Элективный курс по русскому языку для 9 класса "Обучение грамотному письму"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Сабаева Ольга Николаевна

 

        Цель данного курса – обобщение, систематизация и углубление  полученных знаний

по орфографии за курс 5 – 7-х  классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная  программа

для учащихся 9-х классов

элективный курс по русскому языку

«Обучение грамотному письму»

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 28»

Сабаевой Ольги Николаевны

нижнекамск, 2011 год



Предварительный просмотр:

                             

Практикум по русскому языку для 9-го класса

«Обучение грамотному письму»

Пояснительная записка.

       

        Изучение русской орфографии – самого сложного раздела русского языка – всегда

вызывает большие затруднения  у  обучающихся.  Программа русского языка

предлагает изучение орфографии до 7-го  класса (в 8-м и 9-м  классах  при изучении

синтаксиса ученики сталкиваются с частичным повторением орфографии), поэтому

практикум «Обучение грамотному письму» поможет девятиклассникам постичь тайны науки правописания, преодолеть трудности в написании словарных слов, вспомнить основные орфографические правила и успешно подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку. Курс также рекомендуется  тем обучающимся  9 – го класса, которые интересуются языком, не равнодушны к окружающему их миру,  и имеют желание грамотно выразить себя в слове.

       

        Цель данного практикума– обобщение, систематизация и углубление

полученных знаний по орфографии за курс 5 – 7-х  классов.

        Задачи:

1. Развить умения применять теоретические знания на практике.

2. Расширить познания учащихся по определенным темам, изученным ранее.

3. Совершенствовать орфографическую грамотность.

4. Активизировать внимание учащихся к собственной речи, устной и

письменной, повысить интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Учащиеся будут знать:

  • что изучает орфография.
  • основные орфографические правила каждого раздела орфографии:

1) правописание морфем;

2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса слов;

5) правила графического сокращения слов.

Учащиеся будут понимать:

  • что русская орфография представляет собой  систему правил правописания;
  • суть ведущего принципа написания (единообразное написание морфем);
  • связь орфографии с другими разделами языкознания: фонетикой, лексикой, морфемикой, словообразованием, морфологией и синтаксисом.

Учащиеся будут уметь:

  • применять орфографические правила на письме;
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • пользоваться орфографическим словарем и справочником по правописанию;
  • проводить орфографический разбор слова, предложения, текста;
  • соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.

Учащиеся приобретут навык:

  • оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения основных орфографических норм русского языка.

                                 

                                         Календарно – тематическое планирование (34 часа)

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

1

Краткие сведения из истории русской орфографии.

Мини – лекция,

практикум

Выполнение тестовой работы.

ПРАВОПИСАНИЕ МОРФЕМ

 Корень

2

Правописание безударных проверяемых гласных в корнях слов.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради.

3

Правописание безударных непроверяемых гласных в корнях слов.

Мини – лекция,

практикум

Анализ орфограмм в тексте, тест.

4

Правописание корней с чередованием гласных.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

5

Правописание Е или Э в заимствованных словах.

Правописание Ы или И в корне после приставки

Мини – лекция,

практикум

Алгоритм ответа на поставленный вопрос, групповая работа.

6

Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в корнях слов.

Правописание парных звонких и глухих в корнях слов.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради.

7

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов.

Правописание удвоенных согласных в корнях слов.

Мини – лекция,

практикум

Анализ орфограмм в тексте, тест.

Приставка

8

 Правописание неизменяемых на письме приставок.

Правописание приставок на 3—С.

Мини – лекция,

практикум

Практикум по сопоставлению слов. Работа с упражнениями печатной тетради.

9

 Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-.

Мини – лекция,

практикум

Выполнение тестовой работы.

Суффикс

10

Суффиксы имён существительных

Правописание   суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-

в существительных со значением лица.

Мини – лекция,

практикум

Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий.

11

 Правописание буквенного сочетания -ИЧК- и -ЕЧК- в существительных.

Правописание буквенного сочетание -ИНК- и -ЕНК- в существительных.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

12

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

в существительных со значением уменьшительности.

