Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. По программе С.И. Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_lvova_rabochaya_programma_po_rus_.docx | 98.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Вельеникольская СОШ» _____________/Корнилова Т.В./ «____»____________20 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Вельеникольская СОШ» _____________ /Виньковская С.А./ Приказ № ___ от «___»____20 г. |
Рабочая программа
педагога Леонтьевой Виктории Альбертовны,
высшая квалификационная категория
предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК
класс: 6
на 2014 – 2015 учебный год
Рассмотрена на МО протокол №__ от ____________2014 года
Принята на педсовете протокол № __ от ____________2014 года
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
- СТАТУС;
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА;
- ЦЕЛИ;
- ЗАДАЧИ;
- УМК
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМА
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
- КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ
- ЛИТЕРАТУРА
- Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образованияпо русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения, Авторской программы под редакцией С.И. Львовой.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 6 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2011 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования.
Настоящая программа составлена на 170 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся
- овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Родной язык
- Русская орфография как система правил
- Синтаксис и пунктуация
- Текстоведение
- Морфология
- Имя существительное
- Имя прилагательное
- Глагол и его формы:
- Глагол.
- Деепричастие.
- Причастие.
- Имя числительное.
- Местоимение.
- Повторение изученного
Методическая система С.И.Львовой направлена на интенсивное речевое развитие школьников: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить, писать).
ЧТЕНИЕ. В шестом классе совершенствуются умения использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.
ГОВОРЕНИЕ. На протяжении всего курса обучения русскому языку в 6 классе организуется систематическая работа по формированию навыков построения развёрнутых устных высказываний различного типа на лингвистические и свободные темы, по формированию культуры устного ответа.
СЛУШАНИЕ. Совершенствование навыков устной речи сопровождается обучением слушанию – умению полноценно воспринимать устные высказывания и озвученную письменную речь.
ПИСЬМО. На формирование и совершенствование навыков построения письменного высказывания на целена система типовых упражнений «Сочинение-миниатюра».
В шестом классе продолжается работа по формированию и закреплению навыков орфографически правильного письма.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности, учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели и задачи обучения: Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Перечень контрольных работ
Контрольная работа № 1 (контрольный диктант по теме «Русская орфография как система правил» с грамматическим заданием)
Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализ по разделу «Синтаксис и пунктуация»)
Контрольная работа № 3 по теме «Имя существительное».
Контрольная работа № 4 (диктант с языковым анализом по теме «Имя прилагательное»).
Контрольная работа № 5 (диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие»)
Контрольная работа №6 (диктант с языковым заданием по теме «Глагол и его формы»)
Контрольная работа №7 (диктант с языковым анализом по теме «Местоимение»)
Перечень контрольных работ по развитию речи
Сочинения | Изложения |
Сочинение №1 по картине Н. Пластова «Саня Маликов». | Изложение № 1 с элементами сочинения. |
Сочинение № 2. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» | Изложение № 2 с включением в текст цифрового материала. |
УМК.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы |
Реквизиты программы | УМК обучающихся |
УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
6 | Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классы: основной курс, элективные курсы/ авт.-сост. С.И.Львова. – 3-е изд., стер., М.:Мнемозина, 2009. | 1.Учебник «Русский язык»6 класс. В 3 ч. /С.И.Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2010 2. Приложение к учебнику (справочные материалы) – 3ч. 3. «Учимся читать, слушать, говорить, писать».6 кл. в 2-х ч. Раб. тетрадь. Год издания: 2011
5. Рабочая тетрадь. «Проверь себя». 6 кл /Л.В. Прохватилина; под ред. С.И.Львовой. | 1. 1.Учебник «Русский язык»6 класс. В 3 ч. /С.И.Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2010 2. Приложение к учебнику (справочные материалы) – 3ч. 3. «Учимся читать, слушать, говорить, писать».6 кл. в 2-х ч. Раб. тетрадь. Год издания: 2011
5. Рабочая тетрадь. «Проверь себя». 6 кл /Л.В. Прохватилина; под ред. С.И.Львовой |
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ Таблица тематического распределения количества часов
№ п.п | РАЗДЕЛ/ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | СРОКИ | ЦЕЛИ | ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ | КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ | ПРАВОПИСНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ | КОНТРОЛЬ |
1. | Родной язык. | 3ч. | Углубить представление о роли родного языка в жизни человека. | *Функциональные разновидности языка | К.р. Речевой этикет, правила речевого общения | |||
2. | Русская орфография как система правил. | 12ч. | Повторение и обобщение сведений о русской орфографии как системе правил. | Орфография как раздел правописания. | Правописание корней (-зар- - -зор-. –гар- - -гор-, -кос- - -кас-); приставок (при-, пре-), *иноязычных приставок; суффиксов (-к-,-ск-); окончаний; слитные, дефисные и раздельные написания. | К.р. № 1 Р.р. Изл. № 1. | ||
