"Мастер-класс "Создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии РКМЧП."
методическая разработка на тему
Использование методов и приемов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы как средство реализации компетентностного подхода соответствует новым стандартам, предусматривающим образование ради развития. Ребенку должна отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, каждый этап деятельности которого вносит вклад в развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.96 КБ |
![]() | 70.5 КБ |
![]() | 13.75 КБ |
![]() | 46.87 КБ |
![]() | 222.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу
департамента образования
администрации Кстовского
муниципального района
от 14.01.2010 № 08
План работы
мастер-класса
Ф.И.О. учителя_____Краснова Наталья Викторовна_____________
Должность ____учитель русского языка и литературы ___________
Тема: Создание благоприятных условий для личностного и познавательного совершенствования обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Цель проведения: Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов, форм инновационной педагогической деятельности
Задачи: 1. обеспечение развивающей образовательной среды и роста профессиональной компетентности учителя;
2. повышения профессионального мастерства и уровня профессиональной компетенции молодых специалистов;
3. совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер – класса проблемы;
4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
№ п.п. | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Мастер-класс «Методический инструментарий технологии РКМЧП» (теория) | Октябрь 2014г. |
2. | Мастер-класс «Использование методов и приемов педагогической технологии РКМЧП на уроках литературы» | Февраль 2015г. |
3. | Мастер-класс «Диагностика результативности работы учащихся в режиме технологии РКМЧП» (теория) | Ноябрь 2015г. |
4. | Мастер-класс «Использование визуальных методов организации материала на уроках русского языка (в рамках технологии РКМЧП)» (открытый урок) | Февраль 2016 г. |
Директор
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу
департамента образования
администрации Кстовского
муниципального района
от 14.01.2010 № 08
Карта передового педагогического опыта
учителя _______Красновой Н. В.__________________________,
МБОУ ООШ__с. Вязовка Кстовского района______________________
Квалификационная категория___первая_______________________________________
Стаж работы _____10 лет______________________
Структура базовой модели | Характеристика передового опыта |
1. Наименование опыта. | Создание благоприятных условий для личностного и познавательного совершенствования обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). |
2. Условия возникновения и становления опыта. | Главным условием возникновения опыта является противоречие между определяющим значением деятельности в развитии личности и преобладанием в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. |
3. Актуальность и перспективность опыта. | Актуальность опыта связана с тем, что он находится в русле личностно-ориентированного обучения, предполагает личную вовлеченность ученика в процесс учения, а перспективность связана с осознанием новизны и пониманием значимости практических результатов деятельности учителя. |
4. Теоретическая база опыта. | Личностно-ориентированный подход в обучении |
5. Новизна опыта. | Усовершенствование методики организации уроков русского языка и литературы при помощи педагогического и методического инструментария технологии РКМЧП. |
6. Ведущая педагогическая идея. | Технология РКМЧП как необходимое условие создания благоприятных условий для личностного и познавательного совершенствования обучающихся на уроках русского языка и литературы |
7. Технология опыта. | Состоит из следующих блоков:
|
8. Результативность. | Основными параметрами результативности деятельности являются:
|
9. Адресная направленность. | Проекты и сценарии уроков по русскому языку и литературе. |
10. Трудоёмкость. | Опыт носит характер, которым может овладеть каждый при условии, если овладеть методикой организации и проектирования познавательной, учебной деятельностью, разработать дидактический материал и другие средства обучения |
Директор В.П. Акуленко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу
департамента образования
администрации Кстовского
муниципального района
от 14.01.2010 № 08
Информационная карта инновационного опыта | |||
I. Общие сведения | |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Краснова Наталья Викторовна | МБОУ ООШ с. Вязовка | Учитель русского языка и литературы | 10 лет |
II. Сущностные характеристики опыта | |||
Тема инновационного педагогического опыта | Создание благоприятных условий для личностного и познавательного совершенствования обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью педагогической технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). | ||
