Композиционные приемы и средства обучения
методическая разработка (изобразительное искусство, 6 класс) по теме
Задания по созданию успеха на уроках ИЗО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozicionnye_priemy_i_metody_sredstvami_iskusstva.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мельник Е. В учитель технологии
Композиционные приемы и методы средствами искусства
С помощью композиционных приемов можно научиться заранее рассчитать построение картины, и эти постоянные упражнения в композиционном искусстве в конце концов формируют и развивают композиционные навыки.
Задание 1
Тема: «Я – модельер. Шаг в будущее».
Условия для конструирования: Все модели должны быть сделаны из белой бумаги.
Цели:
- при создании моделей воспитать у учащихся чувство аккуратности;
- научить ребенка нестандартному творческому мышлению;
- привить умения работать в течение бумажной пластики;
- воспитание эстетического восприятия предметов.
Оборудование и инструменты: клей, ножницы, кисть для клея, линейка, карандаш, транспортир, несколько видов бумаги: картон, альбомные листы, белые салфетки, калька.
Ход занятия:
Бумага – один из самых технологичных декоративных и безопасных материалов, которые используются на уроках технологии и кружковых занятиях. Пластические возможности бумаги огромны: ее можно сминать, сгибать, сворачивать, создавая объемные изображения. Бумажное моделирование развивает память, внимание, воображение, нестандартное мышление. Умение творить из бумаги позволяет быстро и без больших затрат оформить школьный праздник.
Учащиеся впервые знакомятся с бумагой в начальной школе, и учитель технологии, углубляя их знания и умения, может предложить выполнить на уроках разнообразные изделия.
Разрабатывая технологию изготовления, учащиеся проверили свойства разных видов бумаги и пришли к выводу, что создавать белые воздушные платья лучше всего из кальки. Но калька – бумага тонкая, поэтому «срезы» и «швы» изделий потребовалось усилитель полосками чертежной бумаги. При изготовлении костюмов были использованы резак, степлер, зажимы, спицы, куски оргстекла, клей ПВА и лак для волос с блеском. Основными материалами служили, как было сказано выше, калька и чертежная бумага.
Применялись такие приемы работы с бумагой, как складывание, закругление, сгибание, гофрирование, вырезание и др. При помощи этих приемов были изготовлены и аксессуары к костюмам. Необычный декоративный эффект был получен при нанесении на цветы лака для волос с золотым и серебряным блеском. Основные элементы костюмов соединялись с помощью степлера. Костюм из бумаги экономичны и стоимость коллекции невысока.
Работая нал коллекцией ученицы увлеченно импровизировали изменения в первоначальные эскизы. Ведь бумага дает возможность ребенку проявить творческую индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества.
В бумагопластике имеется ряд технологических особенностей, связанных со спецификой материала-бумаги. Работа с бумагой требует знаний ее текстурных особенностей. По направлению волокон она по-разному поддается сгибанию.
Изделие из бумаги создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости. Создавая сложные формы, необходимо иметь в виду не только сгибы по прямым линиям, но и сгибы криволинейного характера.
В объемном конструировании из бумаги существует 2 вида прорезания: просечка – линия сквозного прорезания, и надсечка – линия, проведенная резаком на глубину, равную половине толщины листа.
Для декорирования деталей и выполнения элементов сложной конфигурации применяют и резак, и ножницы.
Задание 2
Тема: Цветовые решения орнамента.
Цели:
- развитие чувства цвета, скомпаннованности и ритма;
- развитие наблюдательности у учащихся, выделение главного и схематизации форм;
- приобрести практику в разработке цветовых решений заданий;
- развитие творческой инициативы.
Инструменты: краски, лист бумаги, карандаш, линейка.
Ход занятия:
Создать орнаменты: один орнамент в теплых цветах, другой – в холодных цветах. Можно создать не только простые орнаменты, составленные из геометрических фигур: прямоугольник, треугольник, круг, но и достаточно сложные – листья и цветы, птиц и животные и вообще любые формы.
Применение: мебель, предмет быта, в костюмах, ограды кованные.
Работа над орнаментом – большая школа, воспитывающая в первую очередь чувство ритма, пропорций, соразмерности и соответствия. В работе над эскизами орнаментов надо искать общую гармонию цветовых пятен. Если используется черный фон, то на нем цвета будут казаться более яркими и насыщенными. Когда достигнуто удовлетворительное обобщенное решение, приступают к разработке деталей, нюансов.