3. | Синтаксис и пунктуация. | 15ч. | Повторить сведения о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики; подчеркнуть тесную взаимосвязь этих разделов. | Виды словосочетаний; основные признаки предложений; типы грамматических основ; виды осложнения простого предложения; сложное предложение и его виды; способы передачи прямой речи | К.р. Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления. Употребление односоставных и двусоставных предложений в речи. К.р. Использование этикетных обращений. Составление диалогов | Постановка тире между подлеж. и сказ.. Использование знаков препинания в предлож. с однородн. чл., вводными сл., обращен., между частями сложного предложения. | К.р. №2 Р.р. Составление диалога | |
4. | Текстоведение. | 16ч. | Текст и его признаки. | Типы и стили речи, виды связи предложений, средства связи. | Создание текста по предложенному плану. Создание текста с заданным типом связи предложений. Создание текстов разных типов речи. | Р.р. Рассказ Р.р. Составление текста описания. Р.р. Сочинение по картине. | ||
5. | Морфология 110 ч. Имя существительное | 1ч (из Повт.) | Повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке. | Принципы классификации частей речи. | ||||
13ч.+ 1 (повт)=14 | Повторить сведения о морфологических признаках имени существительного; углубить представление о способах образования. | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Словообразование. Сложение. *Бессуффиксный способ образования существительных. | К.р. Правильное употребление имён существительных. Употребление сущ. в соответствии с осн. орфоэпич., лексич.,грамматич. нормами. Употребление сущ с суф. оценки. | Правописание суффиксов существительных Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Ь на конце сущ., образ. бессуф. сп.. Написание слов с пол-(полу-) | К.р. № 3 Р.р. Сочинение миниотюра. | |||
6. | Имя прилагательное | 15ч.+3 (2 из повт.,1 из резерв)=18 | Повторить сведения о морфологических признаках имени прилагательного; формировать представление о способах образования. | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Словообразование. Сложение. *Переход некоторых прил в сущ. | К.р. Правильное употребление имён прилагательных. Употребление прил. в соответствии с осн. орфоэпич., лексич.,грамматич. нормами. | Правописание типичных суффиксов имён прил.. Правописание н, нн. Слитное и раздельное написание не с им. прил.. Правописание сложных им. прил.. | К.р. № 4 Р.р. Соч. № 1 | |
7. | Глагол и его формы 43 ч. Глагол | 11 ч.+1 резерв= 12ч. | Повторить основные сведения о морфологических признаках глагола; углубить представление о способах образования | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Словообразование. | К.р. Правильное употребление глаголов Употребление гл. в соответствии с осн. орфоэпич., лексич.,грамматич. нормами. Правильное использование глаголов в этикетных формулах выражения просьбы. *Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, будущего времени – вместо настоящего и прошедшего. | Написание суффиксов и личных окончаний глаголов | ||
8. | Деепричастие и причастие как глагольные формы | 2ч | Дать общее представление о деепричастии и причастии как особых формах глагола. | |||||
9. | Деепричастие | 9 ч | Учить опознавать деепричастие по значению, вопросу типичным суффиксам и морфологическим признакам. | Грамматические признаки деепричастий. Деепричастия соверш. и несоверш. вида. Дееприч оборот. | К.р. Правильное употребление дееприч. Употребление дееприч.. в соответствии с осн. орфоэпич., лексич.,грамматич. нормами. Построение предлож. с дееприч. | Раздельное и слитное написание не с дееприч.. Правопис. суф. дееприч.. Постановка знаков препин. при одиночном дееприч. и дееприч. обороте. | ||
10. | Причастие | 21 ч. | Расширить и углубить представление о причастии как особой форме глагола, совмещающей признаки глагола и прилагательного; формировать представление о механизме образования действительных и страдательных причастий. | Грамматические признаки причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Полные и краткие прич. Причастный оборот. | К.р. Правильное употребление причастий. Употребление прич. в соответствии с осн. орфоэпич., лексич., грамматич. нормами. Построение предлож. с прич.. | Правописание суффиксов причастий. Н, нн в причастиях полных и кратких. Правописание падежных окончаний. Постановка знаков препин. в предл. с прич.. оборотом | ||
11. | Имя числительное | 16ч. | Формировать представление об общем грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли и использовании в речи имён числительных. | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды числительных. | К.р. Правильное употребление числительных. Употребление числ. в соответствии с осн. орфоэпич., лексич.,грамматич. нормами. Употребление числит в научных текстах, деловой речи, пословицах и поговорках. | Склонение и правописание колич. числ., суффиксов числит. Слитное и раздельное написание числит разных разрядов. Правописание ь в середине и на конце числительных. | ||
12 | Местоимение | 23ч.+1ч (резерв)= 24 | Формировать представление о местоимениях, которые используются в речи для замещения имён сущ., прил., числ.; добиваться осмысления того, что местоимение имеет морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую оно замещает. | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Разряды местоимений. | К.р. Правильное употребление местоимений. Употребление местоим. в соответствии с осн. орфоэпич., лексич.,грамматич. нормами. | Правописание местоимений различных разрядов. Дефисное написание морфем кое-, –то, -либо, -нибудь. Не и ни в отриц. местоим.. | ||
13. | Повторение | 9ч.-2=7 | ||||||
14. | Резерв | 5ч.-5=0 |
ИТОГО – 170 ч.
