Разработка темы "Деепрчастие" - 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
На сайте представлен конспект урока с презентацией по теме "Деепричастный оборот", технологическая карта по теме "Деепричастие", рабочие карты к урокам и проверочная работа. Тема разработана по рейтинговой накопительной критериально-ориентированной технологии (программа М. М. Разумовской).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме: «Деепричастие» I вариант. Задание № 1. Найдите предложения, в которых есть деепричастия.
Задание № 2. Найдите предложения с деепричастным оборотом.
| Проверочная работа по теме: «Деепричастие» II вариант. Задание № 1. Найдите словосочетания с деепричастиями.
Задание № 2. Найдите предложения с деепричастным оборотом.
|
Предварительный просмотр:
Рабочая карта ученика(цы)__________________________
Тема урока: ЧТО ТАКОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Задание. Прочитайте стихотворение. Обозначьте части речи, выпишите слово, которое вызвало затруднение, поставьте к нему вопрос. Попробуйте по вопросу определить принадлежность данного слова к знакомым вам частям речи.
Когда приютит задремавшее стадо ____________________________
Семейство берез на холме за рекой, ____________________________
Пастух, наблюдая игру листопада, ____________________________
Лениво сидит и болтает ногой. ____________________________
(Н.М. Рубцов)
Первый этап (Знание):
Задание № 1. Сравните предложения:
Где-то близко ударил гром и напугал всех.
Где-то близко ударил гром, напугав всех.
а) выделите грамматические основы.
б) выпишите глаголы, обозначающие однородные действия.
__________________________________________________________________________________
в) выпишите глагол, обозначающий основное действие и слово, обозначающее добавочное действие, задайте от основного действия к добавочному вопрос.
__________________________________________________________________________________
Задание № 2. Определите способы образования слов, обозначающих добавочное действие.
Напугав _____________________________________
глядя _____________________________________
спеша _____________________________________
играючи _____________________________________
скрепивши ___________________________________
Задание № 3. Определите глагольные признаки деепричастий,
а) задав вопросы:
вскрикнул, ( ____________________ ) напугав;
шел, ( ____________________ ) глядя.
Я могу определить ___________________________________________________________________
б) глядя – глядясь
Я могу определить ___________________________________________________________________
Задание № 4. Определите признаки наречий у деепричастий.
а) задав вопросы и определив синтаксическую роль:
бежал, ( ______________ ) спотыкаясь.
Деепричастия как и наречия __________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Второй этап (Понимание):
Задание: Используя знания, полученные на первом этапе, заполните схему:
Что такое деепричастие
Особая форма ____________________________, которая обозначает __________ ____________________________________ , имеет признаки глагола ( __________ ________________________________ ) и наречия ( __________________________ ). Деепричастие образуется от глаголов при помощи специальных суффиксов: _____________________________________________________________.
В предложениях является ______________________________________.
В технологических картах отметьте свои результаты.
Третий этап (Применение):
Задание. Из упражнения № 368, стр. 163 выпишите только деепричастия, обозначая в них все морфемы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объясните, почему у деепричастий нет окончаний:
________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Четвертый этап (Анализ):
Задание. Выпишите из предложений деепричастия с главным словом, определите признаки наречия и глагола у деепричастий.
а) Чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега.
б) А из города уже выступила неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.
в) Играя и пенясь, волны шаловливо набегали на берег.
г) Ветви, закрутившись, обвивали дерево.
д) И кое-где первый желтый лист, крутясь, слетает на дорогу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Пятый этап (Синтез):
Составьте синквейн о деепричастии.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Оцените свою деятельность на уроке:
1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………
2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….
3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия, имя ученика: _________________________________________.
