Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мыслительной деятельности, несформированность языковых обобщений делают сложным изучение русского языка в коррекционной школе. Одним из эффективных методов и приёмов работы в коррекционной школе является игра и игровые задания. Игра воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, на активизацию речевой деятельности обучающихся.
Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса на уроках русского языка в том, что пробудить интерес к предмету можно, если подбирать и накапливать увлекательный материал, способный привлечь внимание учащихся. Использование игры и игровых заданий способствует появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету, что оказывает влияние на коррекцию интеллектуального развития и успешность обучения.
Значение игр и игровых заданий:
- для поддержания или создания интереса к предмету;
- для мотивации деятельности;
- для развития познавательных процессов (воображения, памяти, восприятиядля решения воспитательных задач (воспитание терпимости, аккуратности, умение доводить начатое дело до конца).
Игра может быть использована на различных этапах урока. Задания выполняются в форме игры, активного соревнования, а учителю отводится роль судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнении игрового задания свои знания, умения и навыки. Игра позволяет вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Игровые задания учащиеся выполняют с интересом при максимальной активности. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, игра способна мобилизовать умственные способности детей. Игру можно использовать и в начале урока (орг. момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки как форму словарной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_zadaniya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 49.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»
Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной
школе
(Методическое пособие)
Балдухаева Л.П.
Учитель русского языка и чтения
г Улан-Удэ
2019
Содержание
Введение
1. Актуальность проблемы. Игра и игровые задания как эффективный метод обучения в коррекционной школе.
2.Значение игр и игровых заданий на уроках русского языка в коррекционной школе.
3. Основные требования эффективности проведения игр и игровых заданий.
Заключение.
Список литературы.
Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе
Цель: способствовать формированию познавательного интереса учащихся коррекционной школы через использование игр и игровых занятий на уроках русского языка.
Задачи:
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной. форме
Введение
Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мыслительной деятельности, несформированность языковых обобщений делают сложным изучение русского языка в коррекционной школе. Одним из эффективных методов и приёмов работы в коррекционной школе является игра и игровые задания. Игра воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, на активизацию речевой деятельности обучающихся.
Актуальность проблемы.
Актуальность проблемы развития познавательного интереса на уроках русского языка в том, что пробудить интерес к предмету можно, если подбирать и накапливать увлекательный материал, способный привлечь внимание учащихся. Использование игры и игровых заданий способствует появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету, что оказывает влияние на коррекцию интеллектуального развития и успешность обучения.
Значение игр и игровых заданий:
- для поддержания или создания интереса к предмету;
- для мотивации деятельности;
- для развития познавательных процессов (воображения, памяти, восприятиядля решения воспитательных задач (воспитание терпимости, аккуратности, умение доводить начатое дело до конца).
Игра может быть использована на различных этапах урока. Задания выполняются в форме игры, активного соревнования, а учителю отводится роль судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнении игрового задания свои знания, умения и навыки. Игра позволяет вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Игровые задания учащиеся выполняют с интересом при максимальной активности. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, игра способна мобилизовать умственные способности детей. Игру можно использовать и в начале урока (орг. момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки как форму словарной работы.
Методические указания и требования к проведению игры.
- Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
- Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
- Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
- Лёгкие и трудные игры должны чередоваться.
- Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
- Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.
После игры обязательно должен быть подведён итог.
Учитель должен сформировать цель игры, определить какие умения и навыки учащиеся освоят в процессе игры, какие воспитательные цели преследуются, при этом нужно помнить, что за игрой стоит учебный процесс. Следующим важным этапом при организации игры является подбор дидактических материалов и пособий по русскому языку. Также необходимо спланировать затраченное время для проведения игры.
Заключение
Целенаправленные игры-это психолого-педагогическое средство коррекции и воспитания детей. Все перечисленные приёмы позволяют повысить продуктивность работы, развивать память, совершенствовать механизмы запоминания. Знания, получаемые при выполнении игр и игровых заданий являются практически значимыми для социальной адаптации учащихся коррекционной школы.
