Урок-лекция «Основные композиционные приемы. Способы их оформления»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок-лекция «Основные композиционные приемы. Способы их оформления». Цель этого урока показать основные композиционные приемы работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_kompozitsionnye_priemy.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-лекция
Тема: «Основные композиционные приемы. Способы их оформления»
Цели: 1) показать основные композиционные приемы работать с текстом;
2) развивать умение писать рецензию, оценку текста;
3) воспитывать эстетические навыки работы с текстом.
Оборудование: памятки.
Ход урока.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с основными приемами оценки текста аннотацией и рецензией.
Аннотация - краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Аннотация - это текст из 3-4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация – это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.
Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.
Давайте попробуем проанализировать один из вариантов аннотации хорошо известного вам романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
Роман посвящен изображению дворянства и разночинной интеллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремился показать противоречия, которые, по его мнению, присущи представителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.
А вот другая аннотация: Толстой А.К «Князь Серебряный», стихотворения, баллады/сост.авт., послесловия и комментарии Н.И Цимбаев.
В книгу включены известный исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный», исторические баллады и лирические стихотворения Алексея Константиновича Толстого.
Оценка текста – это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, а совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценить текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, которых в нем говорится.
Оценку текста называют отзывом или рецензией.
Рецензия (от латинского recensio - рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. Рецензия является жанром литературной критики, но в тоже время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги).
Памятка: Как писать рецензию
1.Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый опубликованный текст.
2.Укажие название книги (рассказа, статьи), где и когда она опубликована?
3.Укажите её тему( о чем в ней рассказывается) и главную мысль.
4.В чем художественное своеобразие книги, язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.
5.Ваша общая оценка прочитанного.
6.Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.
Работа с текстами, написание рецензий по предложенному плану.
Вопросы: что такое аннотация и зачем она нужна?
Что такое рецензия? В чем особенность её написания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-лекция "Основное уравнение МКТ"
Этот урок в 10-м классе можно проводить как обобщающий урок по теме. Перед проведением урока нужно повторить основные формулы темы....
Композиционные приемы и средства обучения
Задания по созданию успеха на уроках ИЗО...
Основные технические приемы игры в волейбол.
План-конспект занятия СОГ девушек....
Анализ урока-лекции в 11-м классе по теме: "Способы решения иррациональных уравнений" (45 минут) руководителем
Оценка качества учебного занятия проводится по схеме, разработанной на кафедре управления развитием школы, возглавляемой чл. – кор. АПН России Т.И.Шамовой. “Сверка задач реально протекающего обр...
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...
Волейбол: основные правила, разновидности волейбола, основные технические приемы
Данную презентацию можно использовать при ознакомлении учеников с таким видом спорта как "Волейбол"...
Возможные приемы, способы, формы и методы рефлексии на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Возможные приемы формы и методы рефлексии на занятиях декоративно-прикладным творчеством в объединениях художественной направленности...