Первый этап. Знание
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я правильно выделил грамматические основы, определил способы образования деепричастий, определил не все признаки глагола и наречия у деепричастия. | 1 | ||
Я правильно выделил грамматические основы, определил способы образования деепричастий, определил признаки глагола и наречия у деепричастия. | 2 |
Второй этап. Понимание.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я допустил ошибки в заполнении схемы, используя знания, полученные на первом этапе. | 1 | ||
Я правильно заполнил схему, используя знания, полученные на первом этапе. | 2 |
Третий этап. Применение.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я допустил ошибки (не более 2-х) выписывая деепричастия и обозначая в них морфемы. Я не смог самостоятельно объяснить, почему у деепричастий нет окончаний. | 2 | ||
Я правильно выписал все деепричастия, обозначив в них морфемы и смог объяснить, почему у деепричастий нет окончаний. | 3 |
Четвертый этап. Анализ.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я правильно выписал из предложений деепричастия с главным словом. Я определил не все признаки наречия и глагола у деепричастий. | 3 | ||
Я правильно выписал из предложений деепричастия с главным словом. Я определил все признаки наречия и глагола у деепричастий. | 5 |
Пятый этап. Синтез.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я написал синквейн о деепричастии. Но допустил орфографические или пунктуационные ошибки. | 3 | ||
Я написал синквейн о деепричастии. Не допустил орфографических или пунктуационных ошибок. | 5 |
Количество баллов за урок: __________
Предварительный просмотр:
Рабочая карта ученика(цы)__________________________ 19.02.2013г.
Тема урока: ЧТО ТАКОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ.
Задание. Определите, верное или ложное суждение содержится в высказывании и объясните свою точку зрения. (Устно. Правильный ответ – бонус).
Первый этап (Знание):
Задание № 1. Заполните схему:
Деепричастие – это _____________________________________________________
Обозначает ____________________________________________________________
Образуется _________________________ с помощью специальных _____________ _______________________________________________________________________
Имеет признаки а)_______________________________________________________
б) ______________________________________________________ Синтаксическая роль ____________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Второй этап (Понимание):
Задание № 1. Найдите и подчеркните деепричастия как члены предложения, выделите суффикс, укажите вид деепричастия и синтаксическую роль, обозначьте главное слово - (Х). Объясните орфограммы-пропуски.
Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя бы тень беспокойства. Он стоял под пистолетом, выб…рая из фура…ки спелые черешни. Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять (не)намерен. Сильвио вынул из кармана письмо и дал мне его почитать. Отвыкнув от роскоши, я ор…бел.
(А. С. Пушкин)
В технологических картах отметьте свои результаты.
Третий этап (Применение):
Задание № 1. Прочитайте текст. Образуйте от глаголов, данных в скобках деепричастия, обозначьте суффиксы и возвратность деепричастий.
(Шлепать) ________________ по воде лапами, медведица резко погрузилась в воду и вышла на берег. На правой стороне речушки остался мал…нький медвеж…нок. Он побрел по воде, но (достигнуть) _________________ глубокого места, ост…новился. Медведица в одно мгновение очутилась около медвеж…нка и дала ему з…трещину. (Схватиться) ____________________ обеими лапами за ухо, он з…орал диким голосом. (Продолжать) __________________ держаться лапами за ушибле…ое место, он стремительно кинулся через реку.
Определите роль деепричастий в тексте. (Устно. Бонусный балл).
В технологических картах отметьте свои результаты.
Четвертый этап (Анализ):
Задание № 1. Выпишите из предложения деепричастие. Докажите, что это слово является деепричастием.
Отдавая тепло сердца, человек обретает душевную красоту.
Сочинение-рассуждение.
Название:_______________________________________________________________Тезис. ________________________________________________ - это деепричастие.
Доказательства.
Во-первых, оно относится к __________________________ и обозначает________ _______________________________________________________________________ .
Во-вторых, отвечает на ________________________________________________ .
В-третьих, имеет _______________________________________________________
В-четвертых, как и наречие _______________________________________________.
Вывод:
Таким образом, _________________________________________________________ .
Почему необходимо ставить запятую после слов во-первых, таким образом и т.п.?
(Устно. Бонусный балл).
В технологических картах отметьте свои результаты.
