Обучение сочинению - рассуждению в формате ОГЭ 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Анашкина Людмила Владимировна

Цели :

1. Обучение вдумчивому чтению исходного текста, умению находить ключевые слова.

2.Повторение основных понятий: тема, основная идея текста, типы речи (рассуждение ), композиция сочинения.

3 Обучить :

- излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении на основе прочитанного текста, комментировать позицию автора по затронутой проблеме и формулировать собственное отношение к ней;

- строить собственное высказывание в соответствии сзаданным типом речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, раскрывая тему, основную мвсль и добиваясь последованности и связанности изложения;

- формулировать основную мысль своего сочинения и рассуждения: убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее 2-х доказательств, уместно употреблять цитирование;

4 Обучение редактированию текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_sochineniyu-rassuzhdeniyu_v_forme_oge.odt16.46 КБ

Предварительный просмотр:


                                 

                         ОТКРЫТЫЙ УРОК

                    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

                                9 КЛАСС

       

          В РАМКАХ  ПОДГОТОВКИ   К  ОГЭ

         Анашкина Людмила Владимировна

Тема урока : Обучение сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ.

Цели : 1. Обучение вдумчивому чтению исходного текста, умению находить ключевые слова.

               2.Повторение основных понятий: тема, основная идея текста, типы речи (рассуждение ), композиция сочинения.

  1. Обучить :

- излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении на основе прочитанного текста, комментировать позицию автора по затронутой проблеме и формулировать собственное отношение к ней;

- строить собственное высказывание в соответствии сзаданным типом речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма, раскрывая тему, основную мвсль и добиваясь последованности и связанности изложения;

- формулировать основную мысль своего сочинения и рассуждения: убедительно аргументировать свою точку зрения, приводя не менее 2-х доказательств, уместно употреблять цитирование;

  1. Обучение редактированию текста.

Ход урока :

  1. Формулирование целей и задач урока.
  2. Повторение теории.

    Прежде чем приступить к чтению исходного текста, необходимо вспомнить особенности жанра сочинения-рассуждения.

  1. Определение типа речи сочинение-рассуждение.

 Рассуждение — это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями и приходить к какому-либо выводу, суждению.

  Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять — основа учения. Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, мысли, знания. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения — убедить. Объяснить.

  1. Как строить сочинение-рассуждение ?

Композиция сочинения-рассуждения. Текст-рассуждение четко структурирован и строится по строгой схеме :

  • тезис (утверждение, положение) — выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;
  • аргументы (факты, доказательства);
  • вывод

Тезис ( Почему? ) - так как , потому что  -

Аргументы ( Что из этого следует? ) -

Вывод — следовательно, таким образом, поэтому

  1. Чтение исходного текста. (текст прилагается)

Прослушаем исходный текст. Текст А. И. Приставкина (Г.Т. Егорова, Е. Л. Ерохина, Т. И. Козлова. Тренировочные текстовые задания. )

Прежде чем мы приступим к работе с текстом, необходимо впомнить о том, что такое тема текста, идея текста? Это первое, что мы должны сделать — определить тему и идею.

  1. Анализ исходного текста.
  1. Определить тему и основную мысль исходного текста. Сделать записи в тетради.

Тема текста — о трудной жизни в детском доме во время войны, о бездушии и черствости к тем, кто рядом.

Основная мысль — автор рассказывает о том, как зарождается в душах детей милосердие, сострадание.

  1. Выделить ключевые слова и сочетания в тексте.

  • Обратить внимание на употребление автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Какое значение эти суффиксы имеют для понимания идеи текста, авторской позиции?
  • Как вы определите авторскую позицию в этом тексте? ( Автор хочет сказать о необходимости быть внимательным к чужому страданию, говорит о милосердии к ближнему )

  1. Определение задания.

Размышлять над текстом не единственная наша задача. Нам необходимо построить сочинение-рассуждение, опираясь на задание, которое предлагает нам автор текста. Задание может показаться неожиданным, особенным.

Чтение задания:

Таков финал рассказа. На самом деле, девочки избили Люсеньку до полусмерти. Напишите сочинение-рассуждение и ответьте на вопрос: «Почему автор изменил финал рассказа?»

