календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе (1 курс)
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Попова Нина Ивановна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе для 1 курса ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "ТК ММП" Жуковский филиал

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ


п/п

Система уроков

Дата

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

1

2

3

4

5

6

                  7

                   8

 Язык и речь. Функциональные стили речи ( 5 часов)

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты.

Цель: углубить понятие о видах речевой деятельности, типах речи: повествовании, описании, рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов

Проблемные задания

Групповая

Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.

Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К)

Исследовательский 

Свободная работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста

2

Язык и общество.

Язык и культура.

Цель: дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, групповая

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. (К)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание информации, умение развернуто обосновывать суждения

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2005

3

Функциональные стили речи и их особенности.

Цель: углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публи- художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах,

стилевых особенностях

Проблемные задания

Групповая

Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.

Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ. (Я), (К) Исследовательский

Свободная работа с текстами художественного и научно-популярного, понимание их специфики

4

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

Цель: углубить понятие о тексте, его признаках и структуре; учить правильному  построению текста, учитывая все правила.

Проблемные задания

Групповая

Знать текст, признаки и  его структуру.

Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я), (К)

Исследовательский 

Свободная работа с текстами художественного и научно-популярного, понимание их специфики

5

Контрольный диктант на начало учебного года с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками

Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 2008 г.

           ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (7 часов)

6

Слово в лексической системе языка. Лексическое значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

Цель: повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности сино Антонимов, паронимов, омонимов.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи. (Я), (К)

Продуктивный,

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста

Горшков, А. И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 2007 г.

7

Русская лексика с точки зрения её происхождения.

Цель: углубить понятие о русской лексике с точки зрения её происхождения; дать понятие об отличительных признаках старославянизмов и исконно русских слов; привести значительные доказательства слов, вошедших в русский язык из других языков мира

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать лексику с точки зрения её происхождения, основные отличительные признаки старославянизмов от исконно русских слов.

Уметь отличать исконно русские слова от старославянизмов и заимствованных слов (К)

Продуктивный

Умение обосновывать суждения, отражение в письменной форме результатов своей деятельности

8

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления.

Цель: углубить понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах толкования слов, о группировке слов по тематическому признаку

Проблемные задания

Групповая

Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи. (Я), (К) Продуктивный

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение навыками создания собственного текста

9

История развития русского языка, его лексические системы.

Активный и пассивный словарный запас.

Цель: углубить представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах, историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их в художественной речи

Проблемные задания

Групповая

Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования. (Я), (К)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации, критическое оценивание информации, передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать суждения.

Толковый, лексикологический, этимологический словари

10

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Афоризмы.

Цель: углубить понятие о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, отличии фразеологизма от слова, афоризмах, стилистической окраске, нормативном употреблении, попутно совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. (Я), (К)

Продуктивный

Владение культурой речи, навыками редактирования

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с.50-58

11

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.

Цель: дать понятие о лексических нормах, лексических ошибках и их исправлении; совершенствовать навыки грамотного и логически правильного письма.

Проблемные задания

Индивидуальная, групповая

Знать  лексические нормы, виды лексических ошибок и способы их исправления.

Уметь правильно письменно излагать свои мысли, не допуская лексических ошибок. (Я), (К).

Продуктивный 

Владение культурой речи, навыками редактирования

12

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками

Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 2008 г.

         ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ (6 часов)

13

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.

Цель: повторить понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический трудностей

Практикум работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах

14

Практическая работа. Фонетический разбор слова.

Цель: производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. (Я)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

15

Орфоэпические нормы. Использование орфоэпического словаря.

Цель: дать понятие об орфоэпических нормах, учить пользоваться орфоэпическим словарём

Практикумработа со словарём

Индивидуальная, фронтальная

Знать орфоэпические нормы русского языка

Уметь пользоваться орфоэпическим словарём в случае затруднения  (Я)

Продуктивный

Владение культурой речи, навыками редактирования

16

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Цель: дать понятие о благозвучии речи, звукописи как изобразительном средстве; познакомить с понятиями «ассонанс», «аллитерация»

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать о благозвучии речи, звукописи как изобразительном средстве, ассонансе и аллитерации

Уметь практически применять полученные знания

(Я)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

17

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Цель: повторить и закрепить знания о правописании мягкого знака на конце слов после шипящих в разных частях речи

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила правописания мягкого знака на конце слов после шипящих в разных частях речи

Уметь практически применять имеющие теоретические знания по теме (Я), (К).