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) | Источник изменений - противоречие между определяющим значением деятельности в развитии личности и преобладанием в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения. Несоответствие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса сегодня выступают источником передовой педагогической практики в современной школе. Поскольку современное образование уже не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах, актуальным становится внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных педагогических технологий, одной из которых является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). | ||
Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) | Сущность ИПО заключается в возможности универсального применения базовой модели технологии РКМЧП, способствующей вовлечению обучающихся в процесс освоения определенных действий и организации этих действий в определенный вид деятельности. Чтение и письмо как базовые учебные действия способствуют организации любой учебной и практической деятельности (в частности, на уроках русского языка и литературы, а также уроках гуманитарного цикла, во внеурочной и воспитательной деятельности). Навыки критического мышления – необходимое условие развития ключевых компетенций человека, а формирование универсальных учебных действий тесно связано с созданием благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся. | ||
Концепция изменений (способы их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски) | Концепция изменений определяется сменой образовательной парадигмы, ранее провозглашавшей задачу подготовить знающего человека. Новая парадигма образования подразумевает невозможность передачи «готового знания» о фактах, явлениях и событиях и предполагает создание новой методики преподавания русского языка и литературы, основанной на принципах творческого освоения мира. Новизна ИПО заключается в выборе и апробации методических приемов и средств технологии РКМЧП, обеспечивающих оптимальное развитие самостоятельности, познавательного интереса к изучаемому материалу, повышение уровня активности и прочности знаний у обучающихся. Ограничения ИПО определяются отрицательными последствиями нового информационного потока (непопулярность чтения, «клиповое мышление», высокая тревожность, возбудимость, замкнутость детей). Трудоемкость ИПО связана с изменением режима работы сознания обучающегося и обучающего и раскрывается через проектирование уроков на основе базовой модели РКМЧП. Режим отражения должен смениться творческим производством собственных смыслов, а педагогу при этом отводится роль организатора ситуации, способствующей познавательной активности, ситуации выбора адекватной цели и способа ее достижения; он создает условия для систематизации и дальнейшего изучения темы. Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом некоторых методов и приемов технологии, неготовностью (психологической и методической) педагогов принять изменения и трансформации в системе преподавания в рамках требований современных стандартов. | ||
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Последовательность, способы сочетания конкретных приемов, системное использование базовой модели технологии задает определенную логику построения образовательного процесса. Особенности педагогической деятельности в системном, а не поэлементном использовании методов и приемов технологии (ключевые термины, логические цепи, кластеры, маркировка текста, дневники, синквейны и др.). Особенности деятельности обучающихся заключаются в независимости оценок и убеждений, стремлении познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, в поиске собственного ответа и решения. Самостоятельность становится ключевым фактором, а рефлексия – неотъемлемым компонентом. Критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов определяются активностью обучающегося, его личностными достижениями, эволюцией. Главным условием внедрения ИПО является личность учителя, пропагандирующего внедрение инновационных проектов в практику повседневной учебной деятельности. Краснова Н.В. – учитель первой категории, творческий человек с активной жизненной позицией, несущий гуманистическую культуру детям. Применяя современные образовательные технологии, учитель добивается заинтересованности школьников в изучении предмета, результативности их деятельности, раскрывает творческие способности детей. Педагог постоянно совершенствует профессиональное мастерство, повышая свою квалификацию по программам: - «Система педагогической поддержки развития проектных компетенций школьников в условиях внедрения ФГОС основного общего образования» (2013 год), - «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС» (2013 год). Профессиональные успехи педагога: - с 2011 года - руководитель ШМО учителей-предметников среднего звена МБОУ ООШ с. Вязовка; - с 2012 года руководит творческой группой учителей МБОУ ООШ с. Вязовка по внедрению инновационной технологии РКМЧП; - научно–исследовательская деятельность, осуществляемая учителем, связана с обучением в 2006-2011 гг. в аспирантуре ГОУ ВПО НГПУ на кафедре Всемирной литературы у профессора, д.