Урок по теме: «Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Бондаренко Марьяна Брониславовна

конспек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_i_tekst_sochineni_10_kl_pakhnova.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

               Благотворительное  служение  необходимо  человеку и в жизни должно быть  непрерывно.

 Мы задумались о причинах и условиях благотворительности.   Желание помочь возникает …………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………

Когда   видишь, (как, что)………………………………………………………………………………………………………..............

…………………………………………………………………………., тогда…………………………………………………………………………..

Когда слышишь, (как, что)……………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………, тогда…………………………………………………………........................

Когда понимаешь, что……………………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………..,тогда………………………………………………………………………………

Мы сочувствуем другому человеку, потому что это часть нашей природы, потому что только через проявление чувства мы становимся счастливы. Чувство сострадания пересиливает лень в момент, когда……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Чувство сострадания пересиливает жадность в момент, когда…………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….Через сочувствие мы развиваемся, растем, совершенствуемся. И мы уверены, что добрые дела надо делать и «в тишине», и говоря о них, чтобы кто-то пошел по твоему следу.

Главное, надо сделать так, чтобы эстафета …………………………………….. никогда не прерывалась.

Добыча, прибывший,  асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай,  облегчить, приткнутый, озвучение, шарфы, банты, торты,

Схема оценивания : «++» -  все верно , «+» -  верно более 50%

Задания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 Правильно отвечал (а) у доски +++

Правильно отвечал (а) с места ++

Поднимал (а) руку +

Все время урока упорно работал (а)++

Сегодня на уроке я научилась(ся)……

Сегодня на уроке я понял(а)……

Сегодня на урок я…….

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Анализ текста . Подготовка к написанию сочинения».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с приемами создания текста

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

 - соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 - коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

 Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
  • Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
  • Развивать умение  грамотно проводить комплексный анализ текста;
  • Совершенствовать навыки написания сочинения.

 Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Орфоэпическая разминка

теоритическая работа

анализ текста с точки зрения грамматики и лексики

Творческая работа ( создание текста)

Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические;
  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается     понимание  учащимися  практической значимости анализа текста, формирование умения создания текста

Оборудование:

Рабочий лист урока, доска для демонстрации, оценочный лист,  орфоэпические карточки, раздаточный материал.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

«Культура есть совокупность текстов»  Ю. М. Лотман

Как понимаете эпиграф урока?

Урок сегодня выстроим, опираясь на упражнение 86, стр.116. Пробегите задания глазами и сформулируйте цель урока, запишите цель урока в тетради (число, классная работа, упр. 86, стр.116 цель урока: проанализировать текст  С. Сорокиной и создать свой текст  на основе прочитанного.)

3)Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимися.

- Анализируя текст, проверим вашу орфографическую и  пунктуационную грамотность, увидим ваше  владение нормами литературного языка, теоретическими знания и ваше умение  применять их на практике, умение  анализировать текст.  Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по анализу текста и созданию текста.

Предлагаю сегодня самим оценить себя на уроке , набирая максимальное количество «+»по предложенной схеме  

Схема оценивания : «++» -  все верно , «+» -  верно более 50%

Задания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 Правильно отвечал (а) у доски +++

Правильно отвечал(а) с места ++

Поднимал руку +

Все время урока успешно работал(а)++

2. Работа по теме урока.

1.Орфоэпическая разминка - Прочитать верно

Что формирует орфоэпия?

 Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1.  На столах листы  со словами Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай,  облегчить, приткнутый, озвучение, шарфы, банты, торты,

(правильно:добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,шАрфы, бАнты, тОрты).

Проверьте себя Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.  Спасибо за работу.

Прочитайте

Если он не перезвонит, то мы созвонимся вечером.

Семена тортами донельзя избаловали.

Щавель и свеклу сложила Фекла в один суп.

Танцовщица сняла туфлю и выпила сливовый сок

Загнутый нефтепровод включен в наши договор(а,ы)

Назовите синтаксические единицы, которые мы использовали, выполняя задания по орфоэпии.

2.Теоритическая подготовка. Синтаксис 2 человека выписывают по 2 словосочетания из текста

 Вопросы к игре:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений:

1) пунктуация;

2) морфология;

3) синтаксис.

2. Сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически:

1) грамматическая основа;

2) однородные члены;

3) словосочетание.

3. Словосочетание строится на основе:

1)сочинительной связи;

2) подчинительной связи;

3) взаимосвязи.

