"Есть в осени первонанчальной..."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание по личным наблюдениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе. Сочинение-описание «Есть в осени первоначальной…»
Цель: формировать умение писать сочинения – описания по личным наблюдениям.
Задачи:
Обучающие:
- формирование умения мыслить самостоятельно, развивать наблюдательность, зрительную активность
- развитие ключевых компетентностей учащихся: информационной и коммуникативной
- формирование умения самостоятельно применять знания, умения и навыки при работе над сочинением – описанием
- формирование умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений
- обеспечение установления учащимися межпредметных связей
Развивающие:
- обогащение речевого запаса учащихся на основе ассоциативного мышления, повышение их культуры
- развитие личности ученика на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи
- ориентирование учащихся на самостоятельный поиск
- обучение «рисовать» словами увиденное
Воспитательные:
- развитие интересов и способностей учащихся
- воспитание у школьников любви к слову, чувства прекрасного и интереса к творчеству
- воспитание любви к родной природе
-стимулирование потребности учащихся на умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее.
Этапы урока:
- Оргмомент. Мотивационное начало урока
- Подготовка к сознательному усвоению материала
- Усвоение новых знаний. Задания по группам:
1-ая группа: наблюдатели по теме «Падают листья»
2-ая группа: наблюдатели «Какой я увидел осень вчера на экскурсии?»
3-я группа: Наблюдатели «Осенние зарисовки»
4.Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Коллективная работа.
5. Творческие задания
6. Итоги урока
7. Домашнее задание
8. Рефлексия деятельности
Используемые технологии: информационно – коммуникационная, проблемное обучение.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная, групповая.
Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Подготовка к уроку:
Класс делится на три творческие группы:
1-ая группа: наблюдатели по теме «Падают листья»
2-ая группа: наблюдатели «Какой я увидел осень вчера на экскурсии?»
3-я группа: Наблюдатели «Осенние зарисовки»
Накануне проведения урока учитель организовывает экскурсию в осенний парк. Учащиеся должны:
провести наблюдения по заданной теме и записать первое впечатление в тетради
- найти стихотворения об осени, понравившееся выучить наизусть
- нарисовать и вырезать три осенних листочка разных цветов: зеленого, коричневого, желтого.
На столах: карточки со стихами русских поэтов об осени, таблица «Изобразительно-выразительные средства языка», подготовленные учащимися осенние листочки.
Учитель составляет презентацию, подбирает соответствующую теме музыку.
Оборудование:
Высказывания о природе, рисунки учеников на тему «Осень», классическая музыка П.И.Чайковского «Октябрь», А.Вивальди «Времена года», репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», А,Саврасова «Проселок», И. Грабаря «Золотые листья», «Рябинка». На столах: карточки со стихами русских поэтов об осени, таблица «Изобразительно-выразительные средства языка», подготовленные учащимися осенние листочки.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point.
Эпиграф: Осень краски взяла,
Начала рисовать.
В старый лес забралась,
И его не узнать…
В. Жубинский
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Мотивационное начало урока.
Учащиеся заходят в класс под музыку Вивальди «Времена года». Класс украшен осенними листьями, пейзажами, рисунками детей.
Учитель ставит проблемный вопрос: предлагает ученикам самим определить, о чем они будут говорить сегодня на уроке.
Учащиеся определяют, что героиней этого урока будет Осень.
Чувствуете, ребята, что вы попали в царство природы – царство Осени? Здесь надо всмотреться, прислушаться, и вы откроете для себя неповторимую прелесть осеннего царства. И помогут вам это сделать наши поэты, писатели, художники, композиторы и ваши наблюдения от экскурсии в осенний парк.
На столах учеников три разноцветных листика. Ученики выбирают и демонстрируют тот листок, который отражает их настроение, с которым они пришли на урок: зеленый – хорошее, коричневый – не очень хорошее, желтый – плохое.
Учитель предлагает отложить листики и сравнить свое настроение в конце урока.
Проблемная ситуация Давайте постараемся самостоятельно определить цель и задачи нашего урока. В этом вам помогут следующие вопросы:
- У нас урок развития речи. Что мы делаем на таких уроках? (пишем сочинения, изложения, этюды, очерки)
- Что значит развивать речь? (обогащать свой лексикон, уметь правильно составлять предложения, связно выражать свои мысли)
- Что нужно знать и уметь при написании творческих работ? (уметь наблюдать, выбирать главное, находить интересную тему и раскрывать ее, собирать и систематизировать материал для своего сочинения, использовать художественно-изобразительные средства)
Учитель: Молодцы, ребята, вы сами определили цель и задачи нашего урока. Давайте на практике реализуем их.