ф. н., О. Л. Мощанской и подготовке к защите диссертационного исследования; - в 2014 г. - победитель районного и участник областного конкурса чтецов (среди педагогов) «Классика - юношеству», посвященного 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. - призер районного конкурса профессионального мастерства « Учитель года 2014» (III место) Распространение опыта Н. В. Красновой осуществляется в рамках школьного, районного методических объединений (протокол № 1 от 27.08.2013 года). | ||
Результат изменений | Внешняя результативность. Обучающиеся участвуют в школьном и районном этапах ВОШ, районных литературных и исследовательских конкурсах. Внутренняя результативность. Обучающиеся имеют стабильные результаты учебных достижений при их позитивной динамике (отмечается рост качества знаний за последние три учебных года) и высокие результаты внеурочной деятельности. Успеваемость по русскому языку и литературе в 2012-2013, 2013-2014 гг. – 100%, качество результатов экзамена по русскому языку в рамках Г(И)А – 40%. На основании анализа деятельности обучающихся выявлены следующие изменения: - последовательная реализация на практике задач базовой модели РКМЧП обеспечивает формирование отдельных умений (когнитивных, рефлексивных и коммуникативных) и организацию уже имеющихся умений в действия по преодолению ситуации выбора, противоречия, компромисса. | ||
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | отсутствуют | ||
III.Описание инновационного опыта учителя | |||
Цель ИПО – формирование навыков критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс через его специфическую организацию, опирающуюся на три стадии (вызов – осмысление - размышление) и систему специальных методических приемов. Образовательный процесс ориентирован на использование чтения и письма как базовых учебных действий, активно влияющих на мышление и делающих его (мышление) доступным для учителя. Пишущий мыслит самостоятельно и использует весь имеющийся багаж знаний. Он способен подкрепить собственное мнение аргументами. В ходе письменной работы ученик осуществляет поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. При этом сама работа носит социальный характер, поскольку всегда ориентирована на читателя. Все это способствует созданию благоприятных условий для личностного и познавательного развития обучающихся на уроках русского языка и литературы. Для успешной деятельности в изменяющемся мире обучающиеся должны уметь: - «просеивать» информацию,связывать ее разрозненные части, оценивать ее творчески, критически и продуктивно; - уметь рассматривать новые знания в соответствующем контексте; - осмысливать новые встречи; - отвергать ненужное. Методологическую основу опыта составляет философско-социальная концепция «открытого общества» (Бергсон, 1994), теория критического подхода в науке (Лакатос 1967), традиции конструктивистского подхода в психологии (Выготский 1999, Пиаже 1994), теория читательской реакции (Розенблатт 1994). Непосредственными разработчиками теории являются Воган Дж., Эстес Т., Стил Дж., Мередит К. С., Темпл и др. Опыт предполагает активное использование технологии РКМЧП как на уроках, так и во внеурочной деятельности (разработка и проведение мероприятий), а также решение следующих задач: -активное овладение навыками общения, -развитие коммуникативно-эстетических возможностей учащихся через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, а также в процессе исследовательской и творческой рефлексии. Для определения результативности данного ИПО предполагается использовать содержательный анализ продуктов деятельности учащихся (сочинения, эссе, творческие работы); метод наблюдения, метод самоанализа, метод самооценки. Рассматривается динамика характеристик отдельного ученика, динамика характеристики класса, динамика личностных и групповых характеристик с учетом оценок учащихся, педагога и родителей, сравнение характеристик учащихся, педагога и родителей. |
Директор В. П. Акуленко
Предварительный просмотр:
Проект открытого урока по литературе
учителя МБОУ ООШ с. Вязовка Красновой Н. В.
Тема: П. А. Вяземский. Очерк жизни и творчества.
Класс: 9
Дата и место проведения:17.04.2015. МБОУ гимназия №4 г. Кстово
Цели урока:
- Обучающая: познакомить с основными вехами биографии и творчества русского поэта XIX в. П. А. Вяземского.
- Развивающая: развивать критическое мышление учащихся посредством методических приемов педагогической технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления».
- Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (распечатанный текст, ключевые слова; маркеры, листы бумаги).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемый результат |
Вызов | - Активизация каждого ученика, участника группы; - пробуждение (вызов) интереса к теме урока, создание мотивационной ситуации при помощи ключевых слов. | - Ученик организует деятельность в своей группе; - систематизирует знания по теме и информацию до ее изучения ( составление рассказа-предположения по ключевым словам). | - Учащиеся должны включиться в работу; - в тетрадях у каждого должен быть составлен рассказ по ключевым словам. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. | |||
Осмысление | - Создание условий для активного восприятия информации, непосредственного контакта с текстом. | Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения (INSERT). | Учащиеся должны прочитать текст и сделать в нем условные пометы на полях справа (\/, +, -, ?). |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, лекция, материал параграфа) | |||
Размышление | - Возврат к первоначальным записям - предположениям; - внесение изменений, дополнений; - дается творческое задание на основе полученной информации. | Ученик сопоставляет рассказ-редположение по ключевым словам с изученной информацией, делает корректировку; - резюмирует полученную информацию и творчески ее преобразует. | - Учащиеся должны проанализировать правильность своих предположений (1 этап урока); - организовать полученную и усвоенную информацию в схематической форме кластера. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. |
План открытого урока.
Тема: П. А. Вяземский. Очерк жизни и творчества.
Класс: 9
Дата и место проведения:17.04.2015. МБОУ гимназия №4 г. Кстово
Цели урока:
- Обучающая: познакомить с основными вехами биографии и творчества русского поэта XIX в. П. А. Вяземского.
- Развивающая: развивать критическое мышление учащихся посредством методических приемов педагогической технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления».
- Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.
Дидактический материал: презентация, раздаточный материал (распечатанный текст, ключевые слова; маркеры, листы бумаги).
Ход урока.
- Организационный момент (класс заранее делится учителем на 4 группы, приветствие учащихся…………3мин.
II. Подготовка к изучению нового материала………….10мин.
Формы организации учебной деятельности. | Рассматриваемые вопросы |
Пропедевтическая беседа | Вводное слово учителя (чтение цитаты – эпиграфа к уроку). Запись темы урока в тетрадь. |
Ключевые термины | Ученики в группах составляют рассказ-предположение о П. А. Вяземском по ключевым словам (показываются на экране и раздаются на парту): древний княжеский род домашнее образование пансион при педагогическом училище Межевая канцелярия, юнкер «Эльмира и Фанор» «Арзамас» Александр I, опала 1820-е годы, Пушкин, и др. |
III. Изучение нового материала……………………10мин.
Формы организации учебной деятельности. | Рассматриваемые вопросы. |
Чтение распечатанного текста. (Метод I.N.S.E.R.T.) | Ученики читают текст о Вяземском на раздаточном материале, делают пометы справа на полях: «V» – уже известно; «+» - это интересно; «?» – хочу знать подробнее; «-» - противоречит моим представлениям. Затем один ученик из группы обобщает всю информацию о том, какие пометы были сделаны ребятами. |
IV. Закрепление нового материала………………….15мин.
Формы организации учебной деятельности. | Рассматриваемые вопросы. |
Возвращение к ключевым словам. | Учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления путем возврата к рассказам-предположениям по ключевым словам. Они отмечают, что было неверно, и корректируют записи. |
Составление кластера | Завершающий этап работы – творческое задание. Оно может быть организовано в форме кластера (схемы-обобщения) Кластер составляется всеми участниками группы, а затем происходит его защита у доски. |
V. Подведение итогов урока…………………………….5мин.
Формы организации учебной деятельности. | Рассматриваемые вопросы. |
Слово учителя. Запись вывода в тетрадь. Выставление оценок. | П. А. Вяземский – уникальная творческая личность с интересной и сложной судьбой. |
VI. Задание на дом……………………………………….2мин.
древний княжеский род
домашнее образование
пансион при педагогическом училище
Межевая канцелярия, юнкер
«Эльмира и Фанор»
Державин, Дмитриев, Жуковский
«Арзамас»
Александр I, опала
журнал «Московский телеграф»
1820-е годы, Пушкин
полоса трагедий
нервная болезнь, Европа
«В дороге и дома», скромный успех
1878 г. Баден-Баден
мощное влияние
Самоанализ открытого урока по литературе
учителя МБОУ ООШ с. Вязовка Красновой Н. В.
Тема: П. А. Вяземский. Очерк жизни и творчества.