Правописание суффиксов -ЕЦ- и -ИЦ-

в существительных со значением уменьшительности.

Мини – лекция,

практикум

Анализ орфограмм в тексте, тест.

13

Суффиксы имён прилагательных

Правописание суффиксов -ИВ- и -ЕВ-

в прилагательных.

Мини – лекция,

практикум

Выполнение тестовой работы.

14

 Правописание суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

 Образование степеней сравнения прилагательных и написание

суффиксов.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

Суффиксы глаголов

15

 Правописание суффиксов -Е- и -И- в глаголах с приставкой

ОБЕЗ- (ОВЕС-). Правописание суффиксов -ОВА- (-ЕВА) и -ЫВА- (-ИВА) в глаголах.

Мини – лекция,

практикум

Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий.

Суффиксы причастий

16

Образование причастий и написание суффиксов. Правописание Н и НН

в полных прилагательных и причастиях. Правописание Н и НН в кратких прилагательных и причастий.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

 Суффиксы наречий

17

Правописание суффиксов -О и -А

в наречиях.

Мини – лекция,

практикум

Анализ орфограмм в тексте, тест.

Суффиксы разных частей речи

18

Правописание Н и НН в наречиях

на -О (-Е) и существительных.

Мини – лекция,

практикум

Выполнение тестовой работы.

19

Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в суффиксах слов разных частей речи.

Мини – лекция,

практикум

Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий.

20

Правописание соединительной гласной в сложных словах, первая часть которых образована от числительных.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

Окончание

21

Окончания существительных

Мини – лекция,

практикум

Анализ орфограмм в тексте, тест.

22

Правописание окончаний -Е и -И

в существительных.

Мини – лекция,

практикум

Выполнение тестовой работы.

23

 Правописание   окончаний   в   именах   существительных   с уменьшительными суффиксами -УШК- (-ЮШК-), -ЫШК-

(-ИШК-)

Мини – лекция,

практикум

Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий.

24

Правописание окончаний в существительных с увеличительным

суффиксом -ИЩ-

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

25

 Окончания прилагательных и причастий

Правописание окончаний в прилагательных и причастиях.

Мини – лекция,

практикум

Анализ орфограмм в тексте, тест.

Окончания глаголов

26

 Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

Мини – лекция,

практикум

Групповая работа.

27

Окончания в словах разных частей речи.

Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в окончаниях слов разных частей речи.

Мини – лекция,

практикум

Выполнение тестовой работы.

28

Написания, требующие различения морфем

Правописание О и Е после шипящих и Ц. Правописание ЦЫ и ЦИ в словах.

Мини – лекция,

практикум

Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий.

29

 Правописание слов с Ь и Ъ

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Правописание Ь

после шипящих. Правописание разделительных Ъ и Ь.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

СЛИТНЫЕ. ДЕФИСНЫЕ И РАЗДЕЛЬНЫЕ НАПИСАНИЯ

30

Различение морфемы и слова

Различение на письме приставки НЕ- и частицы НЕ.

Различение на письме приставки НИ-, частицы НИ и союза НИ.

Мини – лекция,

практикум

Групповая работа.

31

Правописание НЕ и НИ в оборотах речи.

Мини – лекция,

практикум

Выполнение тестовой работы.

32

 Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Различение приставки и предлога.

Мини – лекция,

практикум

Работа с упражнениями печатной тетради, анализ орфограмм в тексте.

33

 Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Различение союза и созвучного сочетания слов.

Мини – лекция,

практикум

Анализ орфограмм в тексте, тест.

УПОТРЕБЛЕНИЕ  БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ БУКВ

34

Употребление прописной буквы в словах.

Употребление строчной буквы в словах.

Мини – лекция,

практикум

Комментированное письмо, выполнение индивидуальных заданий.

 

.                                                                                          

Используемая литература.

Для учителя.

1. Программно-методические материалы: Русский язык. 5 – 9 классы / Сост.

   Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа, 2004.

