Урок по теме "Обобщение по теме "Односоставное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цели :
1. Обобщить изученное об односоставных предложениях.
2. Развить умение определять вид односоставных предложений, умение использовать их в речи.
3. Развить умение использовать полученные знания при анализе художественных текстов.
Задачи:
1. Развивать умение работать самостоятельно и в группах, отстаивать свою точку зрения.
2. Развивать творческие возможности.
3. Формировать способность к рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение по теме "Односоставное предложение" | 47 КБ |
Коз 2 | 34.5 КБ |
Коз 3 | 31.5 КБ |
Тест | 35.5 КБ |
test.xls | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибрагимова Тамара Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
Школа дистанционного обучения.
Учебное занятие по русскому языку с проектной деятельностью
Тема:
«Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Цели:
- обобщить знания по односоставным предложениям;
- закрепить знания и умения по определению и нахождению односоставных предложений,
- проверить знания учащихся по данной теме.
- Выявить роль односоставных предложений в художественных текстах.
Задачи: организовать проверку знаний учащихся по теме, обобщение и повторение по теме, организовать проектную деятельность.
ТСО и программное обеспечение: экран, проектор и компьютер.
Ход урока
Этапы. | Содержание | Деятельность ученика | Использование ИКТ | |
1. | Организационный момент. | - Здравствуйте. Сегодня мы закрепляем и обобщаем знания по теме «Односоставные предложения». | Слайд № 1 | |
2. | Повторение и обобщение. | - Мы изучили все виды односоставных предложений и теперь обобщаем материал. Слайд №2: Работаем с таблицей. 1. На какие группы делятся предложения по наличию главных членов? 2. Какие предложения называются определенно- личными? 3. Как выражается сказуемое- глагол в неопределенно - личных? 4. Какие предложения называются обобщенно- личными? 5. Назовите способы выражения главного члена в безличном предложении. 6. Как называются предложения с главным членом – подлежащим? | Учащиеся отвечают на вопросы. | На экране таблица. Слайд № 2 |
3. | Закрепление | Мы повторили и обобщили материал по теме «Односоставное предложение» и теперь выполняем задание. | Ученики выполняют КОЗ № 1 | Слайд № 3-4 |
4. | Контроль за знаниями по теме «Односоставные предложения» | Выполняем тест по теме «Односоставные предложения». | Ученики выполняют КОЗ № 2 | |
5. 6. | Проектная деятельность Подведение итогов. Рефлексия. | Цель: формирование коммуникативной компетентности в процессе самостоятельной и групповой познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с текстами художественных произведений. Задачи: изучить частотность употребления односоставных предложений в художественных текстах разных авторов; выяснить роль данных предложений в художественной литературе. Задание: мы изучили тему «Односоставные предложения» и в ходе нашего исследования должны выяснить роль односоставных предложений в художественной литературе. Изучите тексты, выберите односоставные предложения, сгруппируйте, оформите таблицу и сделайте вывод. Защита полученных результатов и выводов. | КОЗ № 3 1.Формирование групп учащихся (по желанию) 2.Отбор материала для исследования (отрывки из художественных произведений разных авторов). Каждая группа отбирает самостоятельно произведения одного автора. 3.В группах обсуждают пути проведения исследования, договариваются о роли каждого в процессе.
Аргументы: 1.____________ 2.____________ Каждой группе на предъявление полученных результатов дается 2 минуты. | Тексты художественных произведений |
Предварительный просмотр:
КОЗ № 1
Русский язык, основная школа
Извлечение вторичной информации, уровень 2
Обработка информации, уровень 2
Вы - молодой учёный и вам нужно провести исследование текста.
Проанализируйте текст и выпишите односоставные предложения, определите вид односоставных предложений, заполните соответствующие графы таблицы.
Какого вида односоставных предложений не было в тексте? Дополните своим примером.
Лето. Помню с детства: как только в огородах поспевали подсолнухи, корзину каждого обвязывали легкой тряпкой - от воробьев. Так и стояли подсолнухи в пестрых платочках. Поспевали вишни в садах - обязательно ставили чучело, тоже от воробьев. Ущерб урожаю в тех местах, где птицы хорошо плодятся и благоденствуют, может быть очень заметным, и поэтому, наверное, в названии воробья имеется слово « вор». А вора, конечно же, надо гнать. Я не помню, чтобы воробьев избивали. Скорее их всегда прогоняли, пугали.
