Программа индивидуального развития по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

 Морозова Ольга Борисовна

 

  Данная программа рассчитана на 34 часа и предполагает решение следующих целей:

а)   расширение и углубление знаний учащегося по программному материалу;

б)   развитие интереса к предмету и филологических способностей  путем развития  определенных навыков научно - исследовательского характера;

в)   повышение качества обучения учащегося по русскому языку и литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано

Руководитель МКУ «Центр бухгалтерского учета и методической работы системы образования»

__________________________

Утверждено

Директор МБОУ "Блатниковская СОШ"

 

__________________________

 учитель русского языка

и литературы  О.Б.Морозова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Данная программа рассчитана на 34 часа и предполагает решение следующих целей:

а)        расширение и углубление знаний учащегося по программному материалу;

б)        развитие интереса к предмету и филологических способностей  путем развития  определенных навыков научно - исследовательского характера;

в)        повышение качества обучения учащегося по русскому языку и литературе.

В соответствии с данными целями курс индивидуальных занятий должен решать следующие задачи:

а)        расширить знания учащегося по темам: «Секреты орфографии», «Изобразительно-выразительные средства языка» , «Фонетика и орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфология»;

б)        углубить знания по темам  «Слабые и сильные позиции звуков», «Значения и происхождение фразеологизмов», «Роль имен существительных и прилагательных в художественной речи»;

в)        познакомить учащегося с элементами фонетической транскрипции;

г)        рассмотреть нестандартные задания  по русскому языку;

д)        развивать умения и навыки работы с учебной и справочной литературой;

е)        развивать связную письменную и устную речь учащегося.

Программа составлена таким образом, что большая часть времени отводится на развитие гуманитарных способностей учащейся, обучение приемам лингвистического анализа текста. К окончанию учебного года учащийся должен овладеть следующими умениями и навыками:

  • знать такие понятия как фонемы, морфемы, транскрипция, фразеологизм, орфоэпия, тропы;
  • уметь использовать:

а)        понятие сильной и слабой позиций для фонетического и орфографического разборов;

б)        учебную и дополнительную литературу;

3)        овладеть техникой составления фонетических транскрипций;

4)создавать собственные монологические высказывания на заданную тему.

5) владеть элементами лингвистического анализа текста.

6) уметь использовать полученные знания, умения и навыки на практике.

      Программа составлена для ученицы  5 класса Гавриловой Дарьи, обладающей достаточно  высоким уровнем  гуманитарных способностей (по результатам анкетирования и диагностики), а также устойчивым интересом к предмету.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕНИЦЫ 5 КЛАССА

Гавриловой Дарьи

      Программа составлена для ученицы  5 класса Гавриловой Дарьи, обладающей достаточно  высоким уровнем  гуманитарных способностей (по результатам анкетирования и диагностики), а также устойчивым интересом к предмету.

      Ученица  обладает качествами лидера, дисциплинированна, ответственная, исполнительная,  любознательная, трудолюбивая.

Результаты диагностики показали:

  • уровень интеллектуального развития Дарьи- выше среднего,
  • способность к динамической наблюдательности, воображение - выше среднего;
  • уровень развития внимания - выше среднего;
  • способность охватывать количественные и качественные закономерности изменения величин - высокая;
  • способность анализировать и дифференцировать структуру целого - выше среднего.

Дарья проявляет устойчивый интерес к предметам гуманитарного цикла, используя при этом и дополнительную литературу.

Исходя из интересов Дарьи и результатов диагностики, ей необходимы индивидуальные занятия по русскому языку. при проведении которых необходимо учитывать способности и уровень знаний по предмету, состояние здоровья и психологические особенности учащегося:

Отношение к учителю

Уважительное, признает авторитет учителя.

Способы приобретения знаний:

Систематическая подготовка, использование дополнительной литературы.

Подходящий тип обратной связи:

Точная, своевременная оценка результатов труда.

Отношение к оценкам:

Считает отметку свойством признания и успеха.

Наилучший стиль  общения:

Четкие инструкции, систематическое повторение изученного, использование учебной и дополнительной литературы, взаимодействие по типу «ученик- учитель».

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Данная программа рассчитана на 34 часа. В основу составления программы положены тематический и проблемный принципы. Содержание курса соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке, а также уровню знаний, умений и навыков учащейся и её познавательным интересам.

Занятия по темам:  «Секреты орфографии», «Фонетика и орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфология», «Изобразительно-выразительные средства языка» -  призваны  расширить знания учащегося, а         упражнения по темам: «Текст и его признаки», «Слабые и сильные позиции звуков», «Значения и происхождение фразеологизмов», «Роль имен существительных и прилагательных в художественной речи» - углубить уже имеющиеся у ученицы знания по предмету.

К окончанию учебного года учащийся должен овладеть следующими умениями и навыками:

знать такие понятия как фонемы, морфемы, транскрипция, фразеологизм, орфоэпия, тропы;

уметь использовать:

а)        понятие сильной и слабой позиций для фонетического и орфографического разборов;

б)        учебную и дополнительную литературу;

3)        овладеть техникой составления фонетических транскрипций;

4)создавать собственные монологические высказывания на заданную тему.