Главная задача этой работы заключается в развитии творческой инициативы, вкуса в отборе изобразительных мотивов, художественной интуиции. Творческий элемент в этой работе велик: в орнамент нельзя переносить непосредственно натурные зарисовки, со всеми подробностями и нюансами цвета и формы. Все это потребуется много раз переделать, полностью уйти от натуралистической иллюзорности, чтобы прийти к условности орнамента с ее простой и лаконичной характеристикой форм природы.
Задание 3
Тема: «Черный квадрат»
Цели:
- дать сведения о ритме, скомпонаванности, создание иллюзии движения;
- воспитание у учащихся аккуратности, анализу, бережному отношению к материалам;
- подготовка учащихся к выполнению творческих работ.
Инструменты: ножницы, карандаш, бумага.
Порядок выполнения работы:
- вырезать 3 квадрата из черной бумаги размером 10 на 10 каждый;
- 2 квадрата поочередно нарезать на произвольные кусочки и составить из этих частей уравновешанные композиции.
Применение: эти задания для подготовительной работы при создании творческой исклюзивной работы в стиле «Пэчворк».
Задание 4
Тема: «Оригами». Техника оригами.
Задачи:
- развить пространственное воображение, творческие способности, мелкую моторику;
- умение читать чертежи;
- развитие конструкторских умений.
Инструменты: ножницы, бумага квадратная 20 на 20.
Ход занятия:
Слово «оргигами» японского происхождения и состоит из 2-х слов «ори» - сложенный и «ками» - бумага. Это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.
История возникновения оригами неразрывно связано с появлением в Японии бумаги. Несмотря на строжайший запрет вывозить технологию изготовления бумаги из Китая, а в VII веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он умел делать «бумагу и тушь», добирается до Японии и передает секрет изготовления бумаги. Как утверждают «Японские хроники», произошло в 610 г. до н.э.
Оригами в Японии ведет свое начло от периода Хэйан (IX-XII вв.). в то время бумага, сделанная вручную, была дорогим и очень ценным материалом, который использовался в особых случаях. Но, несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, а не в Японии, именно последняя и стала родиной искусства складывания из бумаги – оригами.
Постепенно оригами из церемониального искусства превратилась в популярный способ времяпровождения. А в XVIII веке были изобретены традиционные сегодня фигурки (животные, рыбы). Тогда же и древний символ – журавль – превратился в одну из известнейших фигурок оригами. Бумажный японский журавлик стал описанием счастья и долголетия, своеобразным символом Страны восходящего солнца.
Процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей. Как сейчас считают специалисты оригами во всем мире, появление этих простых значков было равносильно изобретению нотных знаков в музыке.
Оригами оказалось, кроме всего прочего, идеальным конструктором, состоящим из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир!
Складывание из бумаги – это не просто забава. Для того, чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой. Применение же оригами может быть самым неожиданным. Оригами нашло сове применение в промышленности, архитектуре, дизайне и даже в медицине, как хорошее психотерапевтическое средство.
Задание 5
Тема: «Волшебные ножницы»
Задачи:
- Развитие координации движения рук при резании, разметке;
- Развитие координации исполнительности;
- Воспитание эстетического вкуса.
Материалы: белые (цветная, бархатная, глянцевая или самоклеющая) бумага, ножницы, клей.
Ход занятий:
Силуэт, как вид графической техники в изобразительном искусстве возник в глубокой древности: черные плоские профильные фигуры украшают сохранившиеся до наших дней греческие вазы ХI в. до нашей эры.
В Греции родилась и красивая легенда, в которой изобретение живописи приписывается дочери Дибутада, зачернившей тень своего возлюбленного на стене дома. Однако всем нам знакомый вырезанный силуэт родился во Франции в первой половине XVIII века и в течении короткого времени завоевал всю Европу, а в конце столетия – и Россию.
Техника исполнения силуэтов была различна. Их рисовали тушью на бумаге или стекле, вырезали из бумаги. В этой технике были созданы подлинные произведения искусства. Например, в собрании Эрмитажа хранятся ныне силуэты графа Федора Петровича Толстого, художницы Е.С. Кругликовой.
Польские выцинанки. Выцинанки в переводе означают вырезки. Такие узоры широко используются для оформления подарков и украшения дома, предметов быта.