Класс: 9
Дата и место проведения:17.04.2015. МБОУ гимназия №4 г. Кстово
Дидактический материал:
Я применяю технологию «Чтение и письмо для развития критического мышления» на своих уроках с 2005 года. Как показывает мой опыт, изучение биографии писателей школьники лучше всего усваивают именно в такой форме, а многообразие приемов технологии позволяет делать учебный процесс максимально интересным.
Для работы на уроке учащиеся были разделены на 4 группы. Это позволяет включить в работу всех.
Данный урок не связан с предыдущими темами, но к его материалу можно обращаться впоследствии при изучении творчества А. С. Пушкина. По типу это урок – изучение нового материала.
Триединая цель урока:
- Обучающая: познакомить с основными вехами биографии и творчества русского поэта XIX в. П. А. Вяземского.
- Развивающая: развивать критическое мышление учащихся посредством методических приемов педагогической технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления».
- Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах; содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.
Учащимся нравится нестандартный подход в обучении, когда все равны и не требуется базового запаса знаний, чтобы отличиться на уроке.
Структура урока логически продумана и соответствует поставленным задачам. От собственных предположений ученики продвигаются к непосредственному знакомству с материалом, а затем проверяют первоначальные предположения, самостоятельно сопоставляя их с изученным материалом. В качестве закрепления они выполняют творческое задание.
Данная форма урока предполагает четкую систему контроля. Учителю отводится роль наблюдателя, слушателя и консультанта. Он руководит деятельностью учеников, направляет их в поиске правильных ответов.
Групповая форма работы позволяет ученикам общаться, спорить, взаимодействовать в целях достижения результата. Учитель не дает оценок «правильно»\ «неправильно», а лишь перефразирует ответы и высказывания детей. Он лишь может выражать благодарность за ответы и активную работу.
Для проведения урока использовалась презентация, раздаточный материал (распечатанный текст, ключевые слова; маркеры, листы бумаги).
На уроке можно было отметить активную работу всех учеников. Высокая работоспособность достигалась за счет спокойной рабочей обстановки, четких задач, а также за счет того, что все дети оказываются в равном положении и только от их стараний зависит результат и хорошая отметка.
Урок практически равномерно разделен на 3 части. Поэтому смена вида деятельности не позволяет перегружаться. В случае, если не все группы успевают защитить кластеры у доски, им предлагается сделать это в начале следующего урока, когда и выставляются оценки.
древний княжеский род
домашнее образование
пансион при педагогическом училище
Межевая канцелярия, юнкер
«Эльмира и Фанор»
Державин, Дмитриев, Жуковский
«Арзамас»
Александр I, опала
журнал «Московский телеграф»
1820-е годы, Пушкин
полоса трагедий
нервная болезнь, Европа
«В дороге и дома», скромный успех
1878 г. Баден-Баден
мощное влияние
древний княжеский род
домашнее образование
пансион при педагогическом училище
Межевая канцелярия, юнкер
«Эльмира и Фанор»
Державин, Дмитриев, Жуковский
«Арзамас»
Александр I, опала
журнал «Московский телеграф»
1820-е годы, Пушкин
полоса трагедий
нервная болезнь, Европа
«В дороге и дома», скромный успех
1878 г. Баден-Баден
мощное влияние
древний княжеский род
домашнее образование
пансион при педагогическом училище
Межевая канцелярия, юнкер
«Эльмира и Фанор»
Державин, Дмитриев, Жуковский
«Арзамас»
Александр I, опала
журнал «Московский телеграф»
1820-е годы, Пушкин
полоса трагедий
нервная болезнь, Европа
«В дороге и дома», скромный успех
1878 г. Баден-Баден
мощное влияние
древний княжеский род
домашнее образование
пансион при педагогическом училище
Межевая канцелярия, юнкер
«Эльмира и Фанор»
Державин, Дмитриев, Жуковский
«Арзамас»
Александр I, опала
журнал «Московский телеграф»
1820-е годы, Пушкин
полоса трагедий
нервная болезнь, Европа
«В дороге и дома», скромный успех
1878 г. Баден-Баден
мощное влияние
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пётр Андреевич ВЯЗЕМСКИЙ (1792-1878) Сын действительного тайного советника, князя А.И.Вяземского, и Дженни О’Рейли происходил из древнего княжеского рода. Его сводная сестра Екатерина стала второй женой Н. М. Карамзина, благодаря чему Пётр с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга. |
Вяземский получил прекрасное домашнее образование, в 1805-06 гг. учился в Петербургском иезуитском пансионе и пансионе при Педагогическом институте. В 1805 г. поступил на службу в Межевую канцелярию юнкером. Рано начал пробовать перо. Первое известное произведение будущего поэта - франкоязычная трагедия «Эльмира и Фанор» (1802), первое опубликованное стихотворение - «Послание к … в деревню» («Вестник Европы», 1808). В раннем творчестве Вяземский испытал мощное влияние со стороны Державина, Дмитриева, Жуковского, а также французской «легкой поэзии». Тем не менее, достаточно быстро выработал собственную манеру, которая поражала современников «Вольтеровой остротой и силой».
