Разработка темы "Деепрчастие" - 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Богацкая Юлия Юрьевна

На сайте представлен конспект урока с презентацией по теме "Деепричастный оборот", технологическая карта по теме "Деепричастие", рабочие карты к урокам и проверочная работа.  Тема разработана по рейтинговой накопительной критериально-ориентированной технологии (программа М. М. Разумовской).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: «Деепричастие»

I вариант.

Задание № 1.   Найдите предложения, в которых есть деепричастия.

  1. Приземлившись, парашютист огляделся вокруг.
  2. Приземлившиеся парашютисты громко переговаривались.
  3. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
  4. Мама сидела, откинувшись в кресле.
  5. Разложив игры, дети сели в кружок.
  6. Я открыла окно и залюбовалась морем.

Задание № 2.   Найдите предложения с деепричастным оборотом.

  1. Брат склонил голову и что-то писал.
  2. Уставшая, она не хотела идти дальше.
  3. Он шел, насвистывая какую-то песенку.
  4. Выйдя из дома, человек направился к машине.
  5. Человек, вышедший из дома, направился к машине.
  6. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

Проверочная работа по теме: «Деепричастие»

II вариант.

Задание № 1.   Найдите словосочетания с деепричастиями.

  1. Закутанный в тулуп
  2. Проложенный геологами
  3. Укрепил болт
  4. Вырастив урожай
  5. Устроившись на ночлег
  6. Заперев дом

Задание № 2.   Найдите предложения с деепричастным оборотом.

  1. Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
  2. Много тайн хранят леса, опаленные войной.
  3. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
  4. Не узнав горя, не  узнаешь и радости.
  5. Радостно улыбаясь, девочка вошла в комнату.
  6. Чернеет лес, теплом разбуженный.



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________

 Тема урока: ЧТО ТАКОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Задание.  Прочитайте стихотворение.  Обозначьте части речи, выпишите слово, которое вызвало затруднение, поставьте к нему вопрос.  Попробуйте по вопросу определить принадлежность данного слова к знакомым вам частям речи.

Когда приютит задремавшее стадо                ____________________________

Семейство берез на холме за рекой,                  ____________________________

Пастух, наблюдая игру листопада,                   ____________________________

Лениво сидит и болтает ногой.                        ____________________________

                                            (Н.М. Рубцов)

Первый этап (Знание):

Задание № 1.  Сравните предложения:

Где-то близко ударил гром и напугал всех.

Где-то близко ударил гром, напугав всех.

а) выделите грамматические основы.

б) выпишите глаголы, обозначающие однородные действия.

__________________________________________________________________________________

в) выпишите глагол, обозначающий основное действие и слово, обозначающее добавочное действие,  задайте от основного действия к добавочному вопрос.

__________________________________________________________________________________

Задание № 2.  Определите способы образования слов, обозначающих добавочное действие.

Напугав   _____________________________________

глядя        _____________________________________

спеша      _____________________________________

играючи  _____________________________________

скрепивши  ___________________________________

 

Задание № 3.  Определите глагольные признаки деепричастий,

а) задав вопросы:

вскрикнул, ( ____________________ ) напугав;  

шел, ( ____________________ ) глядя.

Я могу определить ___________________________________________________________________

б) глядя – глядясь 

Я могу определить ___________________________________________________________________

Задание № 4.  Определите признаки наречий у деепричастий.

а) задав вопросы и определив синтаксическую роль:

бежал, ( ______________  ) спотыкаясь.  

Деепричастия как и наречия  __________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание:  Используя знания, полученные на  первом этапе, заполните схему:

Что такое деепричастие

Особая форма ____________________________, которая обозначает __________ ____________________________________ ,  имеет признаки глагола ( __________ ________________________________ ) и наречия ( __________________________ ).   Деепричастие образуется от глаголов при помощи специальных суффиксов: _____________________________________________________________.

В предложениях является ______________________________________.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Третий этап (Применение):

Задание.  Из упражнения № 368, стр. 163 выпишите только деепричастия, обозначая в них все морфемы.  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объясните, почему у деепричастий нет окончаний:

________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

 

Четвертый этап (Анализ):

Задание.   Выпишите из предложений деепричастия с главным словом,  определите признаки наречия и глагола у деепричастий.  

а) Чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега.  