Искусство вырезать рисунки из цветной бумаги появилось в Польше около века назад и передается из поколения в поколение. Кончиками острых ножниц вырезают сначала контур рисунка, а потом на этот контур наклеиваются кусочки разноцветной бумаги. Выцинанки бывают разной формы: прямоугольный, круглые, продолговатые, в виде звезды. На одних изображены цветы, растения, птицы, на других – бытовые сценки из сельской жизни.
Китайские вырезки, которые построены не только на принципе симметрии, но и на вырезании произвольных композиции. Зарождение искусства художественного вырезания из бумаги, к сожалению, не нашло своего отражения в китайских исторических хрониках.
Из глубины веков дошел и сохранился в Китае обычай наклеивать на окна вырезанные из бумаги изображения богов, духов и героев народных легенд. Считаются, что такие изображения оберегают дом от злых духов и врагов.
Китайские мастера вырезания и сегодня придерживаются двух композиционных принципов – симметрии (дуйчэн) и равновесия (цзюньхен).
Искусство вырезания из бумаги стал настолько популярен в Китае, что ни один праздник не проходит без бумажных украшений и соревнований опытных вырезальщиков.
Доступность материала и относительная простота сделала этот вид народного искусства одним из самых популярных. Он привлекателен как для взрослых, так и для детей.
Вьетнамские вырезки, как и китайские, требуют большой точности и тщательности исполнения. Часто вьетнамские вырезальщики пользуются приемом негативного исполнения рисунка. При этом все внутренние части рисунка вырезаются, а внешний фон остается. Мотивы и сюжеты вьетнамских вырезок весьма разнообразны, но птиц и цветов вы на рисунках не найдете (кроме курицы).
Вырезать эти рисунки не просто, хотя кажется, что линии просты. Все эти виды применимы для аппликации.
Задание 6
Тема: Плетение из бумажных полос
Задачи:
- воспитание бережного отношения к материалам;
- воспитание аккуратности, сосредоточенности;
- развитие творческих способностей;
- развитие индивидуальности, логического мышления, принятия самостоятельно цветовых решений.
Инструменты: ножницы, цветная бумага, клей, кисть для клея.
Ход занятия:
Применение:
Создают различные орнаменты, картины с изображением пейзажа, животных, птиц и цветов. В начале работы необходимо приготовить из листа бумаги любого цвета основу для плетения. Для этого лист бумаги складывают пополам и по линейке карандашом проводят параллельные линии. Затем ножницами прорезают сложенный лист по этим параллельным линиям. Когда лист раскрывают – получается основа плетенки. По этой основе начинают плетение. Затем надо заготовить достаточное количество бумажных полосок одинаковой ширины нескольких цветов, в зависимости от сложности рисунка.
Длина полосок должна соответствовать длине рисунка. Плетение полос производится с помощью иглы. Иглу делают из плоской деревянной щепочки, равной по ширине полоски бумаги и длиной несколько большей, чем размер плетенки. Один конец щепочки оттачивают, другой закругляют и расщепляют по ширине на столько, чтобы в образующейся щели можно было закрепить полоску бумаги.
Плетение лучше всего начинать с самых простых узоров, постепенно усложняя рисунок.
После приобретения некоторого опыта работы с ножницами в нарезании основы и полосок рекомендуется попробывать резать ножом по линейке, так как острый нож дает более четкие и правильные линии и плетенка получается лучше.
Хорошо использовать для плетения цветную глянцевую бумагу – она не рвется и долго сохраняет естественный цвет. Выбрать рисунки для плетения не сложно. Это могут быть любые сюжеты для вышивки крестом. Самое главное – правильно подобрать цвета и закрепить полоски. Панно и картины желательно покрыть тонким слоем бесцветного лака. Это придаст бумаге дополнитльную прочность и позволит долmit сохранить изделие.
Задание 7
Тема: Рисование по мокрой бумаге.
Предварительная работа с учащимися по технике батик.
Задачи:
- развивать исполнительские умения, внимания;
- способствовать развитию творческого воображения;
- способствовать художественному восприятию.
Инструменты: краски, кисти, альбомный лист бумаги, вода.
Ход занятия:
Лист бумаги с одной стороны смачивают водой и не дожидаясь когда лист подсохнет начинают рисовать красками. Для того, чтобы картина получиласт яркая, насыщенная нужно использовать контрастные цвета и краску накладывать гуще, так как при этой технике при высыхании краски сильно высветляются.
Задание 8
Тема: Рисование по мятой бумаге.
С помощью аэрографии и узелкового батика.