2. Подготовка к сознательному усвоению материала
Учитель: У каждого из нас есть любимое время года. Чаще всего осень не любит никто. Скучно, уныло, тускло. У многих осень ассоциируется с расставанием. Облетает листва, покидают родной край птицы, прячутся насекомые. Природа как бы замирает и прощается с нами до весны. Все меньше детворы на улице, все чаще льют дожди… А ведь если присмотреться внимательно, то можно обнаружить, что осень по-своему красива, разнообразна.
Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти слова?
Именно о красоте осени мы будем говорить, о ее неповторимости.
3. Усвоение новых знаний. Слово предоставляется творческим группам
Наблюденние 1 «Падают листья»
- У каких деревьев листьев еще много, у каких – мало? Где именно (на верхушке или на нижних ветках) их можно еще увидеть?
- Какого цвета осенние листья у разных деревьев?
- Как они выглядят в солнечную и как в дождливую погоду?
- Как падают листья на землю в тихую и как в ветреную погоду?
- Как пахнут осенние листья?
- Какой лист тебе кажется особенно красивым? Почему?
Ученики фиксирую результаты своих наблюдений, т.е. материал для устных и письменных высказываний, в форме рабочих записей.
Собранный материал обсуждается на уроке. Ученики становятся внимательнее к слову и вносят в свои материалы только то, что соответствует их собственным впечатлениям.
Как разные поэты и писатели описывают падающие листья?
- Сыплются с дерева листья поблекшие (А.Плещеев)
- Листья тихо улетают с засыпающих ветвей (С.Городецкий)
- Листья, словно птицы, стаей закружились над землей (В.Степанов)
- Морозцем схваченная поутру, листва осин гремит, как жестяная…(О.Колычев)
- Клен, вязы, дикая груша освещали поляну красным и желтым светом. Разворошенные листья источали запах вина. (В.Песков)
- Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой (В.Луговской)
- Анализ предложений: как передается движение падающих листьев? Какие слова использованы для обозначения цветовой гаммы?
Движение: листья сыплются, улетают, закружились стаей, гремят, облетают, шепчутся.
Цвет: поблекшие, красный и желтый свет (от клена, вяза…)
- Подберите собственные слова, передающие движение.
Падают бесшумно
Скользят, словно маленькие лодочки плывут по луже.
Медленно и плавно падают.
Танцуют под музыку ветра.
Падают в такт капелькам дождя.
- Устное описание: используя личные наблюдения нужно говорить, но говорить свободно, а не читать. Важно продумать начало, которое поможет объединить материал в единое целое. Вначале целесообразно сообщить о том, где и когда проводились наблюдения.
- Ученики записывают начальные фразы сочинения:
- Кто не знает, что осенью падают листья? Но как? Когда? Все это происходит незаметно. Трудно уследить. Вот на березе, например, нет ни одного листочка, а дуб еще весь зеленый.
- Я стою на балконе и смотрю на деревья в нашем парке…
- Вот и наступила осень. В природе все изменилось.
- В лесу осень устанавливает свои порядки. Одни деревья она уже украсила в разноцветные наряды.
- Главная задача: ввести учащихся в процесс собирания материала к сочинению по наблюдениям. Основное внимание уделяется анализу собранных материалов.
Наблюдение 2. «Какой я увидел(а) осень вчера на экскурсии?»
Возможные объекты наблюдений: воздух, земля, небо, деревья, люди. Чтобы было понятно, о чем пишем, вначале следует сказать, когда и где проходила экскурсия.
Оказывается, ребята на одной и той же экскурсии увидели разное, и каждый по-своему рассказывает об этом.
Земля
Желто-коричневая
Травинки застыли на месте
Холодная. Сырая.
Деревья, листья
Листья багрово-красные, похожие на язык пламени.
Опавших листьев почти нет, их унес ветер.
Качаются, как маятник
Трепещут, как будто борются с ветром.
Небо
Как будто покрыто сероватой пеленой.
Светло-серое, серо-молочные облака
Мышиного цвета
Ветер, воздух
Хозяйничает ветер.
Пахнет свежестью.
Ветер пронизывает до костей
Люди
Люди проходят и не сидят на лавочках
Малыши, как мохнатые шарики, бегают.
Наблюдение 3. «Осенние зарисовки»
«Кленовый лист», «Чудеса природы», «Березка», «В парке», «Рябина», «Ноябрь уж у двора», «Облако», «Осенний день».
Ученики должны отразить только то, что действительно видели, наблюдали, слышали, ощущали.
