"Текст. Приёмы сжатия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Сжатое изложение - одно из заданий, которое предстоит выполнить учащимся, сдающим ОГЭ. Считаю, что вести подготовку к указанной форме работ необходимло начинать как можно раньше.
Конспект урока демонстрирует, как на материале темы "Текст", помещенной в учебник "Русский язык" (6 класс) М.Т. Баранова, можно организовать знакомство с приёмами сжатия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:________________
Класс: III, 7 класс
Предмет: русский язык
Тема: «Текст. Приёмы сжатия текста»
Цель: вести подготовку к сжатому изложению.
Задачи: 1. Познавательные: познакомить с приёмами сжатия; учить использовать такие приёмы, как обобщение, исключение, упрощение.
2. Практические: работать над умением составлять тезисы к тексту.
3. Развивающие: развивать память, внимание .
4. Воспитательные: воспитывать культуру ученического труда.
Оборудование: дидактический материал для первичного закрепления и сжатия текста.
Ход урока
- Орг. момент.
- Актуализация ранее изученного.
Сжать, изложить, наименьшая единица, официально-деловой стиль, публицистический, художественный, рассуждение, параллельная связь, цепная связь, тематическая группа, синонимы, анафора, эпифора.
- Что объединяет перечисленные слова? О чём мы будем сегодня говорить?
- Сообщение темы и целей урока.
- Работа по теме урока.
- Запись теоретического материала.
- Первичное закрепление.
Прочитайте. Выделите главную информацию, исключив второстепенную.
1. Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко)
2. Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.
3. Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок может вспомнить каждый из нас. И «Репку», и «Колобка», и про Ивана-царевича и серого волка…И всё-таки, смею сказать, мы не знаем этот жанр фольклора.
4. «Повесть временных лет» рассказывает о первых князьях, географических открытиях, путешествиях; это настоящая энциклопедия русской жизни.
Прочитайте. Выделите мелкие, единичные факты, определите, что в них общего, обобщите их.
1. Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.
2. В каких бы странах я ни бывал, в каких бы городах ни жил, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по Арбату или Остоженке, по Тверской или Никольской, и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город.
3. В этом стихотворении различные эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и гипербола помогают передать основную мысль.
Прочитайте. Упростите предложения.
1. Мальчишка вбежал в комнату и воскликнул:
- Мама, ты не представляешь, как было здорово на катку!
2. Близкий друг Лермонтова С. А. Раевский, сосланный за распространение лермонтовских стихов, подчёркивал позже: «Самые же стихи его были отражением мнений не одного лица, но весьма многих».
В сжатом изложении могут сочетаться несколько приёмов. Чаще всего используются упрощение и исключение, реже – обобщение.
Я думаю, что вы заметили: эти приёмы сжатия текста помогали нам на литературе составлять тезисы к плану, только вы не могли их разграничить. Теперь мы можем называть вещи своими именами.
- Сжатие текста (по материалам ОГЭ).
1 Доброта – основа душевной красоты человека – должна воспитываться с детства.
2 Воспитывать добрые чувства трудно, но необходимо, потому что без этого ребёнок не станет настоящим
человеком.
3 Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.
Без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, и если упустить время, то их уже никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. Если ребёнку безразлично, что происходит с его родными и близкими, что происходит с больными и бедными, с одинокими и обманутыми, он никогда не станет настоящим человеком.
Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
(По В.А. Сухомлинскому)
152 слова
- Итог урока.
- Дополните фразы.
Сегодня на уроке я научился…
Мне было трудно…
Сегодня я закрепил…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы сжатия текста
Материалы содержат небольшие тексты, на которых учащиеся отрабатывают приёмы сжатия....
Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"
В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предлож...
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-46961-1366540124.jpg)
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...