Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Личность и судьба А.С. Грибоедова
видеоурок по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока:
дать представление о личности Грибоедова и его трагической судьбе, создать «живой образ» человека с гениальными способностями и великим умом и сердцем.
Задачи:
- закрепить знания о личности А. С. Грибоедова
- воспитать на примере жизни великого человека умения реализовывать свои индивидуальные способности.
- пробудить интерес к личности А. С. Грибоедова и желание самостоятельно изучать его жизнь и творчество.
- Развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griboedov.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
Личность и судьба А.С. Грибоедова
Цель урока:
дать представление о личности Грибоедова и его трагической судьбе, создать «живой образ» человека с гениальными способностями и великим умом и сердцем.
Задачи:
- закрепить знания о личности А. С. Грибоедова
- воспитать на примере жизни великого человека умения реализовывать свои индивидуальные способности.
- пробудить интерес к личности А. С. Грибоедова и желание самостоятельно изучать его жизнь и творчество.
- Развивать умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя.
Оборудование:
- портрет драматурга
- выставка книг
- мультимедийное оформление
- фильм-спектакль по одноименной комедии А.С. Грибоедова
- вальс А.С. Грибоедова
1 Вступительное слово учителя
Мы прикоснулись к книге и почувствовали дыхание времени, неумолимо стремящегося вперед и вперед.
Через 10 лет произведению «Горе от ума» исполнится уже 200. Сколько постановок в театрах страны! Сколько поколений читают и перечитывают это произведение! Не умирает! Живет и живет «Горе от ума» и будет жить всегда.
«Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова». И.А. Гончаров «Миллион терзаний» (критический этюд). Учащиеся находят в книге эти слова и зачитывают . стр. 126.
Несомненно, заслуга в этом автора. Александра Сергеевича Грибоедова.
Учитель объявляет тему и цель урока (учащиеся записывают в тетради)
«Личность и судьба А.С. Грибоедова»
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
Откройте учебник на стр. 146.
«Последний год жизни А.С. Грибоедова». Найдите фамилию самого дорогого человека для Грибоедова Н.А. Чавчавадзе. (Подписываем эпиграф)
Слайд № 1
Беседа.
Вспомните, что такое эпиграф?
Ответы учащихся.
А сейчас скажите, ребята, кого мы можем назвать, с вашей точки зрения, личностью?
Ответы учащихся.
И как на предыдущий вопрос отвечает жена А.С. Грибоедова, Н.А. Чавчавадзе…
«Ум и дела»
Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры.
Судьба поэта трагична, прекрасна и таинственна.
Достоверно неизвестно в каком году родился Грибоедов в 1790, 1794г. или 1795 г. 04 января.
Да и погиб поэт при загадочных обстоятельствах 29.01.1829 г. в Тегеране.
Каким он был?
Хочется обратиться к портретам этого удивительного человека.
Слайд № 2
Может невольно прийти мысль, а не разные ли это люди? «Повторяется только одно-очки».
Беседа.
1827 г. Акварель Машкова. Тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.
1873 г. Крамской. Высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, задумчивый взгляд сквозь очки, тонкие губы язвительно сжатые в полуусмешке... Холодный лик…
А каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?
Ответы подготовленных учащихся.
1-я ученица: «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной
наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией, с твердой речью» (В. Андреев).
2-я ученица: «Кровь сердца всегда играла на его лице» (А.Бестужев).
Продолжаем беседу.
Самостоятельная работа в группах (6 групп учащихся).
Этапы жизненного пути Грибоедова (работа с учебником, записи в тетрадях: короткие характеристики каждого этапа жизни).
Слайд № 3
Какие черты личности Грибоедова раскрываются через каждый этап его жизни?
Задание.
Слайд № 4,5,6
1 группа (учебник стр. 141-142)
Детство 1795-1802 г.
Московский благородный пансион.
Московский университет.
Слайд № 7
2 группа (учебник стр. 142-143)
Военный период жизни А.С. Грибоедова 1812-1815 г.
Слайд № 8,9
3 группа (учебник стр. 143-144 )
Губернский секретерь в Коллегии иностранных дел (там служили А. Пушкин и В. Кюхельбекер) 1816-1818 г.
Секретарь русской дипломатической миссии в Персии 1818-1823 г.
4 группа (учебник стр. 144-145)
Москва 1823 г. (работа над комедией «Горе от ума» – Петербург 1824-1825г.(закончил работу над комедией «Горе от ума»)
Слайд № 10,11,12
5 группа (учебник стр. 145-146)
Кавказ январь1825 г. – Петербург (допрос по делу декабристов. Арест. ) – Освобожден июнь1826 г.
Петербург (чин надворного советника) 1826 г.
Автор Туркманчайского мирного договора для России 1828 г.
Слайд № 13,14
6 группа (учебник стр. 146-147)
Последний год жизни А.С. Грибоедова (осень 1828 – 29 января 1829 г.)
Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.
«Какие черты личности Грибоедова раскрыты через эти этапы».
А сейчас современники Грибоедова о нем (подготовленная группа учащихся).
Любезность, остроумие, искренность Грибоедова обаятельно действовали на всех его друзей и знакомых. Современники отзывались о нем не иначе как с восторгом. «Его нельзя было любить иначе, как страстно, с энтузиазмом, потому что пламенная душа его согревала и воспламеняла все вокруг себя. С. Грибоедовым благородный человек делался лучше, благороднее; его привязанность к другу, внимание, искренность, светлые мысли, высокие чувствования переливались в душу и зарождали ощущение новой, сладостной жизни. Его голос, взгляд, улыбка, приемы имели какую-то необыкновенную прелесть; звук голоса его проникал в душу, убеждение лилось из уст...» — свидетельствует известный журналист того времени Ф. Булгарин.
