Задания к олимпиаде по русскому языку (9-11 класс)
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) на тему
Предложенные 10 заданий отражают все уровни языка - от фонетики до синтаксиса, они направлены на проверку знаний и смекалки школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания к олимпиаде по русскому языку (9-11 классы)
Предложенные 10 заданий отражают все уровни языка – от фонетики до синтаксиса, они направлены на проверку знаний и смекалки школьников.
9 класс
- Расставьте в словах ударение. Августовский, алфавит, баловать, буксировать, гусеница, дефис, джинсовый, досуг, добыча, договор.
- Выпишите из текста слова, в которых есть звук /й/, но нет буквы й. Зантранскрибируйте их. Тихая моя родина! Ива, река, соловьи… (Н.М.Рубцов)
- Вставьте пропущенные буквы. Подберите, где можно, проверочные слова. (Поразительно) изм…няться, сэк…номить (минуты), прим…рять (костюм), ст…рожил (дом), хр…нить (достоинство), разл…жить (на столе), зап…реть(в лаборатории), укр…плять (традиции), насл…ждаться (общением).
- Паронимами называются слова, которые частично сходны в звуковом отношении, но отличаются значением. Объясните разницу в значении паронимов. С каждым составьте предложение. Добрый- добротный (доброкачественный, прочный), поступок-проступок (плохой поступок)
- Выделите производные слова, т.е. слова, образованные от других слов. Багроветь, базировать, барабанить, баритон, барахтаться, вафельница, гранит, картина, черепаха.
- Что лежит в основе комизма следующего высказывания? Возвращаясь из экспедиции, капитан привез с собой медведя. Он рассказал нам много интересного.
- Подберите прилагательные-определения к существительным. Какого рода эти существительные? Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль.
- Расставьте знаки препинания, определите, сколько простых предложений в составе сложного. С оставьте графическую схему предложения. До сих пор я все ещё не терял надежды сыскать дорогу домой но тут я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места почти совсем утонувшие во мгле пошел себе прямо по звездам наудалую. (И. С. Тургенев)
- Объясните появление вставочных глаголов в словах кекс, икс, текст (кек/ы/с, ик/ыс/, тек/ы/ст) в речи татар.
- Установите, к какому функциональному стилю относится текст, какие приметы данного стиля вы можете выделить?
Сложная структура содержания романа Л. Н. Толстого «Война и мир» передается не отдельными изобразительно-выразительными средствами и приемами, а разнообразным и одновременным их употреблением, образующим целые стилистические совокупности. Л. Н. Толстой нередко прибегает к сосредоточению в том или ином «ударном» месте произведения «ансамбля» стилистических приемов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Основными составляющими в этом взаимодействии являются метафора, сравнение, антитеза, различные виды повторов, параллелизм, инверсия. ( А. Т. Гулак)
10 класс
- Поставьте ударение в словах. Дозвониться, дозвонится, задолго, заиндеветь, заискриться, запломбировать, заржаветь, значимый, индустрия, каталог.
- Выпишите в две колонки слова, в которых а) две буквы обозначают один звук, б) одна буква обозначает два звука. Отсчет, нравится, подъем, у колодца, прогресс, ясно, с, метелью, улыбается, сжать, существующий, метелью.
- Вставьте пропущенные буквы; найдите и запишите лишнее слово в каждой четверке. Объясните, почему оно лишнее. 1) Пр…мудрый, пр…избыточный, пр…деланный, пр…забавный; 2) пр…лечь, пр…сесть, пр…встать, пр…ступить.
- Паронимами называются слова, которые частично сходны в звуковом отношении, но отличаются значением. Объясните разницу в значении паронимов. С каждым составьте предложение. Представить – предоставить, нетерпимый - нестерпимый.
- Какие из данных слов образованы непосредственно от прилагательного старый?
Старик, постареть, старина, староватый, старинный, по-старинному, старенький, старость, устарелый, старьё.
- Что лежит в основе комизма следующего высказывания? В городе проживает миллион трудящихся. С каждым годом он благоустраивается.
