Использование ИКТ на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяют провести урок с большим интересом, повышают мотивацию к уроку .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках русского языка

Автор: Яковлева Галина Викторовна,

учитель русского языка ГБОУ СОШ с.Борискино –Игар

                   

                                                              2014

                                               

Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает, что выпускники общеобразовательных школ должны владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения.

     Мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения в школе на принципиально новый уровень, это новый интеллектуальный инструментарий учителя.  Внедрение его в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и  дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.

Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках русского языка, появилось новое техническое средство – интерактивная доска.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают учащихся к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» внимание и экономить время, что помогает создать динамические уроки.

Использование интерактивной доски на уроках русского языка  позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЕГЭ.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: учитель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Если учитель сохранит материалы прошедшего урока, ими могут воспользоваться те ребята, которые пропустили занятие или те, которые хотят освежить его в памяти. Учитель получает возможность управлять любой компьютерной демонстрацией — выводить на экран карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными маркерами, работать с любыми компьютерными программами. В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска позволяет учителю писать конспект (как на традиционной доске), вызывать с компьютера различные приложения, возвращаться к заданному месту в конспекте сколько угодно раз. Более того, учитель может заранее подготовить необходимые материалы, а на уроке лишь добавлять и модифицировать их.

        Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.  Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно.

        Проблема оценки результативность использования интерактивной доски на уроке важна, так как есть опасность превратить урок в бесконечную игру с техникой и отойти от истинной цели её применения. Необходимо оценивать не только внешнюю, привлекательную, сторону, но и изменения в самих учащихся, в качестве их обученности и развития. Для оценки результативности использую различные методы и инструментарии: педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, опрос, контрольные работы, самооценка учащимися своей работы, своего эмоционального состояния.

   Показателем мотивационной устойчивости учебной деятельности учащихся является и посещаемость уроков. Интерес к изучению русского языка, активная работа на уроке предупреждают пропуски.

Список литературы:

1 Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Аствацатуров Г.О. Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске.

2.Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.2010.

3Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/сост. О.Н. Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007 – 135 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

Аналитический отчет по методической теме"Использование ИКТ на уроках русского языка  при подготовке к ЕГЭ.Новый толчок развития ИКТ получили в начале 21 века, когда информатизация образования ста...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....