ОГЭ: материалы для самоподготовки обучающихся к написанию сжатого изложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Данные материалы предназначены для самоподготовки обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge-izlozh.-podgotovka.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к написанию сжатого изложения (ОГЭ)
Приемы сжатия (компрессии) текста
1. Исключение При исключении необходимо Пример | - вводных слов - однородных членов предложения - повторов - однотипных примеров - риторических вопросов и восклицаний - цитат - деталей, которые не влияют на ход авторской мысли - пояснений - рассуждений - описаний - слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания 1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в тебе самом. Избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их. Смысл предложения не изменится. Сказка живет везде, во всем. |
2. Обобщение (объединение, слияние) При объединении необходимо Пример | - ряда предложений, связанных одной мыслью - частей предложений - конкретных, единичных фактов, событий, явлений 1) найти в тексте мелкие, единичные факты 2) найти в них общее 3) объединить эти факты на основе общего 4) сформулировать получившееся предложение Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. |
3. Замена При замене необходимо Пример | - однородных членов обобщающим словом - сложного предложения – простым - части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением - прямой речи – косвенной - части текста – одним предложением - части предложения местоимением и т. д. 1) найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т. д. 2) сформулировать получившееся предложение Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. Сказки любят все. |
Сочетание исключения и обобщения (объединения) Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный герой всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, есть и такие сказки, после которых становится грустно. И хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слезы, помогающие нам стать лучше. (20 слов) |
Сочетание исключения и замены Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди. (64 слова) Бывают и злые сказки, как и люди, которые их создали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов) |
Сочетание замены, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о все исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. (61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов) |
Внимание: при помощи синего цвета выделена главная информация, которую нельзя удалить из текста.
Сравните исходный текст В. Солоухина и сокращенный вариант этого текста
(при помощи синего цвета выделена главная информация, которую нельзя удалить; черным – слова и выражения, которые появились в результате применения приемов сжатия текста)
Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолетов, от шума которых современный человек не спасается даже в своем жилище, даже ночью оглушают планету и делают ее малопригодной для жизни. Но это стоит нервов, нервов и нервов. И сердца. И психики. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (57 слов) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймете, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. (37 слов) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошел в лес и там нашел ее, растущую в тени. Вот растение, которому в наш суматошный век истрепанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. (50 слов) | Тишина – самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья. Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка.
Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймете, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. Желая добыть его, я пошел в лес. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернет так необходимое всем нам душевное равновесие. |
Внимание! Нельзя удалять из текста:
- авторский тезис;
- аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли;
- вывод автора.
Используйте указанные приемы компрессии для сжатия текстовой информации
Исключение
1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.
2. Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
_____________________________________________________________________________
3. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.
_____________________________________________________________________________
Обобщение (объединение, слияние)
1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
_____________________________________________________________________
2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
_____________________________________________________________________
Упрощение (замена)
1. Авиамодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
_____________________________________________________________________
2. Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
_____________________________________________________________________
3. Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
_____________________________________________________________________________
Основные средства связи между предложениями в тексте
(средства связи помогут избежать речевых ошибок, когда, выделив главное в тексте и отбросив ненужные подробности и детали, мы будем стараться объединить полученное)
№ | Название средства | Примеры |
1. | Местоимения (указательные, личные, притяжательные) | Честь… Что мы вкладываем в это слово? Это понятие существует с давних времен. Оно относится к таким «вечностям», как счастье, любовь, свобода. Его значение каждый человек понимает по-своему. |
2 | Союзы | В 19 веке считалось, что честь дороже жизни. И этого принципа придерживались многие. Но он противоречил принципу гуманности. |
3. | Частицы + местоимения или синонимы, наречия | Честь появилась во время становления человеческой культуры и стала очередным признаком, отличающим человека от других существ. Ведь только люди обременили себя ею. |
4. | Лексические повторы | А вот читаем у Лермонтова: «Погиб поэт – невольник чести!» Как же честь может неволить людей? Неужели люди создали это понятие на горе себе. |
5. | Наречия | Во все времена были люди, которыми двигали не честь, но жажда власти и богатства. Сейчас честь отдается тому, кто имеет деньги и власть. |
6. | Анафора | Но есть и другая честь. Она внутри людей. Она была и будет. Она стоит ближе к совести. |
7. | Предлог | Честь – опасная штука. В силу жизненных обстоятельств для некоторых она даже важнее греха перед Богом – самоубийства. |
8. | Вопросительные предложения | Вспомним историю… Здесь мы найдем такое негласное правило: для господина прикоснуться к рабу или заговорить с ним – означает потерять свою честь в глазах общества. Почему? Разве раб не человек? В то время для рабов не было правил чести. |
9. | Вводные слова | Во-первых, честь не даст бросить в беде слабого. Во-вторых, она заставит человека вести себя благородно и гуманно. Следовательно, именно эту честь надо беречь смолоду, всеми силами стараться не потерять ее и не оставить только внешнюю оболочку. |
10. | Синтаксический параллелизм | А как высоко ценилась честь королевы Анны! Мушкетеры готовы идти на смерть. Мушкетеры готовы уничтожить любого за честь госпожи. |
11. | Однокоренные слова | Честный человек не всегда удобен для окружающих. И все-таки честь всегда будет высоко цениться. |
12. | Антонимы | Можно допускать ошибки в своей жизни. Нельзя допускать бесчестных поступков. |
Назовите средства связи в следующих фрагментах текстов
1. Когда он утром подошел к столу, то увидал огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие желтые и свежие, как первый теплый день!
- Это папа подарил мне, - сказала мама. – Ведь сегодня Восьмое марта.
Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться».
2. …Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.
- Скоро наш хлеб зацветет,- говорила мать.
Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей…
3. Андерсен считал свою жизнь прекрасной и безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия… Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах!
Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной!
Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему, как он того заслуживал.
Слишком часто, даже в старости, ему давали понять, что он «бедный родственник» в датской литературе и что ему – сыну сапожника и бедняка – следует знать свое место. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались.
Отрабатываем навыки сжатия текста
(упражнения помогут выработать навыки сжатия второстепенной информации и выделения главной)
1. Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть
1. Древние философы первыми поняли ценность времени – они еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. | Ценность времени – в его быстротечности. |
2. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. | |
3. Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. | |
4. Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут. | |
5. Обиды, которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу, не объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в силу какой-то особой жестокости, зверства. Непосредственной причиной нанесения ближним обид часто бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим, чрезмерное увлечение собой. | |
6. После того как человек нанес обиду, он может опомниться, но чаще всего это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль, которую человек пытается насильно переложить на ближнего, рано или поздно возвращается к обидчику, причем зачастую с двойной силой. | |
7. Человек порой действительно не ведает, что творит, когда причиняет зло тем, кого больше всего любит (унижение окружающих, применение насилия к ним является выражением чувства собственной слабости). Однако это не означает, что он может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и поступки, которыми он нанес своим близким столько обиды и зла. |
2. Сократите сложное предложение за счет менее существенной части
В детстве меня восхищала суровая и гордая романтика Древней Спарты, мне нравилось все в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронесший в школу под рубахой живого лисенка, не плакал и не кричал, когда зверек вгрызался в его тело. |
3. Исключите однородные члены предложения
1. Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. | |
2. С большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики, носильщики, почтальоны, - и не только с любовью, но и с тонкой чуткостью, с бережностью и с пониманием. | |
3. Добрые люди понимали жизнь не иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом. | |
4. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды. |
4. Замените фрагменты предложений (однородные члены) обобщающими понятиями
1. Мордочка Микки-Мауса изображена на куртках, футболках, носках, свитерах, на портфелях, пеналах, карандашах, обоях, часах, баночках, коробках, на бумаге, пластмассе, дереве, жести. | |
2. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной, мраморной, листве берез, осин, кленов, лип. | |
3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. | |
4. Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу. | |
5. Возы были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой, горшками, кирпичом, дровами. |
5. Устраните повторы и объедините предложения. При сжатии текста используйте прием замены и средства связи предложений в тексте.
В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы – «изобрести». |
6. Сжато изложите содержание абзаца.
Что надо лесному зверю для зимнего выживания? То же, что и человеку: надежная крыша над головой, удобная, теплая одежка да приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими руками сотворенных убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки все от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надежнее не придумаешь, и корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут – любой спортсмен позавидует.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.
Знаменитый художник В. В. Стасов так говорил об И. И. Шишкине: «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
8. Изложите текст одним предложением.
Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл его.
Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море, потрясен его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море – вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов, бликов и пятен.
9. Сократите текст за счет замены прямой речи косвенной
Многие мальчишки и девчонки, как тогда говорили, «зацвели». На их потемневших лицах выступили белые пятна. - Быстрее бы крапива наросла, - вздыхали женщины и глухо добавляли: - Гитлерюга проклятый… | |
Года два назад я встретился с Витькой… Виктором Ивановичем Тарковым. Обнялись. Разговорились. - Дети… - улыбнулся он, отвечая на мой вопрос, - а как же! Сын. Федор. Он помолчал и добавил: - Помнишь того солдатского доктора, что приходил к нам с кашей? Вот человек был!.. Федором звали. Хорошее имя, правда? |
10. Напишите сжатое изложение. Проверьте, не удалена ли главная информация текста, нет ли речевых и логических ошибок.
Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причем непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит!
Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят.
Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление – гораздо яснее, четче, намного быстрее. Люди так называемой любящей доброты более склонны к позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции (любовь, радость, благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью.
11. Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию
Первым из нашей ватаги слег Витька Тарков, за ним – Сашка и Петька Орловы. Спасение пришло неожиданно. Однажды утром вся деревня хлынула за околицу. У березовой рощи за ночь вырос палаточный городок. Дымила полевая кухня. Из края в край брезентовой улицы важно вышагивал часовой – щуплый паренек в мешковатой шинели. | |
Каждое утро мальчишки и девчонки мчались к палаточному городку и возвращались оттуда сытыми. Мы, конечно, не понимали того, что бойцы отдавали нам добрую половину своей скудной нормы. | |
Палаточный городок исчез, как и появился, ночью. Однажды утром мы увидели на месте палаток черные квадраты утрамбованной земли. На сбитом из досок столе лежали куски хлеба. Прошли годы. Никто из нас не встречал тех солдат. Вернулись они или навсегда остались там, на войне? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
ОГЭ: материалы для самоподготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему
Материалы предназначены для самоподготовки обучающихся...
Рекомендации для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения и сочинения
Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттеста...
Дидактические материалы для учащихся к урокам по подготовке к написанию сжатого изложения.
Данная работа представляет собой подборку заданий для обучающихся разных классов (с 5 по 9) по подготовке к важному виду проверки знаний, умений и навыков – сжатому изложению текста....
Проектная работа: «Поиск дополнительного приема при написании сжатого изложения для тренировки определенных навыков у обучающихся при подготовке к ОГЭ».
В работе говорится о создании нового приема при обучении написанию сжатого изложения с учетом психологических особенностей детей. Прилагается презентация к проекту ....
Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева"
Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева". Эта разработка поможет подготовить обучающихся с ОВЗ к ГИА....
Подготовка обучающихся 8 класса к написанию сжатого изложения
Формирование читательской грамотности через обучение сжатому изложению...