- Определите одушевленность следующих существительных. Аргументируйте свой ответ. Коллектив, медведь, армия, девочка, белочка, коршун, кукла, дуб, роза, покойник.
- Расставьте знаки препинания, определите, сколько простых предложений в составе сложного. Составьте графическую схему предложения.
В господский дом Муму не ходила и когда Герасим носил в комнату дрова всегда оставалась назади и нетерпеливо его выжидала у крыльца навострив уши и поворачивая голову то направо то вдруг налево при малейшем стуке за дверью.
- Сравните русские и татарские словосочетания и предложения. Выпишите неправильные, дайте правильный вариант ответа. Сары май – желтое масло; дару эчу – принимать лекарство; (песи) сот эчэ – (кошка) пьет молоко.
- Установите, к какому функциональному стилю относится текст, какие приметы данного стиля вы можете выделить?
Растаял мокрый снег.
Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал её, не пустил? И перышко это, как укор, белеет на стекле.
Потом обсушило стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу. (В. Астафьев)
11 класс.
- Расставьте в словах ударение. Кашлянуть, кулинария, костюмированный (бал), красивейший кремень кухонный мускулистый облегчить одновременно оптовый.
- Выпишите слова в которых звуков меньше чем букв. Сделайте их транскрипцию. Счетчик, земля, съемка, шесть, бесшумный, счастье, прелестный.
- Вставьте пропущенные буквы; найдите и запишите лишнее слово в каждой четверке. Объясните, почему оно лишнее. 1) Пр…возносить, пр…восходить, пр…общиться, пр…успевать; 2) пр…норовиться, пр…налечь, пр…тягивать, пр…градить.
- Паронимами называются слова, которые частично сходны в звуковом отношении, но отличаются значением. Объясните разницу в значении паронимов. С каждым составьте предложение адресат – адресант, дипломат – дипломант.
- Слово загородный образовано при помощи приставки и суффикса одновременно, а слово пригородный – только при помощи суффикса. Объясните это.
- Один из фельетонов в газете начинался так: «Грязи хватает повсеместно, а вот с грязями беда». Почему мн. и ед. ч. Существительных противопоставлены друг другу? Приведите аналогичные примеры.
- Образуйте форму И. п. мн. ч. Следующих существительных. Борщ, торт, шофер, договор, профессор, якорь, дом, адрес, брат, стул.
- Сравните русские и татарские словосочетания. Выпишите неправильные, дайте правильный вариант ответа. Кэбестэ башы – голова капусты, инэ кузе - игольное ушко; бит сабыны – мыло для лица.
- Расставьте знаки препинания, определите, сколько простых предложений в составе сложного. Составьте графическую схему. Синцов несколько минут простоял на шоссе прислушиваясь к тревожным гулам артиллерии и снова зашагал продолжая думать все о том же самом о чем начал думать выйдя из могилевской комендатуры что же дальше. ( К. Симонов)
- Установите, к какому функциональному стилю относится текст, какие приметы данного стиля вы можете выделить?
Одна из основ писательства – хорошая память.
Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан мною рассказ «Телеграмма».
Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Я занял одну комнату в гулком, большом доме с почернелыми бревенчатыми стенами. Старушка жила на другой половине. К ней надо было проходить через пустые сени и несколько комнат со скрипучими, пыльными половицами. ( К. Паустовский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе
Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...
Задания к Олимпиаде по русскому языку в 5 классе
Примерные материалы для подготовки к Олимпиаде по русскому языку в 5 классе...
Задания к Олимпиаде по русскому языку в 6 классе
Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 6 классе...
Задания к Олимпиаде по русскому языку в 7 классе
Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 7 классе...
Задания к Олимпиаде по русскому языку в 8 классе
Прмерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 8 классе...
Задания к Олимпиаде по русскому языку в 9 классе
Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 9 классе...
Задания к Олимпиаде по русскому языку в 10 классе
Примерные задания к Олимпиаде по русскому языку в 10 классе...