Игровые технологии на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Жданова Наталья Валерьевна

Игра проткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tekhnologiiina_urokakh_russkogo_yazyka.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 

         1. Технологии в интегрированном обучении.

    Термин «технологии» заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по- разному организованных процессов обучения.   Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

    Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям.

    В дидактике выделяют три основные группы технологий:

 

1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.

2.  Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)

3.   Технология развивающего обучения,  в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.

    Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

     Технология дифференцированного обучения

    При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.

    При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

 

        Технология формирования приемов учебной работы

    Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего- либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

 

     Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС).

    О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно.

 

     Технология формирования учебной деятельности школьников.

    Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач.

    В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты

 своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.

 

     Технология учебно-игровой деятельности.

    Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

 

      Технология коммуникативно-диалоговой деятельности,

требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

 

      Модульная технология

    Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

 

      Технология проектной деятельности

    Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности.

Проекты бывают разных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и так далее.

    Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

   Разработка интегрированного урока.

     Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»

Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило: « Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева.

Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.

               Ход урока.

        Организационный момент.

           

  1.Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.

  2. Мини- спектакль( автор-Ф.И.Тютчев, Мария- дочь поэта), уч-ся инсценируют отрывок.

     22 августа 1857 года. Лето уходило…

     Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни…

Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница- дочь Мария- чуть улыбалась, но ни о чем  не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

 - Да, получилось,- наконец, довольный, сказал отец.-Хочешь послушать?

 Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

                      Есть в  осени первоначальной

                     Короткая, но дивная пора-

                   Весь день стоит как бы хрустальный,

                   И лучезарны вечера…

  Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

    3.Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных:

  • общее грамматическое значение
  • морфологические признаки
  • синтаксическая роль
  • орфограммы, связанные с именами прилагательными.

  Мы постараемся выяснить:

  Какова роль прилагательных в речи? В конце урока наша задача ответить на вопрос:

Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?

      Запись даты, темы урока, имени поэта.

     Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).

     Знакомство со страницами биографии. 23 ноября (5 декабря) 1803 г. В родовом имени отца Овстуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.

      Многое, испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.

     О предках Тютчева известно с незапамятных времён. По отцовской линии его предком был  Захарий Тютьшов – сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра 1 – граф Пётр Андреевич Толстой.

     Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».

     Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).

 

    Беседа по вопросам.

  • Сколько строф в стихотворении?
  • Каков его центральный образ?
  • Сколько времен года пролетает перед нами?  
  • Как меняется настроение?
  • Какие образные средства использует поэт?

  Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья»

 Спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте свое мнение.

 Работа с именами прилагательными.

  • Что обозначают имена прилагательные?
  • Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе?
  • Какова их синтаксическая роль?
  • Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
  • Объясните правописание кратких прилагательных на шипящий?
  • В чем особенность прилагательного не свежа?

  • Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода.
  • Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий.
  • Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.

 

 3.Знакомство со страницами биографии Ф.И.Тютчева.(сообщение уч-ся)

 4.Работа с высказыванием Фета о Тютчеве.

 Выразительное чтение высказывания.

 Беседа по вопросам.

  • С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?
  • Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

 Лингвистический эксперимент.

  • Прочтите текст, исключив имена прилагательные.
  • Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.

 Орфографическая работа.

 Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных»

 Какие морфологические признаки имеет прилагательное звездное?

 Полное определение имени прилагательного.

 Итог урока.

 Слово учителя. А теперь пришло время обратиться к вопросу,   поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И.Тютчева?»( запись высказывания:…более всего я люблю Россию и поэзию)

 Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым.  Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного прилагательного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...