Плановое количество контрольных работ: диктанты – 8;
изложения – 2;
сочинения - 2
3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел | Тема курса. | |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности. | |||
Родной язык | Роль родного языка в жизни человека. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа. *Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы. | *Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года). | ||
Русская орфография как система правил | Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы. (на основе изученного). Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Употребление ь и ъ (повторение). Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение). | Правописание слов с корнями -зар-//-зор-, -гар-//-гор-, -кас-// -кос-. Правописание букв ы и и в корнях после приставок. Различение приставок при- и пре- на семантической основе. *Правописание некоторых приставок иноязычного "происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.,). Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных. Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях). *Опора на элементарный этимологический анализ при аргументации правописания слов. | ||
Синтаксис и пунктуация | Синтаксис как раздел лингвистики. , Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. | Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления. Различение и правильное употребление в речи словосочетаний типа висеть на волоске, прикусить язык и т. п. (в прямом значении — как словосочетания; в переносном значении — как фразеологизма). | ||
Раздел | Тема курса. | |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности. | |||
Синтаксис и пунктуация | Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. *Предложения двусоставные и односоставные. *Односоставные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения, подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, *обособленными членами (пропедевтика). Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. | Интонационный анализ предложения Выражение настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т. п.) с помощью интонации. Выражение побуждения к действию в форме приказа (Молчать! Помолчи! и т.п.), просьбы (Будьте добры...), совета (Я бы посоветовал тебе...). Уместное употребление подобных конструкций в речи. Анализ грамматической основы в двусоставном предложении. Постановка тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при однородных членах с бессоюзной связью, с союзом и, обобщающим словом. Употребление звательной интонации в предложениях с обращениями, знаки препинания при обращениях. Соблюдение элементарных правил речевого этикета при обращении к собеседнику. Использование этикетных формул обращения в устной и письменной речи (уважаемый..., многоуважаемый..., дорогой..., милый..., родной... и т. п.). *Поэтическое обращение и использование его в художественной речи. Интонационное и пунктуационное оформление предложений с вводными словами. Постановка знаков препинания между частями сложного предложения (с двумя двусоставными частями), соединенными словами и, а, что, чтобы, потому что, если, когда, который. Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи). | ||
Раздел | Тема курса. | |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности. | |||
Синтаксис и пунктуация | Способы передачи прямой речи. Прямая речь и слова автора. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации: знаки препинания в конце предложения; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Интонационное и пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Пунктуационное оформление диалога. Составление диалога по заданной модели (например: формула речевого этикета - вопрос - ответ (повествование) - вопрос- объяснение - согласие - формула речевого этикета). *Уместное использование жестов и мимики в процессе устного диалога с собеседником. Развитие навыков выразительного чтения предложений с прямой речью и диалогом (чтение «по ролям»). *Наблюдение за использованием прямой речи и диалога в художественной литературе (тексты из учебника литературы). Постановка знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций. | ||
Текстоведение | Текст и его признаки; типы и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане.*Тезисный план. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др. | Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка, деление текста на смысловые части. Составление простого, сложного, *тезисного плана текста. Создание текста по предложенному плану. Использование цепной связи в текстах разных стилей; повтора слова или слов-синонимов в научной и деловой речи, повтора однокоренных слов как средства выразительности в художественных текстах. | ||
Раздел | Тема курса | |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности. | |||
Текстоведение Раздел | Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте. Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Параллельная связь предложений в тексте. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение). Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, завязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т. п. | Использование лексического повтора как средства выразительности в художественных текстах. Исправление неоправданного речевого повтора различными способами: замена слова местоимением, синонимом, замена синтаксической конструкции. Использование местоимений как средства связи предложений и абзацев текста. Использование параллельной связи в текстах разных стилей. Развитие смысла обобщающего предложения в последующих предложениях абзаца путем уточнения значения ключевого слова, повтора его или использования синонима. Интонационное выделение ключевого слова абзаца при выразительном чтении текста. *Использование параллельной связи в художественных текстах. *Прием пропуска подлежащего в предложениях, связанных параллельной связью. Построение схемы текста, отражающей виды связи предложений. Создание текста с заданным типом связи предложений (цепной и параллельной). Использование наречий типа потом, сначала и т. п. для связи предложений и частей текста и для передачи последовательности действий в тексте-повествовании. Написание рассказа с элементами описания. Использование наречий типа потом, сначала и т. п. для связи предложений и частей текста и для передачи последовательности действий в тексте-повествовании. Написание рассказа с элементами описания. Создание текста-описания с использованием последовательной и параллельной связи предложений и абзацев. Создание текстов разных типов речи: повествования, описания, рассуждения. | ||
Тема курса | ||||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности. | |||
Морфология | Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика самостоятельных частей речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы:
Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи. Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. | Распознавание самостоятельных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий.