Пятый этап (Синтез):
Придумайте задание «Третье лишнее», используя деепричастия. Укажите лишнее слово. Объясните .
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Оцените свою деятельность на уроке:
1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………
2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….
3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия, имя ученика: _________________________________________.
Первый этап. Знание
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я заполнил схему, допустив неточности (не более 2-х), определяя значение, признаки и синтаксическую роль в предложении деепричастия. | 1 | ||
Я правильно заполнил схему, определил значение, признаки и синтаксическую роль в предложении деепричастия . | 2 |
Второй этап. Понимание.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я нашел не все деепричастия, и допустил ошибки (не более 3-х), когда выделял суффиксы, указывал вид и синтаксическую роль, обозначал главное слово, объяснял орфограммы-пропуски. | 1 | ||
Я нашел все деепричастия, выделил суффиксы, указал вид и синтаксическую роль. Обозначил главное слово, объяснил орфограммы-пропуски. | 2 |
Третий этап. Применение.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я не смог правильно образовать все деепричастия, обозначить суффиксы и возвратность деепричастий. Допустил не более 3-х ошибок. | 2 | ||
Я правильно образовал все деепричастия, обозначил суффиксы и возвратность деепричастий. | 3 |
Четвертый этап. Анализ.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я правильно выписал из предложения деепричастие и написал сочинение-рассуждение, но допустил орфографические ошибки (не более 3-х). Я смог составить тезис, привести доказательства (меньше 4 ) и сделать вывод. | 3 | ||
Я правильно выписал из предложения деепричастие и написал сочинение-рассуждение, не допустив орфографических ошибок. Я смог составить тезис, привести доказательства ( 4 ) и сделать вывод. | 5 |
Пятый этап. Синтез.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я смог придумать задание «Третье лишнее», используя деепричастие, указал лишнее слово, но не объяснил свой выбор. | 3 | ||
Я смог придумать задание «Третье лишнее», используя деепричастие, указал лишнее слово, объяснил свой выбор. | 5 |
Количество баллов за урок: __________
Предварительный просмотр:
Рабочая карта ученика(цы)__________________________
Тема урока: __________________________________________________________
__________________________________________________________
Первый этап (Знание):
Задание № 1: прочитайте предложение, выделите грамматическую основу, прокомментируйте орфограммы.
Любовь к матери зар…ждает?ся в колыбел.. и всегда живет в душе человека.
Задание № 2: замените одно сказуемое деепричастием. Запишите получившееся предложение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3: выпишите из предложения словосочетание с главным словом деепричастием.
____________________________________________________________________________________
Вспомните определение причастного оборота. По аналогии составьте формулу:
деепричастный оборот = _______________________ + ______________________.
Задание № 4: прочитайте выразительно предложение с деепричастным оборотом. Выделяется ли деепричастный оборот интонационно? А на письме? Кто не поставил знаки препинания, исправьте пунктуационную ошибку.
Задание № 5: а теперь сформулируйте и запишите тему урока на рабочей карте. Ваши предложения.
В технологических картах отметьте свои результаты.
Второй этап (Понимание):
Задание:
а) найдите деепричастные обороты, одиночные деепричастия;
б) определите место деепричастного оборота в предложении;
в) найдите главное слово (глагол – сказуемое), поставьте от него вопрос к деепричастному обороту;
г) определите, каким единым членом предложения является деепричастный оборот;
Мама, любя ребенка всем сердцем, простит ему любую ошибку и неудачу.
Любя ребенка всем сердцем, мама простит ему любую ошибку и неудачу.
Мама простит ребенку любую ошибку и неудачу, любя его всем сердцем.
Мама, любя, простит ребенку любую ошибку и неудачу.
Запишите свои выводы:
- Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.
- Деепричастия, деепричастный оборот выделяются на письме ______________, т. е. обособляются.
- В предложении деепричастия, деепричастный оборот, как и наречия, являются __________________ .
В технологических картах отметьте свои результаты.
Третий этап (Применение):
Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и графически прокомментируйте расстановку знаков препинания.
Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что делать в этом мире.
Бог, подумав, ответил:
- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык.
- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.
- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.
- Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.
В технологических картах отметьте свои результаты.
Четвертый этап (Анализ):
Задание: прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия. Расставьте, графически объясните знаки препинания. Что изменилось в составленном вами тексте?
Притча о любви матери к детям.
Однажды к маме пришли ее дети ___________________________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать ____________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь».
Мама _____________________________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?»
И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них_________________________________________________________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.
Слова для справок: молча, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.
Сформулируйте основную мысль притчи: ________________________________________
_____________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Пятый этап (Синтез):
Составьте синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастия или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Оцените свою деятельность на уроке:
1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………
2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….
3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия, имя ученика: _________________________________________.
Первый этап. Знание
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я правильно выделил грамматическую основу, но прокомментировал не все орфограммы. Я составил предложения с деепричастным оборотом и вывел формулу деепричастного оборота с подсказкой. | 1 | ||
Я правильно выделил грамматическую основу, прокомментировал все орфограммы. Я составил предложения с деепричастным оборотом и вывел формулу деепричастного оборота. | 2 |
Второй этап. Понимание.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я нашел все деепричастные обороты, выделил главное слово, но не смог определить синтаксическую роль деепричастного оборота, одиночного деепричастия. Не все выводы смог сформулировать. | 1 | ||
Я нашел все деепричастные обороты, выделил главное слово, определил синтаксическую роль деепричастного оборота, одиночного деепричастия и правильно записал свои выводы. | 2 |
Третий этап. Применение.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я нашел не все обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и графически прокомментировал расстановку не всех знаков препинания в тексте. | 2 | ||
Я нашел все обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и графически прокомментировал расстановку всех знаков препинания в тексте. | 3 |
Четвертый этап. Анализ.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я правильно вставил подходящие по смыслу деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Я не смог правильно расставить все знаки препинания и графически их объяснить. | 3 | ||
Я правильно вставил подходящие по смыслу деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Правильно расставил и графически объяснил знаки препинания. | 5 |
Пятый этап. Синтез.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я написал синквейн, используя три деепричастия или предложение с деепричастным оборотом, но допустил орфографическую или пунктуационную ошибки. | 3 | ||
Я написал синквейн, используя три деепричастия или предложение с деепричастным оборотом. Не допустил орфографических или пунктуационных ошибок. | 5 |
Количество баллов за урок: __________
Предварительный просмотр:
Рабочая карта ученика(цы)__________________________ 25.02.2013г.
Тема урока: ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
ПРИ ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ.
Задание. Определите, верное или ложное суждение содержится в высказывании и объясните свою точку зрения. (Устно. Правильный ответ – бонус).
Первый этап (Знание):
Задание № 1. Выполните задание теста.
Задание № 2. Заполните схему и приведите пример, составьте предложение на тему «Весна».
Деепричастие __________________________________________________________________ называется деепричастным оборотом.
Одиночные деепричастия, деепричастный оборот являются в предложении ______________ .
Деепричастие, деепричастный оборот занимают __________________ место в предложении, всегда относятся к _____________________, обособляются, т.е. выделяются _______________.
Например: __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Второй этап (Понимание):
Задание № 1. Упражнение № 376 стр. 167. Спишите текст, найдите деепричастия, деепричастные обороты. Графически объясните знаки препинания при деепричастных оборотах одиночных деепричастиях.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Третий этап (Применение):
Задание № 1. Сравните предложения. Почему одиночные деепричастия в первом случае выделяется запятой, а во втором – не выделяется. Подсказка: задайте смысловые вопросы к одиночным деепричастиям.
Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. О прогулке он рассказывал смеясь.
Вывод: одиночные деепричастия, оканчивающиеся на -а, -я в функции ___________ (конец предложения) _______________ выделяются запятыми.
Задание № 2. Измените предложение так, чтобы деепричастие выделялось запятой.
Одна из сестер шила не переставая.
