Учебно-методическое пособие. Тема: Глагол.
учебно-методическое пособие по русскому языку по теме
Пояснительная записка
Методическая разработка для преподавателя
Технологическая карта
Конспект занятия
Мультимедийное сопровождение темы
Методические указания студентам
Межпредметные связи
Проект рекламы "Спешите к книжным полкам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта занятия | 64.17 КБ |
методические указания для студентов | 50.26 КБ |
конспект занятия | 68.65 КБ |
межпредметные связи | 74.09 КБ |
мультимедийное сопровождение темы | 489.13 КБ |
методическая разработка для преподавателя | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА практического занятия № 21 (для дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла) |
Дисциплина ОДБ.01 Русский язык
Курс, специальность 1 курс 060301 Фармация
Количество часов 2ч.
Продолжительность занятия 90 мин.
Место проведения каб.№ 319 «Русский язык и литература»
Преподаватель И.Н.Куриленко
Тема: Глагол
Цели занятия:
Образовательные (учебные): Обобщить теоретические знания о грамматических категориях глагола и закрепить умение верно определять морфологические признаки глагола, опознавать их в тексте. Научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Закрепить и расширить знания по вопросу «Глагольные категории», выполнив комплексный анализ текста (отрывок из поэмы Степана Щипачева «У книжных полок»). Дать представление студентам о значимости работы со словарями в процессе обучения. Развивать творческие способности студентов, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, активизировать процесс мышления, способствующий расширению словарного запаса и реализации знаний, умений и творческих замыслов.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за результат учебной деятельности. Стимулировать стремление студентов к познавательной деятельности.
Развивающие:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Требования к знаниям, умениям:
Знать:
- понятие: «глагол»;
- основные грамматические категории глагола;
- правописание суффиксов и личных окончаний глаголов;
- правописание НЕ с глаголами.
Уметь:
- правильно образовывать формы слова;
- строить свою речь в соответствии с морфологическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка;
- распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих (пациентов, их родственников, коллег) в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
Образовательные технологии:
-личностно – ориентированная, технология сотрудничества, технология «Мастерская знаний»
Методы и приемы обучения:
- исследовательский, эвристический;
-прием эвристической беседы в сочетании с иллюстрациями, совместное добывание истины в процессе диалога, выступление студентов, фронтальный опрос, работа с тестом, творческая работа студентов по написанию рекламы.
Средства обучения:
-Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: индивидуальные задания-тексты, орфографические словари.
-Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайдовый материал, интернет-ресурсы.
Интеграционные связи: фонетика, акцентологические нормы, лексика, основные требования к речи, композиционные особенности; литература.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 1 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | 3 |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 11 |
4. | Вводный инструктаж. | 2 |
5. | Самостоятельная работа. | 68 |
6. | Заключительный инструктаж | 2 |
7. | Подведение итогов. | 1 |
8. | Задания для самостоятельной работы студентов. | 1 |
9. | Уборка рабочего места. | 1 |
Ход занятия:
1. Организационный момент. Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу.
2. Постановка целей, начальная мотивация.
Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план занятия, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению.
3. Определение исходного уровня знаний:
Преподаватель проводит определение исходного уровня знаний в форме:
- индивидуальной работы у доски или со слайдовым материалом (слайд 3-18);
- проверки домашнего задания (фронтальный опрос)
а) акцентологическая минутка: Поставьте ударение в словах: плесневеть, принудить, подобрала, откупорить, черпать, отняла, заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
На все ли вопросы вы нашли ответ при подготовке к занятию? Выполнение каких заданий, вызвали у вас затруднения? Если все понятно, перейдем к теме занятия. Для начала проверим домашнее задание:
1. Почему глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени? (слайд 19)
2. Совпадают ли нормы соотносительных по виду глаголов: рисовать – нарисовать, хранить – сохранить, мерить – отмерить? Докажите. (слайд 20)
3. Проверка заданий № 47-49. (слайд 21-22) Перед проверкой 48 задания зачитывается сказка «Сила любви». Назовите как можно больше глаголов, которые без НЕ не употребляются. Задание № 49 (слайд 23-29)
в). Подведение итогов контроля: Отмечается степень готовности к занятию. Объясняются ошибки, допущенные в выполнении заданий.
4. Вводный инструктаж.
Преподаватель определяет цели предстоящей работы, показывает основные приемы выполнения работы, поясняет этапы самостоятельной работы, подробно инструктирует по предстоящей работе, дает пояснения по выполнению заданий и оформлению результатов работы.
5. Самостоятельная работа студентов: Итак, для анализа предлагаю вам познакомимся с отрывком из поэмы Степана Щипачева. Название поэмы я вам не скажу. В ходе занятия, вчитываясь в строки поэмы, постарайтесь догадаться, как она называется. Внимательно послушайте отрывок.(слайд 30)
Листать словари и глазами
Вливаться в них – радость моя.
Страницы подняв парусами,
Порой дохожу и до Я…
К томам этим чаще и чаще
Спешу, как в надежности вех,
Чтоб не заплутаться мне в чаще
Вопросов, что ставит наш век.
О чем вы подумали, что представили, прослушав эти строки? (Представили огромные тома словарей, толстых книг, где все слова расположены по алфавиту: от А до Я). Так какова же тема отрывка из поэмы?(Строки о словарях, о том, что в них можно найти ответы на возникающие у вас вопросы). Правильно, вы отметили, что в словарях можно найти ответы на многие возникающие у вас вопросы. Какое слово нашел автор для выражения этой мысли? (Чаща вопросов). Что значит слово чаща? (Густой, темный лес) Почему же именно такое слово употребляет автор? (Слово употреблено в переносном значении: как в лесу много деревьев, так и у нас часто возникает много вопросов.) Какие еще слова употреблены в переносном значении? (Словосочетание глазами вливаться – т.е. очень внимательно вчитываться в строки словарей, как бы раствориться в них, узнать все, что там написано). А как Щипачев сумел передать, что мы можем очень много узнать из словарей? (Порой дохожу и до Я» - значит, до конца словаря, ведь я – последняя буква алфавита, а в словарях сведения расположены в алфавитном порядке). Вспомним, какие словари вы знаете? (студенты называют словари русского языка С.И.Ожегова, В.Даля, орфоэпические и орфографические словари, словари иностранных слов, синонимов и антонимов, фразеологизмов, Большой энциклопедический словарь, Большую медицинскую энциклопедию и т.д.) Найдите в тексте ответ на вопрос: Интересно ли поэту читать словари? (Видим, что интересно, так как поэт сравнивает работу со словарями с плаванием по морю знаний на корабле с огромными парусами – «страницы подняв парусами». Это словосочетание тоже употреблено в переносном значении.) Скажите, есть ли в тексте какое-нибудь непонятное для вас слово? (Веха – шест в поле, а в переносном значении – момент, этап в развитии чего-нибудь.)(слайд 31). В каком значении автор употребляет слово веха (В переносном значении.)(слайд 32) Обратите внимание, с каким словом рифмует поэт слово веха.(находим рифму вех – век, объясняем, что в этом случае последние глухие и образуют рифму.) Найдите еще интересную рифму в строках: (моя – я, чаще – в чаще). Постарайтесь объяснить последнюю рифму. (студенты отмечают, что рифма богатая, так как рифмуются разные части речи: наречие и существительное с предлогом, образуются омонимы.) Прав поэт: разобраться в чаще вопросов, которые ставит наш сложный век, трудно. Итак, давайте, определим основную мысль текста. (Автор призывает нас чаще обращаться к словарям – это очень увлекательно и интересно).