| ||
Имя существительное | Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного). Словообразование имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение). *Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели,иллюстрирующие этот способ образования: (подоконник, безделица, сотрудник, наплечник). | Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков, морфологический разбор слов этой части речи. Характеристика языковых признаков имен существительных на основе анализа морфем ной модели. Стилистические различия однокоренных имен существительных (дева — девица—девочка — девка — девушка — девчонка). Определение основных способов образования имен существительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной. Образование имен существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен существительных. Образование имен существительных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными (повторение). Использование иноязычных приставок при образовании существительных. *Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существительных. | ||
Раздел | Тема курса | |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности. | |||
Имя существительное | *Бессуффиксный способ образования имен существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; сложение с одновременным присоединением суффикса. Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного). Имя существительное в тексте. Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. *Сравнение как изобразительно-выразительный приём. | Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом. Ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь). Правописание сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-). Различение разных видов сложения: сложения без соединительной гласной; сложения с соединительной гласной; сложения с одновременным присоединением суффикса. Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное произношение сложносокращенных имен существительных. Правильное согласование со сложносокращенными словами имен прилагательных и глаголов прошедшего времени. Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения. *Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление существительных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средство. | ||
Имя прилагательное | Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного). Словообразование имен прилагательных. Типичные морфемные модели имен прилагательных. | Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков имен прилагательных и морфологический разбор слов этой части речи. Характеристика языковых признаков имен прилагательных на основе анализа морфемной модели. | ||
Раздел | Тема курса
| |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности. | |||
Имя прилагательное Раздел | Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды). *Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных (например, пригородный, бездарный, заморский, несчастный). Образование имен прилагательных разными способами сложения. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов. *Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая). Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных Тема курса | Определение основных способов образования имен прилагательных: приставочного, суффиксального, *приставочно-суффиксального, сложения (разные виды). Образование имен прилагательных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей. Образование имен прилагательных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными (повторение). *Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Анализ и составление словообразовательных цепочек на основе учебного словообразовательного словаря. Морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки. Анализ словообразовательных гнезд на основе учебного словообразовательного словаря. Правописание корней в словах одного словообразовательного гнезда с точки зрения соблюдения основного орфографического принципа (сохранение единообразного облика морфем на письме). *Анализ элементарных случаев перехода имен прилагательных в существительные. Употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. | ||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности | |||
Имя прилагательное | Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного). Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. | Именные словосочетания ← х х → (прил. + сущ.; прил. + сущ.), их значение, правильное по строение и уместное употребление в речи. Правильное согласование имен прилагательных с существительными, употребленными в разных формах. Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных. Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен прилагательных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в составе фразеологических оборотов. Использование имен прилагательных в роли эпитетов. | ||
Глагол | Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки глагола (обобщение изученного). Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. | Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков глагола и морфологический разбор слов этой части речи. Определение спряжения глаголов по глагольным суффиксам, написание суффиксов и личных окончаний глаголов. Характеристика языковых признаков глаголов на основе анализа морфемной модели. Определение основных способов образования глаголов: приставочного, суффиксального, *приставочно-суффиксального. *Определение значения приставок в глаголах. Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слов. Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение и уместное употребление словосочетаний с глаголами и словами, обозначающими оценку действия (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно). | ||
Раздел | Тема курса | |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности | |||
Глагол | Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности | Глагольные словосочетания х → х → (гл. + сущ.; гл. + нареч.), их значение, правильное построение, уместное употребление в речи. Употребление глаголов в этикетных формулах выражения просьбы. Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения. *Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем глаголов. Использование глаголов в составе фразеологических оборотов. Употребление глаголов в прямом и перенос ном значении в разговорной и художественной речи (мета фора, олицетворение). Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. *Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого, будущего времени – вместо настоящего и прошедшего | ||
Деепричастие и причастие как глагольные формы | Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи). | *Распознавание деепричастий и причастий по суффиксам (простые случаи). | ||
Деепричастие Раздел | Грамматические признаки деепричастия, его наречные и глагольные признаки, типичные суффиксы. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Тема курса | Распознавание деепричастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова. Определение глагольных признаков у деепричастий. Отличие деепричастия от слов других частей речи (играя — молодая, устав от работы — военный устав). Раздельное и слитное написание не с деепричастиями и глаголами. Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. | ||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности | |||