б)  А из города уже выступила неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.

в)  Играя и пенясь, волны шаловливо набегали на берег.

г)  Ветви, закрутившись, обвивали дерево.

д)  И кое-где первый желтый лист, крутясь, слетает на дорогу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Составьте синквейн о деепричастии.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выделил грамматические  основы, определил способы образования деепричастий, определил не все признаки глагола и наречия у деепричастия.

1

Я правильно выделил грамматические  основы, определил способы образования деепричастий, определил признаки глагола и наречия у деепричастия.

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я допустил ошибки в заполнении схемы, используя знания, полученные на первом этапе.

1

Я правильно заполнил схему, используя знания, полученные на первом этапе.

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я допустил ошибки (не более 2-х)  выписывая деепричастия и обозначая  в них морфемы. Я не смог самостоятельно объяснить, почему у деепричастий нет окончаний.

2

Я правильно выписал все деепричастия, обозначив в них морфемы и смог объяснить, почему у деепричастий нет окончаний.

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал из предложений деепричастия с главным словом. Я определил не все признаки наречия и глагола у деепричастий.

3

Я правильно выписал из предложений деепричастия с главным словом. Я определил все признаки наречия и глагола у деепричастий.

5

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я написал синквейн о деепричастии.  Но  допустил орфографические или пунктуационные ошибки.

3

Я написал синквейн о деепричастии.  Не допустил орфографических или пунктуационных ошибок.

5

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________       19.02.2013г.

 Тема урока:  ЧТО ТАКОЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

Задание.  Определите,  верное или ложное суждение содержится в высказывании и объясните свою точку зрения. (Устно. Правильный ответ – бонус).

Первый этап (Знание):

Задание № 1.  Заполните схему:

Деепричастие – это _____________________________________________________

Обозначает ____________________________________________________________

Образуется _________________________ с помощью специальных  _____________ _______________________________________________________________________

Имеет признаки а)_______________________________________________________

                             б) ______________________________________________________ Синтаксическая роль ____________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание № 1.   Найдите и подчеркните деепричастия как члены предложения, выделите суффикс, укажите вид деепричастия и синтаксическую роль, обозначьте главное слово - (Х).  Объясните орфограммы-пропуски.

Я глядел на него жадно,  стараясь уловить хотя бы тень беспокойства.  Он стоял под пистолетом,  выб…рая из фура…ки спелые черешни.  Я обратился к секундантам,  объявив, что нынче стрелять (не)намерен.  Сильвио вынул из кармана письмо и дал мне его почитать.   Отвыкнув от роскоши, я ор…бел.

(А. С. Пушкин)

В технологических картах отметьте свои результаты.

Третий этап (Применение):

Задание № 1.  Прочитайте текст.  Образуйте от глаголов, данных в скобках деепричастия,  обозначьте суффиксы и возвратность деепричастий.

(Шлепать) ________________ по воде лапами, медведица резко погрузилась в воду и вышла на берег.   На правой стороне речушки остался мал…нький  медвеж…нок.   Он побрел по воде,  но (достигнуть) _________________ глубокого места, ост…новился.  Медведица в одно мгновение очутилась около медвеж…нка и дала ему з…трещину.   (Схватиться) ____________________ обеими лапами за ухо, он з…орал диким голосом.  (Продолжать) __________________ держаться лапами за ушибле…ое место,  он стремительно кинулся через реку.

Определите роль деепричастий в тексте. (Устно.  Бонусный балл).

В технологических картах отметьте свои результаты.

 

Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.  Выпишите из предложения  деепричастие.  Докажите, что это слово является деепричастием.

Отдавая тепло сердца,  человек обретает душевную красоту.

Сочинение-рассуждение.

Название:_______________________________________________________________Тезис. ________________________________________________ - это деепричастие.

Доказательства.

Во-первых, оно относится к  __________________________ и обозначает________ _______________________________________________________________________ .

Во-вторых, отвечает на  ________________________________________________  .

В-третьих, имеет  _______________________________________________________

В-четвертых, как и наречие _______________________________________________.

Вывод:

Таким образом, _________________________________________________________ .

Почему необходимо ставить запятую после слов во-первых, таким образом и т.п.?

(Устно. Бонусный балл).