Задание: Выпишите из текста слова с орфограммами: 1) безударные гласные, проверяемые ударением; 2) словарные слова; 3) правописание глаголов.(слайд 33)
Задание: Запишите текст в тетради.(слайд 34) Подчеркните глаголы как члены предложения. Обратим внимание на первое предложение. Как можно объяснить постановку тире в этом предложении? Каким членом предложения являются глаголы листать, вливаться? (Подлежащее.) А где сказуемое? (Сказуемое радость – имя существительное.) Какой сделаем вывод? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено начальной формой глагола, а сказуемое – именем существительным в им.п.) Начертите схему предложения. Подумайте, почему подлежащее выражено неопределенной формой глагола? Вспомните, что вы знаете о ней? (неопределенная форма глагола обозначает действие, не указывая лицо, число и время. Наверное, автору неважно, кто листает словари: юноша или девушка, а может быть, пожилой человек или сам автор, - важно, что каждый найдет в словарях что-то интересное для себя. Неважно когда: сегодня, вчера или завтра, - важно, что все-таки обратились к словарям). Обратим внимание на второе предложение. Как вы думаете, почему здесь нет подлежащего («порой дохожу и до Я»)? (Отсутствие подлежащего связано с тем, что оно подсказано формой глагола – это 1-е лицо, т.е говорящий.) Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.) Определите тип односоставного предложения (Определенно-личное). Обратимся к третьему предложению. Сколько сказуемых вы выделили в этом предложении? (Три: у первого и второго сказуемого нет подлежащего, а у третьего есть.) Значит сколько основ в этом предложении? (Три.) Вывод? (Предложение сложное, сложноподчиненное с придаточным цели (чтоб)) Давайте посмотрим, почему нет подлежащего у первого сказуемого (как и во втором предложении отсутствие подлежащего связано с тем, что есть указание на производителя действия, который известен, т.е говорящий.) А у второго сказуемого? (Здесь нет указания на производителя действия, такие предложения называются безличными.) Начертите схему предложения. Определите вид глаголов. Давайте подумаем: случайно ли из всех глаголов в тексте только один совершенного вида? Для этого вспомните, что вы знаете о глаголах совершенного и несовершенного вида. Сделаем вывод: используя в основном глаголы несовершенного вида, автор как бы подчеркивает, что работа со словарями должна происходить постоянно, непрерывно, а несовершенный вид глагола ставит заставляет нас лучше ощутить, что вопросы возникали и будут возникать. Посмотрите, лишь один глагол имеет совершенный вид и тот с отрицательной частицей НЕ. Давайте посмотрим, в каком времени употреблены глаголы в тексте (в настоящем времени). Таким образом, автор заставляет нас задуматься о важности работы со словарями, о том, что не надо откладывать работу на завтра то, что можно сделать сегодня. Ведь завтра жизнь задаст новые вопросы, спешите найти свои ответы. Определите наклонение глаголов.
Задание: выпишите переходные, непереходные и возвратные глаголы.
Задание: выпишите 5 глаголов и образуйте форму 2 л., ед.ч. Определите спряжение. От глаголов II спряжения образуйте форму 1 л., ед.ч., пр.вр. и объясните правописание.(слайд 35)
Вернемся к тексту.(слайд 36) Давайте еще раз послушаем отрывок из поэмы, только на этот раз прочтет его кто-то из вас. И подумайте над названием поэмы. (Студент читает.) Пожалуйста, ваши варианты названия. («Словари - помощники», «Верные друзья - книги», «В библиотеке», «Книги и мы», «Обратимся к словарям» и т.д.) В ваших ответах есть варианты близкие к названию, но вы не угадали. Вспомните, что вы представили себе, когда первый раз услышали строки: огромная библиотека, длинные ряды книжных полок, а на них – толстые словари. («У книжных полок»)
Творческое задание: Вы отлично представляете себе, что такое реклама. По телевидению ее передают ежедневно. Надеюсь, вам не составит труда разработать проект рекламы «Спешите к книжным полкам, обращайтесь к словарям!» (слайд 37) Именно к этому и призывает нас Степан Щипачев.
6. Заключительный инструктаж: Преподаватель проводит анализ самостоятельной работы студентов, после презентации рекламы, дает оценку правильности выполнения задания. Акцентирует внимание на допущенные ошибки, анализирует причины неправильного выполнения, привлекая к оценке студентов. Обобщает и систематизирует полученные знания во время занятия.
7. Подведение итогов занятия: Сообщить студентам о результатах проведенного практического занятия, прокомментировать работу наиболее активных студентов, дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, раскрыть недостатки, показать пути их преодоления, дать общую характеристику работы студентов. Выразить благодарность за работу на занятии, поинтересоваться впечатлениями студентов, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к продуктивной работе.
8. Задание на дом: Реализовать проект рекламы, создав мультимедийную презентацию. Блок информации к занятию №22, задания № 50-52, с.45-49(слайд 38)
Литература.
Основные источники:
Н.Г. Гольцова «Русский язык. 10-11 классы» - изд.: Москва «Русское слово», 2012 г.
Учебное пособие и рабочая тетрадь «Русский язык» - изд.2013г.
Дополнительные источники:
«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
Интернет-ресурсы:
Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Преподаватель______________
Предварительный просмотр:
Дисциплина ОДБ.01 Русский язык
Курс, специальность 1 курс 060501 Сестринское дело и
060301 Фармация
Количество часов 90 мин.
Место проведения каб.№ 319
Преподаватель И.Н.Куриленко
2013 год
Уважаемые студенты!
Вам предстоит 2-х часовое практическое занятие по теме: «Глагол».
В процессе занятия вы научитесь внимательно относится к употреблению одной из самых емких и богатых частей в русском языке – глаголу. Научитесь пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, без которых ваша речь не будет точной, правильной, уместной, богатой и выразительной; научитесь распознавать речевые ошибки и исправлять их.
Подготовка к практическому занятию поможет вам вспомнить грамматические категории глагола и на примере комплексного анализа текста, который будет предложен на занятии, понять роль глагола в построении связных высказываний.
Основная часть занятия будет проходить в форме «Мастерской знаний», что позволит вам в коллективном поиске открыть для себя новые знания, проявить творческие способности в создании проекта рекламы и презентовать его публично.
Цели занятия:
Образовательные (учебные):
1. Закрепить и расширить знания по вопросу «Глагольные категории», выполнив комплексный анализ текста.
2. Дать представление студентам о значимости работы со словарями в процессе обучения.
3. Развивать творческие способности студентов, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, активизировать процесс мышления, способствующий расширению словарного запаса и реализации знаний, умений и творческих замыслов.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности за результат учебной деятельности.