5) владеть элементами лингвистического анализа текста.

6) уметь использовать полученные знания, умения и навыки на практике.

ОЖИДАЕМЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- отличная годовая оценка;

- рост познавательной активности и исследовательская деятельность учащегося по предмету;

- достойное участие в школьных и районных олимпиадах по предмету;

- участие в международной интеллектуальной игре «Русский медвежонок»;

- участие в районных конкурсах гуманитарной направленности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1

 «Секреты орфографии». Эта тема изучается каждый год и в каждом классе. В данном курсе предполагается расширить знания учащегося по данной теме через рассмотрение вопросов, связанных с происхождением и историческим объяснением изученных в начальной школе орфограмм: буквы после шипящих, непроизносимые согласные, беглые гласные, безударные гласные и т.д. Предполагается знакомство учащейся с понятием «этимология» и работа с этимологическим словарем русского языка. На данную тему программой отводится 4 часа.

Литература; (1), (2), (3),(4).

Тема 2 «Текст и его признаки».

Данная тема начинает изучаться в 5 классе, но недостаточно полно раскрывается в учебнике М.Т.Баранова. Поэтому необходимы занятия по расширению данного вопроса с использованием дополнительных учебных пособий.  На изучение темы отводится 7 часов. Планируется рассмотреть следующие вопросы: развитие мысли в тексте, тема и микротема в тексте, абзацное членение текста, средства связи предложений в тексте, данное и новое в тексте, построение системы доказательств в рассуждении. Каждое задание темы предполагает обучение лингвистическому анализу текста, направлено на развитие устной и письменной речи.

Литература; (1), (5), (9)

Тема 3 «Фонетика и орфоэпия».

 Основные понятия данной темы впервые вводятся в курсе 5 класса. В данной программе предполагается расширить знания учащегося по данной теме через рассмотрение вопросов связанных с фонетическим разбором, анализом звуко-буквенного строения слов, фонетической транскрипцией. На изучение темы отводится 5 часов. Планируется рассмотреть вопросы: звуки и буквы русского языка, происхождение азбуки, фонетическая транскрипция, из истории русского ударения. Любое задание данной темы предполагает развитие фонетического слуха. умение анализировать.

Литература; (3), (7).

Тема 4 «Лексика и фразеология».

Эта тема начинает изучаться в 5 классе, продолжается в 6 классе. В данном курсе предполагается расширить знания учащегося по данной теме через рассмотрение вопросов, связанных с понятием лексического значения слов, происхождения слов  русского языка, выяснением значений и происхождения устойчивых сочетаний слов. По программе на изучение темы отводится 5 часов. Каждое задание темы предполагает глубокий анализ значений слов и фразеологизмов, работу с толковым, этимологическим и фразеологическим словарями русского языка.

Литература: (7), (8). (10).

Тема 5

«Изобразительно-выразительные средства языка: тропы». Тема логично связана с предыдущим материалом и последующими темами занятий.

Данная тема обзорно и неполно  изучается на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах. А между тем для того, чтобы учащийся свободно владел лингвистическим анализом текста, необходимо глубоко и цДарьяправленно изучать систему выразительных средств языка. На изучение данной темы программой отводится 7 часов. Предполагается рассмотреть следующие вопросы: секрет поэтической звукописи, возможности переносных значений слова: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение; секреты создания поэтических образов.

Литература: (1), (7), (9). (11).

Тема 6 «Морфология: имена существительные и прилагательные. Роль в речи».

С понятиями о существительном и прилагательном учащиеся впервые знакомятся в курсе  начальной школы, а в 5-6 классах рассматривают разные морфологические признаки и синтаксическую роль данных частей речи, осваивают морфологический разбор указанных частей речи. В данной теме предполагается расширение и углубление знаний учащегося через рассмотрение роли имен существительных и прилагательных в речи. Эта тема практически не представлена на уроках, что объясняется дефицитом времени. На изучение темы отводится 6 часов. Предполагается рассмотреть вопросы: морфологические признаки данных частей речи, синтаксическая роль в предложении, использование существительных и прилагательных в качестве изобразительно-выразительных средств языка.

Литература: (1), (4). (11)

Таким образом, в основу составления программы положены тематический и проблемный принципы. Содержание курса соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке, а также возрасту учащегося и его уровню знаний, умений и навыков. Занятия по темам:  «Секреты орфографии», «Фонетика и орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфология», «Изобразительно-выразительные средства языка»-  призваны  расширить знания учащегося, а         упражнения по темам:  «Слабые и сильные позиции звуков», «Значения и происхождение фразеологизмов», «Роль имен существительных и прилагательных в художественной речи» - углубить уже имеющиеся у ученицы знания по предмету.

Ожидаемый педагогический результат индивидуальных занятий:

Отличная годовая оценка, первое место в школьной олимпиаде, успешное участие в районной олимпиаде по русскому языку.