Задачи:
- развивать стремление к углублению знаний в области художественной обработки;
- воспитывать усидчивость и аккуратность.
Инструменты: краски, кисти, альбомный лист бумаги, вода.
Ход занятия:
Лист бумаги сильно смять, но так, чтобы не образовались дырки. Затем лист разровнять и начинать рисовать. При работе создается впечатление старинной фрески, покрытой мелкими трещинками.
Задание 9
Тема: Структура дерева
Задачи:
- формирование интереса к декоративно-прикладному искусству;
- ознакомление с различными способами выполнения древесных текстур.
Инструменты: краски, щетинная кисть, беличья кисть.
Ход занятия:
С помощью беличьей кисточки наносим фон более светлого тона, чем основной рисунок. Даем подсохнуть. Затем берем щетинскую жесткую кисть проводим основной краской вертикальные полоски, создаем впечатление текстуры дерева.
Задание 10
Тема: Природный камень
Задачи:
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
- воспитание эстетического восприятия и развитие художественного вкуса у учащихся.
Инструменты: кисть, бумага, сухая горчица, краски.
Ход занятия:
При помощи подручных средств создать обыденные для нас вещи. Например, добавляя сухую горчицу в краску мы создаем шероховатую структуру известняка.
Задание 11
Тема: Музыка.
Элемент активизации познавательной деятельности учащихся. Музыкальная вставка вместо физкультминутки.
Задачи:
- развитие чувства ритма;
- развитие чувства цвета.
Инструменты: краски и кисти.
Ход занятия:
При прослушивании разных стилей музыки рекомендуется с помощью изобразительных средств изобразить ее ритм и выразить свое отношение к ней. Лучше всего прослушивать тяжелый рок, польку, рок-н-рол и т.д.
Задание 12
Тема: Времена года
Задачи:
- умение выразить свои чувства через цвет;
- наблюдательность, анализ.
Инструменты: краски, кисти.
Ход занятия:
С помощью цветовых пятен изобразить зиму, весну, лето, осень. Проанализировать цвета свойственные именно этому времени года. Передать настроение заснеженности зимы, появление первых цветов и набухание почек для весны, яркость лета и печаль осени.
Задание 13
Тема: Сграффито.
Задачи:
- развитие исполнительности;
- развитие координации движения рук;
- развитие творческих способностей;
- воспитание эстетического вкуса.
Инструменты: акварельные краски, кисти беличьи, воск, тушь черная (или гуашь черная), игла.
Ход занятия:
Техника сграффито (в переводе с итал. буквально – «процарапанный») применяется чаще всего в мыслительном искусстве.
На стену накладывают 2 и больше слоев штукатурки разного цвета. Например, нижний коричнево-красный, затем - зеленый и верхний – обычно белый. Когда штукатурка совершенно высохнет, ее начинают процарапывать металлическими скребками. И тогда из под белого фона выступают силуэтные коричневые и зеленые изображение.
Мы сделаем нечто похожее. Только вместо штукатурки мы будем использовать краски и воск. Для начала на листе белой бумаги раскрасим яркими акварельными красками. Затем после высыхания тщательно натираем воском, а уже потом покрываем черной тушью (или черной гуашевой краской).
После полного высыхания мы создаем свой неповторимый рисунок процарапывая линии то иголкой, то уже не пишущей ручкой, то небольшим металлическим скребком.
В нашей работе сграффито отсутствуют полутона, но есть четкости и силуэтность рисунка, что делает нашу картину оригинальной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.
Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования....
«Эффективные приемы и средства обучения говорению при подготовке к ГИА, ЕГЭ».
«Эффективные приемы и средстваобучения говорению при подготовке к ГИА, ЕГЭ».В данной работе описаны наиболее эффективные приемы и средства обучения говорению при подготовке к экзаменам....
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения»
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики через разнообразные методы, приемы и средства обучения» (из опыта работы учителя математики МОУ СОШ №2 г. Николаевска ...
Разнообразие методов, приемов и средств обучения, используемых в ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» для достижения оптимальных результатов и повышения качества образования.
В статье описываются разнообразные методы, приемы и средства, используемые учителями ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат" для повышения результативности и качества образования....
Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Организационные формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности....
Формы, методы, приемы и средства обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия орг...
Статья "Методические приемы и средства обучения иностранному языку в школе"
В этой статье рассматриваются такие понятия как "метод" и "прием",их использования в процессе обучения....