В 1811 году поэт женился на княжне Вере Фёдоровне Гагариной (1790—1886). Их брак оказался счастливым и прочным, у Вяземских родилось восемь детей. В молодости участвовал в Отечественной войне с Наполеоном, во время Бородинского сражения спас раненого генерала А. Н. Бахметева.
В 1813 - 1817 гг. Вяземский активно выступает в самых разных жанрах - от эпиграммы и дружеского послания до басни и сатирических куплетов, вступает в литературное общество «Арзамас», находится в постоянном личном и творческом контакте с Жуковским, Батюшковым, В. Л. Пушкиным.
В 1817 г. Вяземский получает служебный перевод в Варшаву, где присутствовал при открытии первого сейма, неоднократно лично встречался с Александром I и обсуждал с ним вопросы, связанные с будущей конституцией. Однако отказ императора от идеи проведения масштабных реформ разочаровал поэта. Свои убеждения он демонстративно высказывал в получивших широкую известность стихах («Петербург», «Негодование», «К Кораблю»), частных письмах и беседах. В результате Вяземский был отстранён от службы. В 1821—1828 гг. он находился в опале, под тайным надзором. Не будучи сторонником декабристов, воспринял разгром восстания 14 декабря 1825 г. как личную трагедию и резко осудил казнь пятерых участников.
В творчестве Вяземского 1820-х поэзия заметно отошла на второй план - он увлекся журналистикой, основал популярнейший русский журнал «Московский Телеграф», выступал с острыми критическими статьями и рецензиями, занимался переводами, планировал написать роман. Именно тогда имя Вяземского входило в первую пятерку популярнейших поэтов России, его неоднократно называли «остроумнейшим русским писателем», его стихотворения становятся народными песнями («Тройка мчится, тройка скачет…»), цитаты - пословицами («И жить торопится, и чувствовать спешит»).
К 1820-м гг. относится и близкая дружба с А. С. Пушкиным, который высоко ценил его журнальную прозу, одобрял и поддерживал все его начинания, посвятил ему несколько стихотворений и третье издание поэмы «Бахчисарайский фонтан», ставил эпиграфами к своим произведениям цитаты из Вяземского («Евгений Онегин», «Станционный смотритель»). В свою очередь Вяземский с восхищением отзывался о творчестве Пушкина, посвятил ему свой перевод романа «Адольф» (1831), выступил издателем поэмы «Бахчисарайский фонтан», испытал сильное и благотворное влияние пушкинской стилистики.
В 1830-х годах для Вяземского начинается полоса личных трагедий: смерти детей, многочисленных друзей, среди которых особое положение занимал Пушкин. Творчество поэта становится все более меланхоличным, в нём преобладают стихи-воспоминания, в начале 1840-х начинают встречаться религиозные мотивы. Во время зарубежных путешествий 1835 и 1838—1839 гг. Вяземский свел приятельство со многим европейскими писателями. Начиная с 1840-х гг. он активно пропагандировал за рубежом русскую литературу и добился в этом заметных успехов.