2Русский язык. Репетитор/ И.П.Цыбулько, С.И.Львова. – М.:    

    Просвещение, ЭКСМО, 2007.

3. Кайдалова А.И., Калинина И.К. «Современная русская орфография». М.:

   «Высш.школа»,2005.

4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. «Интенсивный курс русского языка». М.:

«Прометей», 2000.

5. Шишкин Е. «Пишите без ошибок». М.: «Рольф», 2004.

Для учащихся.

1. «Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой

(пособие для учащихся) / Под ред. проф. Н.Н.Алгазиной. М.: «Просвещение»,

1996.

2. Александрович Н.Ф. «Занимательная грамматика». Минск, «Народная

Асвета», 2001

3.Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. «Слитно или раздельно?»: (Опыт словаря-

справочника): Ок. 82000 слов. М.: «Русский язык», 2005



Предварительный просмотр:

Приложение

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙТЕ СКОБКИ.

        Это было ра(н, нн)ей весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон вх..дили и вых..дили едущие на к..р..ткие ра(с, сс)тояния, но трое ехал.., так(же) как и я, с самого места ..тхода поезда: (некр..сивая пр..старелая дама, курящая, с измуче(н, нн)ым лиц..м, в (полу)му...ском пальт.. и шапочк.., ее знакомый, ра..г..ворч..вый человек лет с..р..ка, с а(к, кк)уратными новыми в..щ..ми, и еще д..ржавш..йся особн..ком (не)больш..го роста господин с п..рывистыми дв..жениями, еще (н..)старый, но с очевидн.. прежд..време(н,нн)о

пос..девш..ми курч..выми в..л..сами и с (не, ни)обыкн..ве(н,нн)о бл..стящ..ми гл..зами быстро п..р..б..гавш..ми с пр..дмета на пр..дмет. Он был (на, о)дет в старое от д..рого., п..ртного п..льто с барашков..  в..ротником и высокую барашковую шапку. Под п..льт.., когда он ра(с, сс)тегивался, видна была по(д, дд)евка и ру(с, сс)кая выш..тая рубаха. Особе(н, нн)ость этого господина состояла в том, что он и(з, с)редк..  и(з, с)давал стра(н, нн)ые звуки, п..хож..е на ..ткашливан..е или на нач..тый  и оборва(н, нн)ый смех.

   Господин этот во все время пут..ше..ствия ст..рательно избегал  ..бщения и знакомства с па(с, сс)аж..рами.

На заговариван..я с..седей он отв..чал коротко и резко и или читал, или, глядя в окно, курил, или, достав пр..визию из своего старого м..шка, пил чай или закусывал.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙТЕ СКОБКИ

        Это было ра(н, нн)ей весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон вх..дили и вых..дили едущие на к..р..ткие ра(с, сс)тояния, но трое ехал.., так(же) как и я, с самого места ..тхода поезда: (некр..сивая пр..старелая дама, курящая, с измуче(н, нн)ым лиц..м, в (полу)му...ском пальт.. и шапочк.., ее знакомый, ра..г..ворч..вый человек лет с..р..ка, с а(к, кк)уратными новыми в..щ..ми, и еще д..ржавш..йся особн..ком (не)больш..го роста господин с п..рывистыми дв..жениями, еще (н..)старый, но с очевидн.. прежд..време(н,нн)о пос..девш..ми курч..выми в..л..сами и с (не, ни)обыкн..ве(н,нн)о бл..стящ..ми гл..зами, быстро п..р..б..гавш..ми с пр..дмета на пр..дмет. Он был (на, о)дет в старое от д..рого., п..ртного п..льто с барашков..  в..ротником и высокую барашковую шапку. Под п..льт.., когда он ра(с, сс)тегивался, видна была по(д, дд)евка и ру(с, сс)кая выш..тая рубаха. Особе(н, нн)ость этого господина состояла в том, что он и(з, с)редк..  и(з, с)давал стра(н, нн)ые звуки, п..хож..е на ..ткашливан..е или на нач..тый  и оборва(н, нн)ый смех.

