Методическая копилка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Ермакова Наталия Ивановна

Конспекты уроков по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект урока учителя русского языка и литературы МБОУ «Кугесьская СОШ №1» Ермаковой Н.И.

  Тема урока: Возвратные местоимения  

Цели урока:1)познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;

 2)выработать навыки, умения употреблять местоимение себя в устной и письменной речи учащихся

3) воспитывать познавательный интерес.        

Ход урока: Повторение пройденного  материала.

1 Прочитайте  отрывок из стиха Р.Рождественского

Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

В слове «мы»- сто тысяч «я»…

- Кто представляет дружную семью нашей Родины?

Какую часть речи представляют эти слова?

   2.Вопросы классу

-Что называется местоимением?

-Назовите личные местоимения.

-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

-    Как пишутся местоимения с предлогами?

3. Составьте пословицы из частей, записанных на карточках.

На доске:

Скажи мне, кто твой друг,
С кем поведешься, 
На друга надейся – 
Не хвали себя сам,

от того и наберешься.
пусть тебя другие похвалят.
и я скажу, кто ты.
сам не плошай.

Дети выполняют задание.

– Какой темой объединены пословицы?

Д. Темой дружбы.

У. Выпишите те пословицы, в которых есть личные местоимения. Подчеркните их.

Дети выполняют задание.

– Объясните смысл пословиц.

Дети отвечают.

 3.Отгадай загадки. О каких местоимениях идет речь ?

-В каком местоимении два звука, но буква одна?

        -Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

       -Сколько личных местоимений в слове семья?

                           -Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.

-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

             Изучение нового материала. Слово учителя.

СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ. Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве  в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одиношенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников .Оно единственный представитель старинногоо аристократического  рода возвратных местоимений.

1.Запись на доске

Умываюсь            Извиняюсь                         СЕБЯ

Улыбаюсь             Стираюсь

 -Что общего и чем отличаются данные слова?

Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик  записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно.В третьем столбике возвратное местоимение .

  • В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

2.Склонение местоимения СЕБЯ

3. Слово учителя.

                       Запомните

  • Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

И.п. - - - 

Мужской род

Женский род

Множественное число

Р.п. (кого?) себя

самого себя 

самой себя 

самих себя

Д.п. (кому?) себе

самому себе

самой себе

самим себе

В.п. (кого?) себя

самого себя 

саму себя 

самих себя

Т.п. (кем?) собой                 (-ою)

самим собой 

самой собой 

самими собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе

о самом себе 

о самой себе 

о самих себе

3.Чтение правила по учебнику.

4. Выполнение упр.402. Мофологический разбор слова  шутки.

-О чем пословица ( 4предложение)?

5. Словарная работа

Эгоист, эгоизм

6 Релаксация. «На поляне»

Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются  до рук…  Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно…  А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

ручейку.

7.Выполнение упр.403. Проверка.

 Прежде, чем выполнять упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

            Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

- Какова синтаксическая роль местоимения в составе фразеологизмов?

                Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Например: Мне не по себе.

            Задача: замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения.

- Какой из фразеологизмов отрцательно характеризует человека?

Итог урока.1.Вопросы классу

-Что вы сегодня на уроке узнали нового?

-Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

2. Домашнее задание: теоретический материал – параграф 68, записи в тетради; письменно -  упр. 380. Подготовиться к сочинению по плану.

  • Описать, какой случай произошел с мальчиком?
  • Построение рассказа:

Экспозиция – где? когда? кто?

Завязка – однажды…  как-то раз…

Развитие действия – что задумал наш герой; действия мальчика; действия котенка.

Кульминация рассказа – приходит мама…

Развязка.

  • Включить в рассказ описание интерьера, диалог.
  • Подыскать необычное название рассказа. Например: «Помог!», «Поспешишь – людей насмешишь», «Вот так сюрприз!» и т.д.

Литература

  • Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5 – 9 классы: Учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. русс. яз. – М.: Дрофа, 1997. – 432 с.
  • Русский язык: Учеб. для 6 кл.общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.

Лебедев В.А. Поурочные разработки к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2002. – 352 с.- (Библиотека учителя. Русский язык).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....