- Стимулировать стремление студентов к познавательной деятельности.
Развивающие:
- Активизировать познавательную деятельность, создав ситуацию самоутверждения студента, и помочь ему реализовать, проявить, раскрыть себя.
- Развивать способности самостоятельно работать с учебно-методическим пособием и орфографическим словарем.
После изучения данной темы, студент должен
знать:
- понятие: «глагол»;
- основные грамматические категории глагола;
- правописание суффиксов и личных окончаний глаголов;
- правописание НЕ с глаголами.
уметь:
- правильно образовывать формы слова;
- строить свою речь в соответствии с морфологическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка;
- распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих (пациентов, их родственников, коллег) в соответствии с морфологическими нормами литературного языка.
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Время (минуты) |
1. | Организационный момент. | 1 |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | 3 |
3. | Определение исходного уровня знаний. | 11 |
4. | Вводный инструктаж. | 2 |
5. | Самостоятельная работа. | 68 |
6. | Заключительный инструктаж | 2 |
7. | Подведение итогов. | 1 |
8. | Задания для самостоятельной работы студентов. | 1 |
9. | Уборка рабочего места. | 1 |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Вопросы самоконтроля:
1. Почему глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени?
2. Совпадают ли нормы соотносительных по виду глаголов: рисовать – нарисовать, хранить – сохранить, мерить – отмерить? Докажите.
3. После изучения информации, проверьте себя, выполнив задания № 47- 49
В начале занятия вам будет предложено принять участие в акцентологической минутке. Слова, в которых необходимо поставить правильно ударение, вами ранее изучены.
Цель: определить степень усвоения студентами произносительных норм.
Приступая к этому виду деятельности, вы должны вспомнить теоретический материал к теме «Ударение». (см. «Учебное пособие и рабочая тетрадь» Блок информации к занятию №14, стр. 8 -12).
Проверка домашнего задания
Цель: Выявить уровень самостоятельного мышления, умение анализировать полученную информацию.
Вам будет предложено устно ответить на вопросы самоконтроля, предполагающие короткий ответ. Время на ответ не более 15 секунд.
Приступая к выполнению домашних заданий, вы должны проанализировать теоретический материал по данному вопросу и исправить ошибки в употреблении форм глагола. Для успешного выполнения заданий 48 и 49 обратитесь к словарям. Проверка домашнего задания будет проходить в форме фронтального опроса в виде «эстафеты», поэтому ответы должны быть четкие с обоснованием. Время на ответ не более 15 секунд.
Блок информации к занятию №21
ГЛАГОЛ
Глагол – часть речи, обозначающая действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? Что делает? Что сделать? Что сделает?
Основными грамматическими категориями глагола являются:
1) вид, переходность/непереходность, залог;
2) наклонение, время, лицо, число. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.
В современном русском языке начальной формой глагола считается инфинитив, (неопределенная форма), отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Он образуется посредством суффикса –ть , –ти (идти); с корнями на г и к сливается, давая –чь (беречь), -сть, -сти (вести – вед-у).
Инфинитив – неизменяемая форма глагола, поэтому в предложении может быть подлежащим: Читать – всегда полезно; определением: Он отправился с приказанием атаковать врага; дополнением: Я советовал ему обратиться за советом к моим родителям; входить в состав глагольного сказуемого: Я решил продолжать учиться – составное глагольное сказуемое и т.д.
Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/непереходность, возратность/невозвратность.
Способность управлять определенным падежом обладают все формы глагола, в том числе инфинитив: препятствовать (чему?) движению.
Виды глаголов:
Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия, отвечает на вопрос что делать? что делает? что делал? что будет делать? (рисовать, поет, играл, буду читать) и имеют формы настоящего, прошедшего и будущего сложного времени.
Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом, отвечает на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? (нарисовать, споет, сыграл) и имеют формы прошедшего и будущего простого времени.
Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:
- принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
- грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид).
Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида — двувидовые глаголы (велеть, обещать, ранить, казнить) и многие глаголы на -ировать.
Переходные и непереходные глаголы.
Переходные обозначают действие, которое направлено на объект, выраженный вин.п. без предлога (прямое дополнение): оставлю дом, отдам книгу.
Непереходные не могут иметь при себе прямое дополнение. Ср.: препятствовать движению – непереходный, тормозить движение – переходный). Дополнение при непереходном глаголе может быть выражено любым косвенным падежом, кроме вин.п. без предлога)
Возвратные глаголы – глаголы с постфиксом –сь (-ся): учиться, трудиться, бороться. Постфиксы всегда находятся после окончания: одевается, возится.
Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности.
Изъявительное наклонение обозначает действие как реальный факт, протекающий во времени, т.е. действие, которое происходило, происходит или будет происходить в будущем: Мы разошлись на полпути.
Повелительное наклонение выражает побуждение к действию: Не волнуйся, не плачь, не грусти.
Сослагательное наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определенных условиях, или действие желательное: О, если бы я только мог хотя отчасти, я написал бы восемь строк о свойствах страсти. (Б.Пастернак).
Категория времени.
В современном русском языке только глаголы изъявительного наклонения имеют формы времени: настоящее (читает), прошедшее (читал) и будущее (будет читать). Категория времени показывает на отношение действия к моменту речи.
Глаголы сов.в. имеют две формы времени: прошедшее (написал) и будущее (напишу); глаголы несов.в. – три формы времени: настоящее (пишу), прошедшее (писал) и будущее (буду писать).
Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в нас.вр. и буд.вр. В пр.вр. глаголы изменяются по родам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 спряжения. Ко II спряжению относятся все глаголы на –ить (кроме брить, стелить) и 11 глаголов: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть и обидеть, и вертеть, и зависеть и терпеть. Остальные глаголы относятся к I спряжению.
Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.
Инфинитив: | хотеть | бежать | есть | создать | дать |
ед.ч. 1 лицо читаю, беру 2 лицо читаешь, берешь З лицо читает, берет | хочу хочешь хочет | бегу бежишь бежит | ем ешь ест | создам создашь создаст | дай дашь даст |
мн.ч. 1 лицо читаем, берем 2 лицо читаете, берете 3 лицо читают, берут | хотим хотите хотят | бежим бежите бегут | едим едите едят | создадим создадим создадут | дадим дадите дадут |
Правописание глаголов.
Ь (мягкий знак) в глагольных формах пишется:
1) в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться);
2) в окончаниях 2 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься);
3) в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте;
4) в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);
Ь (мягкий знак) не пишется:
1) в форме 3 лица ед.ч. настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).
Правописание суффиксов глаголов
Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
1. Глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова- (-ева-). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев-), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать; у глаголов же на -ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв-, -ив-), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .
В глаголах застревать, затмевать, намереваться, продлевать пишется суффикс –ева-.
2. В переходных глаголах пишется суффикс –и-, в непереходных – е: обезлесит (лишить леса) – обезлесеть (лишиться леса); обезводить (лишить воды) – обезводеть (лишиться воды).