   Господин этот во все время пут..ше..ствия ст..рательно избегал  ..бщения и знакомства с па(с, сс)аж..рами.

На заговариван..я с..седей он отв..чал коротко и резко и или читал, или, глядя в окно, курил, или, достав пр..визию из своего старого м..шка, пил чай или закусывал.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ И РАСКРОЙТЕ СКОБКИ.

        Это было ра(н, нн)ей весной. Мы ехали вторые сутки. В вагон вх..дили и вых..дили едущие на к..р..ткие ра(с, сс)тояния, но трое ехал.., так(же) как и я, с самого места ..тхода поезда: (некр..сивая пр..старелая дама, курящая, с измуче(н, нн)ым лиц..м,в(полу)му...ском пальт.. и шапочк.., ее знакомый, ра..г..ворч..вый человек лет с..р..ка, с а(к, кк)уратными новыми в..щ..ми, и еще д..ржавш..йся особн..ком (не)больш..го роста господин с п..рывистыми дв..жениями, еще (н..)старый, но с очевидн.. прежд..време(н,нн)о пос..девш..ми курч..выми в..л..сами и с (не, ни)обыкн..ве(н,нн)о бл..стящ..ми гл..зами, быстро п..р..б..гавш..ми с пр..дмета на пр..дмет. Он был (на, о)дет в старое от д..рого., п..ртного п..льто с барашков..  в..ротником и высокую барашковую шапку. Под п..льт.., когда он ра(с, сс)тегивался, видна была по(д, дд)евка и ру(с, сс)кая выш..тая рубаха. Особе(н, нн)ость этого господина состояла в том, что он и(з, с)редк..  и(з, с)давал стра(н, нн)ые звуки, п..хож..е на ..ткашливан..е или на нач..тый  и оборва(н, нн)ый смех.

   Господин этот во все время пут..ше..ствия ст..рательно избегал  ..бщения и знакомства с па(с, сс)аж..рами.

На заговариван..я с..седей он отв..чал коротко и резко и или читал, или, глядя в окно, курил, или, достав пр..визию из своего старого м..шка, пил чай или закусывал.

Вставьте там, где нужно пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Каждый знает, как не(?)ле(?)ко бывает следовать голосу совести. Если мы п...ступа(е,и)мв(о,а)преки совести, естестве(нн,н)о, мы проявляем слабоволие, но всегда при этом лукавим с(?)собой -стр(и,е)мимся (а,о)правдать любой ц…ной уло(в,ф)ки. Эти человеч…ские слабости п(о,а)дметил ещѐ в XVIIвеке ф ранцу(?)кий п…сатель (Ф,ф)рансуа (Л,л)арошфуко.

«Люди не(?)могут утешит(?)ся , - писал он, - когда их (о,а)бманут враги или изменят друз(?)я; но когда они (о,а)бманывают сами себя, они п(а,о)рой бывают д(а,о)вольны». Но это уд(о,а)влетв(а,о)рение с…бой длит(?)ся  не(?)веч(?)но.

     Очень часто случает(?)ся, что челолвек нач(и,е)нает (а,о)с(а,о)знавать, что жил он не(?)таки ни(?)чего х…р…ше(в,г)о в ж…зни не(?)(с,з)делал. Это очень горькие минуты, (о,а)собе(нн,н) в(?) том возрасте, когда человек начинает уже подв(а,о)дить итоги своей ж…зни.

     Вот п(и,е)сьмо из книги философа П. Егидеса « Смысл жизни».

«Идѐт уже мне пятый десяток, а что я в жизни (с,з)делал? По существу, ни(?)чего.... Тягос(?)но  пр(?)ти к ф…налу с …щ…щением, что твоя жизнь не(?)имела какой(?)либо зн…чительности для чего(?)то такого зн…чительно(в,г). И когда я понял это, хотя за свою жизнь и(з,с)п(и,е)сал не(?)мало бумаги, пр…читал не(?)мало лекций, я вдруг п…чу(?)ствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с(?)чем должен был борот(?)ся.

