ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|
|
|
|
Предмет |
|
| Русский язык | 7 «6»класс |
Тема |
|
|
«Наречие как часть речи»
|
|
Планируемые образовательные результаты |
|
|
|
|
Предметные |
|
| Метапредметные | Личностные |
- Умение определять наречие как часть речи.
- Уметь узнавать наречие, доказывая свое мнение, отличать от омонимичных словоформ .
- Понимать значение наречий
- Знать синтаксическую роль наречия.
|
|
|
- Умение работать индивидуально и в парах, находить общее решение
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
| - Воспитание любви к родному языку.
- Расширение кругозора, логического мышления.
|
Решаемые учебные проблемы |
|
|
Сформулировать понятие о наречии как части речи; Уметь находить наречие в тексте, отличать от других частей речи; Уметь составлять предложения; Создать алгоритм применения способа по определению наречия как части речи в тексте.
|
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
|
| Презентация |
|
Методическое назначение средств ИКТ |
|
| Усилить мотивацию учащихся к обучению; Повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых; Усилить наглядность в обучении; Повысить уровень визуализации изучаемого материала Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
|
|
|
|
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|
|
|
|
Формирование конкретного образовательного материала |
|
Формулировка целей и задач урока. |
|
|
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
| Оргмомент . Приветствие учащихся. (Положительный эмоциональный настрой, мотивация к учебному процессу) |
|
|
Методы обучения |
| Пропедевтическая беседа |
|
|
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя |
| Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации для работы в парах |
|
|
Основные виды деятельности учителя |
| Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного содержания. |
|
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
|
|
|
|
Формирование конкретного образовательного материала |
|
1.Актуализация знаний.
Морфологическая разминка Слово село можно отнести как к глаголам(солнце село),так и к существительным(большое село). А какие из следующих 5 слов можно отнести более чем к одной части речи: - рассердит
- сердит
- поразит
- подвиг
- смог
Варианты ответа: а) 3,5; б)2,3,5;в)2,4,5;г)2,3,4,5;д) все. Важно назвать букву правильного ответа – б),затем объяснить выбор
|
|
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
|
Рефлексивная беседа
- Анализ предложения. Выразительно прочитать
Давай, земля, Немножко отдохнем От важных дел, От шумных путешествий. (Н. Рубцов) Расставьте знаки препинания, определить части речи и синтаксическую роль слов. Почему решили, что слово немножко – наречие?(Дети представляют свою точку зрения с аргументацией) - Можем ли мы это проверить? (Да, учебник, справочные материалы)
Работа с учебным материалом (стр.68), используя прием «инсерт», заполняют табличку в тетради.
«+» знаю | «√√» - не знал | «?» - мало информации, нужно больше |
|
|
|
Полученные данные обсуждаются в парах и составляется общая маркировочная таблица
Динамическая пауза
Дети выполняют гимнастику для глаз и проговаривают с хлопками заученные ими на предыдущих уроках слова: «влево, вправо, вперед, назад, вверх, вниз – ПОСМОТРИ, слова СЛИТНО напиши».
|
|
|
Методы обучения |
| Рефлексивная беседа; работа в парах; динамическая пауза; фронтальная работа |
|
|
Форма организации деятельности учащихся |
| Обсуждение и поиск общего решения в паре, представление результата работы в паре |
|
|
Основные виды деятельности учителя, Роль учителя |
| Организационная - правила работы в паре;
|
|
|
ЭТАП 3. Практикум |
|
|
|
|
Формирование конкретного образовательного материала |
|
. Работа над теоретическими понятиями. |
|
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
|
Учитель предлагает разные формы работы: - Анализ лексического материала упр.172(1), доказать, что выделенные слова - наречия,
объяснить, какой дополнительный смысл вносят наречия; - Морфемный анализ (Из упр.172 выписать 2-3 любых понравившихся словосочетаний с наречиями, выполнить морфемный анализ наречий)
- Анализ синтаксической роли (задания на карточках)
Учащиеся должны сами увидеть и понять, что кроме вопросов смысловых (где? как?) к словам у окна, скользя можно задать и другой, грамматический вопрос (у чего?, что делая?), значит, это не наречия. - Работа со справочником «Русский язык в таблицах. Морфология». Автор нашего учебника “Русский язык” Маргарита Михайловна Разумовская наречие назвала «приглаголием”. Почему она так считает?