4. Из данных сочетаний слов назовите словосочетание:

1) милосердие и взаимопомощь;

2) христианская традиция;

3) лень, жадность, неверие

5. Среди словосочетаний выделяются неделимые словосочетания. Они так называются потому, что:

1) нельзя выделить грамматическую основу;

2) в предложении выполняют роль одного члена предложения;

3) являются собственными наименованиями.

6. Главное слово обозначает действие в словосочетании:

1) вера в порядочность;

2) возможность увидеть;

3) не кричать об этом.

7. При каком виде связи зависимое слово должно по возможности уподобиться главному, приняв соответствующие формы рода, числа и падежа?:

1) согласование;

2) управление;

3) примыкание.

8. Какая часть речи бывает чаще всего главным словом при управлении?:

1) существительное;

2) глагол;

3) наречие

9. Определите вид связи в словосочетании «чувство сострадания»:

1) согласование;

2) управление;

3) примыкание.

10. Связь «управление» между словами в словосочетании:

1) в конце программы;

2) не прерывалась никогда;

3) в самом конце

11. Связь «согласование» между словами в словосочетании:

1) дружно помогали;

2) по твоему следу;

3) формула добра.

12. Связь «примыкание» между словами в словосочетании:

1) запомнила надолго;

2) кусочек фильма;

3) благотворительное служение

 Подведение итогов урока-игры:

Отмеченные в ходе игры в бланке ответов баллы подсчитываются, определяется победитель игры. Баллы переводятся в оценку. В конце урока каждый получает соответствующую набранному количеству баллов оценку.

3.Анализ текста. Прочитать выразительно текст

1.Тема – о чем. О необходимости помощи, сострадания, милосердия, благотворительности, взаимопомощи.

выписать ключевые слова

2. идея – цель,для чего написан текст

Автор утверждает, что благотворительное служение необходимо, и оно должно быть непрерывным

3. выписать синонимы к слову ГОВОРИТЬ - рассказать, доказать, кричать,  попросить , сказать.

Есть ли в этом синонимическом ряду антонимы -  попросить - кричать

4.Выписать местоимения

Когда? ,какой?, все, те, я, мы, которые, нам, к нам, что-то, кто-то, об этом ,так, другие, кто-то,  по твоему, мы,  в самом, своих, свою, каждый, с собой, эти, так

Вывод

5. Укажите односоставные предложения роль в тексте

6.Выписать сложные предложения составить схемы

Вывод : мы увидели текст с точки зрения лексики. Учитывая экспрессивную лексику, убедились, что текст на острую, злободневную, животрепещущую тему,

С точки зрения грамматики, неопределенно-личные предложения говорят  о множестве тех, кто участвует в благотворительности,

 местоимения от вопросительных через личные и указательные поднялись до притяжательных

СПП изъяснительные помогают понять чувства, мысли, обстоятельственные ,целевые заявляют о цели

Текст обладает 4 главными признаками: связность, единство, цельность, завершенность.

4.Создание текста о тексте по предлагаемому  шаблону.

Чтение получившегося текста поочередно совместно.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.  

Сегодня на уроке я научилась (ся)……Сегодня на уроке я понял(а)……Сегодня на урок я…….

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Записать это сочинение по памяти

Схема оценивания : «++» -  все верно ,        Схема оценивания : «++» -  все верно

«+» -  верно более 50%                                      «+» -  верно более 50%

Задания                                                                    Задания

1.                                                                                   1.

2.                                                                                   2.

3.                                                                                   3.

4.                                                                                   4.

5.                                                                                   5.

6.                                                                                   6.

7.                                                                                   7.

8.                                                                                   8.

 Правильно отвечал (а) у доски +++                    Правильно отвечал (а) у доски +++

Правильно отвечал(а) с места ++                        Правильно отвечал(а) с места ++

Поднимал(а) руку +                                                Поднимал(а) руку +

Все время урока упорно работал(а)++              Все время урока упорно работал(а)++

Добыча, прибывший,  асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай,  облегчить, приткнутый, озвучение, шарфы, банты, торты,

Если он не перезвонит, то мы созвонимся вечером.

Семена тортами донельзя избаловали.

Щавель и свеклу сложила Фекла в один суп.

Танцовщица сняла туфлю и налила сливовый сок

Загнутый нефтепровод включен в наши договор (а,ы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»

Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»  предназначены для 10 и 11 классов....

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...