Конспект урока Имя Прилагательное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Учитель русского языка и литературы: Пузина М.Ф.
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
по теме « Имя прилагательное как часть речи».
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательного.
Задачи:
1.Образовательная- вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.
2. Развивающая-развить у учащихся познавательный интерес, речь через связанные ответы на вопросы.
3.Воспитательная-воспитать такие нравственные качества, как аккуратность, стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к природе.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все сегодня пришли в хорошем настроении? Все на уроке будете писать? Все сегодня на уроке будете отвечать?
-Молодцы! А теперь, пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа. А строчку, где должна быть тема урока, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему мы попробуем сформулировать сами.
1.
-Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с загадок, которые помогут нам окунуться в атмосферу тайны, чуда, необыкновенных открытий.
Загадки. 1.Сам алый , сахарный, кафтан зелёный , бархатный.
(Арбуз.)
2. Золотое решето чёрных домиков полно, сколько чёрненьких домов- столько беленьких жильцов.
( Подсолнух.)
3. Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Обжигает… Не лимон.
(Лук.)
- Скажите, ребята, а что помогло вам отгадать загадки? ( В них четко обозначаются признаки предметов.)
-Как же называются признаки предметов? ( Имя прилагательное)
- Молодцы! Ваши ответы ,ребята, и помогут сформулировать тему нашего урока. Как она будет звучать? Какие у вас будут варианты?
(Замечательно! Давайте запишем тему урока в тетради « Имя прилагательное как част речи»)
-Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? ( Чередование А-О в корне слова ЛАГ-ЛОЖ).
-А как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами на уроке? Чем мы будем заниматься?( Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, его морфологические и синтаксические признаки, выяснить роль имён прилагательных в речи.)
2.
-Итак, сегодня у нас пойдёт разговор об удивительной части речи. Всё к чему прикасается прилагательное преображается удивительным образом.
« Я - часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет – в этом равных со мною нет. Речь со мною выразительна, и точна , и удивительна. Чтоб красиво говорить , мною нужно дорожить!»
-Был , например, ГРИБ. Попробуйте его описать. (………)
-А теперь прикоснулась к нему художница-прилагательное кисть. Каким стал ГРИБ? ( Красным, ярким , нарядным, несъедобным, заметным.)
-Мы сейчас назвали прилагательные, по которым угадали , что этот гриб –мухомор. А что обозначает прилагательное? ( Обозначает признак предмета).
3. А теперь давайте вспомним , на какие вопросы отвечает имя прилагательное. А чтоб ответить на этот вопрос, прослушаем сначала стихотворения С. Есенина и И. Токмаковой.
А кругом р…са ж…мчужная
Отл…вала блёстки алые,
И над оз…ром серебряным
Камыши , склонясь, ш…пталися.
Ночью темень, ночью тишь.
Ры…ка, ры…ка, где ты спишь?
Лисий сле… ведёт к норе,
Сле… собачий --- к конуре.
-Найдите имена прилагательные и определите , на какие вопросы они отвечают? ( Вопросы : какой? , чей?)
4.
--А сейчас , ребята, мы посмотрим с вами небольшой эпизод из комедии Фонвизина « Недоросль». Обратите внимание как недалёкий Митрофанушка объясняет, что такое имя прилагательное. ( Просмотр эпизода кинофильма.)
- Так Митрофанушка рассуждал о прилагательном. А вы как , ребята, думаете, к чему прилагается имя прилагательное? ( К существительному.)
5.
-А чтобы нам легче было разобраться в этом вопросе, мы сейчас послушаем сказку, да не простую, а грамматическую.
СКАЗКА.
В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным . Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло и мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. И вот тогда –то буква И взялась помочь Существительному. Она собрала все буквы алфавита ,и стали они думать, как назвать помощника. –Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его –Имя Прилагательное. Так и родилось Имя Прилагательное с покладистым характером, и с удовольствием согласовывалось с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательного собственного рода, числа и падежа. « А что , если мне попросить их у Существительного, хотя бы на время?»- догадалось как-то Прилагательное. Существительному очень пришлась по душе эта просьба .Захотело оно иметь помощника и поделилось с ним грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Имена Существительные с Прилагательными. Вместе-служба, вместе- и дружба!