Ещё в конце 1810-х гг. Вяземский начал страдать нервной болезнью, со временем усугубившейся. С конца 1850-х гг. он преимущественно жил в Европе, посвятил множество стихотворений европейским городам.
В начале октября 1862 г. в Москве тиражом 1186 экземпляров вышел первый и единственный прижизненный сборник Вяземского «В дороге и дома», включавший 289 стихотворений и имевший очень скромный успех. Современники не оценили и позднее творчество Вяземского - его стихи стали предметом многочисленных пародий, насмешек и воспринимались многими как безнадежно архаичные.
С 1873 г. на водах в Хомбурге поэт работал над подготовкой 12-томного Полного собрания сочинений и «постскриптумами» к старым статьям. Физическое и психическое состояние старого князя постепенно ухудшалось. 10 ноября 1878 г. он скончался на 87-м году жизни в Баден-Бадене, которому князь посвятил множество стихотворений, в том числе «Уж если умереть мне на чужбине, так лучше здесь, в виду родных могил…» (в этом же городе скончались 2 его близких друга, дочь, внук, а впоследствии и жена). Смерть поэта прошла на родине практически незамеченной.
П. А. Вяземский – не просто «поэт пушкинской поры» или «пушкинского круга», это крупный самодостаточный поэт, оказавший мощное влияние как на свою эпоху, так и на последующие периоды русской литературы (так, Иосиф Бродский называл Вяземского одним из своих главных учителей).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составьте Рассказ-предположение по ключевым словам древний княжеский род домашнее образование пансион при педагогическом училище Межевая канцелярия, юнкер « Эльмира и Фанор » Державин, Дмитриев, Жуковский «Арзамас» Александр I , опала журнал «Московский телеграф» 1820-е годы, Пушкин полоса трагедий нервная болезнь, Европа «В дороге и дома», скромный успех 1878 г. Баден-Баден мощное влияние
Система маркировки текста - инсерт это уже известно – противоречит моим представлениям + это интересно и неожиданно ? хочу узнать подробнее
Сын действительного тайного советника, князя А. И. Вяземского , и Дженни О’Рейли происходил из древнего княжеского рода. Его сводная сестра Екатерина стала второй женой Н. М. Карамзина, благодаря чему Пётр с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга. Вяземский получил прекрасное домашнее образование, в 1805-06 гг. учился в Петербургском иезуитском пансионе и пансионе при Педагогическом институте. В 1805 г. поступил на службу в Межевую канцелярию юнкером. Рано начал пробовать перо. Первое известное произведение будущего поэта - франкоязычная трагедия « Эльмира и Фанор » (1802), первое опубликованное стихотворение - «Послание к … в деревню» («Вестник Европы», 1808). В раннем творчестве Вяземский испытал мощное влияние со стороны Державина, Дмитриева, Жуковского, а также французской «легкой поэзии». Тем не менее, достаточно быстро выработал собственную манеру, которая поражала современников « Вольтеровой остротой и силой». В 1811 году поэт женился на княжне Вере Федоровне Гагариной (1790—1886). Их брак оказался счастливым и прочным, у Вяземских родилось восемь детей. В молодости участвовал в Отечественной войне с Наполеоном, во время Бородинского сражения спас раненого генерала А. Н. Бахметева . В 1813 - 1817 гг. Вяземский активно выступает в самых разных жанрах - от эпиграммы и дружеского послания до басни и сатирических куплетов, вступает в литературное общество »Арзамас», находится в постоянном личном и творческом контакте с Жуковским, Батюшковым, В. Л. Пушкиным В 1817 г. Вяземский получает служебный перевод в Варшаву, где присутствовал при открытии первого сейма, неоднократно лично встречался с Александром I и обсуждал с ним вопросы, связанные с будущей конституцией. Однако отказ императора от идеи проведения масштабных реформ разочаровал поэта. Свои убеждения он демонстративно высказывал в получивших широкую известность стихах («Петербург», «Негодование», «К Кораблю»), частных письмах и беседах. В результате Вяземский был отстранён от службы. В 1821—1828 гг. он находился в опале, под тайным надзором. Не будучи сторонником декабристов, воспринял разгром восстания как личную трагедию и резко осудил казнь пятерых участников. В творчестве Вяземского 1820-х поэзия заметно отошла на второй план - он увлекся журналистикой, основал популярнейший русский журнал «Московский Телеграф», выступал с острыми критическими статьями и рецензиями, занимался переводами, планировал написать роман. Именно тогда имя Вяземскоговходило в первую пятерку популярнейших поэтов России, его неоднократно называли «остроумнейшим русским писателем», его стихотворения становятся народными песнями («Тройка мчится, тройка скачет…»), цитаты - пословицами («И жить торопится, и чувствовать спешит»). ПЁТР АНДРЕЕВИЧ ВЯЗЕМСКИЙ