Деепричастие | Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи. | Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями. Интонационно правильное чтение предложений с обособленными члена ми, выраженными деепричастными оборотами. Употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение предложений с деепричастными оборотами. Точное и уместное употребление фразеологизмов, включающих в свой состав деепричастия. Распознавание словосочетаний типа х → х → гл. + дееприч.; дееприч. + сущ.; х → дееприч. + нареч. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами. Использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи. Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. *Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. | ||
Причастие | Грамматические признаки причастия, признаки глагола и прилагательного в причастии, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия (черный —чернеющий, старый — стареющий). Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия. | Распознавание причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова. Определение признаков глагола и прилагательного у причастий. Различие причастия и деепричастия. Синонимическая замена причастия оборотом который + глагол (поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает). Правописание суффиксов причастий. Выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола. Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: написаниен и нн (общее представление). | ||
Раздел | Тема курса | |||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности | |||
Причастие Раздел | Склонение причастий. Причастный оборот. Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи. Тема курса | Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий. Выделение определяемого слова и причастного оборота. Постановка знаков препинания в предложениях с причастными оборотами. Различение причастных и деепричастных оборотов. Интонационно правильное чтение предложения с обособленными членами, выраженными деепричастными и причастными оборотами. Морфологический разбор причастия. Употребление причастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение предложений с причастными обо ротами. Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа ← х прич. + сущ. Правильное употребление падежной формы существительного в словосочетаниях типа х → прич. + сущ. Правильное произношение полных и кратких страдательных причастий, употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. Совершенствование умения различать словосочетания типа х → х → сущ. + прич.; прич. + сущ.; х → прич. + нареч. Синтаксический и пунктуационный пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами. Использование причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. *Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий. Анализ примеров перехода причастий в прилагательные | ||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности | |||
Имя числительное Разряд | Имя числительное как часть течи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т.д.. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные. Разряды имен числительных по строению. Числительные простые, сложные, составные. Культура речи. Правильное употребление имен числительных. Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. *Синтаксические особенности количественных числительных х → ← х (пять книг, но пятью книгами). Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи Тема курса | Распознавание имен числительных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли. Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков имен числительных. Склонение и правописание количественных и порядковых числительных. Особенности написания некоторых суффиксов имен числительных (одиннадцать, двадцать, пятеро и др.,). Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов. Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных. Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие ). Морфологический разбор имени числительного. Употребление имен числительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Склонение числительных в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п. Определение синтаксической роли имени числительного в словосочетании и предложении. Различение словосочетаний типа ← х поряд. числ. + сущ.; х → кол. числ. + сущ. Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов. Употребление имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках. Анализ способов выражения приблизительного количества | ||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности | |||
Местоимение Разряд | Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция). Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные). Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений место имений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчинённого предложений (*союзные слова) Местоимения в тексте. Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Тема курса | Наблюдение за использованием в речи местоимений-существительных, местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов. Дефисное написание морфем кое- , -то, -либо, -нибудь в составе местоимений. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Использование в речи (устной и письменной) местоимений ты, Вы (вы) в соответствии с требованиями русского речевого этикета. Правильное употребление местоимений 3-го лица. Исправление ошибок в предложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности). Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Употребление вопросительных местоимений в вопросительных предложениях. *Анализ сложноподчинённых предложений, в которых придаточная часть присоединяется к главной с помощью относительных местоимений (союзных слов) Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения. Синонимическая замена местоимений разных разрядов | ||
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности | |||
Местоимение | Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста. | Использование местоимений различных разрядов как средства й связи предложений и абзацев текста. | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО |
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по русскому языку за курс 6 класса.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
- Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
- К концу 6 класса учащиеся должны отработать навыки речевой деятельности: (аудирование, чтение, говорение, письмо).
- Определять основную мысль текста, составлять простой и сложный план, определять вид связи и средства связи предложений в тексте, соотносить текст с определенным стилем речи.
- Проводить фонетические и орфоэпический разбор слова.
- Выполнять словообразовательный и морфемный анализ слова.
- Толковать лексическое значение слов и фразеологизмов, пользоваться различными видами словарей.
- Указывать морфологические признаки изученных частей речи.
- Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание слов; владеть приемом поморфемного письма.
- Конструировать словосочетание по схеме, определять синтаксическую роль частей речи, правильно строить предложение с причастными и деепричастными оборотами.
- Пользоваться всеми видами словарей.