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Придумайте задание «Третье лишнее», используя деепричастия.  Укажите лишнее слово.  Объясните .

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я заполнил схему, допустив неточности (не более 2-х), определяя значение, признаки и синтаксическую роль в предложении деепричастия.

1

Я правильно заполнил схему, определил значение, признаки и синтаксическую роль в предложении деепричастия .

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я нашел не все деепричастия,  и допустил ошибки (не более 3-х), когда выделял суффиксы, указывал вид и синтаксическую роль,  обозначал главное слово, объяснял орфограммы-пропуски.

1

Я нашел все деепричастия,  выделил суффиксы, указал вид и синтаксическую роль.  Обозначил главное слово, объяснил орфограммы-пропуски.

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я не смог правильно образовать все деепричастия, обозначить суффиксы и возвратность деепричастий.  Допустил не более 3-х ошибок.

2

Я правильно образовал все деепричастия, обозначил суффиксы и возвратность деепричастий.

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выписал из предложения деепричастие и написал сочинение-рассуждение, но допустил орфографические ошибки (не более 3-х).  Я смог составить тезис, привести доказательства (меньше 4 ) и сделать вывод.

3

Я правильно выписал из предложения деепричастие и написал сочинение-рассуждение, не допустив орфографических ошибок.  Я смог составить тезис, привести доказательства ( 4 ) и сделать вывод.

5

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог придумать задание «Третье лишнее», используя деепричастие, указал лишнее слово, но не объяснил свой выбор.

3

Я смог придумать задание «Третье лишнее», используя деепричастие, указал лишнее слово, объяснил свой выбор.

5

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________  

 Тема урока: __________________________________________________________

                      __________________________________________________________

Первый этап (Знание):

Задание № 1:  прочитайте предложение, выделите грамматическую основу, прокомментируйте орфограммы.

Любовь к матери зар…ждает?ся в колыбел..  и всегда живет в душе человека.

Задание № 2:  замените одно сказуемое деепричастием.  Запишите получившееся предложение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3:  выпишите из предложения словосочетание с главным словом деепричастием.

____________________________________________________________________________________

Вспомните определение причастного оборота.  По аналогии составьте формулу:

деепричастный оборот = _______________________ + ______________________.

Задание № 4:  прочитайте выразительно предложение с деепричастным оборотом.  Выделяется ли деепричастный оборот интонационно?  А на письме?  Кто не поставил знаки препинания,  исправьте пунктуационную ошибку.

Задание № 5:  а теперь сформулируйте и запишите тему урока на рабочей карте.  Ваши предложения.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание:  

а) найдите деепричастные обороты, одиночные деепричастия;

б) определите место деепричастного оборота в предложении;

в) найдите главное слово (глагол – сказуемое), поставьте от него вопрос к деепричастному обороту;

г) определите, каким единым членом предложения является деепричастный оборот;

Мама, любя ребенка всем сердцем, простит ему любую ошибку и неудачу.

Любя ребенка всем сердцем, мама простит ему любую ошибку и неудачу.

Мама простит ребенку любую ошибку и неудачу, любя его всем сердцем.  

Мама, любя, простит ребенку любую ошибку и неудачу.

Запишите свои выводы:

  1. Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.
  2. Деепричастия, деепричастный оборот выделяются на письме ______________, т. е. обособляются.
  3. В предложении деепричастия, деепричастный оборот, как и наречия, являются __________________ .

В технологических картах отметьте свои результаты.

Третий этап (Применение):

Прочитайте текст.  Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и графически прокомментируйте расстановку знаков препинания.

Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

- Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

- Я подарю тебе Ангела.  Он всегда будет рядом с тобой.

- Но я не понимаю его язык.

- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

- Неважно, как его зовут…   Ты будешь называть его Мама.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Четвертый этап (Анализ):

Задание:  прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.  Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия.  Расставьте, графически объясните знаки  препинания.  Что изменилось в составленном вами тексте?  

Притча о любви матери к детям.

Однажды к маме пришли ее дети ___________________________________ спросили, кого она любит больше всех на свете.  Мать ____________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я!  Ее огонь – моя любовь».

Мама _____________________________________ зажгла ее от своей.  «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь.  Разве огонь моей свечи стал меньше?»

И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток.  Она с любовью смотрела на них_________________________________________________________ .  А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.