Односоставные предложения
Вид односоставных | Предложения |
| |
|
Модельный ответ:
Односоставные предложения
Виды односоставных | Предложения |
| Помню с детства. |
| Корзину каждого обвязывали лёгкой тряпкой - от воробьёв. Обязательно ставили чучело, тоже от воробьёв. Воробьёв избивали. Скорее их всегда прогоняли, пугали. |
| |
| А вора, конечно же, надо гнать. |
| Лето. |
Предварительный просмотр:
КОЗ № 2
Русский язык, основная школа
Извлечение вторичной информации, уровень 1
Обработка информации, уровень 1
Мы изучили тему «Односоставные предложения», повторили и обобщили знания по теме «Односоставные предложения». Хотите проверить свои знания?
Решите тест
Односоставные предложения
Глагольные (с главным членом- сказуемым) | Выражение главного члена предложения. |
| Глагол- сказуемое в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа в настоящем и будущем времени изъявительного или в форме повелительного наклонения. |
| Глагол- сказуемое в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. |
| Неопределенно-личные и определенно-личные могут иметь значение обобщённого лица, т. е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом (пословицы, поговорки…) |
| Безличным глаголом, личным глаголом в роли безличного, возвратным глаголом в безличном значении, инфинитивом, словом состояния, неизменяемой глагольной формой нет. |
Именные (с главным членом- подлежащим) | |
| Подлежащее- существительное в именительном падеже. |
Ключ:
1-b
2-d
3-c
4-c
5-a
6-a
7-c
8-c
9-a
10-c
Предварительный просмотр:
КОЗ №3
Русский язык, основная школа
Извлечение вторичной информации, уровень 2
Обработка информации, уровень 2
На уроках литературы мы читаем художественные произведения русских классиков. Используют ли они в своих текстах односоставные предложения? С какой целью?
Проанализируйте текст, внимательно прочитайте, найдите односоставные предложения и ответьте на вопросы:
- Какова частотность использования односоставных предложений?
- Какова роль их в тексте?
Вывод:________________________________________
________________________________________
Аргументы:
1.___________________________
2.___________________________
3.___________________________
Тексты:
- И как этот же самый лес хорош поздней осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. Сквозь обнажённые, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо; кое-где на липах висят последние золотые листья. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся ; длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память давно-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются; воображение реет и носится, как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях.
(И.С.Тургенев «Записки охотника»)
- Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полковник Б. отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простился с хозяевами. Я было испугался, что её увезут, но она осталась с матерью.
После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни её, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил её. И я боялся только одного, чтобы что- нибудь не испортило моего счастья.
Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно.
(Л.Н.Толстой «После бала»)
- Тихон вошёл на цыпочках и всей пятернёй отер лицо. Катерина Петровна лежала бледная, маленькая, как будто безмятежно уснувшая.
- Не дождалась,- пробормотал Тихон.- Эх, горе её горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке,- за добро плати добром, не будь пустельгой. Сиди здесь, а сбегаю в сельсовет, доложу.
Он ушёл, а Манюшка сидела на табурете, подобрав колени, тряслась и смотрела, не отрываясь на Катерину Петровну.
Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и весёлым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.
(К.Г.Паустовский «Телеграмма»)
- Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Ещё уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно: на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку. Дядя Левонтий – лиходей из лиходеев, когда пьяный, всю посуду прибьёт, Васёне фонарь привесит, ребятишек поразгонит. А как побеседовал с ним учитель - исправился дядя Левонтий. Неизвестно, о чём говорил с ним учитель, только дядя Левонтий каждому встречному и поперечному радостно толковал:
- Ну чисто рукой дурь снял! И вежливо всё, вежливо. Вы, говорит, вы… Да ежели со мной по-людски, да я что, дурак, что ли? Да я любому и каждому башку сверну, если такого человека обидят
(В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»)
- Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и ещё собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч солнца касался его утомлённых листьев.
Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.
Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину.
(А.П.Платонов «Неизвестный цветок»)
- Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века-
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь- начнёшь опять сначала,
И повториться всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
(А. Блок «Пляски смерти»)
- Молодым быть очень плохо. Жизнь проходит быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты ещё ничего не сделал. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие- нибудь таланты. А хочется большой, бурной жизни! Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру - бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… Что мне делать? Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днём борьбы и побед? Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. Способен ли я на подвиг? Не знаю. Способен ли я на тяжёлый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне ещё десять лет!
(Ю.Казаков «Голубое и зелёное»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Урок русского языка в 12 классе. Урок – обобщение по теме «Односоставные предложения».
Цель:-повторение и обобщение изученного материала по теме;-выполнение заданий и создание текста с применением полученных знаний.Задачи учителя:-создать условия для глубокого осмысления темы с применен...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»
Открытый урок по русскому языку в 5 классеТема урока « Главные и второстепенные члены предложения»...
Урок русского языка в 8 классе "Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения"
Урок проводился по учебно-методическому комплексу под редакцией Л.З.Шакировой. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строилось на задани...
Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
Урок повторения . 11 класс...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...
«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»
laquo;Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них.Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»...