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I ЧЕТВЕРТЬ (9 НЕДЕЛЬ – 45 ЧАСОВ)
№ урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Тема урока | Примечания |
1 2 3 | Родной язык 3ч | Роль родного языка в жизни человека. Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Русский язык – национальный язык русского народа. К.р. Речевой этикет как правила общения. §1 Функциональные разновидности языка. §2 Функциональные разновидности языка. Инструкция как образец официально-делового стиля речи. §2 | К.р | |
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13-14 15-16. | Русская орфография как система правил 12+1 резерв=13 | Орфография - система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Правописание гласных в корне. §3. Правописание букв ы и и в корнях после приставок. Правописание согласных в корнях слов. §3. Правописание приставок на з-с. Различение приставок при-, пре- на семантической основе. §4. Правописание приставок при-, пре-. *Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.). . §4. Правописание суффиксов. §5. Правописание окончаний. §6. Употребление букв ё (е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях). §7. Употребление ъ и ь. §8. Слитные, дефисные и раздельные написания. §9. Р.р. Изложение с элементами сочинения. Контрольная работа № 1 (контрольный диктант с грамматическим заданием). Анализ ошибок, допущенных в контрольный диктант с грамматическим заданием. | . Р.р. Изл. № 1 К.д.№ 1 | |
17 18 | Синтаксис и пунктуация 15 ч. | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки. Виды словосочетаний. §10 Основные признаки предложения и его виды. Грамматико-интонационные особенности предложений. §10. | ||
№ урока | Дата проведения | Раздел / кол-во часов | Тема урока | Примечания |
19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 | Синтаксис и пунктуация | Главные и второстепенные члены предложения. §10. Р.р. Сочинение-миниатюра по картине А. Лактионова «Письмо с фронта» *Предложения односоставные и двусоставные. §10. Р.р. Изложение по тексту упр. 127. Простое осложнённое предложение. Р.р. Устное высказывание. Виды осложнения простого предложения (упр.129). Предложения с обобщающими словами при однородных членах. §11. Предложения с обращениями. Вводные слова. §11. Предложения со сравнительными оборотами. §11. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочинённое и сложноподчинённое) и бессоюзное. §12 Постановка знаков препинания между частями сложного предложения. §12. Способы передачи прямой речи. Интонационное и пунктуационное оформление предложений с прямой речью. §13 Прямая речь и слова автора. Пунктуационное оформление диалога. Р.р. К.р. Составление диалога с использованием этикетных формул. §13 Пунктуация как система правил. Знаки препинания внутри простого предложения. §14 Орфографический и пунктуационный анализ текста. Разученный диктант по тексту упр. 190. Контрольная работа № 2 (диктант с языковым анализ по разделу «Синтаксис и пунктуация») | Р.р. Р.р. Р.р. Р.р. К.р. Д/з: упр. 190. К.д №2 | |
№ урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Тема урока | Примечания |
32 33 34 35 36 37 38 39 40. 41 42 43 44 45 | Текстоведение 16 ч | Текст и его признаки. Абзац как смысловая и композиционная единица текста. Понятие о микротеме. §15. Р.р. Сжатое изложение по тексту упр 196. Тема и идея текста. Композиционные элементы текста. §15. Простой и сложный план текста. §16. Смысловая связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь. Средства связи предложений. §17. Параллельная связь предложений. §17. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи. Смысловые части текста. §17. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Неоправданный повтор. §18. Типы речи и их особенности. Повествование. Повествование с элементами описания и рассуждения. §19. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа. §19. Р.р. Письменный пересказ текста (упр. 253) по плану. Описание как тип речи. Р.р. Сочинение-миниатюра (упр. 264). §20. Разновидности описания: местности, состояния природы, характера человека и его внешности и т.п. §20. Требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста. Редактирование. Р.р. Обучающее изложение с использованием различных типов речи. Изложение отрывка из рассказа И.С. Тургенева, писателя-земляка, «Однодворец Овсянников» Основные требования к содержанию, композиционному и речевому оформлению текста Подведение итогов I четверти. | Р.р. Р.р. Р.р. д/з: сочинить рассказ (упр.255) Р.р. Р.р. |
II четверть (7 недель – 35 часов)
№ урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Тема урока | Примечания. |
46-47 | Текстоведение (продолжение) | Р.р. Сочинение по картине В.Серова «Девочка с персиками» | Р.р. | |
48 | Морфология 1ч из повторения Имя существитель- ное 13 ч.+1 из повт.на Р.р. | Самостоятельные и служебные части речи. | ||
49. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 | Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологический разбор. §21. Морфологические признаки имён существительных (обобщение). §21 Словообразование имён существительных. Типичные морфемные модели. Приставочный и суффиксальный способы образования. * Бессуффиксный способ. §22. Образование имён существительных способом сложения. Виды сложения. Сложносокращённые имена существительные. §22. Правописание сложных имён существительных. §23. Р.р. Подготовка к написанию сочинения- миниатюры по картине В. Васнецова «Ковёр-самолёт». Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-). §23. Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы. §24. К.р. Употребление имён существительных в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. §24. Синтаксическая роль имён существительных в предложении. §25. Роль имён существительных в словосочетании. §25. Имена существительные в тексте научного и художественного стиля. *Сравнение как изобразительно-выразительный приём. §26. Использование существительных в роли главного члена односоставных предложений. Употребление существительных с суффиксами оценки. §26. | Р.р К.р. К.р. | ||
№ урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Тема урока | Примечания |
62 | Контрольная работа № 3 по теме «Имя существительное». | К.р.№3 | ||
63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74-75 76 | Имя прилага- тельное 15ч.+3 (2 из повт.,1 из резерв)=18 | Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки. Морфологический разбор имени прилагательного. §27. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Правописание прилагательных с суффиксами –ск-, -к-.§27. Основные способы образование имён прилагательных. §28. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательные гнёзда однокоренных слов. §28. Р.р. Подготовка к сочинению по картине Г Мясоедова «Косцы». Правописание н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных. §29. Правописание н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных. Словообразовательный и орфографический анализ слов. §29. Правописание сложных имён прилагательных. §30. Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных. §30. Образование имён прилагательных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными. §31. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими и грамматическими и лексическими нормами. §32 Контрольная работа. Р.р. Сочинение №1 по картине Н. Пластова «Саня Маликов». Синтаксическая роль имени прилагательного. Имя прилагательное в словосочетании. §33. | Р.р К.р. Р.р. Соч. №1 | |
№ урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Тема урока | Примечания |
77 78 79 80 | Имя прил. | Роль имени прилагательного в словосочетании и предложении. §33 Имя прилагательное в тексте. Выразительные возможности имени прилагательного. §34. Контрольная работа № 4 (диктант с языковым анализом по теме «Имя прилагательное»). Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте с языковым анализом по теме «Имя прилагательное». | К.р № 4 |
III четверть (10 недель – 50 часов)
№ урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Тема урока | Примечания. |
81. 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 | Глагол 11ч +1резерв=12 | Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки. Постоянные морфологические признаки. Видовые пары. Спряжение. §35 Постоянные морфологические признаки. Глаголы переходные и непереходные, возвратные и невозвратные. §35 Р.р. Устное описание картины В. Сурикова «Взятие снежного городка». Непостоянные морфологические признаки. Наклонение глагола. §35 Непостоянные морфологические признаки. Анализ грамматических форм глагола. §35. Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели. Морфемный анализ глагола. §36. Культура речи. Правильное употребление глаголов в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами. §37. К.р Правильное употребление глаголов в соответствии с лексическими нормами. §37. Синтаксическая роль глаголов в словосочетании и предложении. Составное глагольное сказуемое. §38. Синтаксическая роль глаголов. Анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций. Морфологический разбор глагола.§38. Глагол в тексте. Роль глагола в художественном тексте.*Элементарный анализ художественного текста. §39. Глагол в тексте. Роль глагола в текстах разных стилей. §39. Проверочный диктант по теме «Глагол». | . Р.р К.р. К.р. | |
93 94 | Деепричастие и причастие как глагольные формы 2 ч | Деепричастие и причастие как особые формы глагола. Р.р. Подготовка к сочинению по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы». | Р.р. | |
№ урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Тема урока | Примечания |
95 96 97 98 99 100 101 102 103 | Деепричастие 9 ч. | Грамматические признаки деепричастия. Типичные суффиксы. §40 Морфемный состав деепричастий. Распознавание деепричастий на основе структурно-семантического и грамматического анализа. §40 Деепричастный оборот. §41 Р.р. Составление предложения с деепричастными оборотами Деепричастный оборот. Понятие об обособлении. Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастными оборотами и одиночным деепричастием.§41 Образование деепричастий совершенного вида. §42. Образование деепричастий несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий. §42 Раздельное и слитное написание не с деепричастиями. §43. Культура речи. Правильное употребление деепричастий в соответствии с орфоэпическими, грамматическими и лексическими нормами. §44. Контрольная работа № 5 (диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие») | Р.р К.р. К.д. № 5 | |
104 105 106 107 108 109 110 111 № урока | Дата проведения | Причастие 21 ч Раздел/ кол-во часов | Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы. Признаки глагола и прилагательного у причастия. §45 Роль причастия в художественном описании.§45 Склонение причастий. Правописание безударных окончаний причастий. §45 Общие отличительные признаки причастий и деепричастий. §45 Причастный оборот. Выделение определяемого слова и причастного оборота.§46 Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. §46 Р.р Составление предложений с причастными оборотами. Обособление определений, выраженных причастными оборотами. §46 Действительные и страдательные причастия. §4 Тема урока | Р.р. Примечания |