Слова для справок:  молча,  споря между собой,  взяв еще одну свечу,  внимательно вглядываясь в их глаза.

Сформулируйте основную мысль притчи: ________________________________________

_____________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

Составьте синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастия или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно выделил грамматическую основу, но прокомментировал не все орфограммы.  Я составил предложения с деепричастным оборотом и вывел формулу деепричастного оборота с подсказкой.

1

Я правильно выделил грамматическую основу, прокомментировал  все орфограммы.  Я составил предложения с деепричастным оборотом и вывел формулу деепричастного оборота.

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я нашел все деепричастные обороты, выделил главное слово, но не смог определить синтаксическую роль деепричастного оборота, одиночного деепричастия.  Не все выводы смог сформулировать.

1

Я нашел все деепричастные обороты, выделил главное слово, определил синтаксическую роль деепричастного оборота, одиночного деепричастия и правильно записал свои выводы.

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я нашел не все обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными  оборотами и графически прокомментировал расстановку не всех знаков препинания в тексте.

2

Я нашел все обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными  оборотами и графически прокомментировал расстановку всех знаков препинания в тексте.

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я правильно вставил подходящие по смыслу деепричастные обороты и одиночные деепричастия.  Я не смог правильно расставить все знаки препинания и графически их объяснить.

3

Я правильно вставил подходящие по смыслу деепричастные обороты и одиночные деепричастия.  Правильно расставил и графически объяснил знаки препинания.

5

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я написал синквейн, используя три деепричастия или предложение с деепричастным оборотом, но допустил орфографическую или пунктуационную ошибки.

3

Я написал синквейн, используя три деепричастия или предложение с деепричастным оборотом.  Не допустил орфографических или пунктуационных ошибок.

5

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________  

                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика(цы)__________________________       25.02.2013г.

 Тема урока:  ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.  ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ.

Задание.  Определите,  верное или ложное суждение содержится в высказывании и объясните свою точку зрения. (Устно. Правильный ответ – бонус).

Первый этап (Знание):

Задание № 1.  Выполните задание теста.

Задание № 2.  Заполните схему и приведите пример, составьте предложение на тему «Весна».

     Деепричастие __________________________________________________________________ называется деепричастным оборотом.

     Одиночные деепричастия, деепричастный оборот являются в предложении ______________ .

     Деепричастие, деепричастный оборот занимают __________________ место в предложении,  всегда относятся к _____________________,  обособляются,  т.е. выделяются _______________.

Например:  __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Второй этап (Понимание):

Задание № 1.   Упражнение № 376 стр. 167.  Спишите текст, найдите деепричастия, деепричастные обороты.  Графически объясните знаки препинания при деепричастных оборотах  одиночных деепричастиях.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Третий этап (Применение):

Задание № 1.  Сравните предложения.   Почему  одиночные деепричастия в первом случае выделяется запятой, а во втором – не выделяется.  Подсказка: задайте смысловые вопросы к одиночным деепричастиям.

 Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы.  О прогулке он рассказывал смеясь.

Вывод:  одиночные деепричастия, оканчивающиеся на ,  в функции ___________ (конец предложения) _______________ выделяются запятыми.

Задание № 2.  Измените предложение так, чтобы деепричастие выделялось запятой.

Одна из сестер шила не переставая.

________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

 Четвертый этап (Анализ):

Задание № 1.  Расставьте знаки препинания, прокомментируйте их графически.  Найдите третье лишнее.

Месяц показавшийся из-за крыши слепил глаза.

Крутясь и фыркая котенок подбежал к миске.

Я  глядел во все стороны ожидая увидеть неприятеля.

В технологических картах отметьте свои результаты.

Пятый этап (Синтез):

1).  Дайте название тексту.  

2).  Определите стиль и приведите доказательства.

3)   Закончите текст.  Составьте 2 – 3 предложения, используя деепричастия, деепричастные

      обороты.

4).  Расставьте недостающие знаки препинания и графически прокомментируйте их постановку

      при деепричастном обороте, одиночном  деепричастии.

                                          _______________________________

Желательно учить стихотворение несколько дней.

Прочитав стихотворение  подумай, какие чувства оно у тебя пробудило.

Выбирая правильную интонацию представляй то, о чем пишет автор. ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     

      Стиль: __________________________, т.к. _______________________________________________

      ____________________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Фамилия, имя ученика: _________________________________________.