3. У глаголов в форме прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в основе инфинитива: веял – веять; верил – верить; слышал – слышать.
Задание № 47. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении глаголов.
№ | Пример нарушения нормы | Исправление |
1. | Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. | |
2. | Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. | |
3. | Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. | |
5. | Где Вы слыхали об этом? | |
6. | Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. | |
7. | По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой воды. | |
8. | Не махай так сильно руками. | |
9. | Цветок без воды сохнул в вазе. |
Правописание НЕ с глаголами.
Не с глаголами пишется раздельно: не был, не брать.
Примечание. Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу; что-то сегодня нездоровится.
Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-. Ср.: недовыполнить – перевыполнить, недосолить – пересолить.
Примечание. Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Ср.: недосмотреть за ребёнком (допустить упущение при надзоре) – не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали – дети часто не доедали за обедом свой суп; всегда недоплачивали – никогда не доплачивали.
Задание № 48. Напишите как можно больше глаголов, которые без НЕ не употребляются. При затруднении обращайтесь к словарю.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 49. Допишите пословицы.
1. Кто умеет веселиться,______________________________________
2. Не плюй в колодец -_________________________________________
3. Не надо хвалиться,_________________________________________
4. Кто любит трудиться,_____________________________________
5. Кто хочет от жизни толку добиться,________________________
6. Нечего тому страшиться,__________________________________
Творческое задание - разработать проект рекламы.
Цель: развивать творчество студентов. Мобилизуя интеллектуальные ресурсы, активизировать процесс мышления, способствующий расширению словарного запаса и реализации знаний, умений и творческих замыслов.
Время на выполнение задания 20 минут, после чего состоится презентация вашего творчества.
Творческих вам успехов!
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ | |
Конспект практического занятия № 21 (для дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла) |
Тема: Глагол.
1. Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу.
2. Мотивация изучения темы: Каждый из вас на собственном опыте испытал, как трудно понять небрежную, неточную, неряшливую речь, от правильного понимания которой зависят поступки людей. А от ваших поступков может зависеть настроение, самочувствие, а порой и жизнь человека. Поэтому сегодня мы с вами продолжим работу над правильностью речи и тема нашего занятия «Глагол» поможет нам в этом.
Для того чтобы понять, насколько важна роль глагола в построении связных высказываний, мы будем рассматривать грамматические категории глагола на примере комплексного анализа текста. Надеюсь, что ваша активная работа в этом плане позволит вам не только открыть для себя новые знания, но и проявить творческие способности. Дело в том, что в заключительной части занятия вам будет предложено, работая малыми группами, создать и публично презентовать рекламу. Оценок за занятие сегодня не будет, но те знания, которые вы получите, пригодятся вам в работе над домашним сочинением, за которое вы и получите оценку. Все понятно?
Запишем тему занятия в тетради. (записывают).
Начнем с акцентологической минутки. Вам необходимо правильно поставить ударение в предложенных словах. Работать будем следующим образом: каждый «змейкой» друг за другом правильно произносит 1 слово. Ваша поднятая рука будет означать, что допущена ошибка.
3. Проверка исходного уровня знаний:
а) акцентологическая минутка (индивидуальная работа у доски). Поставьте ударение в словах: пл`есневеть, прин`удить, подобрал`а, отк`упорить, ч`ерпать, отнял`а, зарж`аветь, начал`а, звон`ишь, балов`ать, к`ашлянуть, облегч`ить, осв`едомить, пломбиров`ать, избалов`ать.
Произнесем хором, но в полголоса эти глаголы. Запишите в тетрадь и правильно расставьте ударения.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы: (фронтальный опрос)
На все ли вопросы вы нашли ответ при подготовке к занятию? Выполнение каких заданий, вызвали у вас затруднения?
Если все понятно, перейдем к теме занятия. Для начала проверим домашнее задание:
1. Почему глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени? (обозначают действие, ограниченное временным пределом, отвечают на вопрос что сделать? что сделает? что сделал? (нарисовать, споет, сыграл) и имеют формы прошедшего и будущего простого времени)
2. Совпадают ли нормы соотносительных по виду глаголов: рисовать – нарисовать, хранить – сохранить, мерить – отмерить? Докажите.
(Не совпадают, т.к. гл.: рисовать, хранить и мерить – несов.в., а нарисовать, сохранить и отмерить – сов.в.)
Откройте методические указания.
3. Проверка задания № 47. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении глаголов.(слайд 21,22)
№ | Пример нарушения нормы | Исправление |
1. | Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. | Не сами дробятся, а их дробят. |
2. | Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. | Смешение видов глагола, проявлять |
3. | Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. | Не порть – гл повелит. накл. Норма литер.языка |
5. | Где Вы слыхали об этом? | Слышали, т.к. слыхали – рагор. стиль. |
6. | Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. | Гл.:победить, убедить, очутиться, чудить не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени. Надо: могу очутиться. |
7. | По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой воды. | Полощет, т.к. полоскает – разгоаор. стиль. |
8. | Не махай так сильно руками. | Не маши, т.к. махай – разг. стиль. |
9. | Цветок без воды сохнул в вазе. | Сох, т.к. данная форма обозначает постепенное усиление длительного состояния.
длительного состояния, |
4. Перед проверкой 48 задания зачитывается сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она в ответ «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может.
Эта сказка, как нельзя лучше иллюстрирует нам правило правописания НЕ с глаголами. Предлагаю вам выступить в роли влюбленного Глагола и назвать как можно больше глаголов, которые без НЕ не употребляются. (негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить, нездоровится, небось, недоставать, неймется, неможется, ненавидеть).(11)
Преподавать предлагает дописать недостающие глаголы в методичку.
5. Проверка задания № 49. Допишите пословицы.
1. Кто умеет веселиться, тому без дела не сидится.
2. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
3. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.
4. Кто любит трудиться, того горе боится.
5. Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.
6. Нечего тому страшиться, который ничего не боится.
в). Подведение итогов контроля: Отмечается степень готовности к занятию. Объясняются ошибки, допущенные в выполнении заданий.
4. Вводный инструктаж: Я предлагаю вам на примере комплексного анализа текста расширить свои знания об ой – глаголе. Почему? Потому что глаголы занимают второе место после существительных и ю Надеюсь, что работа над текстом покажет вам подчеркнет
5. Самостоятельная работа студентов: Итак, предлагаю вам познакомимся с отрывком из поэмы Степана Щипачева. Название поэмы я умышленно не называю. В ходе занятия, вчитываясь в строки поэмы, надеюсь, вы догадаетесь, как она называется. Внимательно послушайте отрывок.
Листать словари и глазами
Вливаться в них – радость моя.
Страницы подняв парусами,
Порой дохожу и до Я…
К томам этим чаще и чаще
Спешу, как в надежности вех,
Чтоб не заплутаться мне в чаще
Вопросов, что ставит наш век.
Диалог:
1. О чем вы подумали, что представили, прослушав эти строки? (Представили огромные тома словарей, толстых книг, где все слова расположены по алфавиту: от А до Я)
2. Так какова же тема отрывка? (Строки о словарях, о том, что в них можно найти ответы на возникающие у вас вопросы).
