Нравственные проблемы русской литературы
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе по теме "Нравственные проблемы русской литературы" способствует активизации познавательной деятельности старшеклассников; вовлекает их в аналитическую, творческую работу; формирует у учащихся собственную нравственную оценку прочитанного. Он позволяет воспитывать нравственные качества личности выпускника и готовит его к написанию части С ЕГЭ. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_problemy_russkoy_literatury.ppt | 974 КБ |
nravstvennye_problemy_russkoy_literatury.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нравственность – 1. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе. 2. Моральные качества человека. Мораль – совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу.
В.П. Астафьев Книга «Затеси» (01.05.1924 - 29.11.2001)
Затесь – это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким-нибудь острым предметом. Это особая мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги. Это место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нём «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно…».
Записка «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
Вица – хворостинка, прут, розга, хлыст, длинная ветка, лоза ( из словаря В.И. Даля ).
Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей. У. Теккерей
Пословицы 1. От плохого сына отец седеет. 2. Сердце матери лучше солнца греет. 3. Без матушки родной и цветы не цветут цветно. 4. Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься.
Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать. Есть в мире слово самое простое И самое возвышенное – Мать! Э. Асадов
Василий Александрович Сухомлинский Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
«Нравственные проблемы русской литературы».
(Отношение взрослых детей к своим родителям.)
Цели урока:
- активизировать познавательную деятельность старшеклассников, вовлекая их в аналитическую, творческую работу;
- способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки прочитанного и услышанного;
- развивать художественный вкус школьников, ассоциативное мышление, умения сравнивать, обобщать, выделять главное, обосновывать свою точку зрения;
- воспитывать нравственные качества личности;
- готовить выпускников к написанию части С ЕГЭ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Нравственные проблемы русской литературы», распечатанные тексты рассказа В.П. Астафьева «Записка».
Подготовка к уроку: стихи о матери.
Ход урока.
I. Оргмомент. Формулирование цели урока. (Слайд 1)
Словарная работа: нравственность, мораль. (Слайд 2)
II. Изучение темы.
1. Словарная работа: что такое притча? (Слайд 3)
2. Чтение притчи учителем.
Жил на свете Годори, и был у него старый отец. Совсем запилила Годори жена – дескать, сколько будет старик есть наш хлеб, пора от него избавиться.
Разрывается бедный Годори на части, не знает, как ему быть. Смотрел на это отец, смотрел и в один прекрасный день сказал сыну:
- Не хочу мешать твоему семейному счастью, уйду в горы. Но вот беда: нет сил туда добраться самому, ты уж отнеси меня.
Взял Годори корзину, усадил в нее старика и забрался на самую вершину горы. Снял с плеч корзину и хотел уже возвращаться назад, но тут его окликнул отец:
- Сынок, захвати корзину, она еще пригодится твоему сыну.
Стыдно стало Годори за свой поступок, вернулся он вместе с отцом в дом, а злую жену прогнал.
3. Беседа:
1) Как эта нравоучительная история связана с сегодняшним уроком?
2) Какой смысл имеют слов отца о том, что корзина ещё пригодится сыну Годори?
3) Чему учит нас эта притча?
4. Вступительное слово учителя о книге В. П. Астафьева «Затеси». (Слайд 4)
5. Словарная работа. Что такое «затесь»? Какое смысл это слово имеет для писателя? (Слайд 5)
6. Чтение первой фразы рассказа Астафьева «Записка». (Слайд 6)
- О ком идёт речь в этой записке?
7. Чтение рассказа
«Записка» до конца.
8. Анализ рассказа.
1) Какое впечатление рассказ произвёл на вас? Почему его нельзя читать без потрясения?
2) Как удалось автору сделать эту миниатюру криком взволнованной души, сгустком негодования?
3) Как вы поняли фразу «подбив продать домишко»?
4) Зачем нужно было сыну, чтобы мать продала свой «домишко»?
5) Почему слово «забыл» автор заключает в кавычки?
6) Почему мать надела выходную плюшевую жакетку, когда поехала с сыном в город?
7) Чьё отношение выражают слова «родной сынок» и «сынок» в рассказе?
8) Как вы думаете, смогла ли бы мать устроиться в няньки, сторожихи, домработницы, как этого хотел её сын?
9) Как бы вы сформулировали проблему этого рассказа?
10) Какова позиция автора?