________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Четвертый этап (Анализ):
Задание № 1. Расставьте знаки препинания, прокомментируйте их графически. Найдите третье лишнее.
Месяц показавшийся из-за крыши слепил глаза.
Крутясь и фыркая котенок подбежал к миске.
Я глядел во все стороны ожидая увидеть неприятеля.
В технологических картах отметьте свои результаты.
Пятый этап (Синтез):
1). Дайте название тексту.
2). Определите стиль и приведите доказательства.
3) Закончите текст. Составьте 2 – 3 предложения, используя деепричастия, деепричастные
обороты.
4). Расставьте недостающие знаки препинания и графически прокомментируйте их постановку
при деепричастном обороте, одиночном деепричастии.
_______________________________
Желательно учить стихотворение несколько дней.
Прочитав стихотворение подумай, какие чувства оно у тебя пробудило.
Выбирая правильную интонацию представляй то, о чем пишет автор. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стиль: __________________________, т.к. _______________________________________________
____________________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
Оцените свою деятельность на уроке:
1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………
2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….
3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Фамилия, имя ученика: _________________________________________.
Первый этап. Знание
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я допустил ошибку при заполнении схемы или не смог привести пример. | 1 | ||
Я правильно заполнил схему и привел пример, составив предложение. | 2 |
Второй этап. Понимание.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я нашел не все деепричастия и деепричастные обороты. Графически объяснил не все знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях (не более 3-х ошибок). | 1 | ||
Я нашел все деепричастия и деепричастные обороты. Графически объяснил знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях. | 2 |
Третий этап. Применение.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я смог задать смысловые вопросы к одиночным деепричастиям, но не смог объяснить, почему некоторые одиночные деепричастия не обособляются. Изменил предложение так, чтобы деепричастие выделялось запятой. | 2 | ||
Я смог задать смысловые вопросы к одиночным деепричастиям и объяснить, почему некоторые одиночные деепричастия не обособляются. Изменил предложение так, чтобы деепричастие выделялось запятой. | 3 |
Четвертый этап. Анализ.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я допустил ошибку в расстановке знаков препинания и в комментарии их графически (не более 1-2 ). Нашел третье лишнее. | 3 | ||
Я правильно расставил знаки препинания, прокомментировал их графически. Нашел третье лишнее. | 5 |
Пятый этап. Синтез.
Баллы | Мои баллы | Примечание | |
Я смог озаглавить текст, определить его стиль, но не смог привести доказательства. Я составил только одно предложение, используя деепричастия, деепричастные обороты. Я допустил ошибки ( 2 – 3 ) в расстановке недостающих знаков препинания или в графическом комментарии. | 3 | ||
Я смог озаглавить текст, определить его стиль, привести доказательства. Я составил 2-3 предложения, используя деепричастия, деепричастные обороты. Я правильно расставил недостающие знаки препинания и сделал графический комментарий. | 5 |
Количество баллов за урок: __________
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по теме «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
Ученика(цы) ________________________________.
Количество часов - 5 уроков.
Срок изучения 18.03. –26.03.2013г.
Цель изучения темы: знать деепричастия, деепричастные обороты, образование деепричастий от глаголов, видеть место деепричастного оборота в предложении, уметь определять синтаксическую роль, расставлять знаки препинания и графически объяснять постановку знаков препинания в предложениях, определять роль деепричастных оборотов в тексте
Обязательная часть | Накопительная часть | ||||||
№ п/п | Тема урока | Максимальное кол-во баллов | Набранные баллы | Творческие работы | Макс. кол-во баллов | Набранные баллы | Бонус от учителя |
1. | Что такое деепричастие. 18.02. | 17 | Лингвистическая сказка о деепричастии. | 5 | |||
2. | Что такое деепричастие. 19.02. | 17 | Портрет деепричастия. (составление кластера) | 5 | |||
3. | Деепричастный оборот. 20.02. | 17 | Сравнительная таблица деепричастие - причастие | 5 | |||
4. | Деепричастный оборот. 25.02. Проверочная работа | 17 12 | Презентация «Что такое деепричастие?» или «Деепричастный оборот». | 5 | |||
5. | Урок-практикум. Тестовая работа по теме «Деепричастный оборот». 26.02. | 20 | |||||
Итого: | 100 | 20 |
Расчет баллов.