112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 | Причастие | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание суффиксов §47 Образование действительных причастий прошедшего времени. Правописание суффиксов §47 Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание суффиксов §47 Образование страдательных причастий прошедшего времени. Правописание суффиксов §47 Причастий полные и краткие. Написание н, нн (общее представление) §48 Правописание н и нн в причастиях §48 Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.Саврасова «Грачи прилетели» Культура речи. Правильное употребление причастий в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами. §49. К.р. Правильное употребление причастий в соответствии с лексическими нормами. §49. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. §50 Причастия в тексте. Изобразительно-выразительная роль причастий. §51. Р.р. Рассказ о гербе Чернского района с использованием предложений с причастными оборотами Причастия в тексте. Использование причастий в книжной и разговорной речи. §51. Контрольная работа №6 (диктант с языковым заданием по теме «Глагол и его формы») | Р.р. К.р К.р. Р.р. (упр. 693) К.р. № 6. | |
125 126 127 № урока | Дата проведения | Имя числительное 16ч. Разряд/ кол-во часов | Имя числительное как часть речи. Общее значение и употребление в речи. §52. Постоянные морфологические признаки имён числительных. Разряды числительных по значению и грамматическим признакам. §53. Правописание количественных и порядковых числительных. Написание ь в количественных числительных. §53 Тема урока | Примечания |
128 129 130. | Непостоянные морфологические признаки. Склонение количественных числительных от 5 до 30, от 50 до 80. §54 . Склонение числительных 200,300,400, 40, 90, 100. §54. Склонение собирательных числительных. §54 . |
IV четверть (8 недель – 40 часов)
№ урока | Дата проведения | Разряд/ кол-во часов | Тема урока | Примечания |
131 132 133 134 135 136 137 138 139-140 | Имя числительное | Склонение дробных числительных. §54 Склонение составных количественных числительных. §54 Склонение порядковых имён числительных. §55 Проверочная работа по теме «Склонение числительных» Культура речи. Правильное употребление имён числительных в соответствии с орфоэпическими и грамматическими нормами. §56 К.р. Правильное употребление имён числительных в соответствии с лексическими нормами. §56 Синтаксическая роль имени числительного. Морфологический разбор. §57 Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в текстах делового и научного стилей. §58. Р.р. Составление текстов научного и делового стилей Р.р. Контрольное изложение № 2 с включением в текст цифрового материала. | К.р К.р Р.р. Р.р. Изл № 2 | |
141 142 143 144 145 146 147 № урока | Дата проведения | Местоимение 23ч. +1 (резерв)=24 Раздел/ кол-во часов | Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки. Особенности местоимения как части речи.§59 Разряды местоимений.§60. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. §61. Синтаксические признаки личных местоимений. Использование личных местоимений в качестве средства связи предложений в тексте.§61. Возвратное местоимение. Склонение и использование в речи. §62. Притяжательные местоимения. Семантические и грамматические особенности местоимений. .§63. Притяжательные местоимения. К.р. Этикетные правила использования в речи личных и притяжательных местоимений §63. Тема урока | К.р. Примечания. |
148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 158 159 160 № урока | Дата проведения | Раздел/ кол-во часов | Вопросительно-относительные местоимения. Общее значение, грамматические признаки, синтаксические функции. §64. Неопределённые местоимения. Общее значение, образование и изменение неопределённых местоимений. §65 Дефисное написание морфем –то, -либо, -нибудь, кое- в составе местоимений. Правописание неопределённых местоимений. § 65 Отрицательные местоимения. Общее значение и грамматические признаки отрицательных местоимений. Правописание местоимений. §66. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. Различия в значении и написании неопределённых и отрицательных местоимений. §66. Указательные местоимения. Общее значение, морфологические признаки и употребление в речи указательных местоимений. §67. Определительные местоимения. Общее значение, морфологические признаки. §68. Употребление в речи определительных местоимений. Р.р. Сообщение по теме «Разряды местоимений» §68. Культура речи. Правильное употребление местоимений в соответствии с орфоэпическими и грамматическими и лексическими нормами. §69 Синтаксическая роль местоимений в составе словосочетаний и предложений. Морфологический разбор местоимений. §70. Синтаксическая роль в предложении местоимения разных разрядов. Морфологический разбор местоимений.§70 Местоимения в тексте. Р.р. Местоимения как средство связи предложений и абзацев. §71 Повторение по теме «Местоимение» Контрольная работа №7 (диктант с языковым анализом по теме «Местоимение») Тема урока | Р.р К.р. Р.р К.р. №7 Примечания |
161 162-163 | Местоимения | Анализ ошибок, допущенных в контрольная работа (диктанте с языковым анализом) Р.р. Контрольное сочинение № 2. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» | Р.р. К. соч.№ 2 | |
164 165-166 167 168 169 170 | Повторение изученного в 6-м классе 7 ч. | Слово как основная единица языка. §72 Правописание: орфография и пунктуация. Контрольная итоговая работа № 8 (диктант с языковым анализом). Анализ контрольной итоговой работы. Подведение итогов года. Обобщающее повторение. Р.р. Устное высказывание по теме «Чего достиг я в этом учебном году» Подведение итогов года. | К. итог. р. № 8 Р.р |
- ЛИТЕРАТУРА
- Учебник «Русский язык»6 класс. В 3 ч. /С.И.Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина, 2010
- Приложение к учебнику (справочные материалы)
- «Учимся читать, слушать, говорить, писать».6 кл. в 2-х ч. Раб. тетрадь.Год издания: 2011
Автор: Васильевых И.П. / Львова С.И. - "Русский язык. ГИА и ЕГЭ: шаг за шагом". 6 кл. Учебное пособие Год издания: 2011
Автор: Ларионова Л.Г.
- Рабочая тетрадь. «Проверь себя». 6 кл /Л.В. Прохватилина; под ред. С.И.Львовой
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...