Первый этап. Знание

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я допустил ошибку при заполнении схемы или не смог привести пример.

1

Я правильно заполнил схему и привел пример, составив предложение.

2

Второй этап. Понимание.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я нашел не все деепричастия и деепричастные обороты.   Графически объяснил не все знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях (не более 3-х ошибок).

1

Я нашел все деепричастия и деепричастные обороты.   Графически объяснил знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях.

2

Третий этап. Применение.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог задать смысловые вопросы к одиночным деепричастиям, но не смог объяснить, почему некоторые одиночные деепричастия не обособляются.  Изменил предложение так, чтобы деепричастие выделялось запятой.

2

Я смог задать смысловые вопросы к одиночным деепричастиям и объяснить, почему некоторые одиночные деепричастия не обособляются.  Изменил предложение так, чтобы деепричастие выделялось запятой.

3

Четвертый этап. Анализ.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я допустил ошибку в расстановке знаков препинания и  в комментарии их графически (не более 1-2 ).  Нашел третье лишнее.

3

Я правильно расставил знаки препинания, прокомментировал их графически.  Нашел третье лишнее.

5

Пятый этап.  Синтез.

Баллы

Мои баллы

Примечание

Я смог озаглавить текст, определить его стиль, но не смог привести доказательства.  Я составил только одно предложение, используя деепричастия, деепричастные обороты.  Я допустил ошибки ( 2 – 3 ) в расстановке недостающих знаков препинания или в графическом комментарии.

3

Я смог озаглавить текст, определить его стиль, привести доказательства.  Я составил 2-3 предложения, используя деепричастия, деепричастные обороты.  Я правильно расставил недостающие знаки препинания и сделал графический комментарий.

5

                                                                             

                                                                               Количество баллов за урок:  __________                                                                                                              



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

Ученика(цы)  ________________________________.

Количество часов  - 5 уроков.

Срок изучения  18.03. –26.03.2013г.

Цель изучения темы:  знать деепричастия, деепричастные обороты, образование деепричастий от глаголов, видеть место деепричастного оборота в предложении, уметь определять синтаксическую роль, расставлять знаки препинания и графически объяснять постановку знаков препинания в предложениях, определять роль деепричастных оборотов в тексте

Обязательная часть

Накопительная часть

п/п

Тема  урока

Максимальное

кол-во баллов

Набранные

баллы

Творческие работы

Макс. кол-во

баллов

Набранные баллы

Бонус от учителя

1.

Что такое деепричастие.

18.02.

17

Лингвистическая сказка о деепричастии.

5

2.

Что такое деепричастие.

19.02.

17

Портрет деепричастия.

(составление кластера)

5

3.

Деепричастный оборот.

20.02.

17

Сравнительная таблица

деепричастие - причастие

5

4.

Деепричастный оборот.  25.02.

Проверочная работа

17

12

Презентация «Что такое деепричастие?» или «Деепричастный оборот».

5

5.

Урок-практикум.  Тестовая работа по теме «Деепричастный оборот».

26.02.

20

Итого:  

100

20

Расчет баллов.

 

100 – 120

«5»

90 – 99

«4»

72 – 89

«3»

Учащиеся могут получить бонусные баллы от учителя за активную работу на уроке, за качественное выполнение домашних работ.



Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия № 505 Красносельского района

Преподаватель:  Богацкая Юлия Юрьевна 

Учебная дисциплина:  русский язык

Тема: «Деепричастный оборот»

Целевая аудитория:  6 класс  (урок 3 по теме)

Цели:

Знание:  знать деепричастия, деепричастные обороты, образование деепричастий от глаголов.

Понимание:  видеть место деепричастного оборота в предложении, уметь определять синтаксическую роль, расставлять знаки препинания.

Применение: видеть деепричастные обороты, одиночные деепричастия  в тексте,  графически объяснять постановку знаков препинания в предложениях.

Анализ: роль деепричастных оборотов в тексте

Синтез: составлять синквейн,  включая в текст деепричастия.

Оценка: оценивать орфографические и пунктуационные умения.

Оборудование:  

  1. Учебник по русскому языку под редакцией М. М. Разумовской.
  2. Рабочая карта к уроку.
  3. Технологическая карта урока.
  4. Презентация.
  5. Музыкальная открытка.

