Урок русского языка в 6 «А» классе общеобразовательной школы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 «А» классе общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 «А» классе общеобразовательной школы.
Учитель: Шаповалова Е.А.
Раздел: Преподавание русского языка
Тема урока: Человек через слово всемогущ ? (Слово – основная единица языка).
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания (первый урок)
Цели урока:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность;
- развитие осознания эстетической ценности русского языка.
Метапредметные:
- умение свободно пользоваться словарями различных типов;
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
- составление выступления по теме урока;
- овладение орфографическими нормами
Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С.Ожегова, словарь синонимов; этимологический словарь
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | ||
Доброе утро, ребята. Поздравляю вас с новым учебным годом. Впереди много работы, но вы не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок притчу. Вспомните, пожалуйста, о чем мы обычно говорим на вводном уроке. Слово учителя: - Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу. - Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.) - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? | Дают ответы. Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя. Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах). Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.» Учащиеся высказывают своё мнение.
| Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний | ||
- Как вы думаете, ребята, почему наш урок называется именно так? - Какова главная цель урока? - Какие цели преследуете лично вы? | Учащиеся высказывают свои предположения. Формулируют цель и задачи (помощь учителя) | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания | ||
- Что же такое слово? Какова его этимология? (слайд 4,5) - Какая информация текста оказалась для вас новой? Предоставляется слово каждой группе. - А какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к эпиграфу и к упражнению №1. Сравните высказывания К. Паустовского и Л.Н. Толстого. - Спишите понравившееся вам высказывание. - Сделайте вывод. • Физминутка. | Дети работают со словарями Ожегова, Даля, Шанского (самостоятельная работа в группах)
2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся Анализ работ и вывод. | сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию | ||
- С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3). - Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом. Подтвердите примерами. - Спишите текст, выделите орфограммы в корне. - Выявите лексическое значение слова заклинать, подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор? - Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами. - С каких точек зрения мы рассматривали понятие слово? - Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? Прочитайте материал, данный в учебнике на странице 4. - С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты? - Как вы думаете, ребята, а какую роль слова играют в нашей повседневной жизни? Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете? (слайд 6,7) - Существует семицветная радуга человеческого слова (слайд 8). Как вы думаете, ребята, что означают эти цвета? Какими словами вы предпочли бы пользоваться? Почему? (по книге протоиерея Артемия Владимирова). - Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Тема нашего урока звучит так: «Человек через слово всемогущ?» Как бы вы ответили на этот вопрос? - Хочу подарить вам слова Д.С. Лихачёва ( слайд 9) | •Учащиеся выразительно читают стихотворение. •Дают ответы. •Выясняют значение слова заклинать (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово; •Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автором; •Списывают текст, выделяя орфограммы в корнях. • Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания). • Учащиеся в парах обсуждают эти вопросы, решают, кто из пары будет отвечать. Учащиеся высказывают своё мнение. Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения). | Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие каждый из вас получили результаты? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: - используя информацию эпиграфа, упражнения №1и материала на странице 4, всё, о чём мы говорили на уроке, расскажите, что мы знаем о слове как единице языка и роли языка в жизни человека; - на выбор выполните упр. 4 или 7; - составьте свой словарь слов, которые вы предпочли бы употреблять. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение: презентация, притча.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса общеобразовательной школы.
Данная рабочая программа представляет собой максимально полный материал к проведению практически любого урока курса. Подробно описаны ход каждого урока, есть в полном объёме тексты контрольных работ, ...
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...
Развёрнутый план урока английского языка в 5 классе общеобразовательной школы по теме: " Rainbow”.
Представлена разработка развёрнутого планак урока английского языка в 5 классе общеобразовательной школы по теме: " Цвета”. ...
Рабочая программа курса «Русский язык» для 9 класса общеобразовательной школы 8 вида
Программа расссчитана для школ 8 вида...
Рабочая программа курса «Русский язык» для 9 класса общеобразовательной школы 8 вида
Программа расссчитана для школ 8 вида...
Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.
Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...
Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мысл...