К 1820-м гг. относится и близкая дружба с А. С. Пушкиным, который высоко ценил его журнальную прозу, одобрял и поддерживал все его начинания, посвятил ему несколько стихотворений и третье издание поэмы «Бахчисарайский фонтан», ставил эпиграфами к своим произведениям цитаты из Вяземского («Евгений Онегин», «Станционный смотритель»). В свою очередь Вяземский с восхищением отзывался о творчестве Пушкина, посвятил ему свой перевод романа «Адольф» (1831), выступил издателем поэмы «Бахчисарайский фонтан», испытал сильное и благотворное влияние пушкинской стилистики. В 1830-х годах для Вяземского начинается полоса личных трагедий: смерти детей, многочисленных друзей, среди которых особое положение занимал Пушкин.Творчество поэта становится все более меланхоличным, в нём преобладают стихи-воспоминания, в начале 1840-х начинают встречаться религиозные мотивы. Во время зарубежных путешествий 1835 и 1838—1839 гг. Вяземский свел приятельство со многим европейскими писателями. Начиная с 1840-х гг. он активно пропагандировал за рубежом русскую литературу и добился в этом заметных успехов. Ещё в конце 1810-х гг. Вяземский начал страдать нервной болезнью, со временем усугубившейся. С конца 1850-х гг. он преимущественно жил в Европе, посвятил множество стихотворений европейским городам. В начале октября 1862 г. в Москве тиражом 1186 экземпляров вышел первый и единственный прижизненный сборник Вяземского «В дороге и дома», включавший 289 стихотворений и имевший очень скромный успех. Современники не оценили и позднее творчество Вяземского - его стихи стали предметом многочисленных пародий, насмешек и воспринимались многими как безнадежно архаичные. С 1873 г. на водах в Хомбурге поэт работал над подготовкой 12-томного Полного собрания сочинений и «постскриптумами» к старым статьям. Физическое и психическое состояние старого князя постепенно ухудшалось. 10 ноября 1878 г. он скончался на 87-м году жизни в Баден-Бадене , которому князь посвятил множество стихотворений, в том числе «Уж если умереть мне на чужбине, так лучше здесь, в виду родных могил…» (в этом же городе скончались 2 его близких друга, дочь, внук, а впоследствии и жена). Смерть поэта прошла на родине практически незамеченной. П. А. Вяземский – не просто «поэт пушкинской поры» или «пушкинского круга», это крупный самодостаточный поэт, оказавший мощное влияние как на свою эпоху, так и на последующие периоды русской литературы (так, И. Бродский называл Вяземского одним из своих главных учителей).
Составьте Кластер Кластер – способ графической организации учебного материала. Выделить микротемы текста, определить ключевые слова Составить модель «Планета и ее спутники»
Пример Кластера П. А. Вяземский семья творчество образование карьера ?
Молодцы! Спасибо за урок! Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Мой педагогический опыт....
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в 5 – 11 классах._______________________________________
Обобщение опыта....

Проект "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Инновационный педагогический проект с разработанными учебным и внеурочным занятиями...
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика, подготовка школьника ка...

Образовательный проект.Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы с помощью технологии ТРИЗ.\...

«Развитие творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством использования приемов технологии критического мышления в контенте « Мобильного Электронного Образования»
Автор опыта, Кива Светлана Николаевна, работает в Областном государственном автономном общеобразовательном учреждении образовательном комплексе «Алгоритм Успеха»» 4 года. Опыт педаго...