Конспект урока по литературе Ф.И.Тютчев "Есть в осени первоначальной"
план-конспект урока по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока:
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной»
Цели урока:
- Формирование чувства любви к природе, родному краю; умение видеть прекрасное в окружающей действительности.
- Знакомство с литературным произведением и литературоведческими понятиями – строфа, четверостишие.
Задачи урока:
- Раскрыть следующие основные задачи, входящие в содержание темы урока: обогатить представления о понятиях: стихотворная строка, строфа, рифма, стиха; учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
- Работать над навыком выразительного чтения.
- Развивать мыслительные процессы, выразительность и монологичность речи.
Методические приёмы: беседа, работа с книгой, видеометод, обучающий контроль, иллюстрация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма работы на уроке: фронтальная, самостоятельная, работа в парах.
Оборудование урока: Техническое обеспечение: персональный компьютер, проектор
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания (стихотворение «Зимний вечер» наизусть)
III.Новая тема урока Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной»
Эмоциональный настрой на урок.
Об осени, ребята, написаны много произведений, но больше всего восторгались ею поэты. Один из них - Фёдор Иванович Тютчев (рассказ учителя о творчестве писателя) (слайд № 2). Вот как он отзывался об осени.
Работа над стихотворением.
- Выразительное чтение учителем стихотворения Ф.И.Тютчева “Есть в осени
первоначальной…” (слайды 3-10)
2. Беседа по первичному восприятию стихотворения.
Ответим на следующие вопросы (слайд 11)
- Какое чувство испытывает автор?
- Какую пору поэт называет “дивной”?
- Встречались ли вы когда-нибудь с такой порой?
3. Работа над содержанием.
Прочитайте первый столбик стихотворения и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы (слайд 12).
- Когда бывает эта “дивная” пора? (“…в осени первоначальной…”)
- Как вы понимаете “первоначальной”? (Т.е. только начавшейся)
- Каким поэт видит день, прочитайте. (“…как бы хрустальный…”)
- Он называет его “хрустальным”. Почему? (Прозрачный лес, воздух)
- Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? (Т.е. полны светом)
Прочитайте второй столбик и ответьте на вопрос. (Cлайд 13)
- Как поэт пишет о поле? Какое поле? (Пустое)
- Какие слова подчёркивают пустоту поля? (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”)
- С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? (С тонким волосом)
- А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? (С полей убран урожай, земля отдыхает)
Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос.
- Как поэт описывает небо? ( “…пустеет воздух,…льётся лазурь…”)
- Какое чувство пробуждает у вас эта картина? (Грусть, покой)
IV. Физминутка.
Мы листочки, мы листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели
Ветер дунул – полетели.
V. Знакомство с новым материалом.
1. Закрепление понятия рифмы.
Ребята, какой жанр помог нам представить эту картину? (стихотворение) Почему вы считаете, что это стихотворение? Что отличает стихотворение от рассказа или сказки? (Есть рифма).
2. Знакомство с понятием “строфа” и “четверостишие”.
Ребята, какое незнакомое слово встретилось нам в задании? (Строфа) Давайте узнаем, что же называется строфой. (Слайд 15)
VI. Закрепление.
1. Работа по учебнику.
Вернёмся к нашему стихотворению (слайд 16). На экране вы видите первую строфу, прочтём её.
- Найдите и прочитайте вторую строфу, третью.
- Обратите внимание, сколько строк содержит одна строфа? (четыре).
- Такое количество строк в строфе называется четверостишием.
- Прочтите второе четверостишие.
2. Работа в парах.
Прочтите друг другу третье четверостишие. Молодцы!
3. Подготовка к выразительному чтению.
Давайте подумаем, с каким чувством нужно читать это стихотворение? (Cпокойным, т.к. мы любуемся природой).
При чтении обратите внимание на паузы. Давайте расставим их. (Учитель читает стихотворение, а дети расставляют паузы в учебнике).
Подготовьтесь прочитать это стихотворение так, чтобы передать те чувства, которые вы испытываете.
4. Самостоятельная работа над стихотворением.
Индивидуальное чтение.
Чтение в парах.
5. Выразительное чтение стихотворения.
VII. Итог.
Подводя итог нашей работы, ответим на вопрос (слайд 17).
- Назовите автора стихотворения.
- Что такое строфа?
- Сколько строк входит в четверостишие?
VIII. Домашнее задание.
(Слайд 18) Стихотворение Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” вы можете выучить наизусть или подготовить выразительное чтение – по выбору.
IX. Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.
Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...
конспект урока по литературе на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...
План-конспект урока : «Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних праздниках».
Приводится урок обществознания "Культурное наследие: церемонии, обычаи, традиции в осенних праздниках"...
конспект урока по чтению на тему :О.Высотская «Осеннее утро».
Цель: формирование навыков качественного чтения.Задачи:· создавать у учащихся целостное представление об окружающем мире, используя близость...
Конспект урока по ручному труду "Аппликация с плетением "Осенние листья"
Урок проводится в 9 классе и предназаначен для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Конспект урока чтения в 8 классе по теме "Осень".
Конспект урока чтения для детей, обучающихся на дому 8 вида....