- Создание алгоритма распознавания наречий среди других частей речи :
1) Зависит от глагола, наречия. 2) Отвечает на вопросы: где? когда ?куда? откуда? почему? зачем? и как? 3) Не изменяется.
|
|
|
Методы обучения |
| Проблемно-поисковый |
|
|
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности |
|
Итоговая презентация |
|
|
Формы организации деятельности учащихся |
| Работа с раздаточным материалом (художественным текстом) Участие в аналитической беседе Поисковая деятельность
|
|
|
Основные виды деятельности учителя, роль учителя |
|
Организация аналитической беседы. |
|
|
ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция. |
|
|
|
|
Формирование конкретного образовательного материала |
| Беседа. – Какие цели мы ставили в начале урока? – Какой алгоритм разработали вместе? – Какие признаки наречия обнаружили? – Попробуйте сами оценить, научились ли вы распознавать наречия. Итоговое обобщение по теме, тест ( разноуровневый) |
|
|
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
| Проверить данную работу можно на этом же уроке, так как задание небольшое, и при правильных ответах ученики, соединив клеточки с буквой н, получат цифру 5, которая соответствует оценке “отлично”.
А. Тест для учащихся с низким уровнем познавательной активности Если выделенное слово – наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк. 1. Окно открыли. 2. Бежать быстро. 3. Говорить громко. 4. Летний день. 5. Светить ярко. 6. Зеленый лист. 7. Я пришел. 8. Петь тихо. 9. Жить близко. 10. Большое зеркало. 11. Три яблока. 12. Ехать долго. 13. Красивый лес. 14. Поднять легко. 15. Выполнить хорошо. 1 – | 2 н | 3 н | 4 – | 5 н | 6 – | 7 – | 8 н | 9 н | 10 – | 11 – | 12 н | 13 – | 14 н | 15 н |
Б. Тест для учащихся со средним уровнем познавательной активности Если выделенное слово – наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк. 1. Ваня рано проснулся. 2. Море ласково шумит. 3. Мне пришло письмо. 4. Я написал аккуратно. 5. Пять часов вечера. 6. Ты решил задачу? 7. Все прочитали громко. 8. Ученик ответил правильно. 9. Дети бегут домой. 10. Платье короткое. 11. Он вернулся быстро. 12. Какое белое поле! 13. Мы собирались долго. 14. Друг живет рядом. 15. Работа продолжается. 1 н | 2 н | 3 – | 4 н | 5 – | 6 – | 7 н | 8 н | 9 – | 10 – | 11 н | 12 – | 13 н | 14 н | 15 – |
В. Тест для учащихся с высоким уровнем познавательной активности. Если выделенное слово наречие, то в клеточку с соответствующим номером впишите букву н, если не наречие, то поставьте прочерк. 1. Солнце слегка коснулось воды. 2. Я очень люблю весну. 3. Он лениво потянулся. 4. Туман медленно исчезает. 5. Прогремел гром. 6. Это платье красивое. 7. Стол стоит крепко. 8. Руки работают ловко. 9. Она смотрела вдаль. 10. Отец открыл окно. 11. Звездное небо. 12. Лес кончился неожиданно. 13. Все громко кричали. 14. Задачу решить легко. 15. Листья плавно опустились. 1 н | 2 н | 3 н | 4 н | 5 – | 6 – | 7 н | 8 н | 9 н | 10 – | 11 – | 12 н | 13 н | 14 н | 15 н |
|
|
|
Методы обучения |
| Репродуктивный |
|
|
Основные виды деятельности учителя |
| Систематизация материала Обобщение, итоговая презентация |
|
|
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
|
|
|
|
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам |
| .Возвращение к теме урока. – Кто из вас испытывал затруднения при выполнении заданий теста? – Что же нужно сделать, чтобы уверенно, безошибочно распознавать наречия? – Кто пока не запомнил алгоритм, запишите его в тетрадь. Дома внимательно прочитайте параграф учебника
Удалось ли достичь цели? Эмоциональная рефлексия. Домашнее задание Репродуктивное: 1. Запомнить алгоритм, записанный в тетради; 2. Выпишите из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» 7 предложений с наречиями. 2 Творческое: 1.Составьте 5–6 предложений с наречиями. 2. Составить ребусы (3-4): Прочитайте задание. Выберите любой вариант, который вы сможете выполнить самостоятельно и который вам покажется интересным.
|
|
|
Используемые технологии |
| Технология «смыслового чтения»; Технология эффективной речевой деятельности;
|
|
|
Формирование универсальных учебных действий |
| Коммуникативные УД - Умение работать в паре, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности.
- Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
- Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию;
- Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения;
- Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.
Личностные УД - Принимают и осваивают социальные роли обучающихся,
- Приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения, овладевают культурой учебной деятельности.
Познавательные УД. - Умение видеть, формулировать проблему (задачу);
- Умение ставить вопросы и находить ответы;
- Умение структурировать текст;
- Умение делать выводы, обобщения и умозаключения о классификации приставок
Регулятивные УД - Используют на ряду с основными и дополнительные средства (учебник + справочная литература)
- Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его,
- Осуществляют контроль и самоконтроль.
|
|
|
Способы оценки на уроке |
Баллы |
|
|
|