Опорные таблицы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Орфографические,грамматические,морфологические правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 89_ne.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon 209_0iu_1.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon 245_1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с разными частями речи.

Часть речи.

Раздельно.

Слитно.

1. Имя существительное.

Есть противопоставление с союзом «а» ( не правда, а ложь ).

1. Не употребляется без НЕ (невольник).

2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправда = ложь).

2.Полные прилагательные.

Краткие прилагательные.

Наречия на –О,- Е.

1. Есть противопоставление с союзом «а» ( не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо).

2. Впереди есть слова:

вовсе не…  отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ).

1. Не употребляется без НЕ  (ненастный, ненастно ).

2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправдивый=лживый,

неправдив = лжив, неправдиво = лживо ).

3. Полные причастия.

1. У причастия есть зависимое слово ( не решённый мной ).

2. Есть противопоставление с союзом «а» ( не решённый, а списанный пример ).

1. Не употребляется без НЕ  (недоумевающий ).

2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ).

3. Нет противопоставления с союзом «а».

4. Краткие причастия.

Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены.

_________________________

5. Глагол.

1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё ( не было, не мог ).

2. НЕ  до…. ( действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу ).

1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ ( ненавидеть, негодовать )

2. НЕДО… ( выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ).

6.Деепричастие.

С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая .

Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая .



Предварительный просмотр:

Грамматические ошибки

Характер ошибки

Пример

Исправление

И М Я  С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е

Ошибочное словообразование.

утопичество

взятничество

скучание

утопия

взяточничество

скука

Неправильный выбор падежного окончания.

нет время

без рельс

выбора

нет времени

без рельсов

выборы

Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание “У”, в случае объектного значения – окончание “Е”.

Деревья в вишневом саде.

Декорации в «Вишневом саду».

Деревья в вишневом саду.

Декорации в «Вишневом саде».

Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных сущ-х (его можно образовать только в случае конкретного значения существительного).

В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения.

Татьяне свойственны тонкие понимания природы.

В партизанском движении участвовали самые различные слои населения.

Татьяне свойственно тонкое понимание природы.

Неверный выбор падежа.

Мечта к свободе.

Согласно плана.

Мечта о свободе.

Согласно плану.

Нарушение управления.

Толстой описывает о войне.

Толстой описывает войну.

И М Я   П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н.

В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы.

Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

Жизненный путь героя тяжел и трагичен.

Жизненный путь героя тяжелый и трагичный.

Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного.

Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.

Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.

Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения.

Это произведение более худшее.

Самый способнейший студент.

Это произведение еще хуже.

Самый способный студент.

Способнейший студент.

     

1



Предварительный просмотр:

Типичные ошибки в словоупотреблении

Характер ошибки

Неправильно

Правильно

1

Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах

Жилые комплексы будут построены в новых районах

2

Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость

Успехи сына доставили матери радость

3

Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное

Он принимал желаемое за действительное

4

Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год

Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год

5

Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель

Катерина предчувствует свою гибель

6

Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного слова)

Для работы в ВУЗе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса

Для работы в ВУЗе необходимы преподаватели высокого класса

7

Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа

Мальчик точно пересказал содержание прочитанного (услышанного)

8

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов

Я испытывал специфические чувства.

Новы дворовый Журдена отдавал приказания слугам

Я испытывал особенные чувства.

Новы дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

9

Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши

При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши

10

Неоправданное изменение состава фразеологизма. Контаминация различных фразеологизмов

Эта роль стала для актёра соловьиной песней.

Необходимо уделить значение образованию

Эта роль стала для актёра лебединой песней.

Необходимо уделить внимание образованию

11

Ошибки в управлении

Поезда будут следовать согласно расписания

Поезда будут следовать согласно расписанию

12

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

Благодаря высокой температуре я потерял сознание

Из-за высокой температуры я потерял сознание

13

Неточный подбор синонима

На грядущей неделе начнём заниматься

На будущей (следующей) неделе начнём заниматься

14

Неудачный оксюморон (оксюморон – новое понятие на основе соединения антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.

Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

15

Неудачное использование омонимов

Футболисты ушли с поля без голов

Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы по русскому языку

В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....

Опорный конспект по русскому языку "Имя существительное"

Опорный конспект по теме "Имя существительное"...

Опорные схемы и таблицы по русскому языку

Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....

Опорные таблицы по русскому языку

Опорные таблицы по русскому языку....

Опорные таблицы по руссому языку в 5 классе

Таблицы расчитаны на изучение материала и повторения материала для подготовки к экзаменам...

Опорные таблицы по русскому языку

Опорные таблицы по русскому языку...

Опорные схемы, таблицы по русскому языку

Опорные схемы, таблицы по русскому языку для учащихся 5-8 классов...