Тема урока «Краткие страдательные причастия».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Краткие страдательные причастия».
Цель урока: дать понятие о кратких причастиях, их синтаксической роли в предложении; формирование умения различать полные и краткие причастия.
Повторение: краткие имена прилагательные.
Работа по развитию речи: работа над орфоэпическими нормами.
Ход урока.
- Повторение изученного о кратких прилагательных в 6-ом классе.
а) На доске заранее записаны полные прилагательные:
кач.
тихая (погода) – (какова?) тиха;
прит.
волчий (хвост) – (каков?) -------;
кач.
темная (ночь) – (какова?) темна;
относ.
деревянный (стул) – (каков?) - --------.
Задание: определить разряд имен прилагательных. От полных прилагательных образовать краткую форму. (Задание выполняется устно).
Вопрос к классу: все ли эти полные прилагательные образуют краткую форму?
На доске записаны предложения:
Погода стоит хорошая.
Красив и печален осенний лес.
Вопрос:
- Какую роль играют в данных предложениях полные и краткие прилагательные?
- Чем отличаются морфологические признаки полного прилагательного от морфологических признаков краткого прилагательного?
- Объяснение нового материала. (запись на доске и в тетрадях учащихся)
Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Полная форма краткая форма
1 На какой вопрос отвечает полное 1 На какой вопрос отвечает краткое
причастие? Как какая часть речи? причастие?
Приведите примеры: Приведите примеры:
читаемый читаем
услышанный услышан
2 Изменение 2 Изменяются по
Как изменяется полное числам родам
причастие? Как какая -Приведите примеры изменения кратких
часть речи? прилагательных.
Ед. ч. Мн. Ч м. р. Ж. р. Ср.р
Чист - чисты чист- чиста- чисто
Краткие причастия изменяются также.
Ед. ч. Мн. Ч м. р. Ж. р. Ср.р
Услышан – услышаны услышан-услышана-услышано
- Что общего в изменении кратких прилагательных и
кратких причастий?
-Чем различаются полные и краткие причастия при изменении?
Изменяются по падежам не изменяются по падежам
Суффиксы
-НН- -Н-
-ЕНН- (-ЁНН-) -ЕН- (-ЁН-)
Например :
убраННая убраНа
засушЕННая засушЕНа
Об употреблении остальных суффиксов читаем в учебнике на с. 43.
- Каким членом предложения является
Полное причастие? Краткое прилагательное
Определением сказуемым
Краткое причастие тоже является сказуемым
Вывод
- Какие причастия могут иметь полную и краткую форму?
- Как изменяются краткие страдательные причастия?
- Какова их синтаксическая роль?
- Закрепление материала.
1 Заполнить таблицу (ученик у доски). Поставить ударение во всех словах.
Полные страд. Прич. Прош. Вр. | Краткие страдательные причастия прошедшего времени | |||
М.р | Ж.р | Ср.р | Мн.ч | |
запертый | ||||
поднятый | ||||
отнятый | ||||
пролитый | ||||
взятый | ||||
согнутый |
- Сделайте вывод о месте ударения в кратких страдательных причастиях.
-Какое причастие из записанных выше произносится не по правилу?
2 Выборочный диктант.
Выписать из текста краткие причастия, радом написать полную форму и выделить окончания причастий.
Ордена Великой Отечественной войны.
Орден «Победа».
Орден «Победа» - высший военный орден. Он был учрежден в 1943 году, когда до победы было еще далеко.
Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью Он окаймлен лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами «Победа».
За время Великой Отечественной войны этим орденом было награждено 19 человек. Орден «Победа» за номером 1 был вручен маршалу Г. К. Жукову.
(Один человек у доски самостоятельно, остальные – в тетрадях).
В это время дать индивидуальное творческое задание на карточке (1 чел.), упр. 113 в учебнике – 2-3 человека.
Задание на карточке: из данных кратких причастий составить небольшой текст.
Задание всем: выписать из текста предложение и определить синтаксическую роль краткого причастия.
Он окаймлен лавровой и дубовой ветвями.
Вывод о кратких страдательных причастиях: отвечают на вопрос КАКОВ? , изменяются по числам
и родам, в предложении является сказуемым.
Домашнее задание: записи в тетради выучить, упр. 112.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по теме: "Распознавание кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных".
Урок сценирован с использованием задачной формы обучения....
конспект урока по теме "Одна Н в суффиксах кратких страдательных причастий"
Конспект урока"Одна Н в суффиксах кратких страдательных причастий" к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой...
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».
Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени"
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени". Урок в 7 классе....
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени"
План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени"...
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Конспект урока по русскому языку 7 класс...