Таким образом, главным для нас становится вопрос : почему писатель изменил финал рассказа?

  1. Конструирование текста.

В рамках одного урока мы не сможем создать полноценный текст сочинения, поэтому остановимся на составление опорных фраз для каждой части сочинения-рассуждения.

А )Вступление ( формулирование тезиса )

Мы часто говорим: чтобы лучше понять тему сочинения, ее необходимо перевести в вопрос. Авторы теста сделали это за нас. Как ответить на поставленный вопрос?

Прежде чем мы начнем комментировать текст, обратите внимание, что в рассказе мы можем увидеть не только А. Приставкина — человека — много пережившего, на долю которого выпало немало испытаний, но и А. Приставкина — мастера слова — одного из лучших русских писателей второй половины 20 века.

Есть человек с непростой судьбой — и есть писатель.

Почему же автор меняет финал рассказа?

Варианты ответов обучающихся :

А. Приставкин — высокодуховный, нравственный, сложившийся человек и талантливый писатель, осознает, что сострадание, милосердие, душевную щедрость не воспитать на жестокости, черствости и холодном бездушии. Только доброта и отзывчивость могут воспитать нравственность, духовность, милосердие, сострадание в человеке.

Автор рассказа не осуждает этих девочек. Он понимает, что в трудное военное время детям с их неокрепшими юными душами легко ошибиться. Стремление заботиться о золотых рыбках делает героев повествования слепыми и глухими к страданиям маленькой Люсеньки, которая так нуждалась в их помощи. Задача писателя не осуждать героинь, а на примере этой истории научить читателя воспринимать боль другого как свою собственную, пробудить  их души к милосердию и состраданию.

Именно поэтому автор меняет финал рассказа.

Б) Основная часть.

Аргументы, факты, доказательства:

  • Варианты обучающихся.
  • Любовь к рыбкам как стремление девочек к красоте и как желание создать в своей нелегкой жизни иллюзии довоенного счастливого детства. Такая трогательная забота о беззащитных существах позволяет надеяться, что в их душах проснется потребность помочь никому не нужной, умирающей от голода девочке.
  • По воле автора героини рассказа делают правильный нравственный выбор. Предложения 24, 25, 26, 27, 28 показывают нам, что девочки по-настоящему прочувствовали глубину страданий несчастной малышки. Собственное равнодушие ужасает их, в них пробуждается жалость к девочке и стремление спасти ее от голодной смерти.

В) Вывод:

Варианты обучающихся.

Рассказ А. И. Приставкина многому учит, заставляет задуматься о себе самом. Всегда ли мы внимательны к ближнему? Замечаем ли мы, что рядом с нами люди, которые нуждаются в поддержке, может быть, им нужна наша помощь?

Рассказ учит  состраданию, милосердию, пробуждает в нас лучшие чувства.

Домашнее задание :написать сочинение-рассуждение

   

 (1)Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.

    (2)Рыбок было десять. (3)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.

    (5)Девочек тоже было десять. (6)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не впоминал про маленькую Люсеньку.

    (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели.

    (13)И вдруг золотые рыбки стали ис чезать. (14)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15)В углу обнаружились обглоданные головы. (16)Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17)Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.

    (18)И девочки решили поймать вора. (19)Они не спали всю ночьи тихо лежали. (20)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22)Она прижимала к животу живую рыбку.

  1. — Ага, попалась, рыбка! - крикнула одна из девочек.

(24)И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27)Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28)Кожа на руках у Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.

(29)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:

(30) — Полуночник! (31)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?

(32)Инна ответила:

(33) — Нет, нянечка, не пропала. (34)Теперь не пропадет...Теперь мы уследим.

                                                     (По А. Приставкину)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер - класса по теме "сочинение - рассуждение в формате ГИА"

Эта презентация поможет разобраться ученикам и родителям, чего от них требуется при написаниисочинения в формате ГИА. Можно использовать как показ мастер - класса на родительском собрании : предложить...

Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.

Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...

Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве

Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту З. Прилепина о детстве...


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Спасибо за помощь, Людмила Владимировна.