Программа индивидуального развития по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная программа рассчитана на 34 часа и предполагает решение следующих целей:
а) расширение и углубление знаний учащегося по программному материалу;
б) развитие интереса к предмету и филологических способностей путем развития определенных навыков научно - исследовательского характера;
в) повышение качества обучения учащегося по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Руководитель МКУ «Центр бухгалтерского учета и методической работы системы образования» __________________________ | Утверждено Директор МБОУ "Блатниковская СОШ"
__________________________ |
учитель русского языка
и литературы О.Б.Морозова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа рассчитана на 34 часа и предполагает решение следующих целей:
а) расширение и углубление знаний учащегося по программному материалу;
б) развитие интереса к предмету и филологических способностей путем развития определенных навыков научно - исследовательского характера;
в) повышение качества обучения учащегося по русскому языку и литературе.
В соответствии с данными целями курс индивидуальных занятий должен решать следующие задачи:
а) расширить знания учащегося по темам: «Секреты орфографии», «Изобразительно-выразительные средства языка» , «Фонетика и орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфология»;
б) углубить знания по темам «Слабые и сильные позиции звуков», «Значения и происхождение фразеологизмов», «Роль имен существительных и прилагательных в художественной речи»;
в) познакомить учащегося с элементами фонетической транскрипции;
г) рассмотреть нестандартные задания по русскому языку;
д) развивать умения и навыки работы с учебной и справочной литературой;
е) развивать связную письменную и устную речь учащегося.
Программа составлена таким образом, что большая часть времени отводится на развитие гуманитарных способностей учащейся, обучение приемам лингвистического анализа текста. К окончанию учебного года учащийся должен овладеть следующими умениями и навыками:
- знать такие понятия как фонемы, морфемы, транскрипция, фразеологизм, орфоэпия, тропы;
- уметь использовать:
а) понятие сильной и слабой позиций для фонетического и орфографического разборов;
б) учебную и дополнительную литературу;
3) овладеть техникой составления фонетических транскрипций;
4)создавать собственные монологические высказывания на заданную тему.
5) владеть элементами лингвистического анализа текста.
6) уметь использовать полученные знания, умения и навыки на практике.
Программа составлена для ученицы 5 класса Гавриловой Дарьи, обладающей достаточно высоким уровнем гуманитарных способностей (по результатам анкетирования и диагностики), а также устойчивым интересом к предмету.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕНИЦЫ 5 КЛАССА
Гавриловой Дарьи
Программа составлена для ученицы 5 класса Гавриловой Дарьи, обладающей достаточно высоким уровнем гуманитарных способностей (по результатам анкетирования и диагностики), а также устойчивым интересом к предмету.
Ученица обладает качествами лидера, дисциплинированна, ответственная, исполнительная, любознательная, трудолюбивая.
Результаты диагностики показали:
- уровень интеллектуального развития Дарьи- выше среднего,
- способность к динамической наблюдательности, воображение - выше среднего;
- уровень развития внимания - выше среднего;
- способность охватывать количественные и качественные закономерности изменения величин - высокая;
- способность анализировать и дифференцировать структуру целого - выше среднего.
Дарья проявляет устойчивый интерес к предметам гуманитарного цикла, используя при этом и дополнительную литературу.
Исходя из интересов Дарьи и результатов диагностики, ей необходимы индивидуальные занятия по русскому языку. при проведении которых необходимо учитывать способности и уровень знаний по предмету, состояние здоровья и психологические особенности учащегося:
Отношение к учителю | Уважительное, признает авторитет учителя. |
Способы приобретения знаний: | Систематическая подготовка, использование дополнительной литературы. |
Подходящий тип обратной связи: | Точная, своевременная оценка результатов труда. |
Отношение к оценкам: | Считает отметку свойством признания и успеха. |
Наилучший стиль общения: | Четкие инструкции, систематическое повторение изученного, использование учебной и дополнительной литературы, взаимодействие по типу «ученик- учитель». |
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Данная программа рассчитана на 34 часа. В основу составления программы положены тематический и проблемный принципы. Содержание курса соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке, а также уровню знаний, умений и навыков учащейся и её познавательным интересам.
