Опорные таблицы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Орфографические,грамматические,морфологические правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
89_ne.doc | 32.5 КБ |
209_0iu_1.doc | 35.5 КБ |
245_1.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание НЕ с разными частями речи.
Часть речи. | Раздельно. | Слитно. |
1. Имя существительное. | Есть противопоставление с союзом «а» ( не правда, а ложь ). | 1. Не употребляется без НЕ (невольник). 2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправда = ложь). |
2.Полные прилагательные. Краткие прилагательные. Наречия на –О,- Е. | 1. Есть противопоставление с союзом «а» ( не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо). 2. Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ). | 1. Не употребляется без НЕ (ненастный, ненастно ). 2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправдивый=лживый, неправдив = лжив, неправдиво = лживо ). |
3. Полные причастия. | 1. У причастия есть зависимое слово ( не решённый мной ). 2. Есть противопоставление с союзом «а» ( не решённый, а списанный пример ). | 1. Не употребляется без НЕ (недоумевающий ). 2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ). 3. Нет противопоставления с союзом «а». |
4. Краткие причастия. | Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены. | _________________________ |
5. Глагол. | 1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё ( не было, не мог ). 2. НЕ до…. ( действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу ). | 1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ ( ненавидеть, негодовать ) 2. НЕДО… ( выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ). |
6.Деепричастие. | С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая . | Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая . |
Предварительный просмотр:
Грамматические ошибки
Характер ошибки | Пример | Исправление | ||
И М Я С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е | Ошибочное словообразование. | утопичество взятничество скучание | утопия взяточничество скука | |
Неправильный выбор падежного окончания. | нет время без рельс выбора | нет времени без рельсов выборы | ||
Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание “У”, в случае объектного значения – окончание “Е”. | Деревья в вишневом саде. Декорации в «Вишневом саду». | Деревья в вишневом саду. Декорации в «Вишневом саде». | ||
Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных сущ-х (его можно образовать только в случае конкретного значения существительного). | В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания природы. | В партизанском движении участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание природы. | ||
Неверный выбор падежа. | Мечта к свободе. Согласно плана. | Мечта о свободе. Согласно плану. | ||
Нарушение управления. | Толстой описывает о войне. | Толстой описывает войну. | ||
И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н. | В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы. | Жизненный путь героя тяжел и трагичный. | Жизненный путь героя тяжел и трагичен. Жизненный путь героя тяжелый и трагичный. | |
Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного. | Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. | Сюжет рассказа интересен во многих отношениях. | ||
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. | Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. | Это произведение еще хуже. Самый способный студент. Способнейший студент. | ||
1
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки в словоупотреблении
Характер ошибки | Неправильно | Правильно | |
1 | Нарушение смысловой точности | Жилые комплексы возникнут в новых районах | Жилые комплексы будут построены в новых районах |
2 | Нарушение лексической сочетаемости слов | Успехи сына причинили матери радость | Успехи сына доставили матери радость |
3 | Смешение паронимов | Он принимал желательное за действительное | Он принимал желаемое за действительное |
4 | Пропуск слова | Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год | Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год |
5 | Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов) | Катерина заранее предчувствует свою гибель | Катерина предчувствует свою гибель |
6 | Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного слова) | Для работы в ВУЗе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса | Для работы в ВУЗе необходимы преподаватели высокого класса |
7 | Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии) | Мальчик точно пересказал содержание рассказа | Мальчик точно пересказал содержание прочитанного (услышанного) |
8 | Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов | Я испытывал специфические чувства. Новы дворовый Журдена отдавал приказания слугам | Я испытывал особенные чувства. Новы дворецкий Журдена отдавал приказания слугам. |
9 | Неоправданное использование речевых штампов | При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши | При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши |
10 | Неоправданное изменение состава фразеологизма. Контаминация различных фразеологизмов | Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию | Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию |
11 | Ошибки в управлении | Поезда будут следовать согласно расписания | Поезда будут следовать согласно расписанию |
12 | Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Благодаря высокой температуре я потерял сознание | Из-за высокой температуры я потерял сознание |
13 | Неточный подбор синонима | На грядущей неделе начнём заниматься | На будущей (следующей) неделе начнём заниматься |
14 | Неудачный оксюморон (оксюморон – новое понятие на основе соединения антонимов) | Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. | Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо. |
15 | Неудачное использование омонимов | Футболисты ушли с поля без голов | Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы по русскому языку
В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....
Опорный конспект по русскому языку "Имя существительное"
Опорный конспект по теме "Имя существительное"...
Опорные схемы и таблицы по русскому языку
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....
Опорные таблицы по русскому языку
Опорные таблицы по русскому языку....
Опорные таблицы по руссому языку в 5 классе
Таблицы расчитаны на изучение материала и повторения материала для подготовки к экзаменам...
Опорные таблицы по русскому языку
Опорные таблицы по русскому языку...
Опорные схемы, таблицы по русскому языку
Опорные схемы, таблицы по русскому языку для учащихся 5-8 классов...