«А.С. Грибоедов любил простой народ и находил особенное удовольствие в обществе образованных молодых людей, не испорченных еще искательством и светскими приличиями. Любил он ходить и в церковь. «Любезный друг! — говорил он. — Только в храмах божиих собираются русские люди; думают и молятся по-русски. В русской церкви я — в отечестве, в России! Меня приводит в умиление мысль, что те же молитвы читаны были при Владимире, Дмитрии Донском, Мономахе, в Киеве, Новгороде, Москве; что то же пение одушевляло набожные души. Мы — русские только в церкви, а я хочу быть русским». Ф. Булгарин.
«Красноречие А.С. Грибоедова, всегда пламенное, было убедительно потому, что основывалось на здравом смысле и глубокой учености. Трудно было не согласиться с ним во мнении. Он имел особенный дар, как все необыкновенные люди, убеждать и привлекать сердца. Знать его было то же, что любить. Более всего привязывало к нему его непритворное добродушие, которое при необыкновенном уме действовало на сердце, как теплота на природу...», — говорил о Грибоедове писатель и критик К.А. Полевой.
«Передовые взгляды будущего писателя формировались еще в студен ческой среде, из которой вышло немало будущих декабристов. Грибоедов участвовал в университетских литературных кружках, спектаклях. Это привлекало его к литературе и театру» (И. Д. Якушкин, А. 3. Муравьев).
Он был полон освободительными идеями, чтение произведений Радищева, Фонвизина — все это способствовало развитию передовых взглядов будущего писателя. Грибоедову были близки Кюхельбекер, Бестужев, Одоевский; он постоянно общался с Пушкиным, Рылеевым, Вяземским и другими писателями и поэтами.
«Будет справедливо сказать еще и о том, что деятельность Александра Сергеевича не ограничивалась одной только литературой. Он был выдаю щимся дипломатом, «человеком государственным» (Пушкин).
«Покойный Грибоедов был очень смелый, честный, прямой и в высшей степени преданный своему отечеству и государству. Никакими подкупами, никакой лестью нельзя было отклонить его от прямого пути и заставить пользоваться чьими-либо одолжениями. Он, как герой, защищал права и интересы русско- подданных и находившихся под покровительством России. Эти свойства и качества Грибоедова не нравились сановникам персидского правительства... Они всячески старались оклеветать и обвинить его в чем-нибудь. Но посланник не обращал никакого внимания на эти козни и интриги. Он твердо и непоколебимо продолжал действовать в интересах своего государства и русско-подданных» (Петров Г. М. «Новые материалы об убийстве А. С. Грибоедова»).
Учитель.
Вот такими видели и знали необычайно одаренного человека его современники. Мы уже говорили, что судьба его была загадочна и трагична. И если она вас заинтересовала, вы можете прочитать интересную книгу о жизни Грибоедова. (Демонстрируется книга Ю.И. Тынянова «Смерть Визир-Мухтара». – Художественая литература, 1975 г.).
Итог урока:
1. Что в биографии Грибоедова вас поразило? («Образованнейший человек своего времени», разносторонние дарования, истинный патриотизм, блестящий дипломат, трогательная история любви…)
2. Можно ли сказать, что жизнь Грибоедова полно и ярко отразила судьбу всего поколения дворянской интеллигенции 10 – 20-х годов? Обоснуйте свою мысль. (Да, его жизнь, так же, как и судьба всего поколения дворянской интеллигенции 10 – 20-х годов, связана с главными событиями истории России: Отечественной войной 1812 года и декабристским движением).
На следующем уроке мы начнем работать с бессмертным произведением Грибоедова, поэтому хочется, чтобы сейчас вы посмотрели эпизод из фильма-спектакля«Горе от ума».
Домашнее задание.
1.Страницы учебника: 141 – 147 , читать 1-ое действие комедии «Горе от ума» в лицах.
2. Индивидуальное задание: история создания комедии «Горе от ума».
3. Индивидуальное задание: Москва 20-ых годов19 века.
4. Повторить литературные направления:
1-2 группа. Классицизм.
3-4 группа. Сентиментализм.
5-6 группа. Романтизм.
5. Повторить материалы о произведениях драматического рода.
Всем спасибо за урок!
Литература:
А.С. Грибоедов «Горе от Ума».
Учебник под редакцией В.Я. Коровиной, часть 1.Москва «Просвещение» 2010.
Журнал «Литература в школе» № 6 2004г.
И.В. Золоторева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева Поурочные разработки по литературе. Издание 3-е исправленное и дополненное. 9 класс. Москва «Вако» 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвящённый А.С. Грибоедову «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»
Материалы литературной гостиной призваны донести до учащихся своеобразие сложной личности Грибоедова, документальные справки помогут понять "живого" поэта и оценить его место в литер...
открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.
Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...
Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Личность и судьба А.С. Грибоедова"
Изучение биографии Грибоедова, осознание масштаба личности и трагизма судьбы писателя...
Литературная гостиная "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских..."
В основе вечера - документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших Грибоедова, встречавшихся с писателем, его письма....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Ум и дела твои бессмертны в памяти русских
урок по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума"...
Литературная гостиная: "Ум и дела твои бессмертны в памяти твоей..."
Литературная гостиная: "Алесксандр Сергеевич Грибоедов"...