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с.16,17, 100

18

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография».

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками

Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 2008 г.

          МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ (6часов)

19

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем.

Цель: закрепление понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии с попутным совершенствованием орфографических навыков

Проблемные задания

Групповая

Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.

Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. (Я)

Исследовательский

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с.59-61

20

Практическая работа. Морфемный разбор слов.

Цель: учить правильно и последовательно делать морфемный разбор слов

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать порядок морфемного разбора слова.

Уметь делать морфемный разбор слова (Я)

Продуктивный

Умение обосновывать суждения, отражение в письменной форме результатов своей деятельности

21

Способы словообразования. Понятие об этимологии.

Цель: совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами

Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать основные способы словообразования.

Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. (Я)

Продуктивный

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

22

Употребление приставок в разных стилях речи, Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Цель: углубить знания учащихся об употреблении приставок и суффиксов в разных стилях речи; учить использовать приставки и суффиксы в разных стилях речи, не допускать речевых ошибок, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Проблемные задания

Групповая

Знать значение приставок и суффиксов для правильного их употребления в разных стилях речи.

Уметь грамотно образовывать новые слова, используя приставки и суффиксы, исправлять речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

(Я)

Исследовательский

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

23

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок пре-/при-.

Цель: повторить и закрепить навыки правописания чередующихся гласных в корнях слов, правописание приставок пре-/при-

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила правописания чередующихся гласных в корнях слов, правила правописания приставок пре-/ при-.

Уметь практически применять полученные знания.

(К).

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с.63,66-68

24

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Цель: выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными навыками

Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник диктантов для 10–11 классов. – М., 2008 г

            МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (10 часов)

25

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях.

Цель: Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи; повторить, закрепить правописание окончаний разных частей речи.

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила написания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях.

Уметь применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с. 83,84

26

Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания разных частей речи.

Цель: Закрепление навыков правописания -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи; повторить, закрепить правописание окончаний разных частей речи.

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила правописания –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Уметь применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

27

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Цель: закрепление навыков правописания не и ни с разными частями речи, развитие монологической речи.

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи.

Уметь применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

28

Различие частицы НЕ и НИ.

Цель: Закрепление правописания не и ни с разными частями речи, развитие связной монологической речи.

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи, различие частицы НЕ и НИ.

Уметь применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

29

Правописание наречий

Цель: Закрепление навыков правописания наречий; формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи.

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила правописания наречий

Уметь применять теоретические знания при выполнении письменных заданий; образовывать наречия и употреблять их в речи

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с. 99-102

30

Правописание глаголов.

Цель: Закрепить навыки правописания глаголов.

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать правила правописания глаголов

Уметь применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с. 90-93

31

32

Правописание причастий

Цель: Обобщить полученные знания по теме «Причастие»; закрепить навыки правописания.

Слитное, раздельное и дефисное написание.

Цель: Закрепление навыков слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи.

Практикум

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Индивидуальная, фронтальная

Знать значение причастий. Их образование и правописание.

Уметь  применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Знать правила слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи

Уметь  применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с. 94-96

Учебник «Русский язык» 10-11 кл. А.И.Власенков. с. 107-108

33

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

Цель: Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать порядок морфологического разбора  знаменательных и служебных частей речи

Уметь применять теоретические знания при выполнении письменных заданий (К)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

34

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Цель: проверить знания и умения учащихся, полученные в течение учебного года

Контроль

Индивидуальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)

Продуктивный

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....

календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова

планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе  Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/  М.: Мнемозина, 2008  г....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс

Планирование уроков русского языка в 9 классе...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...