Правильно, вы отметили, что в словарях можно найти ответы на многие возникающие у вас вопросы. Какое словосочетание нашел автор для выражения этой мысли? (Чаща вопросов)
3. Что значит слово чаща? (Густой, темный лес)
Почему же именно такое слово употребляет автор? (Слово употреблено в переносном значении: как в лесу много деревьев, так и у нас часто возникает много вопросов.)
4. Какие еще слова употреблены в переносном значении? (Словосочетание глазами вливаться – т.е. очень внимательно вчитываться в строки словарей, как бы раствориться в них, узнать все, что там написано).
5. А как Щипачев сумел передать, что мы можем очень много узнать из словарей? (Порой дохожу и до Я» - значит, до конца словаря, ведь я – последняя буква алфавита, а в словарях сведения расположены в алфавитном порядке).
6. Вспомним, какие словари вы знаете? (студенты называют словари русского языка С.И.Ожегова, В.Даля, орфоэпические и орфографические словари, словари иностранных слов, синонимов и антонимов, фразеологизмов, Большой энциклопедический словарь, Большую медицинскую энциклопедию и т.д.) Как вы думаете, почему ученики предпочитают интернет словарям? (В словарях размещена информация проверенная временем, чего нельзя сказать о принципе размещения информации в интернете)
7. Найдите в тексте ответ на вопрос: Интересно ли поэту читать словари? (Видим, что интересно, так как поэт сравнивает работу со словарями с плаванием по морю знаний на корабле с огромными парусами – «страницы подняв парусами». Это словосочетание тоже употреблено в переносном значении.)
8. Скажите, есть ли в тексте какое-нибудь непонятное для вас слово? (Веха – шест в поле, а в переносном значении – момент, этап в развитии чего-нибудь.)
В каком значении автор употребляет слово веха (В переносном значении.)
9. Обратите внимание, с каким словом рифмует поэт слово веха. (находим рифму вех – век, объясняем, что в этом случае последние глухие и образуют рифму.)
Найдите еще интересную рифму в строках: (моя – я, чаще – в чаще). Постарайтесь объяснить последнюю рифму. (студенты отмечают, что рифма богатая, так как рифмуются разные части речи: наречие и существительное с предлогом, образуются омонимы.)
10. Прав поэт: разобраться в чаще вопросов, которые ставит наш сложный век, трудно. Итак, давайте, определим основную мысль текста. (Автор призывает нас чаще обращаться к словарям – это очень увлекательно и интересно).
Задание 1: Выпишите из текста слова с орфограммами: 1) безударные гласные, проверяемые ударением; 2) словарные слова; 3) правописание глаголов.
- Листать – лист, словари – слово, вливаться – лить, порой – до сих пор, спешу – спешка, дохожу – ходит, парусами – парус, томам – том;
- страница, надежность, вопрос – словарные слова;
- вливаться (что делать?), не заплутаться (что сделать?), не с глаголом напишем раздельно.
Запишите текст в тетради. Подчеркните глаголы как члены предложения.
Обратим внимание на первое предложение.
Как можно объяснить постановку тире в этом предложении? Каким членом предложения являются глаголы листать, вливаться? (Подлежащее.) А где сказуемое? (Сказуемое радость – имя существительное.) Какой сделаем вывод? (Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено начальной формой глагола, а сказуемое – именем существительным в им.п.) Начертите схему предложения.
11.Подумайте, почему подлежащее выражено неопределенной формой глагола? Вспомните, что вы знаете о ней? (неопределенная форма глагола обозначает действие, не указывая лицо, число и время. Наверное, автору неважно, кто листает словари: юноша или девушка, а может быть, пожилой человек или сам автор, - важно, что каждый найдет в словарях что-то интересное для себя. Неважно когда: сегодня, вчера или завтра, - важно, что все-таки обратились к словарям,)
11. Обратим внимание на второе предложение. Как вы думаете, почему здесь нет подлежащего («порой дохожу и до Я»)? (Отсутствие подлежащего связано с тем, что оно подсказано формой глагола – это 1-е лицо, т.е говорящий.)
Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)
Определите тип односоставного предложения (Определенно-личное)
12. Обратимся к третьему предложению. Сколько сказуемых вы выделили в этом предложении? (Три: у первого и второго сказуемого нет подлежащего, а у третьего есть.)
Значит сколько основ в этом предложении? (Три.) Вывод? (Предложение сложное, сложноподчиненное с придаточным цели (чтоб)
Давайте посмотрим, почему нет подлежащего у первого сказуемого (как и во втором предложении отсутствие подлежащего связано с тем, что есть указание на производителя действия, который известен, т.е говорящий.)
А у второго сказуемого? (Здесь нет указания на производителя действия, такие предложения называются безличными.) Начертите схему предложения.
13. Определите вид глаголов. (Неопределенная форма – глаголы несовершенного вида; дохожу, спешу, ставит – глаголы несовершенного вида; не заплутаться – глагол совершенного вида.) Таким образом, автор в тексте использует все глаголы несовершенного вида, кроме одного.
Давайте подумаем: случайно ли это? Для этого вспомните, что вы знаете о глаголах совершенного и несовершенного вида. (Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое еще не завершено, еще происходит, а глаголы совершенного вида обозначают уже совершившееся действие.)
Сделаем вывод: используя в основном глаголы несовершенного вида, автор как бы подчеркивает, что работа со словарями должна происходить постоянно, непрерывно, а несовершенный вид глагола ставит заставляет нас лучше ощутить, что вопросы возникали и будут возникать. Посмотрите, лишь один глагол имеет совершенный вид и тот с отрицательной частицей НЕ.
14. Давайте посмотрим, в каком времени употреблены глаголы в тексте.
(Глаголы дохожу, спешу, ставит употреблены в настоящем времени).
Таким образом, автор заставляет нас задуматься о важности работы со словарями, о том, что не надо откладывать работу на завтра то, что можно сделать сегодня. Ведь завтра жизнь задаст новые вопросы, спешите найти свои ответы.
15.Определите наклонение глаголов. (Все глаголы изъявительного наклонения, т.к. обозначают действие как реальный факт, протекающий во времени, т.е. действие, которое происходило, происходит и будет происходить). Еще раз автор подчеркивает, что процесс работы со словарями постоянный.
Задание 2: выпишите переходные, непереходные и возвратные глаголы.
- переходный – листать словари (В.п.)
- непереходные: дохожу до Я, спешу к томам
- возвратные: вливаться глазами, не заплутаться в чаще
Задание 3: выпишите 5 глаголов и образуйте форму 2 л., ед.ч. Определите спряжение. От глаголов II спряжения образуйте форму 1 л., ед.ч., пр.вр. и объясните правописание.
I спряжение: листать – листаешь; вливаться – вливаешься.
II спряжение: дохожу – доходить – доходишь – доходил; спешу – спешить – спешишь –спешил; ставит – ставить - ставишь – ставил.
16.Вернемся к тексту. Давайте еще раз послушаем отрывок из поэмы, только на этот раз прочтет его кто-то из вас. И подумайте над названием поэмы. (Студент читает.)