Занятия по темам: «Секреты орфографии», «Фонетика и орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфология», «Изобразительно-выразительные средства языка» - призваны расширить знания учащегося, а упражнения по темам: «Текст и его признаки», «Слабые и сильные позиции звуков», «Значения и происхождение фразеологизмов», «Роль имен существительных и прилагательных в художественной речи» - углубить уже имеющиеся у ученицы знания по предмету.
К окончанию учебного года учащийся должен овладеть следующими умениями и навыками:
знать такие понятия как фонемы, морфемы, транскрипция, фразеологизм, орфоэпия, тропы;
уметь использовать:
а) понятие сильной и слабой позиций для фонетического и орфографического разборов;
б) учебную и дополнительную литературу;
3) овладеть техникой составления фонетических транскрипций;
4)создавать собственные монологические высказывания на заданную тему.
5) владеть элементами лингвистического анализа текста.
6) уметь использовать полученные знания, умения и навыки на практике.
ОЖИДАЕМЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- отличная годовая оценка;
- рост познавательной активности и исследовательская деятельность учащегося по предмету;
- достойное участие в школьных и районных олимпиадах по предмету;
- участие в международной интеллектуальной игре «Русский медвежонок»;
- участие в районных конкурсах гуманитарной направленности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1
«Секреты орфографии». Эта тема изучается каждый год и в каждом классе. В данном курсе предполагается расширить знания учащегося по данной теме через рассмотрение вопросов, связанных с происхождением и историческим объяснением изученных в начальной школе орфограмм: буквы после шипящих, непроизносимые согласные, беглые гласные, безударные гласные и т.д. Предполагается знакомство учащейся с понятием «этимология» и работа с этимологическим словарем русского языка. На данную тему программой отводится 4 часа.
Литература; (1), (2), (3),(4).
Тема 2 «Текст и его признаки».
Данная тема начинает изучаться в 5 классе, но недостаточно полно раскрывается в учебнике М.Т.Баранова. Поэтому необходимы занятия по расширению данного вопроса с использованием дополнительных учебных пособий. На изучение темы отводится 7 часов. Планируется рассмотреть следующие вопросы: развитие мысли в тексте, тема и микротема в тексте, абзацное членение текста, средства связи предложений в тексте, данное и новое в тексте, построение системы доказательств в рассуждении. Каждое задание темы предполагает обучение лингвистическому анализу текста, направлено на развитие устной и письменной речи.
Литература; (1), (5), (9)
Тема 3 «Фонетика и орфоэпия».
Основные понятия данной темы впервые вводятся в курсе 5 класса. В данной программе предполагается расширить знания учащегося по данной теме через рассмотрение вопросов связанных с фонетическим разбором, анализом звуко-буквенного строения слов, фонетической транскрипцией. На изучение темы отводится 5 часов. Планируется рассмотреть вопросы: звуки и буквы русского языка, происхождение азбуки, фонетическая транскрипция, из истории русского ударения. Любое задание данной темы предполагает развитие фонетического слуха. умение анализировать.
Литература; (3), (7).
Тема 4 «Лексика и фразеология».
Эта тема начинает изучаться в 5 классе, продолжается в 6 классе. В данном курсе предполагается расширить знания учащегося по данной теме через рассмотрение вопросов, связанных с понятием лексического значения слов, происхождения слов русского языка, выяснением значений и происхождения устойчивых сочетаний слов. По программе на изучение темы отводится 5 часов. Каждое задание темы предполагает глубокий анализ значений слов и фразеологизмов, работу с толковым, этимологическим и фразеологическим словарями русского языка.
Литература: (7), (8). (10).
