Элективный курс "Абсолютная грамотность"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elek.kurs_.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель курса:
- обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,
- закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
- преодолеть психологические трудности по отношению к языку.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач филологического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.
В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).
Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными в области орфографии.
К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях элективного курса "Абсолютная грамотность" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)
2 тренировочный (тестовые задания)
3. игровой (шарады, кроссворды)
4. контролирующий (диктанты, тесты)
Содержание обучения
Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке.
Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.
2. Орфограммы в корнях:
- гласные, проверяемые ударением;
- гласные, непроверяемые ударением;
- чередующиеся гласные;
- правописание согласных в корне;
- О, Ё после шипящих в корне.
Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
3. Правописание приставок:
- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)
- изменяющиеся на письме приставки:
а) фонетический принцип орфографии
б) написание приставок, зависящее от значения.
Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.
4. Орфограммы в суффиксах:
- О, Ё после шипящих в суффиксах
- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.
- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)
- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий
-буквы ч, щ в суффиксах существительных
- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск
Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.
5. Орфограммы в окончаниях
- О, Ё после шипящих в окончаниях слов
- падежные и родовые окончания
- правописание личных окончаний глаголов
Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание
6. Правописание сложных слов
- сложные слова с соединительной гласной
- сложные слова без соединительной гласной
- сложные существительные. Слитное написание.
- сложные существительные. Дефисное написание
- сложные прилагательные. Слитное написание.
- сложные прилагательные. Дефисное написание
Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов
7. Правописание предлогов
- правописание непроизводных предлогов
- правописание производных предлогов
- раздельное написание предлогов
- слитное написание предлогов
Цель: отработать правильность написания предлогов
8. Правописание союзов:
- слитное написание союзов
- раздельное написание союзов
Цель: отработать навыки правильности написания союзов
9. Правописание частиц
- слитное и дефисное написание частиц
- разграничение не и ни
- правописание не и ни с разными частями речи
Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни
10. Правописание числительных
- мягкий знак на конце и в середине числительных
Цель: отработать правильность написания числительных
11. Принципы и правила переносов
Цель: повторить принципы и правила переносов
Итоговая работа
- тест
Тематический план курса (34 часа)
№ п/п | Название тем курса | Кол-во часов по теме | Форма занятий | Дата |
1 | Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки. | 1 | Лекция с составлением таблиц-памяток | 06.09 |
2 | Орфограммы в корнях | 1 | Тренировочные задания | 13.09 |
3 | Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные | 1 | Семинары-практикумы. | 20.09 |
4 | Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне | 1 | Тестирование по темам | 27.09 |
5 | Правописание приставок | 1 | Семинары-практикумы | 04.10 |
6 | Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки | 1 | Лекция. Практическое применение правил | 11.10 |
7 | Написание приставок, зависящее от значения | 1 | Тренировочные задания | 18.10 |
8 | Орфограммы в суффиксах | 1 | Семинары-практикумы | 25.10 |
9 | О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. | 1 | Лекции с составлением алгоритмов по темам | 01.11 |
10 | Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск | 1 | Тренировочные задания | 15.11 |
11 | Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) | 1 | Семинары-практикумы. | 22.11 |
12 | Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий | 1 | Тестирование по темам | 29.11 |
13 | Орфограммы в окончаниях | 1 | Семинары-практикумы | 06.12 |
14 | О, Ё после шипящих в окончаниях слов | 1 | Семинары - практикумы | 13.12 |
15 | Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов | 1 | Тренировочные задания | 20.12 |
16 | Правописание сложных слов | 1 | Семинары-практикумы | 27.12 |
17 | Соединительная гласная в сложных словах | 1 | Лекция учителя. | 17.01 |
18 | Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных | 1 | Тренировочные задания | 24.01 |
19 | Правописание предлогов | 1 | Семинары-практикумы | 31.01 |
20 | Правописание производных и непроизводных предлогов. | 1 | Семинары-практикумы | 07.02 |
21 | Слитное и раздельное написание предлогов | 1 | Тренировочные задания | 14.02 |
22 | Правописание союзов | 1 | Семинары-практикумы | 21.02 |
23 | Слитное и раздельное написание союзов | 1 | Компьютерное тестирование | 28.02 |
24 | Правописание частиц | 1 | Тренировочные задания | 07.03 |
25 | Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. | 1 | Семинары -практикумы | 14.03 |
26 | Правописание не и ни с разными частями речи | 1 | Тренировочные задания | 21.03 |
27 | Правописание числительных | 1 | Семинары -практикумы | 04.04 |
28 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | Семинары -практикумы | 11.04 |
29 | Принципы и правила переносов | 1 | Тренировочные задания | 18.04 |
30 | Итоговое повторение. | 1 | Тренировочные задания | 25.04 |
31 | Контрольная работа | 1 | Компьютерное тестирование | 02.05 |
32 | Анализ ошибок | 1 | Работа над ошибками | 09.05 |
33 | Грамматические ошибки | 1 | Тренировочные задания | 16.05 |
34 | Речевые ошибки. | 1 | Тренировочные задания | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Обучение грамотному письму"
Цель данного курса – обобщение, систематизация и углубление полученных знанийпо орфографии за курс 5 – 7-х классов....
Образовательная программа элективного курса по русскому языку "Пиши грамотно"
Данная образовательная программа предназначена для обучающихся общеобразовательных школ 5-го класса...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике
Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся....
Авторская программа элективного курса "Абсолютная грамотность"
Актуальность курса заключается в том, что все рассматриваемые вопросы, тесно связаны с обязательным содержанием программы по русскому языку, используется материал для повторения, углубления и некоторо...
Элективный курс "Грамотность прежде всего"
Элективный курс "Грамотность прежде всего"...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...