11) А ваша позиция? Что бы вы сказали родному сынку при встрече?
12) Сравните притчу и рассказ. Что их объединяет и чем они различны?
9. Чтение высказывания У. Теккерея о матери. (Слайд 7)
- Почему же у взрослых людей эта незыблемая святыня становится ненужным, «отработанным» материалом?
10. Работа с пословицами. (Слайд 8)
От плохого сына отец седеет.
Сердце матери лучше солнца греет.
Без матушки родной и цветы не цветут цветно.
Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрешься.
- Объясните смысл пословиц. Какие из них иллюстрируют содержание притчи, а какие подходят к рассказу?
11. Выразительное чтение стихотворений о матери.
1) Мы часто мать
по пустякам тревожим:
У друга заночуешь иногда,
А мать не спит
И думает, быть может,
Что с сыном приключилася беда.
Она не спит.
Минута словно вечность,
Проходит перед нею, как вопрос.
Заплачет мать,
И ей как будто легче…
А если ей не хватит слез? Владимир Фирсов
2) Ты мать не просто вспоминать –
Ты должен
Вечно помнить мать.
Мать
Отдала тебе любовь
И поделилась
Всем
С тобой:
Собой.
Здоровьем.
Добротой.
И жизнью.
И своей мечтой.
Хоть ты оставил ей в залог
На долгий срок
Сыновий долг –
Ее надежда без обид
Звезду твоей судьбы хранит…
Ты мать не просто вспоминать –
Ты должен вечно помнить
Мать…
А. Коваль-Волков
3)Произошло.
Но что произошло?
Теряю первое на свете слово.
Оно уходит. Вот оно ушло.
Разрушилось.
Осталась я без крова.
Прижаться к памяти?
Она еще тепла.
Вдвоем не страшно
С новыми словами.
Мне память говорит:
«Она жила».
И это все,
что знаешь ты о маме?
Друзья твердят мне, искренни вполне,
одно и то же:
«Горевать довольно».
А вам ни разу не было, как мне,
от утешений до ожогов больно?
…Мне не забыть:
глаза – как две мольбы.
О чем последней
Искоркой синели?
Так тихо только матери могли
уйти от нас.
Так матери умели.
Галина Шпак
Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!-
Дивчина в ответ, заплетая косу:
-Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт,
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце её на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Д.Кедрин "Сердце матери"
11. Слово учителя о В.А. Сухомлинском. (Слайд 9)
12. Чтение учителем текста В.А. Сухомлинского о матери (украинская легенда).
(1) Есть старинная украинская легенда. (2) Был у матери единственный сын. (3) Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты.
(4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5) Привёл сын молодую жену в родной дом. (6) Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу:(7) «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8) Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10) как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
(11) Но мало показалось снохе и этого. (12) Говорит она мужу: (13) «Чтобы и духом матери не пахло в доме. (14) Пересели её в сарай». (15) Переселил сын мать в сарай. (16) Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
(17) Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. (18) Рассвирепела жена, прибежала к мужу: (19) «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». (20) Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. (21) Говорит он матери: (22) «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». (23) Идут к реке каменистым берегом. (24) Споткнулась мать о камень. (25) Рассердился сын: (26) «Что ты, мама, спотыкаешься? (27) Почему не смотришь под ноги? (28) Так мы до вечера будем идти к реке».
(29) Пришли, разделись, искупались. (30) Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. (31) Трепещет материнское сердце. (32) Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: (33) «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? (34) Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
(35) Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. (36) Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
(37) И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. (38) Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. (39) Не вернулась домой и мать. (40) Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. (41) И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
(42) Такова легенда, созданная народной мудростью. (43) Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
(44) Сыновняя благодарность…(45) Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. (46) И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. (47) Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.
(По В.Сухомлинскому)
III. Обобщение.
- Какие проблемы были в центре внимания на сегодняшнем уроке?
- Что вы можете сказать об этих проблемах?
IV. Домашнее задание: написать сочинение по тексту В.А. Сухомлинского в рамках части С ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Проблемы нравственности и патриотизма в русской литературе"
Рабочая программа, тематическое планирование, презентация...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» 11 класс
Данный кружок предназначен для учащихся 11 класса, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века.Программа круж...
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "А.П. Чехов". "Письменная работа на тему: «Нравственные уроки русской литературы XIX века".
Цель урока - познакомить учащихся с биографией писателя, содержанием рассказов и пьесы....