Пожалуйста, ваши варианты названия. («Словари - помощники», «Верные друзья - книги», «В библиотеке», «Книги и мы», «Обратимся к словарям» и т.д.)
В ваших ответах есть варианты близкие к названию, но вы не угадали. Вспомните, что вы представили себе, когда первый раз услышали строки: огромная библиотека, длинные ряды книжных полок, а на них – толстые словари. («У книжных полок»)
Творческое задание: Следующее задание носит творческий характер. Вы отлично представляете себе, что такое реклама. По телевидению ее передают ежедневно. Предлагаю вам разделиться на 4 команды и разработать проект рекламы «Спешите к книжным полкам, обращайтесь к словарям!» Именно к этому и призывает нас Степан Щипачев. Время на выполнение задания 20 минут. Не забудьте подумать над тем, как будете презентовать свою рекламу!
6. Заключительный инструктаж: Преподаватель проводит анализ самостоятельной работы студентов, после презентации рекламы, дает оценку правильности выполнения задания. Акцентирует внимание на допущенные ошибки, анализирует причины неправильного выполнения, привлекая к оценке студентов. Обобщает и систематизирует полученные знания во время занятия.
7. Подведение итогов занятия: Итак, сегодня на занятии мы вспомнили основные категории глагола, проанализировав отрывок из поэмы С. Щипачева, и, разработав проект рекламы, прониклись необходимостью работы со словарями и книгами, научились реализовывать знания, умения и творческие замыслы. Выразить благодарность за работу на занятии, поинтересоваться впечатлениями студентов.
8. Задание на дом: Реализовать проект рекламы, создав мультимедийную презентацию. Блок информации к занятию №22, задания № 50-52, с.45-49
Литература.
Основные источники:
Н.Г. Гольцова «Русский язык. 10-11 классы» - изд.: Москва «Русское слово», 2012 г.
Учебное пособие и рабочая тетрадь «Русский язык» - изд.2013г.
Дополнительные источники:
«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
Интернет-ресурсы:
Сайт Тверского областного института усовершенствования учителей www.tiuu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Преподаватель______________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Межпредметные связи темы «Глагол» Русский язык Информатика Литература Курс, специальность 1 курс 060501 Сестринское дело и 060301 Фармация Количество часов 90 мин. Преподаватель И.Н.Куриленко Дисциплина ОДБ.01 Русский язык
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА: «ГЛАГОЛ» Цели: Обобщить теоретические знания о грамматических категориях глагола и закрепить умение верно определять его морфологические признаки , опознавать их в тексте. Научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Закрепить и расширить знания по вопросу «Глагольные категории», выполнив комплексный анализ текста. Дать представление студентам о значимости работы со словарями в процессе обучения. Развивать творческие способности студентов, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, активизировать процесс мышления, способствующий расширению словарного запаса и реализации знаний, умений и творческих замыслов.
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Плесневеть, принудить, подобрала, откупорить, черпать, отняла, заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, принудить, подобрала, откупорить, черпать, отняла, заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрала, откупорить, черпать, отняла, заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , откупорить, черпать, отняла, заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, черпать, отняла, заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отняла, заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , заржаветь, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начала, звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звонишь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звон и шь, баловать, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звон и шь, балов а ть, кашлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звон и шь, балов а ть, к а шлянуть, облегчить, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звон и шь, балов а ть, к а шлянуть, облегч и ть, осведомить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звон и шь, балов а ть, к а шлянуть, облегч и ть, осв е домить, пломбировать, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звон и шь, балов а ть, к а шлянуть, облегч и ть, осв е домить, пломбиров а ть, избаловать. Поставьте ударение в словах:
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА Задание: Пл е сневеть, прин у дить, подобрал а , отк у порить, ч е рпать, отнял а , зарж а веть, начал а , звон и шь, балов а ть, к а шлянуть, облегч и ть, осв е домить, пломбиров а ть, избалов а ть. Поставьте ударение в словах:
Почему глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени? 1 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Совпадают ли нормы соотносительных по виду глаголов: рисовать – нарисовать, хранить – сохранить, мерить – отмерить? Докажите. 2 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
4 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении глаголов. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. Где Вы слыхали об этом? Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.
4 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении глаголов. По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой воды. Не махай так сильно руками. Цветок без воды сохнул в вазе.
5 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Допишите пословицы: Кто умеет веселиться, Не плюй в колодец – Не надо хвалиться, Кто любит трудиться, Кто хочет от жизни толку добиться, Нечего тому страшиться ,
5 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Допишите пословицы: Кто умеет веселиться, Не плюй в колодец – Не надо хвалиться, Кто любит трудиться, Кто хочет от жизни толку добиться, Нечего тому страшиться , тому без дела не сидится.
5 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Допишите пословицы: Кто умеет веселиться, Не плюй в колодец – Не надо хвалиться, Кто любит трудиться, Кто хочет от жизни толку добиться, Нечего тому страшиться , тому без дела не сидится. пригодится воды напиться.
5 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Допишите пословицы: Кто умеет веселиться, Не плюй в колодец – Не надо хвалиться, Кто любит трудиться, Кто хочет от жизни толку добиться, Нечего тому страшиться , тому без дела не сидится. пригодится воды напиться. коли не знаешь, как рожь родится
5 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Допишите пословицы: Кто умеет веселиться, Не плюй в колодец – Не надо хвалиться, Кто любит трудиться, Кто хочет от жизни толку добиться, Нечего тому страшиться , тому без дела не сидится. пригодится воды напиться. коли не знаешь, как рожь родится того горе боится.
5 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Допишите пословицы: Кто умеет веселиться, Не плюй в колодец – Не надо хвалиться, Кто любит трудиться, Кто хочет от жизни толку добиться, Нечего тому страшиться , тому без дела не сидится. пригодится воды напиться. коли не знаешь, как рожь родится того горе боится. тот должен много трудиться.
5 ПРОВЕРКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Допишите пословицы: Кто умеет веселиться, Не плюй в колодец – Не надо хвалиться, тому без дела не сидится. пригодится воды напиться. коли не знаешь, как рожь родится Кто любит трудиться, того горе боится. Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться. Нечего тому страшиться , который ничего не боится.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Листать словари и глазами Вливаться в них – радость моя. Страницы подняв парусами, Порой дохожу и до Я… К томам этим чаще и чаще Спешу, как в надежности вех, Чтоб не заплутаться мне в чаще Вопросов, что ставит наш век. Отрывок из поэмы Степана Щипачева
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Веха – шест в поле; – момент, этап в развитии чего-нибудь ( в переносном значении )
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Листать словари и глазами Вливаться в них – радость моя. Страницы подняв парусами, Порой дохожу и до Я… К томам этим чаще и чаще Спешу, как в надежности вех, Чтоб не заплутаться мне в чаще Вопросов, что ставит наш век. Отрывок из поэмы Степана Щипачева
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Задание 1 безударные гласные, проверяемые ударением; словарные слова; правописание глаголов Выпишите из текста слова с орфограммами:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Листать словари и глазами Вливаться в них – радость моя. Страницы подняв парусами, Порой дохожу и до Я… К томам этим чаще и чаще Спешу, как в надежности вех, Чтоб не заплутаться мне в чаще Вопросов, что ставит наш век. Отрывок из поэмы Степана Щипачева
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Задание 3 Выпишите 5 глаголов и образуйте форму 2 л. ед.ч. Определите спряжение. От глаголов II спряжения образуйте форму 1 л. ед.ч. прошедшего времени и объясните правописание.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Листать словари и глазами Вливаться в них – радость моя. Страницы подняв парусами, Порой дохожу и до Я… К томам этим чаще и чаще Спешу, как в надежности вех, Чтоб не заплутаться мне в чаще Вопросов, что ставит наш век. Отрывок из поэмы Степана Щипачева
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Творческое задание Разработать проект рекламы «Спешите к книжным полкам, обращайтесь к словарям!»
