Словари
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе "Словари" построен в соответствии с ФГОС. Методичка дана в форме технологической карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 6 классе "Словари" | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Словари
ФИО (полностью) | Галактионова Любовь Алексеевна | |
Место работы | МБОУ «СОШ с. Алексеевка Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области»
| |
Должность | учитель русского языка, литературы, ОРКСЭ | |
Предмет | русский язык | |
Класс | 6 | |
Тема и номер урока в теме | Лексика и фразеология , 1 час. | |
Базовый учебник | С.И.Львов, В.В.Львова «Русский язык», изд-во «Мнемозина, Москва, 2013 год |
Цели:
Образовательные: Систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика и фразеология», сформировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Развивающие: отработка навыков работы со словарями, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.
Воспитательные: вызвать интерес к книге, к слову.
УУД А) Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь
Б) Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.
В) Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.
Г) Познавательные: использовать текстовую информацию, работать со словом, выразительными средствами языка
Основные понятия: словарь, лексика, лексикон, фразеология, фразеологизм.
Метапредметные связи: литература, искусство.
Оборудование: словари, карточки с фразеологическими оборотами;
изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты, изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
Тип урока: обобщение пройденного материала.
Вид урока: урок-игра.
Технология: на диалоговой и игровой основе
№ | Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Планируемые результаты |
1 этап А) приветствие Б) целеполагание и мотивация |
беседа | Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради -Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Русский язык. И вот перед нами возник теремок. ( на доске на плакате нарисован теремок) А кто живёт в этом теремке? Нам подскажет загадка: « Не мёд, а ко всему липнут» Что это такое? (ответ: слова) А что образуют все слова? (словарный состав или лексику) Но люди отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Какую цель вы поставите перед собой, исходя из темы урока? | Приветствуют учителя, записывают дату в тетради -Слушают учителя, пытаются сформулировать тему и цель урока: «Словари». Цель: Научиться правильно писать слова, знать их значение, научиться работать с различными словарями. | Регулятивные: ставить цель, планировать свои действия | Учащиеся должны сформулировать тему и поставить цель урока самостоятельно. |
2 этап. Актуализация знаний | Фронтальный опрос, беседа | Чтобы узнать о жителях теремка, т. е. словарях, нам нужно выяснить, что такое «словарь»? Слайд 1: Выписка из «Толкового словаря»: 1) Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык. Чешско-русский словарь. Толковый словарь. 2) Совокупность слов какого-нибудь языка. Цель также слов, употреблённых в каком-нибудь одном произведении, в произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-либо. Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина: « Он изъясняется с трудом: его словарь беден». К каким словарям мы обращаемся чаще всего? Какие ещё словари вы знаете? | Отвечают на вопросы, проверяют свои знания, работают с «Толковым словарём», делают записи в тетрадях. | Познавательные: работа со словарём. Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, контролировать ответы друг друга, правильно выражать свои мысли. | Учащиеся должны вспомнить изученное, используя дополнительные источники |
3 этап. Практическая часть урока Физминутка 4 этап. Практическая часть. | Знакомство со словарями В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а ученики определить, какой перед ними словарь. Фразеологический словарь. (Приложение 1) Словарь иностранных слов. (Приложение2) Проводит физминутку Игра Словарь синонимов. (Приложение4) игра Слово учителя. Творческая работа Творческая работа. | Задаёт вопросы: О каком словаре идёт речь? Как вы догадались? Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания? Для чего нужны фразеологизмы в речи? А сейчас я попрошу вас выполнить задания. ( работа в парах) 1 задание. Как говорят: - о кротком, безобидном человеке? -когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущения о человеке, который легко меняет свои мнения, решения о безгранично счастливом человеке - о человеке, который с утра находится в плохом настроении 2 задание (слайд 2) Перед вами некий господин! Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета. Прилетели ангелочки,Становились на носочки, Вверх руками потянулись И друг другу улыбнулись. Крылышки расправили, В стороны направили, Глубоко вздохнули, Плечи развернули, Повели руками вверх, А теперь нам всем пора делать добрые дела (дети выполняют движения) 3 задание Игра: О чём идёт речь во фразах? Ваш ответ должен быть заимствованным словом: А) Торжественный смотр войск на Красной площади? Б) В нашей школе есть помещение для стрельбы в цель. В) Где хранятся письменные памятники прошлого, старинные документы. Г) Совокупность букв, используемых в письменности какого-либо языка и расположенных в определённом порядке. 4 задание. Кто больше? Подобрать к слову «побеждать» как можно больше синонимов. Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует очень много словарей. Надеюсь, что в случае затруднения мы всегда можем обратиться к орфографическим, фразеологическим, толковым, орфоэпическим и другим словарям. А сейчас калейдоскоп заданий. Слайд 3. Напиши правильно, используя орфографический словарь: Акварель, жёваный, бассейн, дистанция, ожерелье, почтальон, ровесник, сверстник, фантазия Слайд 4 Я начну, а ты продолжи: На все руки (мастер). Смотреть правде (в лицо). Выносить сор (из избы). Держать язык (за зубами). Как корова (языком слизала). Куда глаза (глядят). Как ветром (сдуло). Слайд 5. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.) Ползет, как черепаха. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц. Топает, как слон. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга. | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Примерные ответы:
-мухи не обидит;
-сквозь землю провалиться - семь пятниц на неделе - на седьмом небе -встал не с той ноги Ответы: шарф, кашне, жабо, берет и др. Парад Тир Архив Алфавит Одержать победу, выиграть бой, нанести поражение, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, раздавить и т. д. | Познавательные: знакомство с необходимой информацией для дальнейших действий по достижению цели урока. Коммуникативные: согласованно выполняют совместную работу, контролируют действия друг друга Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа; Коммуникативно-личностные :работа в парах | Знать значение фразеологизмов и уметь использовать их в речи, применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; развивать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на метапредметном уровне. Работа со словарём иностранных слов Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях Работа с орфографическим словарём Работа со словарём фразеологизмоф |
5 этап Рефлексия | Задание: допиши предложение. | Сегодня я узнал, что…. Я хотел бы … Меня заинтересовало … | Подводят итоги проделанной работы | Личностные: овладение приемами отбора и систематизации материала на заданную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор | Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях |
6 этап Итоги урока | Домашнее задание | Напиши сочинение, используя только фразеологизмы по картине Решетниковой «Опять двойка!» | Использовать информацию, полученную на уроке при написании сочинения | Регулятивные: ставить цель, планировать свои дальнейшие действия. | Применять умения и навыки работы с картиной. |
Список используемой литературы:
- Контрольно- измерительные материалы по русскому языку, 6 класс
- Г.А.Богданова «Уроки русского языка, 6 класс», Москва, Просвещение, 2012 г.
- И.П.Васильевых «Уроки русского языка. 6 класс» Издательство Мнемозина, 2013 г.
- «Толковый словарь» под ред. В.И.Даля.
- «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова.
- «Словарь иностранных слов» под ред. И.В. Лехина.
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Работа со словарями в начальных классах"
В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....
Логопедический словарь
Термины и определения в логопедии....
Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь
Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...
Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"
Презентация содержит материал о жизни и деятельности знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...
Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».
Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...
Словари.Виды словарей.
Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....