Литература
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку., М, «Владос!,1999.
- Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка
в 1-4 кл, М,1991.
- Волина В.В., Весёлая грамматика, М, «Знание»,1995.
Приложение
Игра «Буквы из спичек».
Какие буквы можно составить из 3-х спичек?
(A, Д, Ж, И, К, П , Р,С, Ц, Ч).
Игра «Перевёртыши».
Назовите существительные, которые читаются справа-налево так же, как и слева-направо
(казак, дед, боб, довод, топот, потоп, доход, кок)
Игра «Измени слово».
Учитель называет слово. В нём нужно изменить только одну букву, чтобы получилось новое слово. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
БАК- бок, бык, бук.
БОЧКА- точка, ночка, дочка, почка.
ДОМ-сом, ком, дог, лом, том.
Игра «Кто быстрее».
Записать 5 слов, в которых:
- звуков больше, чем букв (яблоко, заяц, юла, приём);
- букв больше, чем звуков (радостный, русский, портфель, зелень, степь).
- Количество букв и звуков одинаково (мороз, загар, ученик, окно, магазин).
Игра «Кто больше назовёт?»
Учитель читает стихи С. Маршака:
Дама сдавала багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину
Картонку
И маленькую собачонку.
Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учащиеся должны ответить каким словом называется этот предмет.
Игра «Кто знает больше слов»
Учитель начинает: » Моя мама самая добрая…», делает паузу и бросает мяч одному из учеников. Тот ловит мяч и добавляет к сказанному слово ( ласковая ), после чего бросает мяч следующему ученику. Тот снова добавляет слово (справедливая) и .т.д. Побеждает ученик, назвавший последнее слово.
Игра «Пословица».
Ученики читают слова пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь», составленную из рассыпанных букв. Каждый берёт по букве, дети становятся в круг. По сигналу ведущего гласные буквы становятся с левой стороны от центра на черту, согласные- с правой на другую черту.
Ведущий стучит в бубен-буквы гуляют по залу. По сигналу «гласные» догоняют «согласные», которые стремятся убежать за черту. Игра повторяется несколько раз.
Итог игры. Буквы выстраиваются в слова, чтобы получился первоначальный текст пословицы.
Игра «Соберём урожай».
Играющие выбирают корзинки, в которые будут собирать урожай. Участники выходят, берут картинку овоща или фрукта, читают на обороте слово и, объяснив правописание, вставляют пропущенную букву. Если объяснение правильное, картинка кладётся в корзинку.
Игра «Наборщики».
Учащимся предлагается составить слово из букв, входящих в него. За 5 минут составить новые слова.
СПОРТ-( спор, порт, рост, пост, сор, рот, пот).
Метаграммы
С л-лить слёзы заставляю,
С ж- по воздуху летаю (лук- жук).
С ё- колючий,
С у- ползучий (ёж-уж).
Игра «Сквозной алфавит».
Учащиеся должны назвать слова, в которых вторая ( третья) буква алфавита расположена в алфавитном порядке.
( Санки, сбор , иволга, игра, удав, седло, мёд, уж, узор ).
Игротека
Игра «Перекрёсток».
- Инструмент, которым забивают гвозди.
- Инструмент, которым рубят дрова.
- Малина, черника- одним словом.
- Большой населённый пункт.
- Овощ красного цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА ФОРМИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...
Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида
Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...
Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных (коррекционных) классах (проект в рамках конкурса молодых учителей "Мои первые шаги")
Как повысить интерес к предемету у детей с диагнозом ЗПР? Пути решения этой проблемы можно найти в этом проекте....
Игровые упражнения как средство повышения интереса к урокам русского языка в специальных коррекционных классах (выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей "Мои первые шаги")
Выступление на межшкольном конкурсе молодых учителей...
Выступление на заседании методического объединения: "Коррекционная направленность уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе." , 2023г
В данном материале содержатся основные направления работы на уроках трудового обучения....