Задание на дом: Реализовать проект рекламы, создав медиопрезентацию . Изучить блок информации к занятию №22, выполнить задания № 50-52, с.45-49
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРМАВИРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» _______________Н.М. Михальцова 17 марта 2014 года |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА: «ГЛАГОЛ»
по специальности 060301 Фармация
уровень подготовки среднего профессионального образования – базовый
форма обучения очная
квалификация – Фармацевт
Армавир
2014 |
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № _____ от «____» __________ 2014г.
Председатель ЦК__________________Т.Е. Кучинская
Составитель: Куриленко И.Н., преподаватель Армавирского медицинского колледжа.
Рецензенты:
Внутренняя – методист ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» ________________ М.А. Дурницына
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 21
ТЕМА: «ГЛАГОЛ»
ЦЕЛИ:
Образовательные (учебные):
- Обобщить теоретические знания о грамматических категориях глагола и закрепить умение верно определять морфологические признаки глагола, опознавать их в тексте
- Научить пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
- Закрепить и расширить знания по вопросу «Глагольные категории», выполнив комплексный анализ текста (отрывок из поэмы Степана Щипачева «У книжных полок»).
- Дать представление студентам о значимости работы со словарями в процессе обучения. Развивать творческие способности студентов, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, активизировать процесс мышления, способствующий расширению словарного запаса и реализации знаний, умений и творческих замыслов.
- Развивать творческие способности студентов, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, активизировать процесс мышления, способствующий расширению словарного запаса и реализации знаний, умений и творческих замыслов.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за результат учебной деятельности. Стимулировать стремление студентов к познавательной деятельности.
Развивающие:
- Активизировать познавательную деятельность, создав ситуацию самоутверждения студента, и помочь ему реализовать, проявить, раскрыть себя.
- Развивать способности самостоятельно работать с учебно-методическим пособием и толковыми словарями.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ:
знать:
- понятие: «глагол»;
- основные грамматические категории глагола;
- правописание суффиксов и личных окончаний глаголов;
- правописание НЕ с глаголами.
уметь:
- правильно образовывать формы слова;
- строить свою речь в соответствии с морфологическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка;
- распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих (пациентов, их родственников, коллег) в соответствии с морфологическими нормами русского литературного языка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
-личностно – ориентированная,
- проектная,
- информационно-коммуникационная.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:
- исследовательский, эвристический;
- прием эвристической беседы в сочетании с иллюстрациями, совместное добывание истины в процессе диалога, выступление студентов, фронтальный опрос, работа с тестом малыми группами, творческая работа студентов по написанию рекламы.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: индивидуальные задания-тексты, орфографические словари.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайдовый материал, интернет-ресурсы.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ:
фонетика, акцентологические нормы, лексика, синтаксис, основные требования к речи, композиционные особенности; литература.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: каб.№ 319 (общежитие)
ВРЕМЯ: 2 часа (90 минут).
ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Организационный момент и начальная мотивация | Определение исходного уровня знаний | Вводный инструктаж | Самостоятельная работа и текущий инструктаж | Заключительный инструктаж и подведение итогов | Организация окончания занятия |
4 мин. | 11 мин. | 2 мин. | 68 мин. | 3 мин. | 2 мин. |
ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое обоснование |
1.Организация начала занятий. | 1 мин. | Приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу. Приветствует группу, отмечает отсутствующих, проверяет готовность группы к занятию: внешний вид, рабочее место, санитарное состояние учебной комнаты. | Приветствуют преподавателя. Занимают рабочие места. Дежурный докладывает о готовности группы к занятию. | Четко проведенная Организация начала занятия дисциплинирует студентов. Создает рабочую обстановку. |
2.Начальная мотивация. | 3 мин. | Сообщает тему, цели, план занятия. Отмечает значение данного занятия для будущей профессиональной деятельности:
5. Развивать творческие способности студентов, мобилизуя интеллектуальные ресурсы, активизировать процесс мышления, способствующий расширению словарного запаса и реализации знаний, умений и творческих замыслов. | Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают тему, план занятия. Ставят перед собой цели. | Умелое использование индукции формирует познавательный интерес учебной деятельности к занятию, к данному предмету. Четко поставленные цели помогают студентам определить объем 2-х часовой работы: *настраивают на целенаправленную деятельность; * активизируют внимание; * побуждают к самостоятельной учебной и творческой деятельности. |
3. 3. Контроль исходного уровня знаний студентов: «Акцентологическая минутка»
Проверка домашнего задания | 3 мин. 2 мин. 6 мин. | Предлагает правильно поставить ударение в глаголах, предложенных на экране.
Предлагает студентам определить степень подготовки каждого студента к занятию. Метод контроля: фронтальный опрос (устный). Задает вопросы, предполагающие короткий ответ:
Предлагает студентам проверить выполнение заданий 47-49. Метод контроля: фронтальный опрос (устный). Перед проверкой 48 задания зачитывает сказку «Сила любви» и предлагает назвать как можно больше глаголов, которые не употребляются без НЕ. | По очереди каждый произносит слова, предложенные на экране, в случае ошибки, исправляют на правильно. В заключение произносят хором в полголоса.
По желанию отвечают на вопросы преподавателя. Внимательно слушают, дополняют или исправляют неверное суждение. В подтверждение правильности ответа на экране высвечивается слайд с ответом
Исправляют предложения, объясняют ошибки в употреблении глаголов. Записывают в рабочие тетради неназванные глаголы. Озвучивают продолжение пословиц, в случае правильного ответа на экране высвечивается правильное продолжение пословицы. | Этот вид деятельности вырабатывает навык правильного произношения слов и является одним из этапов подготовки к ЕГЭ.
