Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Тире в простом предложении"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Методическая разработка поможет учителю словеснику в подготовке и проведении урока по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_v_prostom_predlozhenii.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: совершенствовать умения и навыки учащихся определять способы выражения подлежащего и сказуемого;
познакомить с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым»;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык. Практика. 5класс» под редакцией А.Ю.Купаловой; презентация.
Ход урока:
1.1 У доски один ученик выполняет синтаксический разбор предложения:
На территории парка пятеро ребят высадили деревья.
1.2 Актуализация знаний и проверка домашнего задания №231.
- Назовём грамматические основы записанных предложений и дадим им характеристику по количеству грамматических основ.
- Какие пунктограммы в них встретились?
- Какие схемы пунктуационного разбора объясняют знаки препинания в них? Покажите у доски.
- Зачем нужен пунктуационный разбор?
- Что такое пунктограмма?
- Какая наука изучает строение предложений?
- Что изучает пунктуация?
2.1 Запишем дату и тему урока (слайд№1).
2.2 Синтаксическая пятиминутка.
- Что такое грамматическая основа?
- Устно определим грамматические основы предложений:
Люблю я пышное природы увяданье.
Скинуло кафтан зелёный лето.
И льётся чистая лазурь на отдыхающее поле.
Вот уж утро.
- Зачем нужно знать количество грамматических основ?
- Чем было выражено подлежащее в этих предложениях? (Существительным и местоимением).
- Чем ещё может быть выражено подлежащее?
2.3 Обратим внимание на доску. В разобранном предложении подлежащее – словосочетание.
2.4 Словарная работа.
- Какое слово в этом предложении может вызвать затруднение в написании? (Территория)
- Какие ещё слова имеют этот латинский корень? (Слайд№2 - терраса, террикон, террариум).
- Что такое терраса? (Помещение в жилом доме под крышей на деревянных столбах).
- Составим и запишем словосочетания с двумя (на выбор) словами.
- Какие словосочетания вы записали?
3.Объяснение нового материала.
Посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в предложении, и познакомимся с пунктограммой «Тире в простом предложении».
3.1- Коллективно выполним упр. №232 по заданию. Читаем задание.
- Назовём грамматические основы 1-го, 2-го предложений.
- Какое 2-е предложение по структуре? (Сложное: солнце поднимается, тени длинные, день самый короткий).
- Какие вопросы задавали к сказуемым? (Какие? стр. 73)
- Какая часть речи отвечает на этот вопрос? (Прилагательное).
3.2 У доски выполним синтаксический разбор 4-го предложения:
Первые морозы – это ещё не зима.
- Какой задать вопрос, чтобы найти сказуемое? (стр.73. Морозы – что это такое?)
- Можете самостоятельно сделать вывод, когда ставится тире в простом предложении? (стр. 72)
4. Итак, чем может быть выражено сказуемое в предложении? Составим таблицу «Способы выражения сказуемого»: (слайд №3)
Часть речи | Пример предложения |
Глагол | Мы приближались к лугам. |
Существительное | Черника – вкусная лесная ягода. |
Прилагательное | Леса кругом хвойные. Эти места в лесу болотисты. |
- Сделаем ещё раз вывод, когда ставится тире в простом предложении?
- Вопрос из истории языка. Как долго тире живёт в русской грамматике? Кто его ввёл? (Это знак молодой. Ему чуть больше 200 лет. Ввёл его Карамзин).
5. Закрепление материала.
Тренировочное упражнение. Определите (устно) грамматические основы и решите, в каких предложениях на слайдах нужно поставить тире (слайд 4-10).
6. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем может быть выражено сказуемое в предложении?
- Для объяснения какой пунктограммы надо знать, чем выражены подлежащее и сказуемое?
- С правописанием какого латинского корня познакомились?
- Из толкового словаря учебника стр. 256 выпишем лексическое значение слова территория.
Домашнее задание: параграф 17, упражнение №236.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...