     А ведь я испытал много пр(о,а)ходящих счастьиц, х…р…ших минут, но потом вдруг

почу(?)ствовал, что я глубоко не(?)ч…стен, что всѐ ут(и,е)кло, как скво(з,с)ь дырявое ведро,что растратил жизнь, время, (и,э)нергию на пустяки, на с(а,о)(с,з)дание своего

бл…г(а,о)получия, уюта, боялся его п(а,о)терять и из(?)за этой трусости поступал

в(о,а)преки совести. И  (по)этому н(е,и)(?)какого сл…да моя ж…знь не(?)оставит. Это всѐ

равно, как если бы я вовсе не(?)жил».

      Не(?)правда ли, страшно при(?)ти к такому итогу?

(0,А)чевидно, чтобы и(с,з)бежать такой печальной уч…сти, надо научит(?)ся смотреть в глаза своей совести.

А для этого надо развить свою волю. Хорошо развитая воля не(?)п…зволит вам быть малодушным, бе(с,з)принц…пным.

Вставьте там, где нужно пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Каждый знает, как не(?)ле(?)ко бывает следовать голосу совести. Если мы п...ступа(е,и)м в(о,а)преки совести, естестве(нн,н)о, мы проявляем слабоволие, но всегда при этом лукавим с(?)собой -стр(и,е)мимся (а,о)правдать любой ц…ной уло(в,ф)ки. Эти человеч…ские слабости п(о,а)дметил ещѐ в XVII веке ф ранцу(?)кий п…сатель (Ф,ф)рансуа (Л,л)арошфуко.

«Люди не(?)могут утешит(?)ся , - писал он, - когда их (о,а)бманут враги или изменят

друз(?)я; но когда они (о,а)бманывают сами себя, они п(а,о)рой бывают д(а,о)вольны».

Но это уд(о,а)влетв(а,о)рение с…бой длит(?)ся  не(?)веч(?)но.

     Очень часто случает(?)ся, что челолвек нач(и,е)нает (а,о)с(а,о)знавать, что жил он не(?)так и ни(?)чего х…р…ше(в,г)о в ж…зни не(?)(с,з)делал. Это очень горькие минуты, (о,а)собе(нн,н) в(?) том возрасте, когда человек начинает уже подв(а,о)дить итоги своей ж…зни.

     Вот п(и,е)сьмо из книги философа П. Егидеса « Смысл жизни».

«Идѐт уже мне пятый десяток, а что я в жизни (с,з)делал? По существу, ни(?)чего....

Тягос(?)но  пр(?)ти к ф…налу с …щ…щением, что твоя жизнь не(?)имела какой(?)либо зн…чительности для чего(?)то такого зн…чительно(в,г). И когда я понял это, хотя за свою жизнь и(з,с)п(и,е)сал не(?)мало бумаги, пр…читал не(?)мало лекций, я вдруг п…чу(?)ствовал, что жизнь моя лишена смысла: я проходил мимо того, с(?)чем должен был борот(?)ся.

    А ведь я испытал много пр(о,а)ходящих счастьиц, х…р…ших минут, но потом вдруг

почу(?)ствовал, что я глубоко не(?)ч…стен, что всѐ ут(и,е)кло, как скво(з,с)ь дырявое ведро, что растратил жизнь, время, (и,э)нергию на пустяки, на с(а,о)(с,з)дание своего бл…г(а,о)получия, уюта, боялся его п(а,о)терять и из(?)за этой трусости поступал в(о,а)преки совести. И  (по)этому н(е,и)(?)какого сл…да моя ж…знь не(?)оставит. Это всѐ равно, как если бы я вовсе не(?)жил».

      Не(?)правда ли, страшно при(?)ти к такому итогу?

(0,А)чевидно, чтобы и(с,з)бежать такой печальной уч…сти, надо научит(?)ся смотреть в глаза своей совести.

А для этого надо развить свою волю. Хорошо развитая воля не(?)п…зволит вам быть малодушным, бе(с,з)принц…пным.

 Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Сущ…ствует точ…ное  ч...еловеч.. .ское  н…блюдение: во... дух мы зам…чаем т…гда, к…гда его нач...нает (не)хв…тать. Чтобы  …делать это выр…жение с... всем точным, надо(бы) вмест… слова «зам...чать» уп.. .тр...бить слово «д...рожить». Д...ствительно, мы (не)д…рожим во...духом и (не)думаем о нем, п…ка н…рмально и бе...пр…пятстве(н,нн)о дыш…м. Но все же, (не)правда, - зам.. .ч…ем. Даже и н…сла.. да…мся, когда п…тян...т  с юга теплой влаг…й, когда промыт он майским д.. ждем , к…гда ...бл…горожен гр…зовыми з…рядами.  (Не,Ни)всегда ведь мы дышим р…внодушно и бу...нично.      

     Бывают сла... чайшие,  драгоце(н,нн)ые, памятные на всю жизнь гл…тки во... духа.

Однажды, когда кончилась з…ма и антифриз в машине был уже (не)нужен,  я открыл кр...ник, и вся ж…дкость из р...диатора выл…лась на землю, там, где ст.. яла маш…на - на лужайке, под окнами наш…го д.. реве(н,нн)ского дома. Антифриз растекся п р...долг. ..ватой луж...й, потом его смыло д …ждями, но на земле, ... казывает(?)ся,  п…лучился сильный ож... г.  Среди плотной мелкой тра….ки, ра…тущ...й на лужайке, …бразовалось зл... вещее ч…рное п… тно.

     Три года земля (не)могла зал...чить место ож...га, и только потом уж плешина снова зат... нулась з…леной тр…вой.

Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Сущ…ствует точ…ное  ч...еловеч.. .ское  н…блюдение: во... дух мы зам…чаем т…гда, к…гда его нач...нает (не)хв…тать. Чтобы  …делать это выр…жение с... всем точным, надо(бы) вмест… слова «зам...чать» уп.. .тр...бить слово «д...рожить». Д...ствительно, мы (не)д…рожим во...духом и (не)думаем о нем, п…ка н…рмально и бе...пр…пятстве(н,нн)о дыш…м. Но все же, (не)правда, - зам.. .ч…ем. Даже и н…сла.. да…мся, когда п…тян...т  с юга теплой влаг…й, когда промыт он майским д.. ждем , к…гда  ...бл…горожен гр…зовыми з…рядами.  (Не,Ни)всегда ведь мы дышим р…внодушно и бу...нично.      

     Бывают сла... чайшие,  драгоце(н,нн)ые, памятные на всю жизнь гл…тки во... духа.

Однажды, когда кончилась з…ма и антифриз в машине был уже (не)нужен,  я открыл кр...ник, и вся ж…дкость из р...диатора выл…лась на землю, там, где ст.. яла маш…на - на лужайке, под окнами наш…го д.. реве(н,нн)ского дома. Антифриз растекся п р...долг. ..ватой луж...й, потом его смыло д …ждями, но на земле, ... казывает(?)ся,  п…лучился сильный ож... г.  Среди плотной мелкой тра….ки, ра…тущ...й на лужайке, …бразовалось зл... вещее ч…рное п… тно.

     Три года земля (не)могла зал...чить место ож...га, и только потом уж плешина снова зат... нулась з…леной тр…вой.

Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

     Сущ…ствует точ…ное  ч...еловеч.. .ское  н…блюдение: во... дух мы зам…чаем т…гда, к…гда его нач...нает (не)хв…тать. Чтобы  …делать это выр…жение с... всем точным, надо(бы) вмест… слова «зам...чать» уп.. .тр...бить слово «д...рожить». Д...ствительно, мы (не)д…рожим во...духом и (не)думаем о нем, п…ка н…рмально и бе...пр…пятстве(н,нн)о дыш…м. Но все же, (не)правда, - зам.. .ч…ем. Даже и н…сла.. да…мся, когда п…тян...т  с юга теплой влаг…й, когда промыт он майским д.. ждем , к…гда  ...бл…горожен гр…зовыми з…рядами.  (Не,Ни)всегда ведь мы дышим р…внодушно и бу...нично.      