Учитель: Сравним ваши личные наблюдения с пейзажами, изображенными на рисунках. (Работа с электронным приложением (CD-диском) «Русский язык. Уроки развития речи. 5-7 классы)
Рекреационное занятие (физкультминутка).
- Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – кустики (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, кустики нагнулись. Наступает царство осени - листья плавно летят вниз (садитесь на место).
- Включение нового знания в систему знаний и повторение. Коллективная работа. (Работа выполняется под музыку П.И. Чайковского «Октябрь»)
«Мозговой штурм»
Учитель: Для того чтобы использовать изобразительно-выразительные средства в своем сочинении, нужно уметь в них ориентироваться. Повторим основные тропы, которые необходимы нам в текстах-описаниях.
Дайте определение следующим терминам: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.
Самостоятельная работа. Задание поискового характера. У каждого на столе карточки со стихотворениями русских поэтов. Определите, какие изобразительно-выразительные средства используют художники слова и запиши их в накопительный лист.
(Карточки со стихами и таблица для записи изобразительно-выразительных средств находятся в приложении)
Коллективная проверка задания. Что же увидел Пушкин в осени?
Какие подобрал для этого слова?
Вы почувствовали бунинскую осень? Каков осенний лес?
Какие художественные образы остаются в памяти?
Откуда пришли эти образы? ( из сказок)
Жить бы да жить осени в разноцветном лесу, но вокруг слишком тоскливо, пусто. Птицы улетели, хозяйке леса одиноко. И она тоже отправляется вслед за птицами – на юг.
- Перечислите бунинские «последние мгновения счастья» (лес расписной, светлая поляна, желтые резные березы, лазурь голубая, елочки темнеют, клены синеют, просветы в небе, лес пахнет дубом и сосной, играет последний мотылек, мертвое молчанье, рассыпанная стая скворцов)
Очень близки Бунину стихи Сергея Крылова. Какая же у него осень?
Коллективная работа. Из всего, что увидели и услышали, можно сделать вывод, что осень – это..
(На доске и тетради запись: 1.прекрасное время года, 2. время грусти и увядания)
Прекрасное время года | Время грусти и увядания |
Радостная, пышно убранная листвою; золотая; желтые косы берез; ветер, словно чародей; пестрый ковер сорванных листьев; лес, точно терем расписной | Последние листы с нагих дерев; тоскливая пора; осень - тихая вдова; лес погрустнел, обеднел; низкие тучи; ветер листья метет, как дворник |
5. Творческое задание
Приступаем к работе. Ваша задача: на основе собранного материала создать оригинальную работу. В нашем распоряжении 5 минут. Вы должны написать синквейн на тему осень.
Послушаем некоторые работы
Осень
Красивая, яркая
Радует, вдохновляет, грустит
Осень – очень красивое время года
Любимое время года
Дождь
Неприветливый, холодный
Идет, моросит, плачет
Дождь льет уже два дня.
Нехорошая погода
Осень
Волшебная, золотая
Поражает, разукрашивает, дарит
Я люблю нашу осень.
Волшебница
6. Итоги урока
Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Вернемся к нашим разноцветным листиками определим, какое у нас настроение в конце урока. Отрадно видеть, что места для коричневых и желтых листиков не нашлось. Значит, урок прошел не зря.
Создание ситуации успеха. Выставление оценок
Поощрение наиболее активных учащихся
7. Домашнее задание (творческого характера)
Учитель: Чтобы реализовать полученные на уроке знания, дома нужно написать сочинение об осени и оформить его. Вы должны нарисовать осенние листья. Сочинение напишете на обратной стороне листика. Помните: листья должны быть красочными, яркими и большими, чтобы поместился текст вашего сочинения.
8. Рефлексия деятельности. «Обратная связь»:
3 – три новых понятия, с которыми я познакомился сегодня на уроке
2 – два элемента урока, которые мне понравились больше всего
1 – один вопрос, который я могу задать учителю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».
Урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."...
Ф.И.Тютчев. "Есть в осени первоначальной..." Музыка стиха.
Проект урока по литературе в 5 классе....
Литературная гостиная «Есть в осени первоначальной»
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся основной школы...
Литературная гостиная "Есть в осени первоначальной..."
размещение всего материала с презентацией: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669097...
Лингвопоэтический анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»
Методичекая разработка урока литературы в 5 классе...
Конспект урока по литературе Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной"
http://nsportal.ru/sites/default/files/014/12/14/tyutchev.docx...
Шаблон презентации по литературе "Есть в осени первоначальной..."
Шаблон предназначен для создания презентаций к урокам по литературе, внеклассным мероприятиям, посвященным жизни и творчеству Ф.И. Тютчева. Для обучающихся 1-11 классов....