Ход  урока

  1.  Обобщение изученного с элементами критического мышления (стадия вызова).

Задача:  определить верное или ложное суждение содержится в высказывании и объяснить свою точку зрения (бонус).  Верное суждение  - зеленая сигнальная карточка, ложная – красная сигнальная карточка.

Вопросы:

  1. Верите ли вы, что деепричастия своим «внешним видом»  похожи на прилагательные?

(Нет, потому что совмещают признаки глагола и наречия)

  1. Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом?

(Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному действию)

  1. Верите ли вы, что деепричастия имеют признаки глагола?

(Да, вид, возвратность)

  1. Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам?

(Нет, деепричастия – неизменяемая форма)

За правильные ответы ученики получили бонусы.

  1. Знание.
  1. Подпишите свои рабочие и технологические карты.
  2. Выполняем первое задание рабочей карты.  

Задание № 1:  прочитайте предложение, выделите грамматическую основу, прокомментируйте орфограммы.

Любовь к матери зар…ждает?ся в колыбел..  и всегда живет в душе человека.

Задание № 2:  замените одно сказуемое деепричастием.  Запишите получившееся предложение.

Любовь к матери, зарождаясь в колыбели, всегда живет в душе человека.

Задание № 3:  выпишите из предложения словосочетание с главным словом деепричастием.

Зарождаясь в колыбели.

Вспомните определение причастного оборота.  По аналогии составьте формулу: деепричастный оборот = деепричастие + зависимое слово.

Задание № 4:  прочитайте выразительно предложение с деепричастным оборотом.  Выделяется ли деепричастный оборот интонационно?  А на письме?  Кто не поставил знаки препинания,  исправьте пунктуационную ошибку.

Задание № 5:  а теперь сформулируйте и запишите тему урока на рабочей карте.  Ваши предложения.

Тема урока: «Деепричастный оборот.  Знаки препинания при деепричастном обороте».

Постановка цели урока:  наша задача научиться видеть деепричастный оборот и правильно расставлять знаки препинания.

В технологических картах отметьте свои результаты.

  1. Понимание.

Задание:  

а) найдите деепричастные обороты, одиночные деепричастия;

б) определите место деепричастного оборота в предложении;

в) найдите главное слово (глагол – сказуемое), поставьте от него вопрос к деепричастному обороту;

г) определите, каким единым членом предложения является деепричастный оборот;

Мама, любя ребенка всем сердцем, простит ему любую ошибку и неудачу.

Любя ребенка всем сердцем, мама простит ему любую ошибку и неудачу.

Мама простит ребенку любую ошибку и неудачу, любя его всем сердцем.  

Мама, любя, простит ребенку любую ошибку и неудачу.

Запишите свои выводы в рабочую карту:

  1. Деепричастия, деепричастный оборот занимают ______________ место в предложении.
  2. Деепричастия, деепричастный оборот выделяются на письме ______________, т. е. обособляются.
  3. В предложении деепричастия, деепричастный оборот, как и наречия, являются __________________ .

Проверьте свои записи по учебнику стр.166.

В своих технологических картах отметьте свои результаты.

Вопросы для желающих получить дополнительные бонусы:

  1. Может ли деепричастие употребляться в предложении, если в нем нет глагола?

(Нет, т.к. деепричастие обозначает добавочное действие, а сказуемое–глагол  - основное)

  1.   Есть ли различия в расстановке знаков препинания в причастном и деепричастном оборотах?

  1.  Применение.

Прочитайте текст.  Найдите обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, и графически прокомментируйте расстановку знаков препинания.

Еще не родившись, ребенок спросил у Бога:

- Я не знаю, что делать в этом мире.

Бог, подумав, ответил:

- Я подарю тебе Ангела.  Он всегда будет рядом с тобой.

- Но я не понимаю его язык.

- Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед.

- А как зовут моего Ангела? – спросил, облегченно вздохнув, ребенок.

- Неважно, как его зовут…   Ты будешь называть его Мама.

Красивая притча?  А что представляет собой текст?  Какие особенности существуют в оформлении диалога?

Выполняем задание в рабочих картах.

Проверяем задание.

В  технологических картах отметьте свои результаты.

