Игровые технологии на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Игра проткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologiiina_urokakh_russkogo_yazyka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Технологии в интегрированном обучении.
Термин «технологии» заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по- разному организованных процессов обучения. Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям.
В дидактике выделяют три основные группы технологий:
1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.
2. Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)
3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
Технология дифференцированного обучения
При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология формирования приемов учебной работы
Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего- либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС).
О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно.
Технология формирования учебной деятельности школьников.
Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач.
В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты
своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.
Технология учебно-игровой деятельности.
Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности,
требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.
Модульная технология
Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проектной деятельности
Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности.
Проекты бывают разных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и так далее.
Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.
Разработка интегрированного урока.
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему: «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе»
Цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе; повторить пунктуационное правило: « Запятая при однородных членах предложения»; закрепить умение «видеть» в тексте изобразительно-выразительные средства языка; пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева.
Оборудование: портрет поэта, раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
1.Слово учителя. Сегодняшний урок – продолжение старой доброй традиции уроков русской словесности. Я приглашаю вас вновь совершить путешествие во времени и пространстве. Но кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя.
2. Мини- спектакль( автор-Ф.И.Тютчев, Мария- дочь поэта), уч-ся инсценируют отрывок.
22 августа 1857 года. Лето уходило…
Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние солнечные дни…
Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница- дочь Мария- чуть улыбалась, но ни о чем не спрашивала: она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.
- Да, получилось,- наконец, довольный, сказал отец.-Хочешь послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем, воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.
3.Слово учителя. Сегодня мы в гостях у Федора Ивановича Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы биографии мастера. Его стихотворения помогут повторить некоторые факты из жизни имен прилагательных:
- общее грамматическое значение
- морфологические признаки
- синтаксическая роль
- орфограммы, связанные с именами прилагательными.
Мы постараемся выяснить:
Какова роль прилагательных в речи? В конце урока наша задача ответить на вопрос:
Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева? Чему он посвятил свою жизнь?
Запись даты, темы урока, имени поэта.
Основная часть (повторение пройденного и изучение нового).
Знакомство со страницами биографии. 23 ноября (5 декабря) 1803 г. В родовом имени отца Овстуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.
Многое, испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.
О предках Тютчева известно с незапамятных времён. По отцовской линии его предком был Захарий Тютьшов – сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – сподвижник Петра 1 – граф Пётр Андреевич Толстой.
Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Листья».
Слово учителя. Ф.И. Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к представленному стихотворению (выразительное чтение стихотворения).
Беседа по вопросам.
- Сколько строф в стихотворении?
- Каков его центральный образ?
- Сколько времен года пролетает перед нами?
- Как меняется настроение?
- Какие образные средства использует поэт?
Запись в тетрадь первой строфы стихотворения «Листья»
Спишите, поставив пропущенные запятые; обоснуйте свое мнение.
Работа с именами прилагательными.
- Что обозначают имена прилагательные?
- Назовите имена прилагательные, встретившиеся в первой строфе?
- Какова их синтаксическая роль?
- Сделайте вывод о том, какими членами предложения могут быть имена прилагательные?
- Объясните правописание кратких прилагательных на шипящий?
- В чем особенность прилагательного не свежа?
- Запишите данное прилагательное, употребив его в форме мужского рода.
- Сформулируйте правило правописания кратких прилагательных на шипящий.
- Запишите не менее двух примеров, в которых была бы данная орфограмма.
3.Знакомство со страницами биографии Ф.И.Тютчева.(сообщение уч-ся)
4.Работа с высказыванием Фета о Тютчеве.
Выразительное чтение высказывания.
Беседа по вопросам.
- С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?
- Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?
Лингвистический эксперимент.
- Прочтите текст, исключив имена прилагательные.
- Сделайте вывод о том, какова роль прилагательных в языке.
Орфографическая работа.
Запишите в тетрадь словосочетания, которые включают в себя прилагательные с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных»
Какие морфологические признаки имеет прилагательное звездное?
Полное определение имени прилагательного.
Итог урока.
Слово учителя. А теперь пришло время обратиться к вопросу, поставленному в начале урока: «Какие два слова определяют сущность Ф.И.Тютчева?»( запись высказывания:…более всего я люблю Россию и поэзию)
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Встреча с Тютчевым. Мои впечатления», выполнить морфологический разбор одного прилагательного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...
Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"
Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...
Игровые технологии на уроках русского языка
Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).
Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...