Тема 5
«Изобразительно-выразительные средства языка: тропы». Тема логично связана с предыдущим материалом и последующими темами занятий.
Данная тема обзорно и неполно изучается на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах. А между тем для того, чтобы учащийся свободно владел лингвистическим анализом текста, необходимо глубоко и цДарьяправленно изучать систему выразительных средств языка. На изучение данной темы программой отводится 7 часов. Предполагается рассмотреть следующие вопросы: секрет поэтической звукописи, возможности переносных значений слова: метафора, эпитет, олицетворение, сравнение; секреты создания поэтических образов.
Литература: (1), (7), (9). (11).
Тема 6 «Морфология: имена существительные и прилагательные. Роль в речи».
С понятиями о существительном и прилагательном учащиеся впервые знакомятся в курсе начальной школы, а в 5-6 классах рассматривают разные морфологические признаки и синтаксическую роль данных частей речи, осваивают морфологический разбор указанных частей речи. В данной теме предполагается расширение и углубление знаний учащегося через рассмотрение роли имен существительных и прилагательных в речи. Эта тема практически не представлена на уроках, что объясняется дефицитом времени. На изучение темы отводится 6 часов. Предполагается рассмотреть вопросы: морфологические признаки данных частей речи, синтаксическая роль в предложении, использование существительных и прилагательных в качестве изобразительно-выразительных средств языка.
Литература: (1), (4). (11)
Таким образом, в основу составления программы положены тематический и проблемный принципы. Содержание курса соответствует целям и задачам, изложенным в пояснительной записке, а также возрасту учащегося и его уровню знаний, умений и навыков. Занятия по темам: «Секреты орфографии», «Фонетика и орфоэпия», «Лексика и фразеология», «Морфология», «Изобразительно-выразительные средства языка»- призваны расширить знания учащегося, а упражнения по темам: «Слабые и сильные позиции звуков», «Значения и происхождение фразеологизмов», «Роль имен существительных и прилагательных в художественной речи» - углубить уже имеющиеся у ученицы знания по предмету.
Ожидаемый педагогический результат индивидуальных занятий:
Отличная годовая оценка, первое место в школьной олимпиаде, успешное участие в районной олимпиаде по русскому языку.
ЛИТЕРАТУРА
1.С.И.Львова . За страницами школьного учебника. Русский язык. 5 класс. М., «Просвещение», 1998
2. Т.Угроватова . Подсказки на каждый день. Русский язык. 5класс. М,»Владос», 1995
3. М.М.Казбек-Казиева. Подготовка к школьным олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. М, «Айрис-пресс», 2007
4. М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М, «Айрис-пресс», 2007
5. А.А.Фешина «Изучение речеведческих понятий. 5-9 классы».
Волгоград, 2009
6. С.В.Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе.
Р-на – Д. «Феникс, 2005
7. А.Т.Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М., «Просвещение», 1995
8. «На берегах Лингвинии». Занимательный задачник по русскому языку под ред. Л.Д.Чесноковой. М.,»Просвещение», 1996
9. М.М.Разумовская. Русский язык. 5-7 классы. Учебник. М.,»Дрофа», 1998
10. Словари русского языка.