Устный фронтальный опрос учит студентов логически мыслить, требует умения анализировать полученную информацию, помогает самостоятельно сформулировать ответ и оформить его кратко в виде небольшого перечня слов, а преподавателю быстро оценить степень подготовки группы к занятию.
|
4 Подведение итогов контроля. | Отмечает степень готовности к занятию. | Внимательно слушают. | Определяется уровень подготовленности группы и каждого студента в отдельности | |
5 4.Вводный инструктаж. | 2 мин. | Предлагает расширить и закрепить полученные знания на примере комплексного анализа текста расширить свои знания об одной из самых емких и богатых частей речи в русском языке – глаголе. Почему? Потому что глаголы занимают второе место после существительных и обладают многозначностью и омонимичностью. Толковые словари русского языка отмечают от 3 до 10 и более значений одного глагола. В толковом словаре С.И.Ожегова у глагола брать отмечено 12 значений; стоять – 9 значений, ломать -5 значений. Надеюсь, что работа над текстом покажет вам богатейшие возможности языка и подчеркнет необходимость тщательного изучения его ради выражения своих мыслей и чувств. | Внимательно слушают. | Дисциплинирует студентов. |
5.Самостоятельная работа и текущий инструктаж. 5.1. Комплексный анализ текста.
5.1.1. Расширение знаний по вопросу «Грамматические категории глагола»
5.2. Выполнение творческого задания по составлению рекламы.
Проверка творческого задания
Подведение итогов выполнения творческого задания. | 12 мин. 5 мин. 25 мин. 20 мин. 6 мин. | Предлагает познакомиться с отрывком из поэмы Степана Щипачева. Название поэмы я умышленно не называю. В ходе занятия, вчитываясь в строки поэмы, надеюсь, вы догадаетесь, как она называется. Текст высвечивается на экране. После знакомства с текстом предлагает определить тему отрывка. Какое словосочетание нашел автор для выражения этой мысли? - Что значит слово чаща? - Почему же именно такое слово употребляет автор? - Какие еще слова употреблены в переносном значении? - А как Щипачев сумел передать, что мы можем очень много узнать из словарей? - Вспомните, какие словари вы знаете? - Найдите в тексте ответ на вопрос: Интересно ли поэту читать словари? Предлагает дать определение слову «веха». В каком значении использует поэт это слово. - С каким словом рифмует поэт слово веха? Предлагает объяснить рифму чаще - в чаще. Предлагает определить основную мысль текста.
Предлагает выписать из текста слова с орфограммами: 1) безударные гласные, проверяемые ударением; 2) словарные слова; 3) правописание глаголов. После проверки объяснить свою точку зрения.
Предлагает записать текст в тетрадь, подчеркнуть глаголы как члены предложения. Предлагает ответить на вопросы и сделать выводы. В случае затруднения, вывод делает преподаватель. Вопросы-задания: - Как можно объяснить постановку тире в этом предложении? - Почему подлежащее выражено неопределенной формой глагола? Вспомните, что вы знаете о ней? - Как вы думаете, почему во втором предложении нет подлежащего? - Как называются предложения с одним главным членом? Определите тип односоставного предложения. - Сколько сказуемых вы выделили в третьем предложении? - Сколько основ в этом предложении? Предлагает сделать вывод. - Почему нет подлежащего у первого сказуемого? А у второго сказуемого? Предлагает определить вид глаголов и объяснить: случайно ли это? Для этого вспомните, что вы знаете о глаголах совершенного и несовершенного вида. Предлагает сделать вывод. - В каком времени и наклонении употреблены глаголы? Что этим хотел подчеркнуть поэт? Предлагает выполнить задания: выписать переходные, непереходные и возвратные глаголы. Определить спряжение глаголов.
Предлагает еще раз послушать текст и отгадать название поэмы. В случае затруднения, задает наводящие вопросы.
Проводит инструктаж. Предлагает разработать проект рекламы «Спешите к книжным полкам, обращайтесь к словарям!» Через 20 минут состоится презентация вашего творчества. Метод работы: работа малыми группами. Опрашивает представителя малой группы и предлагает оценить творческую деятельность студентам. Отмечается степень эффективности работы малыми группами. | Внимательно слушают, отвечая на вопросы преподавателя, аргументируют свою точку зрения, делают пометки в рабочих тетрадях.
Внимательно слушают. Студенты, отвечают устно, аргументируют свою точку зрения. Выполняют. Внимательно слушают, отвечая на вопросы преподавателя, аргументируют свою точку зрения, делают пометки в рабочих тетрадях.
По желанию студент читает текст. Остальные внимательно слушают. Предлагают свои варианты названия поэмы. Выполняют творческое задание, малыми группами, презентуют свое творчество, аргументируя свой выбор. Внимательно слушают. | Этот вид работы развивает у студентов логическое мышление, умение применять полученные знания на практике, работать в коллективе. Этот вид работы побуждает мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, что является одной из важнейших предпосылок его развития, умения действовать коллективно, обучаясь и обучая других.
Этот вид работы развивает у студентов творчество, побуждает мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы, что является одной из важнейших предпосылок его развития, умения действовать коллективно, обучаясь и обучая других. |
6.Заключительный инструктаж. 7.Подведение итогов занятия. | 1 мин. 2 мин. | Проводит анализ самостоятельной работы студентов, Отмечается степень эффективности работы. Акцентирует внимание на допущенные ошибки, анализирует причины неправильного выполнения, привлекая к оценке студентов. Обобщает и систематизирует полученные знания во время занятия. Сообщает студентам о результатах проведенного практического занятия, прокомментировать работу наиболее активных студентов, дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, раскрыть недостатки, показать пути их преодоления, дать общую характеристику работы студентов. | Внимательно слушают. Внимательно слушают преподавателя, осмысливают замечания. | Заключительное слово преподавателя завершает практическое занятие и стимулирует стремление студентов к самовоспитанию и самооценке. Развиваются навыки самоконтроля. Развиваются мыслительные аналитические способности студентов. Воспитывается умение выслушивать критику.
|
8. Домашнее задание | 1 мин | Предлагает записать домашнее задание: Реализовать проект рекламы, создав мультимедийную презентацию. Называет тему следующего занятия, литературу. | Записывают домашнее задание. Слушают методические указания. | Подробное домашнее задание способствует более успешному изучению материала к следующему занятию. Активизирует умения, навыки осмысленного чтения, осознанного усвоения материала. Воспитывает ответственность, добросовестное отношение к выполнению домашнего задания. |
. | 1 мин. | Благодарит студентов за работу на занятии, интересуется впечатлениями студентов.
Предлагает убрать студентам рабочие места, а дежурным кабинет. Объявляет, что занятия окончено. Прощается с группой. | . Убирают рабочие места. Покидают учебную комнату. Дежурные делают уборку. | Это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к продуктивной работе. Привитие любви к порядку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по теме "Продукты", 3 класс
. В результате обучения иностранному языку по данному УМК ученик должен: знать/понимать:* основные слова, словосочетания, звуки английского языка;* основные правила чтения и орф...
Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...
Учебно-методический комплекс по теме "Путешествия и виды транспорта" (Travel and Transport)
Разработка учебной темы в рамках экспериментальной работы по технологии «Достижение прогнозируемых результатов» и особенности ее использования на уроках английского языка.Учебная тема «Путешеств...
Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».
Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"
Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...
Учебно-методический материал по теме: "Решение заданий по теме "Арифметический квадратный корень"
В учебно-методическом материале представлено 10 тестов по теме "Арифметический квадратный кореньо для учащихся 8 класса...