100 – 120 | «5» |
90 – 99 | «4» |
72 – 89 | «3» |
Учащиеся могут получить бонусные баллы от учителя за активную работу на уроке, за качественное выполнение домашних работ.
Предварительный просмотр:
Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия № 505 Красносельского района
Преподаватель: Богацкая Юлия Юрьевна
Учебная дисциплина: русский язык
Тема: «Деепричастный оборот»
Целевая аудитория: 6 класс (урок 3 по теме)
Цели:
Знание: знать деепричастия, деепричастные обороты, образование деепричастий от глаголов.
Понимание: видеть место деепричастного оборота в предложении, уметь определять синтаксическую роль, расставлять знаки препинания.
Применение: видеть деепричастные обороты, одиночные деепричастия в тексте, графически объяснять постановку знаков препинания в предложениях.
Анализ: роль деепричастных оборотов в тексте
Синтез: составлять синквейн, включая в текст деепричастия.
Оценка: оценивать орфографические и пунктуационные умения.
Оборудование:
- Учебник по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской.
- Рабочая карта к уроку.
- Технологическая карта урока.
- Презентация.
- Музыкальная открытка.
Ход урока
- Обобщение изученного с элементами критического мышления (стадия вызова).
Задача: определить верное или ложное суждение содержится в высказывании и объяснить свою точку зрения (бонус). Верное суждение - зеленая сигнальная карточка, ложная – красная сигнальная карточка.
Вопросы:
- Верите ли вы, что деепричастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?
(Нет, потому что совмещают признаки глагола и наречия)
- Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом?
(Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному действию)
- Верите ли вы, что деепричастия имеют признаки глагола?
(Да, вид, возвратность)
- Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам?
(Нет, деепричастия – неизменяемая форма)
За правильные ответы ученики получили бонусы.
- Знание.
- Подпишите свои рабочие и технологические карты.
- Выполняем первое задание рабочей карты.
Задание № 1: прочитайте предложение, выделите грамматическую основу, прокомментируйте орфограммы.
Любовь к матери зар…ждает?ся в колыбел.. и всегда живет в душе человека.
Задание № 2: замените одно сказуемое деепричастием. Запишите получившееся предложение.
Любовь к матери, зарождаясь в колыбели, всегда живет в душе человека.
Задание № 3: выпишите из предложения словосочетание с главным словом деепричастием.
Зарождаясь в колыбели.
Вспомните определение причастного оборота. По аналогии составьте формулу: деепричастный оборот = деепричастие + зависимое слово.
Задание № 4: прочитайте выразительно предложение с деепричастным оборотом. Выделяется ли деепричастный оборот интонационно? А на письме? Кто не поставил знаки препинания, исправьте пунктуационную ошибку.
Задание № 5: а теперь сформулируйте и запишите тему урока на рабочей карте. Ваши предложения.
Тема урока: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».
Постановка цели урока: наша задача научиться видеть деепричастный оборот и правильно расставлять знаки препинания.
В технологических картах отметьте свои результаты.
- Понимание.
Задание:
а) найдите деепричастные обороты, одиночные деепричастия;
б) определите место деепричастного оборота в предложении;
в) найдите главное слово (глагол – сказуемое), поставьте от него вопрос к деепричастному обороту;
г) определите, каким единым членом предложения является деепричастный оборот;
Мама, любя ребенка всем сердцем, простит ему любую ошибку и неудачу.
Любя ребенка всем сердцем, мама простит ему любую ошибку и неудачу.
Мама простит ребенку любую ошибку и неудачу, любя его всем сердцем.
Мама, любя, простит ребенку любую ошибку и неудачу.