11. С.И.Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М, «Дрофа», 2000
Календарно-тематическое планирование занятий по программе
№ занятия | №п/п в теме | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Секреты орфографии». | 4 | |
1 | 1.1 | Термин «орфограмма». Происхождение орфографии. | |
2 | 1.2 | Безударные гласные в корне слова: этимология слов как средство проверки орфограммы | |
3 | 1.3 | Происхождение непроизносимых согласных | |
4 | 1.4 | История появления беглых гласных | |
2 | «Текст и его признаки». | 7 | |
5 | 2.1. | Развитие мысли в тексте | |
6 | 2.2. | Тема и микротема в тексте | |
7 | 2.3. | Тема и микротема в тексте | |
8 | 2.4. | Абзацное членение текста | |
9 | 2.5 | Данное и новое в тексте | |
10 | 2.6. | Средства связи предложений в тексте | |
11 | 2.7. | Построение системы доказательств в рассуждении | |
3 | «Фонетика и орфоэпия». | 5 | |
12 | 3.1 | Происхождение азбуки | |
13 | 3.2 | Звуки и буквы русского языка | |
14 | 3.3 | Фонетическая транскрипция | |
15 | 3.4 | Фонетическая транскрипция | |
16 | 3.5 | Из истории русского ударения | |
4 | «Лексика и фразеология». | 5 | |
17 | 4.1. | Все ли слова имеют лексическое значение? | |
18 | 4.2. | Происхождения слов русского языка | |
19 | 4.3. | Истоки устойчивых выражений в языке | |
20 | 4.4. | Значения фразеологизмов | |
21 | 4.5 | Фразеологизмы-синонимы и антонимы | |
5 | «Изобразительно-выразительные средства языка: тропы». | 7 | |
22 | 5.1 | Тропы русского языка | |
23 | 5.2 | Метафора и сравнение | |
24 | 5.3 | Эпитет | |
25 | 5.4 | Олицетворение | |
26 | 5.5 | Секрет поэтической звукописи | |
27 | 5.6 | Секреты создания поэтических образов | |
28 | 5.7 | Анализ системы изобразительно-выразительных средств в художественном отрывке | |
6 | «Морфология: имена существительные и прилагательные. Роль в речи». | 6 | |
29 | 6.1 | Морфологические признаки существительных и прилагательных | |
30 | 6.2 | Синтаксическая роль в предложении | |
31 | 6.3 | Использование существительных в качестве изобразительно-выразительных средств языка | |
32 | 6.4 | Изобразительные возможности имён прилагательных в речи | |
33 | 6.5 | Приемы лингвистического анализа текста | |
34 | 6.6. | Приемы лингвистического анализа текста | |
ИТОГО: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216801-1362488273.jpg)
Программа индивидуального развития по английскому языку учащегося 10 класса.
Программа индивидуального развития по английскому языку для ученика 10 класса составлена на основе изучения курса английского языка в общеобразовательной школе.Основным назначением данной програ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/16/picture-348948-1516109059.jpg)
Рабочая программа индивидуальных занятий по русскому языку для 9 класса
Индивидуальные занятия по русскому языку для 9 класса (подготовка к ГИА в новой (тестовой) форме)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503946-1413915422.jpg)
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "РУССКИЙ ЯЗЫК" ДЛЯ 11 КЛАССА - 67 ЧАСОВ
Настоящая рабочая программа рассчитана на 2 урока в неделю (на весь период подготовки к ЕГЭ – 67 часов) в условиях проведения онлайн-уроков в соответствии с учебным планом Центра дистанционного обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503946-1413915422.jpg)
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "РУССКИЙ ЯЗЫК" ДЛЯ 11 КЛАССА - 32 часа
Настоящая рабочая программа рассчитана на 1 урок в неделю (на весь период подготовки к ЕГЭ – 32 часа) в условиях проведения онлайн-уроков в соответствии с учебным планом Центра дистанционного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692370-1445326135.jpg)
Программа индивидуального развития по английскому языку на трёх этапах обучения
Как подготовить программу развития учащегося, по каким аспектам отслеживать деятельность учащегося...
Индивидуальная программа профессионального развития учителя русского языка и литературы Садриевой Алсу Зульфикаровны на 2016-2020 годы
Целью профессионального развития является:1. В течение учебного года продолжать изучать и использовать современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1051773-1537425830.jpg)
Траектория индивидуального развития по русскому языку ученика 9 класса.
Одним из направлений модернизации образования является обеспечение индивидуальной траектории обучения школьников. Формой реализации такой траектории выступает индивидуальная образо...
Комментарии
Программа индивидуального развития.
Считаю, что программа составлена грамотна и должна принести ожидаемый результат. Всех благ и успехов!