ЛИТЕРАТУРА

1.С.И.Львова . За страницами школьного учебника. Русский язык. 5 класс. М., «Просвещение», 1998

2. Т.Угроватова . Подсказки на каждый день. Русский язык. 5класс. М,»Владос», 1995

3. М.М.Казбек-Казиева.  Подготовка к школьным олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. М, «Айрис-пресс», 2007

4. М.М.Казбек-Казиева.  Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М, «Айрис-пресс», 2007

5. А.А.Фешина «Изучение речеведческих понятий. 5-9 классы».

Волгоград, 2009

6. С.В.Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе.

Р-на – Д. «Феникс, 2005

7. А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М., «Просвещение», 1995

8. «На берегах Лингвинии». Занимательный задачник по русскому языку под ред. Л.Д.Чесноковой. М.,»Просвещение», 1996

9. М.М.Разумовская. Русский язык. 5-7 классы. Учебник. М.,»Дрофа», 1998

10. Словари русского языка.

11. С.И.Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М, «Дрофа», 2000

Календарно-тематическое планирование занятий по программе

№ занятия

№п/п в теме

Тема занятия

 Кол-во часов

1

«Секреты орфографии».

4

1

1.1

Термин «орфограмма». Происхождение орфографии.

2

1.2

Безударные гласные в корне слова: этимология слов как средство проверки орфограммы

3

1.3

Происхождение непроизносимых согласных

4

1.4

История появления беглых гласных

2

«Текст и его признаки».

7

5

2.1.

Развитие мысли в тексте

6

2.2.

Тема и микротема в тексте

7

2.3.

Тема и микротема в тексте

8

2.4.

Абзацное членение текста

9

2.5

Данное и новое в тексте

10

2.6.

Средства связи предложений в тексте

11

2.7.

Построение системы доказательств в рассуждении

3

 «Фонетика и орфоэпия».

5

12

3.1

Происхождение азбуки

13

3.2

Звуки и буквы русского языка

14

3.3

Фонетическая транскрипция

15

3.4

Фонетическая транскрипция

16

3.5

Из истории русского ударения

4

«Лексика и фразеология».

5

17

4.1.

Все ли слова имеют лексическое значение?

18

4.2.

Происхождения слов  русского языка

19

4.3.

Истоки устойчивых выражений в языке

20

4.4.

Значения фразеологизмов

21

4.5

Фразеологизмы-синонимы и антонимы

5

«Изобразительно-выразительные средства языка: тропы».

7

22

5.1

Тропы русского языка

23

5.2

Метафора и сравнение

24

5.3

Эпитет

25

5.4

Олицетворение

26

5.5

Секрет поэтической звукописи

27

5.6

Секреты создания поэтических образов

28

5.7

Анализ системы изобразительно-выразительных средств в художественном отрывке

6

«Морфология: имена существительные и прилагательные. Роль в речи».

6

29

6.1

Морфологические признаки существительных и прилагательных

30

6.2

Синтаксическая роль в предложении

31

6.3

 Использование существительных в качестве изобразительно-выразительных средств языка

32

6.4

Изобразительные возможности имён прилагательных в речи

33

6.5

Приемы лингвистического анализа текста

34

6.6.

Приемы лингвистического анализа текста

ИТОГО: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития по английскому языку учащегося 10 класса.

Программа индивидуального развития по английскому языку для ученика 10 класса составлена на основе изучения курса английского  языка в общеобразовательной школе.Основным назначением данной програ...

Рабочая программа индивидуальных занятий по русскому языку для 9 класса

Индивидуальные занятия по русскому языку для 9 класса (подготовка к ГИА в новой (тестовой) форме)...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "РУССКИЙ ЯЗЫК" ДЛЯ 11 КЛАССА - 67 ЧАСОВ

Настоящая рабочая программа рассчитана на 2 урока в неделю (на весь период подготовки к ЕГЭ – 67 часов) в условиях проведения онлайн-уроков в соответствии с учебным планом Центра дистанционного обучен...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "РУССКИЙ ЯЗЫК" ДЛЯ 11 КЛАССА - 32 часа

Настоящая рабочая программа рассчитана на 1 урок в неделю (на весь период подготовки к ЕГЭ – 32 часа) в условиях проведения онлайн-уроков в соответствии с учебным планом Центра дистанционного обучения...

Программа индивидуального развития по английскому языку на трёх этапах обучения

Как подготовить программу развития учащегося, по каким аспектам отслеживать  деятельность учащегося...

Индивидуальная программа профессионального развития учителя русского языка и литературы Садриевой Алсу Зульфикаровны на 2016-2020 годы

Целью профессионального развития является:1. В течение учебного года продолжать изучать и использовать современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания,...

Траектория индивидуального развития по русскому языку ученика 9 класса.

Одним из направлений модернизации образования является обеспечение индивидуальной траектории обучения школьников. Формой реализации такой траектории выступает индивидуальная образо...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Считаю, что программа составлена грамотна и должна принести ожидаемый результат. Всех благ и успехов!