Запишите свои выводы в рабочую карту:
- Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.
- Деепричастия, деепричастный оборот выделяются на письме ______________, т. е. обособляются.
- В предложении деепричастия, деепричастный оборот, как и наречия, являются __________________ .
Проверьте свои записи по учебнику стр.166.
В своих технологических картах отметьте свои результаты.
Вопросы для желающих получить дополнительные бонусы:
- Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нем нет глагола?
(Нет, т.к. деепричастие обозначает добавочное действие, а сказуемое–глагол - основное)
- Есть ли различия в расстановке знаков препинания в причастном и деепричастном оборотах?
- Применение.
Прочитайте текст. Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и графически прокомментируйте расстановку знаков препинания.
Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, что делать в этом мире.
Бог, подумав, ответил:
- Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой.
- Но я не понимаю его язык.
- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.
- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.
- Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама.
Красивая притча? А что представляет собой текст? Какие особенности существуют в оформлении диалога?
Выполняем задание в рабочих картах.
Проверяем задание.
В технологических картах отметьте свои результаты.
- Анализ.
Задание: прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий. Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия. Расставьте, графически объясните знаки препинания. Что изменилось в составленном вами тексте?
Притча о любви матери к детям.
Однажды к маме пришли ее дети ___________________________________ спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать ____________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я! Ее огонь – моя любовь».
Мама _____________________________________ зажгла ее от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь моей свечи стал меньше?»
И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток. Она с любовью смотрела на них ____________________________________________________________ . А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.
Слова для справок: улыбнувшись, споря между собой, взяв еще одну свечу, внимательно вглядываясь в их глаза.
Проверяем задание. Читаем получившийся текст со знаками препинания, объясняя их расстановку. Как изменился текст, после того, как мы добавили в него деепричастные обороты?
Сформулируйте основную мысль притчи: ________________________________________
_____________________________________________________________________________
В технологических картах отметьте свои результаты.
VI. Синтез.
Сегодня на уроке мы говорили о самом близком и дорогом человеке – МАМЕ. Попробуем составить синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастие или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.
Зачитываем получившиеся синквейны.
- Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке:
1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………
2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….
3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………
Музыкальная открытка: «Мамы 6 «а»».
Домашнее задание:
Напишите миниатюру о маме с использованием одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Расстановку знаков препинания графически прокомментируйте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деепричастный оборот деепричастие + зависимое слово =
Любовь к матери, зарождаясь в колыбели, всегда живёт в душе человека.
Тема урока: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте
Мама , любя ребенка всем сердцем , простит ему любую ошибку и неудачу. Любя ребенка всем сердцем , мама простит ему любую ошибку и неудачу . Мама простит ребенку любую ошибку и неудачу, любя его всем сердцем . Мама, любя , простит ребенку любую ошибку и неудачу.
1. Деепричастия, деепричастный оборот занимают место в предложении . 2 . Деепричастия, деепричастный оборот выделяются на письме , т.е. обособляются. 3. В предложении деепричастия, деепричастный оборот, как и наречия являются . любое запятыми обстоятельствами
Ещё не родившись , ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, что делать в этом мире. Бог, подумав , ответил: Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой. Но я не понимаю его язык. Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед . А как зовут моего Ангела? – спросил, облегчённо вздохнув , ребёнок. Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама. Х Х Х Х
Притча о любви матери к детям
Однажды к маме пришли её дети спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать взяла свечу, зажгла её и начала говорить: «Вот свеча – это я! Её огонь – моя любовь». Мама ______________ зажгла её от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь свечи стал меньше?» И так она зажгла столько свечей, сколько у неё было деток. Она с любовью смотрела на них __________ А огонь её свечи оставался всё таким же большим и тёплым. споря волнуясь взяв внимательно вглядываясь в их глаза между собой ещё одну свечу , , , , , , , , . Х Х Х Х
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"
Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.
Это разработка проведенно мастер-класса учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»
Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»...
Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»
Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе я расскажу: как сделать ...
Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"
Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...