  1. Анализ.

Задание:  прочитайте текст без деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.  Вставьте подходящие по смыслу деепричастные обороты или одиночные деепричастия.  Расставьте, графически объясните знаки  препинания.  Что изменилось в составленном вами тексте?  

Притча о любви матери к детям.

Однажды к маме пришли ее дети ___________________________________ спросили, кого она любит больше всех на свете.  Мать ____________ взяла свечу, зажгла ее и начала говорить: «Вот свеча – это я!  Ее огонь – моя любовь».

Мама _____________________________________ зажгла ее от своей.  «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь.  Разве огонь моей свечи стал меньше?»

И так она зажгла столько свечей, сколько у нее было деток.  Она с любовью смотрела на них ____________________________________________________________ .  А огонь ее свечи оставался все таким же большим и теплым.

Слова для справок:  улыбнувшись,  споря между собой,  взяв еще одну свечу,  внимательно вглядываясь в их глаза.

Проверяем задание.  Читаем получившийся текст со знаками препинания, объясняя их расстановку.  Как изменился текст, после того, как мы добавили в него деепричастные обороты?  

Сформулируйте основную мысль притчи: ________________________________________

_____________________________________________________________________________

В технологических картах отметьте свои результаты.

VI.  Синтез.

Сегодня на уроке мы говорили о самом близком и дорогом человеке – МАМЕ.  Попробуем составить синквейн о маме, но вместо трех глаголов используйте деепричастие или в четвертой строке – предложение с деепричастным оборотом.

Зачитываем  получившиеся синквейны.

  1. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке:

1. Было трудно, но…………………………………………………………………………………

2. Теперь я могу…………………………………………………………………………………….

3. Я бы хотел ………………………………………………………………………………………

 

Музыкальная открытка: «Мамы 6 «а»».

Домашнее задание:

Напишите миниатюру о маме с использованием одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Расстановку знаков препинания графически прокомментируйте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Деепричастный оборот деепричастие + зависимое слово =

Слайд 3

Любовь к матери, зарождаясь в колыбели, всегда живёт в душе человека.

Слайд 4

Тема урока: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Слайд 5

Мама , любя ребенка всем сердцем , простит ему любую ошибку и неудачу. Любя ребенка всем сердцем , мама простит ему любую ошибку и неудачу . Мама простит ребенку любую ошибку и неудачу, любя его всем сердцем . Мама, любя , простит ребенку любую ошибку и неудачу.

Слайд 6

1. Деепричастия, деепричастный оборот занимают место в предложении . 2 . Деепричастия, деепричастный оборот выделяются на письме , т.е. обособляются. 3. В предложении деепричастия, деепричастный оборот, как и наречия являются . любое запятыми обстоятельствами

Слайд 7

Ещё не родившись , ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, что делать в этом мире. Бог, подумав , ответил: Я подарю тебе Ангела. Он всегда будет рядом с тобой. Но я не понимаю его язык. Ангел будет учить тебя своему языку, охраняя от всех бед . А как зовут моего Ангела? – спросил, облегчённо вздохнув , ребёнок. Неважно, как его зовут… Ты будешь называть его Мама. Х Х Х Х

Слайд 8

Притча о любви матери к детям

Слайд 9

Однажды к маме пришли её дети спросили, кого она любит больше всех на свете. Мать взяла свечу, зажгла её и начала говорить: «Вот свеча – это я! Её огонь – моя любовь». Мама ______________ зажгла её от своей. «Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь. Разве огонь свечи стал меньше?» И так она зажгла столько свечей, сколько у неё было деток. Она с любовью смотрела на них __________ А огонь её свечи оставался всё таким же большим и тёплым. споря волнуясь взяв внимательно вглядываясь в их глаза между собой ещё одну свечу , , , , , , , , . Х Х Х Х


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мастер-класса по географии 9 класс "Сюрпризы осени"

Конечная цель учебного проекта-создание сети блинных на территории Ростовской области, доказать их экономическую состоятельность....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Разработка мастер - класса Шубиной Ларисы Викторовны на тему: "Изучение элементов бурятского танца по некотрым разработкам Т.Е. Гергесовой"

Разаботка мастер - класса на тему: "Изучени элементов бурятского танца по некоторым разработкам ТЕ Гергесовой"...