-А вы, ребята, как поняли эту сказку? ( Прилагательное и существительное стоят в одном и том же роде, числе и падеже).
-Правильно! Молодцы! А теперь докажите это на примере наших стихотворений. Выпишите имена существительные вместе с именами прилагательными и определите у нах род ,число и падеж.
( роса жемчужная-ж. р. , ед. ч. , И. п.
блёстки алые- мн. ч., И. п.
над озером серебряным – ср. р., ед. ч., Т.п.
след лисий, след собачий- м. р. , ед. ч., И. п.)
- Алые… Это какие? Подберите синонимы к этому слову.( красные, пунцовые, кумачовые, багряные.)
6.
- И ещё один важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом предложения является имя прилагательное.
На доске записано предложение, в котором вам надо найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Можете посовещаться в парах. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
Свежий воздух тих и прозрачен.
Вывод: чаще всего имена прилагательные являются определениями, но могут и выступать в роли сказуемых. Это краткие прилагательные , которые отвечают на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО?, КАКОВЫ?.
7.
-Итак, давайте сейчас сделаем вывод, что же называется прилагательным? ( Ответы учащихся).
-А теперь откройте учебники на стр. 85 и сравните правило с нашим выводом. (Учащиеся читают правило)
Все ли признаки прилагательного мы нашли? ( В правиле ничего не сказано про краткую форму.)
8. Физминутка.
Упражнения для рук и головы.
- Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является именем прилагательным. Попробуем- весна, весенний.
-Представьте, что мы пришли на экскурсию во дворец прилагательных и увидели множество признаков: весёлый, свежий, солнце, радоваться, зелёный, яркий, бегут, разноцветный.
-Молодцы. А теперь все встали.
Мы ходили в лес.
Много там чудес.
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели!
9.- А поскольку мы все отдохнули, можно и дальше работать. Игра «Кто это?»
В нашей речи мы очень часто используем имена прилагательные. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов. А по частоте употребления-5 место.
- А как вы думаете, для чего нужны в нашей речи имена прилагательные? ( Для образности, для яркости нашей речи, с помощью прилагательных у существительных можно описать форму, цвет, вкус, величину, чувства и другие признаки.)
- Так вот, ребята, такие яркие, образные прилагательные –называются эпитетами ,которые широко используются в художественной литературе при создании портретных характеристик героев, пейзажных зарисовок.
Вот в стихотворении С. Есенина тоже есть эпитеты- это и роса жемчужная, и озеро серебряное.
-А как вы понимаете значение этих эпитетов?
10.
_ А теперь давайте и мы с вами попробуем создать пейзажную зарисовку.
Задание: перед вами небольшой текст . (Чтение текста.)
-Понравился вам текст. А почему? (Скучный, невыразительный)
-А теперь вы попробуйте изменить этот текст.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. А музыка П.И. Чайковского поможет вам в этом.
Текст.
Вот и наступила…………………………………………..весна. Светит………………………………..солнце. Небо уже не ………………………….., как зимой, а …………………………………………………. . Тает ……………………………снег. Журчат ………………………………ручьи. Воздух в эту пору ……………………………………и………………………………….. .Птицы возвращаются из …………………………………..стран в ……………………………….края. Всё в природе радуется наступлению ………………………………………времени года. (Учащиеся зачитывают текст).
Рефлексия.
Наш урок подошёл к концу. И уходя с урока, ответьте на вопрос « А каким сегодня был урок?», используя только имена прилагательные.
Домашнее задание: 1. Выучить правило из параграфа 101.
2. Выполнить упражнение № 567.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...
План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".
Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения...
Конспект урока Тема: «Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Опорный конспект "Имя прилагательное"
Обучение на основе блоков, объединенных общей темой, опорных карточек, опорных конспектов помогает обучающимся в системе усвоить большее количество учебной информации без увеличения учебного времени з...