря языку мы общаемся друг с другом.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Учащиеся работают в тетрадях

- Волга – река-кормилица, символ самой России. Ладога – олицетворение суровости, неприступности, величавости

Размышление учащихся

Учащиеся в тетрадях записывают выводы

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Беседа

Беседа по материалу учебника  (с. 3)

Беседа

Учебник

Презентация №1

2.

Актуализация знаний и умений

Запись в тетради:

Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

Рассмотреть с учащимися Упражнение 2 (устно)

Упражнение 4 (устно)

Учащиеся ищут в материалах данного параграфа подтверждение записанной мысли

Коллективная

Беседа

Презентация №1

3.

Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах

Запись текста в тетради:

Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В полдень еще припекает солнце. Полиняли краски летней природы.

- Можно ли передать содержание текста в виде схемы?

- А в виде рисунка?

- Что будет изображено на рисунке?

Приложение 1

Физкультминутка

7.

Рефлексия

Была ли решена поставленная задача?

Коллективная

Беседа

8.

Домашнее задание

Подготовить рассказ о том, что такое языкознание

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В полдень еще припекает солнце. Полиняли краски летней природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подготовка к ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Трудности в разделах языкознания"

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы «Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и  в форме ЕГЭ.Трудности  в  разделах  языкознания»...

Урок-консультация по русскому языку в 9 классе "Использование технологии критического мышления при подготовке к ГИА" по теме "Обобщение изученного по основным разделам языкознания"

Данный урок  представляет собой урок-консультацию "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо" по теме "Обощение изученнного по основным разделам языкознания". ...

Язык и языкознание

Урок русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"

Технологическая карта урока в 5 класса. "Язык и языкознание"...

Техкарта урока №1 в 5 классе "Введение. Язык и языкознание"

Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.Урок пост...