     Бывают сла... чайшие,  драгоце(н,нн)ые, памятные на всю жизнь гл…тки во... духа.

Однажды, когда кончилась з…ма и антифриз в машине был уже (не)нужен,  я открыл кр...ник, и вся ж…дкость из р...диатора выл…лась на землю, там, где ст.. яла маш…на - на лужайке, под окнами наш…го д.. реве(н,нн)ского дома. Антифриз растекся п р...долг. ..ватой луж...й, потом его смыло д …ждями, но на земле, ... казывает(?)ся,  п…лучился сильный ож... г.  Среди плотной мелкой тра….ки, ра…тущ...й на лужайке,

…бразовалось зл... вещее ч…рное п… тно.

     Три года земля (не)могла зал...чить место ож...га, и только потом уж плешина снова зат... нулась з…леной тр…вой.

 Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

              П…т…рбур.. ские   улиц…

Случ…лось ли вам и…ти (когда)нибудь осенью поз…но вечер…м по  о…д…лен…ым

п…т…рбур…ским улицам?

Высокие стены д…мо…, изре…ка  осв…щен…ые тусклым блеском ф…н...рей,  кажут….я

еще ч…рнее неба. М…стами …дания и серые тучи сл…вают…ся в одну ма...су, и  ...г…ньки  в  окнах бл…стят, как движ…щ....ся   звезд…ч..ки.  Дож…дь с  …днообразным шумом падает на кровли и м….ст…вую. Х…л…дный вет…р  ду…т  с силой и з…б…ваясь в  в…рота,  стон…т жал…бн.. .  Улиц… пусты,  (кое)где пл…тет…ся  разв…  зап…здалый  пеш…ход  или тащит…ся и…во…ч…к, пр…кл…ная н…нас…тье.  Но скор…, все ут..хает,  изре…ка   тольк... слышит…ся прод…лж…тельный   свист на к..лан…че или скрип барки, к…ч…емой п...рывами ветра, и снов..., все п…гружа…тся в безмолвии… .

Вставьте там, где надо пропущенные буквы, раскройте скобки.

              П…т…рбур.. ские   улиц…

Случ…лось ли вам и…ти (когда)нибудь осенью поз…но вечер…м по  о…д…лен…ым

п…т…рбур…ским улицам?

Высокие стены д…мо…, изре…ка  осв…щен…ые тусклым блеском ф…н...рей,  кажут….я

еще ч…рнее неба. М…стами …дания и серые тучи сл…вают…ся в одну ма...су, и  ...г…ньки  в  окнах бл…стят, как движ…щ....ся   звезд…ч..ки.  Дож…дь с  …днообразным шумом падает на кровли и м….ст…вую. Х…л…дный вет…р  ду…т  с силой и , з…б…ваясь в  в…рота,  стон…т жал…бн.. .  Улиц… пусты,  (кое)где пл…тет…ся  разв…  зап…здалый  пеш…ход  или тащит…ся и…во…ч…к, пр…кл…ная н…нас…тье.  Но скор…, все ут..хает,  изре…ка   тольк... слышит…ся прод…лж…тельный   свист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»

Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Орфография – основа грамотного письма»

Программа элективного курса "Орфография - основа грамотного письма" составлена на основе стандартов основного общего образования. Цель курса: расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный зап...

Элективный курс по русскому языку «Деловая речь. Деловое письмо»

Предлагаемая программа  элективного курса "Деловая речь. Деловое письмо" направлена на удовлетворение познавательных интересов в области профессиональной деятельности человека.Занятия имеют практ...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

Элективный курс по русскому языку "Учись писать грамотно" 5 класс

В целях реализации принципов преемственности спецкурс позволяет учащимся 5 классов адаптироваться к новым приемам и методам преподавания русского языка в среднем звене основной школы и восполнить проб...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)

Рабочая учебная программа элективного курса  «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)    для обучающихся 8 класса...